Проект "Осень в гости просим"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»
238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,
ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-19 е-mail: kolosok2011.17@mail.ru
сайт: kolosok.klgd.prosadiki.ru
ПРОЕКТ
Тема: «Осень в гости просим»
Возрастная группа:4-5 лет
п. Шоссейное
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
Титульный лист
Информационный паспорт проекта
1. Введение.
2. Актуальность проекта.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.
4. Аннотация проекта.
5. Этапы реализации проекта программы.
6. План мероприятий.
7. Ресурсы.
8. Выводы.
9. Литература.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 17 «Колосок» |
Актуальность: | В период формирования личности ребенка особое значение имеет заложение основ и воспитание экологической культуры, приобщение детей к миру природы, воспитание любви к ней. тема данного проекта позволит в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, развивать взаимодействие и бережное отношение к живой и неживой природе, отражать свои впечатления в художественно-эстетической деятельности, развивая при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
|
Объект исследования | Детский сад: экологическая тропа, витаминная грядка(теплица), окружающий растительный и животный мир, его взаимоотношения с человеком осенью. |
Тема проекта | «Осень в гости просим» |
Цель проекта | Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей. |
Задачи проекта | 1.Углубить представления об изменениях в природе осенью. 2. Развивать умения наблюдать за живыми объекта и явлениями неживой природы. 3. Привлечь внимания к окружающим природным объектам. 4.Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм. 5. Пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»; 6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них. 3. Развивать поисково – исследовательскую деятельность. Познавательный интерес к объектам окружающего мира; |
Руководитель проекта: | Педагог высшей квалификационной категории Павлычева Татьяна Петровна. |
Заказчик проекта: | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 17 «Колосок» |
Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту: | Социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. |
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект | 4-5 лет |
Тип проекта по характеру участия ребенка в проекте (заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата): | Участник от зарождения идеи до получения результата. |
Тип проекта по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой и фронтальный): | Групповой, фронтальный. |
Тип проекта по составу участников и их объединению (характеру контактов) (групповой, подгрупповой, межгрупповой, партнерский, индивидуальный, семейный, с привлечением родителей, фронтальный): | Фронтальный, групповой, индивидуальный, с привлечением родителей. |
Тип проекта по характеру содержания (включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности): | Включает ребенка и его семью, природу, рукотворный мир и его культурные ценности. |
Тип проекта по доминирующему методу (творческий, исследовательский, комплексный, игровой, информационный, практико- ориентированный): | Творческий, комплексный. |
Тип проекта по срокам проведения (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный): | Среднесрочный (сентябрь - ноябрь) |
Консультанты проекта: | 1. Заместитель заведующего по УВР Бойко О.А. 2. Музыкальный руководитель Литвинова В.Ю. |
Информационные и материально-технические ресурсы: (книги, интернет-ресурсы, компьютер) | Интернет - ресурсы, компьютер, книги. |
Ожидаемые результаты | Расширение знаний о растительном и животном мире. Формирование элементарных представлений о взаимосвязях в природе. Развитие стремления к исследованию объектов природы. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Развитие у детей познавательной деятельности в ходе практической деятельности с воспитателем и родителями. Расширение кругозора детей и закрепление знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период. Воспитание бережного отношения природе, стремления делать добро, положительная рефлексия. Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества. Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. |
Продукты проекта | 1.Праздник осени «Осенние истории» 2. Конкурс осенних работ «Осенняя пора! Очей очарованье!» 3. Выставки детских рисунков, аппликаций, коллективных и индивидуальных работ по лепке, конструированию. 4. Презентация проекта «Осень в гости просим». |
1. ВВЕДЕНИЕ
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, участие в выставке, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.
В уголке природы были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть.
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Для развития экологического сознания - понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, была разработана системная "паутинка": что происходит осенью в живой и неживой природе.
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ под названием «Осенняя пора! Очей очарованье!» Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА
При огромных возможностях современного мира становится всё сложнее увидеть красоту окружающего, понять смысл того, что видишь каждый день. Ведь это становится привычным, смазывается всё впечатление и совсем не замечается, что каждое мгновение необычно, неповторимо, волшебно. Если ходить, не поднимая головы, то можно совсем не увидеть прекрасных красок осени, ярких листьев, танца жёлтых, красных, пурпурных волн на ветру, прозрачного светло-голубого неба, облаков необычной формы. И, значит, осень останется в памяти серым, промозглым, унылым временем, почти потерянным, не интересным и не нужным.
Получается, если не обратить внимания на красоту окружающего мира, то дети, да и некоторые взрослые, потеряют многое. Ведь любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни.
Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, экспериментирование, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д.
Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.
В период формирования личности ребенка особое значение имеет заложение основ и воспитание экологической культуры, приобщение детей к миру природы, воспитание любви к ней. Поэтому очень важно вовлекать ребят в совместную творческую деятельность, тем самым подводя к пониманию того, как много зависит от них, что они «творцы» будущей жизни на Планете.
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности творческие, всесторонне развитые, активные.
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТЫ
Стратегическая цель: Всестороннее гармоничное развитие познавательной деятельности воспитанников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
Задачи.
1.Углубить представления об изменениях в природе осенью.
2. Развивать умения наблюдать за живыми объекта и явлениями неживой природы.
3. Привлечь внимания к окружающим природным объектам.
4.Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
5. Пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.
3. Развивать поисково – исследовательскую деятельность. Познавательный интерес к объектам окружающего мира;
3. Развивать поисково – исследовательскую деятельность. Познавательный интерес к объектам окружающего мира;
Ожидаемые результаты
- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причине, совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; знакомство с художниками.
-речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта; формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.
-социально – коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни.
-художественно – эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии, музыки.
-физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Продукт
1. Праздник осени «Осенние истории»
2. Конкурс осенних работ «Осенняя пора! Очей очарованье!»
3. Выставки детских рисунков, аппликаций, коллективных и индивидуальных работ по лепке, конструированию.
4. Презентация проекта «Осень в гости просим».
4. АННОТАЦИЯ
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Дети хотели видеть реальный продукт своего творчества;
2. Фантазии, мечты детей;
3. Увлечь детей этим видом творческой деятельности, чтобы они могли применить это в будущем.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ
Реализация проекта рассчитана на 3 месяца: с «10» 09. 2018г.__ по «21» 11. 2018г.__
Этап | Цель | Сроки |
1. Подготовительно-проектировочный этап | 1. Подбор, показ презентаций по теме «Осень в гости просим» «Овощи – фрукты» 2. Подбор, показ иллюстративного материала по теме «Осень в гости просим». 3. Проведение бесед по теме «Осень в гости просим»; 4. Обдумать совместно с детьми идею поделок на тему «Осенняя пора», с использованием природного материала. 5. Беседа с родителями на тему «Осень в гости просим», првлечение родителей к осенней фото выставке на тему «Осенняя пора! Очей очарованье…» (осенняя фото рамка) 6. Изучение методической литературы и составление плана работы над проектом. | 6.09– 28.09. 2018г. |
2. Практический этап | 1. Выполнение творческих поделок. 2. Экскурсия по территории детского сада. 3. Экскурсия по экологической тропе. 4. Осенние работы в теплице | 01.10 – 19.10.2018г. |
3. Обобщающе - результативный этап | 1. Презентация «Осень в гости просим». 2. Выставка осенних рамок «Осенняя пора! Очей очарованье..!» 3. Музыкальный праздник «Осенние истории» | 22.10 – 20.11.2018г. |
6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Этап | Название мероприятий | Сроки | Ответственные |
1. Подготовительно-проектировочный этап | 1.Подбор, показ презентации по теме «Осень». 2. Подбор, показ иллюстративного материала по теме «Осень в гости просим». 3. Проведение бесед для детей по теме «Какого цвета осень». 4. Разучивание чистоговорк и скороговорок про осень. | 10.09-21.09.18г. | 1. Воспитатели: Павлычева Т.П. Дронова Н.Н. |
1. Подбор, показ презентации по теме «Овощи - фрукты». 2. Подбор, показ иллюстративного материала по теме «Дары осени». 3. Проведение бесед для детей по теме «Что нам осень принесла», «Дары осени» 4. Д.И. «Что сажают в огороде» 5. Пальчиковая игра «Овощи для щей» Подбор природного материала для творчества. | 17.09-28. 09.18г. | 1. Воспитатели: Павлычева Т.П. Дронова Н.Н. | |
1. Подбор, показ презентаций по теме «Осень» 2. Подбор, показ иллюстративного материала по теме «Осень» 3. Проведение бесед по теме «Осень: ранняя, золотая» 4.Экскурсия по экологической тропе. 5. ОД «Какого цвета осень» | 28.09-05.10.18г. | 1. Воспитатели: Павлычева Т.П. Дронова Н.Н. . | |
1. Подбор, показ презентаций по теме «Осень» 2. Подбор, показ иллюстративного материала по теме «Осень» - погодные изменения. 3. И. Бунин «Листопад» (отрывок) 4. Беседа с родителями на тему» Осень в гости просим», с привлечением к фотовыставке на тему: «Осенняя пора! Очей очарованье..!» | 05.10-19.10.18г. | 1. Воспитатели: Павлычева Т.П. Дронова Н.Н. . | |
2. Практический этап | 1. Выполнение творческих поделок из природного материала «Осенние чудеса» 2. Инсценировка сказки «Катин зонт» 3. Разучивание стихотворений, песен про осень на осенний праздник. 4. Выполнение совместно с родителями творческих работ осенняя фоторамка «Осенняя пора! Очей очарованье..!» | 15.10-19.10.18г. | 1. Воспитатели: Павлычева Т.П. Дронова Н.Н. 2. Пед. доп. обр. по ИЗО Земских М.В. 3. Муз. руководитель Литвинова В.Ю. |
3. Обобщающе - результативный этап | 1.Выставка Осенних фоторамок «Осенняя пора! Очей очарованье..!» | 22.10-02.11.18. | 1. Воспитатели: Павлычева Т.П. Дронова Н.Н. Пед. доп. обр. по ИЗО Земских М.В. |
2. Музыкальный праздник «Осенние истории» | 09.11.18г. | 1. Воспитатели: Павлычева Т.П. Дронова Н.Н. 2. Пед. доп. обр. по ИЗО Земских М.В. Муз. руководитель Литвинова В.Ю. |
7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
7.1. Нормативно-правовые ресурсы
- Нормативно-правовое обеспечение:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Устав ДОУ
7.2. Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекаются всего _4_ чел.
Количество (чел) | ||
Всего педагогов, специалистов | 4 | |
По образовательному цензу | Высшее | 2 |
Средне- специальное | 2 | |
Неспециалисты | ||
По возрастному цензу | До 30 лет | - |
До 40 лет | 1 | |
До 50 лет | - | |
Более 50 лет | 3 | |
По категорийности | Высшая | 2 |
Первая | 2 | |
Соответствие | - | |
Нет категории | - |
Вывод: Таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне, профессиональный уровень педагогов достаточно высок.
Б=збб Воропаева О.Ю., Ковалева В.В., Кравцова Ю.А.)
7.4. Информационные ресурсы
• nsportal.ru
• maam.ru
• fb.ru
• ShkolaBuduschego.ru
• ped-kopilka.ru
• MirDoshkolnikov.ru
7.5. Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека.
7.6. Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.
5. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
6. Риски и пути преодоления рисков
8. ВЫВОДЫ:
Проект должен стать импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволил не только воплотить мечты в реальность, но и зародить в каждом ребенке чувство ответственности за будущее нашей Планеты, стремление и желание сделать мир лучше, умение реализовывать задуманное, что необходимо для воспитания в детях всесторонне гармоничной развитой личности.
9. ЛИТЕРАТУРА
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2010.
2. Экологическое воспитание в детском саду О.А. Соломенникова. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2005.
3. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. И. А. Лыкова. Карапуз – дидактика. 2009
4. Занятия по рисованию с дошкольниками: планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2009 Р.Г. Казакова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осень, осень в гости просим.
сценарий утренника во 2 младшей группе...
"Осень, Осень, в гости просим!"
Игры,танцы, загадки, стихи, конкурсы,песни об осени в подготовительной группе....
Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."
Праздник для детей среднего возраста....
занятие-развлечение "Осень-осень в гости просим"
Занятие - развлечение...
Мастер-класс для слушателей КПК воспитателей ДОУ РМ «Осень, осень в гости просим» (рассказывание по мнемотаблицам)
Цель мастер-класса. Учить педагогов ДОУ решать коррекционно-развивающие задачи через непосред...
Проект в старшей\подготовительной группе "осень,осень в гости просим"
Проектная деятельность с детьми старшего звена...
Осень, осень в гости просим!
Сценарий осеннего досуга для младшей группы...