Музей "Посуда и предметы быта в русских традициях". Обоснование.
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа)

Архипенко Юлия Сергеевна

Здесь описаны цели и актуальность создания данного музея в старшей групе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_posudy_-_s_foto.docx211.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение д/с №53

Паспорт мини-музея:                                                       «Посуда и предметы народного быта в традициях русского народа»

                                                          Выполнил воспитатель:                                                        Архипенко Ю.С.                                                          

                                                                                             

г. Новосибирск 2019г.

Наименование мини-музея

«Посуда и предметы   народного быта в традициях русского народа»

 Профиль мини-музея: Познавательный.

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.

E:\сад 53\ф.ЛИС янв-фев\музей ф..jpg

Цели: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности (экспонаты музея, иллюстрации с изображением русской посуды и различной домашней утвари).  Осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников ДОУ средствами мини-музея.

Задачи:         

Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.

Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей; 

• Познакомить детей с историей создания посуды.

• Дать представления о посуде, изготавливаемой в России раньше, ее разновидности, назначении, способах производства.

• Познакомить детей со свойствами, особенностями и возможностями дерева и глины в быту, их ценность для жизни людей.

• Развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать ответы товарищей.

• Развивать правила этикета, культуры поведения за столом и в музее.

• Воспитывать интерес и бережное отношение к экспонатам мини - музея, развивать любознательность.

Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.

Развивать эстетический вкус, умение видеть красоту предметов народного быта.

• Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

• принцип опоры на интересы ребенка;

• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

• принцип наглядности;

• принцип последовательности;

• принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Тип музея: выставка экспонатов.

Направление работы: нравственно-патриотическое.

Расположение: Мини-музей организован в 2019 г., далее будет пополняться и расширяться. Под экспозицию выделен отдельный уголок в группе. В мини – музеи используются горизонтальные и вертикальные поверхности. Основная часть коллекции мини-музея располагаются на деревянном круглом столике, покрытом расшитой скатертью.

Правила поведения в мини – музее:

• В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками.

• Рассмотренные экспонаты необходимо положить на место.

• Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

• Можно и даже нужно задавать вопросы.

• Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Непосредственное руководство практической деятельностью мини – музея осуществляет воспитатели: Архипенко Ю.С., Самутенко О.С.

Адресность: Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия, с использованием экспонатов музея.

Наш мини - музей периодически пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей воспитанников, детей и воспитателей.

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики.

В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.

Актуальность создания музея в детском саду на сегодняшний день не надо доказывать. В то же время многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им не приходит в голову идея такой экскурсии. На помощь приходит музей, работающий на базе образовательного учреждения.

Музей «Посуда. Предметы народного быта» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе воспитателей. Он возник как результат поисковой и исследовательской деятельности педагогов.

Социальная значимость программы музея заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты.

В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

Адресность музея:

Детям, их родителям, бабушкам и дедушкам, педагогам – коллегам, и прочим гостям.

План работы по созданию мини – музея:

Подготовительный этап:

1. Определение темы и названия музея.                                                                2. Выбор места для размещения.                                                                             3. Сбор информации для мини – музея.

Практический этап:

1. Сбор и изготовление экспонатов.                                                                      2. Оформление выставки.                                                                                       3. Индивидуальная и групповая работа с детьми.

Подведение итогов:

Рассматривание дидактических пособий «Народные промыслы».

Выставка экспонатов мини-музея.

Перспектива развития мини – музея:                                                                   Проведение экскурсий для других групп детского сада.

Экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, а конкретно в образовательных областях: «Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Речевое развитие».

Формы работы в мини - музее:

• Проведение занятий – бесед по тематике (окружающий мир, познание, коммуникация, безопасность, здоровье, художественное творчество).

• Занятия – исследования.

• Тематические викторины.

• Самостоятельная деятельность детей (настольно – дидактические игры, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Презентация для детей "Русская изба. Предметы быта"

Данная презентация знакомит детей с устройством русской избы, предметами быта....

«Ознакомление детей с предметами быта и народными традициями».

Работу в средней группе по ознакомлению детей с предметами быта и народными традициями я начала с повторения знакомого фольклорного материала, закрепления знаний о знакомых предметах быта....