Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Камни».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование.
Цель: совершенствовать представления детей об объектах неживой природы – камнях, через познавательно-экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ОД | 64.5 КБ |
Презентация "Значение камней в жизни человека" | 947.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе.
Тема: «Камни».
Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование.
Цель: совершенствовать представления детей об объектах неживой природы – камнях, через познавательно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить представления детей о том, что камни – это компонент неживой природы.
Учить детей выявлять и называть свойства и особенности камней (круглый, овальный, острый, гладкий, шершавый, колючий, холодный, теплый, гремит, прочный, крепкий, твердый, не тонет).
Показать значение камня в жизни человека.
Вызывать речевую активность детей.
Развивающие:
Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук и общую моторику;
Развивать исследовательские умения: наблюдать, делать предположения, обобщать, делать выводы и умозаключения.
Развивать связную речь детей, совершенствование умений составления предложений.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Воспитывать у детей интерес к камням, желание обследовать их, любоваться ими.
Планируемые результаты: Самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Материалы: «Чудесный мешочек», коллекция камней, музыка, гуашь, кисти, баночки с водой, пластилин, стол – чаша с водой, лупы, салфетки.
Предварительная работа: оздоровительная работа - хождение по дорожке с камешками «По каменной дорожке шагают наши ножки». Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением камней. Сбор коллекции камней. Наблюдения на прогулках.
Ход ОД:
- Вступительная часть.
Воспитатель:
Ребята, я знаю, что вы у меня самые умные и любознательные исследователи. А что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, если поиграете со мной в интересную игру, согласны? (ответы детей)
- Игра на ощущение «Чудесный мешочек».
Воспитатель показывает детям «Чудесный мешочек».
Всем, конечно, интересно,
Что лежит в мешке чудесном.
Каждый может угадать,
Стоит только в руки взять.
Дети ощупывают «Чудесный мешочек», пытаясь отгадать, какой предмет спрятан в мешочке.
Воспитатель задаёт детям наводящие вопросы:
Этот предмет твёрдый или мягкий?
Холодный или тёплый?
Гладкий или шершавый?
После того, как все дети высказались, воспитатель вытаскивает из мешочка и показывает детям камень.
Ребята, сегодня мы с вами будем исследовать камни.
- Беседа.
Проблемный вопрос:
Камень – это объект живой или неживой природы?
Воспитатель предлагает детям доказать, что камень – это объект неживой природы.
Ответы детей: камень не двигается, не растёт, не дышит, не ест, не размножается.
Вывод: камень – объект неживой природы.
Где мы с вами можем встретить камни? Где вы нашли камни, которые принесли для нашей коллекции?
Ответы детей: в горах, на берегу моря, на дороге, у реки и т.д.
- Физминутка.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть и проводит физ.гимнастику:
Вот идем мы по дороге (ходьба на месте)
И у нас устали ноги.
Мы нагнемся 1, 2, 3! (наклоны из стороны в сторону)
Повернемся 1, 2, 3! (повороты из стороны в сторону)
Руки к солнышку потянем (тянут руки вверх)
На носочки сразу встанем (встать на носочки)
А теперь уже присядем (присесть на корточки)
Повторить 2 - 3 раза.
После физкультминутки воспитатель предлагает детям пройти и сесть за столы.
- Исследовательская деятельность.
А чтобы узнать все секреты камней, предлагаю вам провести опыты. Согласны?
Воспитатель проводит вместе с детьми опыты с камнями.
Опыт №1
Воспитатель:
Возьмите по одному камешку. Посмотрите на ваши камни. Какие они? У кого самый маленький? У кого самый большой?
Погладьте камни. Какие они на ощупь? Кому достался шероховатый камень? А кому гладкий?
Ответы детей.
Вывод: камни бывают большие и маленькие, шероховатые и гладкие.
Воспитатель:
Молодцы дети.
Опыт №2
Воспитатель берет в руки лупу.
Кто из вас знает, как называется этот предмет?
Ответы детей: лупа.
Для чего он нужен?
Ответы детей: для увеличения предметов.
Посмотрите на свои ладошки. А теперь посмотрите на них через лупу. Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ним тоже самое.
Что интересного вы увидели? Есть ли у вас одинаковые камешки?
Ответы детей: увидел крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры разного цвета
Вывод: камни по форме и цвету бывают разные.
Воспитатель:
Молодцы дети.
Опыт №3
Воспитатель:
Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель:
Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло.
Ответы детей: пластилин изменил форму, а камень нет.
Воспитатель:
Почему, как вы думаете?
Ответы детей: потому, что пластилин мягкий, а камень твердый.
Воспитатель:
Ребята, вы молодцы, вы определили еще одно свойство камней. Какое?
Вывод: камень твердый.
Опыт №4
Воспитатель:
Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло?
Ответы детей: деревянный брусок не утонул, а камень – утонул.
Воспитатель:
Почему так получилось?
Ответы детей: потому что деревянный брусок легкий, а камень тяжелый.
Сформулируйте свойство камня, о котором мы сейчас узнали
Ответы детей: камень тяжелый и плотный.
Вывод: Да, ребята камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Воспитатель:
Молодцы дети.
- Просмотр презентации
«Значение камней в жизни человека».
Воспитатель интересуется у детей, хотят ли они узнать о пользе камней.
Дети с воспитателем идут к проектору. Воспитатель показывает презентацию «Значение камней в жизни человека». По ходу презентации, ведет беседу с детьми и значении и пользе камней для человека.
Рассказ воспитателя:
Слайд 2.
Человек издавна использует камни. Еще первобытные люди использовали камень для изготовления орудий труда и для охоты.
Слайд 3.
Камень применяют для строительства домов.
Слайд 4.
Из камня строят мосты, набережные.
Слайд 5.
Изготавливают памятники, скульптуры.
Слайд 6.
Из камня выкладывают дороги и мостовые.
Слайд 7.
Камни используют в медицине, так как некоторые из них имеют лечебные свойства.
Слайд 8.
В горах и под землей люди находят драгоценные и полудрагоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения.
Вывод: камень очень прочный материал, из него можно многое построить, камни бывают лечебные, камни используют для изготовления украшений.
- Игра с камушками.
После просмотра презентации, воспитатель предлагает детям взять в руки камушки и поиграть с ними.
(дети выходят из-за столов, подходят к воспитателю, кладут камушки на ковер, идут вокруг камушков по кругу и произносят вместе с воспитателем слова)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы пришли на пляж гулять.
Сели, встали, сели, встали,
Камушки мы все собрали.
Раз, два, три, четыре, пять
И опять пошли гулять
Игра проводится 2-3 раза. Дети возвращаются на свои места.
- Раскрашивание камней.
Воспитатель:
Предлагаю вам, раскрасить ваши камушки и сделать их яркими и красивыми.
Дети выполняют художественную деятельность по замыслу.
Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите их себе на память о нашем сегодняшнем занятии.
- Подведение итога занятия.
Воспитатель:
Все эксперименты закончились. Ребята, мы исследовали с вами сегодня камни, смотрели презентацию, беседовали. Давайте подведем итоги.
Назовите свойства камней, о которых вы сегодня узнали?
Ответы детей: камни бывают разные: большие, маленькие, гладкие, шероховатые. Камни твердые, тяжелые, быстро тонут. Имеют большое значение в жизни человека.
Воспитатель:
После всех исследований мы убедились, что камни – это необычное явление неживой природы.
Спасибо за вашу работу, до свидания, ребята.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек издавна использует камни. Еще первобытные люди использовали камень для изготовления орудий труда и для охоты.
Камень применяют для строительства домов.
Из камня строят мосты , набережные.
Изготавливают памятники, скульптуры .
Из камня выкладывают дороги и мостовые.
Камни используют в медицине, так как некоторые из них имеют лечебные свойства
В горах и под землей люди находят драгоценные и полудрагоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой» Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».
Тема: «Наш родной сибирский лес». ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮГРЕ»
Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь
Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...
Конспект НОД по познавательному развитию Для старшей группы Тема «По следам за снежинкой пойдём…»
Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры Задачи:§ создать у детей представления об Олимпийских играх как мирного...
Конспект НОД по Познавательному развитию для старшей группы Тема: «Грибы»
Интеграция ОО: «Познавательное», «Социально-коммуникативное развитие».Вид деятельности: познавательно - речевая, игровая.Форма организации: игровая деятельность.Задачи: научить...