Музей "Посуда и предметы быта в русских традициях". Обоснование.
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа)
Здесь описаны цели и актуальность создания данного музея в старшей групе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_posudy_-_s_foto.docx | 211.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение д/с №53
Паспорт мини-музея: «Посуда и предметы народного быта в традициях русского народа»
Выполнил воспитатель: Архипенко Ю.С.
г. Новосибирск 2019г.
Наименование мини-музея:
«Посуда и предметы народного быта в традициях русского народа»
Профиль мини-музея: Познавательный.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.
Цели: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности (экспонаты музея, иллюстрации с изображением русской посуды и различной домашней утвари). Осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников ДОУ средствами мини-музея.
Задачи:
• Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
• Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
• Познакомить детей с историей создания посуды.
• Дать представления о посуде, изготавливаемой в России раньше, ее разновидности, назначении, способах производства.
• Познакомить детей со свойствами, особенностями и возможностями дерева и глины в быту, их ценность для жизни людей.
• Развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать ответы товарищей.
• Развивать правила этикета, культуры поведения за столом и в музее.
• Воспитывать интерес и бережное отношение к экспонатам мини - музея, развивать любознательность.
• Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.
• Развивать эстетический вкус, умение видеть красоту предметов народного быта.
• Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Тип музея: выставка экспонатов.
Направление работы: нравственно-патриотическое.
Расположение: Мини-музей организован в 2019 г., далее будет пополняться и расширяться. Под экспозицию выделен отдельный уголок в группе. В мини – музеи используются горизонтальные и вертикальные поверхности. Основная часть коллекции мини-музея располагаются на деревянном круглом столике, покрытом расшитой скатертью.
Правила поведения в мини – музее:
• В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками.
• Рассмотренные экспонаты необходимо положить на место.
• Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
• Можно и даже нужно задавать вопросы.
• Можно пополнять музей новыми экспонатами.
Непосредственное руководство практической деятельностью мини – музея осуществляет воспитатели: Архипенко Ю.С., Самутенко О.С.
Адресность: Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия, с использованием экспонатов музея.
Наш мини - музей периодически пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей воспитанников, детей и воспитателей.
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики.
В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.
Актуальность создания музея в детском саду на сегодняшний день не надо доказывать. В то же время многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им не приходит в голову идея такой экскурсии. На помощь приходит музей, работающий на базе образовательного учреждения.
Музей «Посуда. Предметы народного быта» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе воспитателей. Он возник как результат поисковой и исследовательской деятельности педагогов.
Социальная значимость программы музея заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты.
В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Адресность музея:
Детям, их родителям, бабушкам и дедушкам, педагогам – коллегам, и прочим гостям.
План работы по созданию мини – музея:
Подготовительный этап:
1. Определение темы и названия музея. 2. Выбор места для размещения. 3. Сбор информации для мини – музея.
Практический этап:
1. Сбор и изготовление экспонатов. 2. Оформление выставки. 3. Индивидуальная и групповая работа с детьми.
Подведение итогов:
Рассматривание дидактических пособий «Народные промыслы».
Выставка экспонатов мини-музея.
Перспектива развития мини – музея: Проведение экскурсий для других групп детского сада.
Экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, а конкретно в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Формы работы в мини - музее:
• Проведение занятий – бесед по тематике (окружающий мир, познание, коммуникация, безопасность, здоровье, художественное творчество).
• Занятия – исследования.
• Тематические викторины.
• Самостоятельная деятельность детей (настольно – дидактические игры, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние, оказываемое на формирование душевных качеств детей окружающих предметов, характерных для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства».
Выступление для педсовета....
Конспект организованной образовательной деятельности "Знакомство с предметами быта:прялка, веретено" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")
Открытое занятие для родителей....
Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...
Презентация для детей "Русская изба. Предметы быта"
Данная презентация знакомит детей с устройством русской избы, предметами быта....
Проект "Предметы быта, традиции и творчество русского народа"
Проект в младшей группе...
«Ознакомление детей с предметами быта и народными традициями».
Работу в средней группе по ознакомлению детей с предметами быта и народными традициями я начала с повторения знакомого фольклорного материала, закрепления знаний о знакомых предметах быта....