Методическая разработка ОД в старшей группе. Тема: Знакомство детей с картиной русского художника И.К. Айвазовского «Девятый вал».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Методическая разработка ОД в старшей группе. Тема: Знакомство детей с картиной русского художника И.К. Айвазовского «Девятый вал».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)
Методическая разработка
ОД в старшей группе.
Тема: Знакомство детей с картиной русского художника И.К. Айвазовского «Девятый вал».
Автор: воспитатель с/п№11 Клепикова О.Н 1 квалификационной категории.
Москва 2019
Организационная форма: Непосредственно образовательная деятельность. Реализация образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие». Цель: Познакомить с творчеством И.К. Айвазовского , представить репродукцию картины «Девятый вал». Задачи: - дать понятие о жанре живописи «марина», - подводить к единому восприятию музыки и живописи, - познакомить с творчеством А. Вивальди «Времена года» «Лето». - Воспитывать интерес к искусству. Словарная работа: Маринист, айсберг, девятый вал, поверье. Предварительная работа: - подбор иллюстраций картин русских художников, - подбор фотографий художников. - монтаж видео ролика «Девятый вал» - монтаж слайдов с изображением картин И.К Айвазовского. - рассматривание иллюстраций к сказкам. - наблюдения детей в природе, на отдыхе у моря с родителями. Рассказы, впечатления детей о поездке на море. Оборудование и материалы: - Ноутбук - портрет художника И.К. Айвазовского. - репродукция картины «Девятый вал». - аудиозапись Антонио Вивальди. «Времена года» «Лето». - использование видео ролика «Девятый вал». - использование слайдов с изображением картин И.К. Айвазовского. Методы и приёмы: Игровые приемы, поощрение, оценка детских ответов.
Литература: - Л. Мурашова, Роньшин, Соломко: «Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках» Издательство: Белый город 2015 г. - У.А. Данилова «Моя первая книга об искусстве» (ИД «Просвещение». Программа развития и обучения дошкольника. - Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М., 1992. - Н.А.Курочкина. – СПб., 2005. «Знакомим с пейзажной живописью» Интернет ресурсы.
Структура проведения:
1 часть: (вводная) Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг друзей и поздороваемся друг другом. Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты –мой друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся! Здравствуйте. Звучит песня Г.Гладкова «Если видишь на картине» (показ видео ролика с картинами разных художников и видами живописи) Скажите, о чем эта песня? (отв детей) (садятся на места) 2 часть: (основная) Сегодня я хочу вас познакомить с творчеством замечательного русского художника – мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Это художник «маринист». Кто знает, что это значит «маринист»? (отв дет) Всем знакомо имя Марина? Это имя переводится как «морская», художников изображающих «марины» -морские пейзажи, называют «маринистами». Художник- маринист — это художник пишущий морские пейзажи. И.К. Айвазовский один из самых знаменитых художников-маринистов. Мало кто из художников умел так писать море как он. Художник написал несколько тысяч картин, изображающие море, и все они разные. Это море в шторм, в грозу, в штиль, т.е в тихую спокойную погоду. Море утром и ярким днем. Море при закате солнце и при лунном свете. Это кораблекрушение и бои на море. Морские походы парусных кораблей, их проводы и встречи. Всего и не перечислишь. Перед тем как рассмотреть одну из картин И.К Айвазовского, давайте немного отдохнём. Физ мин. Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.) Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.) Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».) А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Перед нами одна из самых знаменитых картин из русской живописи «Девятый вал» Ивана Константиновича Айвазовского . Расскажите, что вы видите на картине? (отв дет) Художник-маринист изобразил бурю на море. Катятся огромные волны, набегая друг на друга они пенятся, разбиваются на тысячи брызг. Какие тона использовал художник для передачи бушующего моря? (отв дет) (зеленовато-синие). В открытом море потерпел крушение корабль. Наверное, он был разбит штормовыми волнами, или брошен на айсберг и разлетелся на осколки. Мы видим осколок мачты, на которой спаслись люди, они вцепились в дерево мачты чтоб спастись. Этим людям очень страшно ведь они остались наедине с разбушевавшейся стихией. Только пять человек смогли спастись из всей команды. На судне команда 20-30 человек. Обратите внимание, им угрожает опасность утонуть, а один моряк пытается вытащить из воды своего товарища. Остальные моряки с надеждой смотрят на то что их ждет в впереди, а ведь в впереди самое страшное испытание «Девятый вал». Что это такое? (отв дет) По поверьям моряков каждая девятая волна набирает особую силу и высоту, именно оная является самой сильной , роковой и губительной для моряков. К этим людям с грозной силой летит «Девятый вал» он похож на разъяренного зверя, который готов поглотить все что встречается у него на пути. Как вы думаете какую музыку может написать композитор, когда увидит эту картину? (отв дет) Я хочу вам предложить послушать музыку знаменитого итальянского композитора Антонио Вивальди. («Времена года» «Лето»). Как вы думаете, предает ли музыка те чувства, тот страх, который испытывают «моряки». Передает ли музыка настроение моря? (Бушующее, губительное, страшное) Как звучит музыка? (отв дет). Те моряки, которые смогли пережить шторм на море рассказывают, что девятый вал действительно внушает ужас людям. Вот что рассказывает писатель, которому пришлось пережить весь это ужас «на минуту воцаряется какая-то грозная тишь: море кипит, волны мечутся, водная метель с визгом летит над водой. И вот в дали под мутным мраком летит, мчится «девятый вал». Все ближе, ближе и вот ударил». Нет слов описать этот вой, гудение, когда волна ударяется о морскую гладь. (Показ видео ролика «Девятый вал») Момент ожидания страшного события изобразил художник. Момент ожидания той самой страшной, губительной, девятой волны. Обратите внимание на погоду, что вы можете сказать? (отв дет) Восходящее солнце своим золотистым сиянием пронизывает водяную гладь и создается впечатления пылающего огня, что еще больше усиливает ужас предстоящих событий. Как вы думаете большой ли был корабль? (отв. дет) Да, конечно это был большой корабль, посмотрите какой большой, толстый обломок мачты. Это был высокий корабль. А теперь представьте, какой сильный был шторм на море, который смог разбить на мелкие кусочки такой большой корабль. Но это был еще только шторм. А ведь приближается еще страшней и сильней стихия — это «девятый вал». (Звучит запись муз. А Вивальди «Времена года» «Лето») Какие чувства вы испытываете рассматривая эту картину? (отв дет) Перед этой картиной замирает сердце. Нас охватывает сразу страх и восторг. Мы представляем себя там внутри этой картины. И тогда нам становится страшно за тех людей, за тот ужас, который им пришлось пережить и то что еще им надо пережить, ведь на них надвигается «девятый вал». Но в тоже время мы рассматриваем эту картину со стороны и восхищаемся красотой и сочетанием красок которые использует художник -маринист. Давай те посмотрим картины других художников-маринистов. (Показ слайдов картин И. К Айвазовского «Морской берег», «Спокойное море», «Ночь. Голубая волна». «Восход солнца в Феодосии») Я также хочу обратить ваше внимание на то как музыка может усилить впечатления, заставить нас еще больше сопереживать героям картины, как бы оказаться в глубине этой картины. Это говорит о том что, искусство связано между собой.
3 часть (заключительная) Вам понравилось занятие? Скажите, с творчеством какого художника вы познакомились? Кто такие «маринисты»? Название картины, которую мы с вами рассматривали? Почему она так называется? Музыку, какого композитора мы слушали? Как называется это муз произведение? Я очень надеюсь, что когда вы посетите «Третьяковскую галерею» вы обязательно остановитесь возле этой картины и непременно вспомните все, о чем мы с вами говорили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин».
Цель: Познакомить детей с картинами русских художников.Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на во...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: знакомство детей с произведением К. Чуковского «Айболит и воробей».
Задачи:1. С помощью сказки развивать фантазию детей.2. Познакомить детей с понятием «скороговорка».3. Пополнять литературный багаж сказками К. Чуковского.4. Помочь детям понять и осмыслить настр...
Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера».
Занятие построени в виде игры-путешествия. При проведении занятия использую разные виды деятельности: проблемная ситуация при мотивации, подвижная игра, экспериментирование....
Методическая разработка родительского собрания старшая группа Тема: «Развитие детей в театрализованной деятельности»
Цель: пополнить знания родителей о роли театрализованной деятельности в развитие ребенка. Задачи: способствовать повышению педагогической культуры родителей, содействовать сплочению р...
Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группе Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»
Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда»....
Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин».
Цель: Познакомить детей с картинами русских художников. Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на вопрос...