Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Камни».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Попова Татьяна Александровна

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование.

Цель: совершенствовать представления детей об объектах неживой природы – камнях,  через познавательно-экспериментальную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе.

Тема:   «Камни».

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование.

Цель: совершенствовать представления детей об объектах неживой природы – камнях,  через познавательно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить представления детей о том, что камни – это компонент неживой природы.

Учить детей выявлять и называть свойства и особенности камней (круглый, овальный, острый, гладкий, шершавый, колючий, холодный, теплый, гремит, прочный, крепкий, твердый, не тонет).

Показать значение камня в жизни человека.

Вызывать речевую активность детей.

Развивающие:

Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук и общую моторику;

Развивать исследовательские умения: наблюдать, делать предположения, обобщать, делать выводы и умозаключения.

Развивать связную речь детей, совершенствование умений составления предложений.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитывать у детей интерес к камням, желание обследовать их, любоваться ими.

 Планируемые результаты: Самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. 

Материалы: «Чудесный мешочек», коллекция камней, музыка, гуашь, кисти, баночки с водой, пластилин, стол – чаша с водой, лупы, салфетки.

Предварительная работа: оздоровительная работа - хождение по дорожке с камешками «По каменной дорожке шагают наши ножки».  Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением камней. Сбор коллекции камней. Наблюдения на прогулках.

Ход  ОД:

  1. Вступительная часть.

Воспитатель:

Ребята, я знаю, что вы у меня самые умные и любознательные исследователи. А что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, если поиграете со мной в интересную игру, согласны? (ответы детей)

  1. Игра  на ощущение «Чудесный мешочек».

Воспитатель показывает детям «Чудесный мешочек».

Всем, конечно, интересно,

Что лежит в мешке чудесном.

Каждый может угадать,

Стоит только в руки взять.

Дети ощупывают «Чудесный мешочек», пытаясь отгадать, какой предмет спрятан в мешочке.

Воспитатель задаёт детям наводящие вопросы:

Этот предмет твёрдый или мягкий?

Холодный или тёплый?

Гладкий или шершавый?

После того, как все дети высказались, воспитатель вытаскивает из мешочка и показывает детям камень.

Ребята, сегодня мы с вами будем исследовать камни.

  1. Беседа.

Проблемный вопрос:

Камень – это объект живой или неживой природы?

Воспитатель предлагает детям доказать, что камень – это объект неживой природы.

Ответы детей: камень не двигается, не растёт, не дышит, не ест, не размножается.

Вывод:  камень – объект неживой природы.

Где мы с вами можем встретить камни? Где вы нашли камни, которые принесли для нашей коллекции?

Ответы детей: в горах, на берегу моря, на дороге, у реки и т.д.

  1. Физминутка.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть и проводит  физ.гимнастику:

Вот идем мы по дороге (ходьба на месте)

И у нас устали  ноги.

Мы нагнемся 1, 2, 3! (наклоны из стороны в сторону)

Повернемся 1, 2, 3! (повороты из стороны в сторону)

Руки к солнышку потянем (тянут руки вверх)

На носочки сразу встанем (встать на носочки)

А теперь уже присядем (присесть на корточки)

Повторить 2 - 3 раза.

После физкультминутки воспитатель предлагает детям  пройти и сесть за столы.

  1. Исследовательская деятельность.

А чтобы узнать все секреты камней, предлагаю вам провести опыты. Согласны?

Воспитатель проводит вместе с детьми опыты с камнями.

Опыт №1

Воспитатель:

Возьмите по одному камешку. Посмотрите на ваши камни. Какие они? У кого самый маленький? У кого самый большой?

Погладьте  камни. Какие они на ощупь? Кому достался шероховатый  камень? А кому гладкий?

Ответы детей.

Вывод: камни бывают большие и маленькие, шероховатые и гладкие.

Воспитатель:

Молодцы дети.

Опыт №2

Воспитатель берет в руки лупу.

Кто из вас знает, как называется этот предмет?

Ответы детей: лупа.

Для чего он нужен?

Ответы детей:  для увеличения предметов.

Посмотрите на свои ладошки. А теперь посмотрите на них через лупу. Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ним тоже самое.

Что интересного вы увидели? Есть ли у вас одинаковые камешки?

Ответы детей: увидел крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры разного цвета

Вывод: камни по форме  и цвету бывают разные.

Воспитатель:

Молодцы дети.


Опыт №3

Воспитатель:

Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет?

Предположительные ответы детей.

Воспитатель:

Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло.

Ответы детей: пластилин изменил форму, а камень нет.

Воспитатель:

Почему, как вы думаете?

 Ответы детей: потому, что пластилин  мягкий, а камень твердый.

Воспитатель:  

Ребята, вы молодцы, вы определили еще одно свойство  камней. Какое?

Вывод: камень твердый.

Опыт №4

Воспитатель:

Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло?

Ответы детей: деревянный брусок не утонул, а камень – утонул.

Воспитатель:

Почему так получилось?

 Ответы детей: потому что деревянный брусок легкий, а камень тяжелый.

Сформулируйте свойство камня, о котором мы сейчас узнали

Ответы детей: камень тяжелый и плотный.

Вывод: Да, ребята камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Воспитатель:

Молодцы дети.

  1. Просмотр презентации

«Значение камней в жизни человека».

Воспитатель интересуется у детей, хотят ли они  узнать о пользе камней.

Дети с воспитателем идут к проектору. Воспитатель показывает презентацию «Значение камней в жизни человека». По ходу презентации, ведет беседу с детьми и значении и пользе камней для человека.

Рассказ воспитателя:

Слайд 2.

Человек издавна использует камни. Еще первобытные люди использовали камень для изготовления орудий труда и для охоты.

Слайд 3.

 Камень применяют для строительства домов.

Слайд 4.

Из камня строят мосты, набережные.

Слайд 5.

Изготавливают  памятники, скульптуры.

Слайд 6.

Из камня выкладывают дороги и мостовые.

Слайд 7.

Камни используют в медицине, так как некоторые из них имеют лечебные свойства.

Слайд 8.

В горах и под землей люди находят драгоценные и полудрагоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения.

Вывод: камень очень прочный материал, из него можно многое построить, камни бывают лечебные, камни используют для изготовления украшений.

  1. Игра с камушками.

После просмотра презентации, воспитатель предлагает детям взять в руки камушки и поиграть с ними.

(дети выходят из-за столов, подходят к воспитателю, кладут камушки на ковер, идут вокруг камушков по кругу и произносят вместе с воспитателем слова)

Раз, два, три, четыре, пять

Мы пришли на пляж гулять.

Сели, встали, сели, встали,

Камушки мы все собрали.

Раз, два, три, четыре, пять

И опять пошли гулять

Игра проводится 2-3 раза. Дети возвращаются на свои места.

  1. Раскрашивание камней.

Воспитатель:

Предлагаю вам, раскрасить ваши камушки и сделать их яркими и красивыми.

Дети выполняют художественную деятельность по замыслу.

Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите их себе на память о нашем сегодняшнем занятии.

  1. Подведение итога занятия.

Воспитатель: 

Все эксперименты закончились. Ребята, мы исследовали с вами сегодня камни, смотрели презентацию, беседовали.  Давайте подведем итоги.

 Назовите свойства камней, о которых вы сегодня узнали?

Ответы детей: камни бывают разные: большие, маленькие, гладкие, шероховатые. Камни твердые, тяжелые, быстро тонут. Имеют большое значение в жизни человека.

Воспитатель:

После всех исследований мы убедились, что камни – это необычное явление неживой природы.

Спасибо за вашу работу, до свидания, ребята.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Значение камней в жизни человека» . Презентация к ОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Камни ». Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Попова Т.А.

Слайд 2

Человек издавна использует камни. Еще первобытные люди использовали камень для изготовления орудий труда и для охоты.

Слайд 3

Камень применяют для строительства домов.

Слайд 4

Из камня строят мосты , набережные.

Слайд 5

Изготавливают памятники, скульптуры .

Слайд 6

Из камня выкладывают дороги и мостовые.

Слайд 7

Камни используют в медицине, так как некоторые из них имеют лечебные свойства

Слайд 8

В горах и под землей люди находят драгоценные и полудрагоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения.

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой»   Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».                                               ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь

Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...

Конспект НОД по познавательному развитию Для старшей группы Тема «По следам за снежинкой пойдём…»

Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры Задачи:§  создать у детей представления об Олимпийских играх как мирного...

Конспект НОД по Познавательному развитию для старшей группы Тема: «Грибы»

Интеграция ОО: «Познавательное», «Социально-коммуникативное развитие».Вид деятельности: познавательно - речевая, игровая.Форма организации: игровая деятельность.Задачи: научить...