Приход весны
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение
«Подгоренский детский сад № 1»
Подгоренского муниципального района
Воронежской области
Приход весны
«Лучшая методическая разработка по познавательному развитию»
Составитель:
Чечеткина Алёна Николаевна
Воспитатель БКК.
пгт. Подгоренский, 2018 год.
Педагогическая цель:
сформировать у детей представления о смене времён года.
Педагогические задачи:
«Образовательная»:
- знакомство детей с особенностями весеннего времени года;
- обогащение активного и пассивного словаря детей в рамках темы (капель, проталины, перелётные и зимующие птицы.).
«Развивающая»:
-развитие у детей каузальных связей, в следствии опытно-исследовательской деятельностью;
-развитие чувства коллективизма;
-развивать воображение и композиционное решение, гармонично размещать детали на листе бумаги, умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию;
- развивать мелкую моторику рук;
-развитие двигательной активности детей.
«Воспитательная»
- воспитание бережного отношения к природе, к братьям нашим меньшим;
-воспитывать интерес, фантазию детей при составлении композиции, умение доводить дело до конца.
Методы и методические приёмы:
- наглядные (демонстрация наглядных пособий);
- словесные методы (рассказ воспитателя; рассказ детей; беседа с участниками образовательной деятельности; чтение художественной литературы);
- игровые методы (дидактическая интерактивная игра "Развесели солнышко");
- практические методы (опытно-исследовательская деятельность; упражнения подражательно-исполнительского характера).
Виды детской деятельности:
-коммуникативная деятельность;
-познавательно-исследовательская деятельность;
-игровая деятельность;
-двигательная деятельность.
Средства реализации:
- наглядные: фотографии, презентация.
- технические (материалы и оборудование):ноутбук, интерактивная доска, интерактивная игра, поднос, сосульки, шаблоны подснежников (по количеству детей), клей, ножницы.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц о весне; чтение рассказов и сказок о весне; отгадывание загадок; сезонные наблюдения в природе; рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; слушание музыкальных произведений о весне; просмотр презентации на тему «Весна», изготовление скворечников и кормушек совместно с родителями; рисование весенних пейзажей.
Интеграция образовательных областей:
- "Познавательно развитие";
- "Речевое развитие";
- "Физическое развитие";
- "Социально-коммуникативное развитие";
- "Художественно-эстетическое развитие".
Участники непосредственно-образовательной деятельности: воспитатель, дети старшей группы.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Самостоятельная деятельность детей.
Приходит видеописьмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам на компьютер пришло письмо. Интересно кто нам его прислал?
Предполагаемые ответы детей: Жители других стран, марсиане, Лесовичок...
Воспитатель: Хотите узнать от кого?
Дети просматривают видеописьмо.
"Здравствуйте ребята и взрослые! К Вам обращается«Весна». По календарю наступило мое время года, а «Зима» не хочет уступать мне свое место. Мне очень печально, потому что солнце светит, но не греет, снег не тает, птицы не возвращаются из теплых стран. Помогите мне, пожалуйста. Я слышала, в народе говорят, если звать, кликать весну, то зима скорее уйдет".
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Весна просит помощи, хотите ей помочь? Ребята, а как же ей помочь?
Предполагаемые ответы детей: Можно кликать весну, читать стихи, отгадывать загадки, нужно чтобы солнце ярче засветило, появились первые проталинки, наступила оттепель, капель, прилетели птицы из теплых стран, распустились первые цветы подснежники…
Воспитатель: В народе часто звали солнце, чтобы оно стало согревать землю и зима отступила. А вы знаете, как его можно позвать?
Дети: Мы можем рассказать стихотворение.
Где ты, Солнышко? Проснись!
Где ты, Солнышко? Вернись!
Освети нас, обогрей!
Приходи же к нам скорей!
Сыпать снег зима устала,
Кап-кап-кап! Весна настала!
Воспитатель: Посмотрите на окошко там появилось солнце. Только оно какое-то печальное. Что нужно сделать, чтобы его развеселить?
Предполагаемые ответы детей: Спеть песенку, станцевать, подарить бантики, нарисовать улыбки...
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру "Развесели солнышко".
Дети рисуют лучи на интерактивной доске.
Воспитатель: Вот и солнце светит ярко. Но этого мало для прихода весны. Послушайте, что ещё поможет нам помочь.
Звучит запись пения птиц.
Дети: Нам помогут птицы.
Воспитатель: Хорошо. По народным приметам весна наступает тогда, когда прилетают птицы? А как мы их называем?
Дети: Таких птиц мы называем перелётными.
Воспитатель: Давайте мы с вами попросим помощи у них. Мы должны с вами пройди маленькие испытания, чтобы на пути у птиц не возникло неприятностей. Мы с вами превращаемся птиц.
Психогимнастика
На фоне спокойной музыки воспитатель произносит слова.
Воспитатель: Но чтобы мы с вами совершили волшебство, нам нужно представить, что мы птички. Но птички необычные. Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое и гибкое, как в воде. Небо - это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых - лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя. Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох - выдох. После вдоха говорите про себя: "Я - птица!" Шея при полёте птиц напряжена, вытянута, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки - крылья, шире, плавно…Молодцы! Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и ..выпрямите резко… Глубокий вдох и.. О чудо! Мы взлетели!…Вдох-выдох… (3 р.) Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое и голубое небо вокруг, приятная прохлада…тишина...покой. Вдох -выдох. Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая птица! Вдох - выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем нестрашно. Спустимся пониже еще ниже еще ниже. Вот уже совсем близко поле лес дом, люди… И вот ноги легко коснулись земли… Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья. Замечательный был полет!
Воспитатель: Посмотрите, на экране все птицы перемешались, помогите, пожалуйста, разобраться какие птицы перелетные, а какие - зимующие?
Дети классифицируют птиц. Дидактическая игра проводится с делением на подгруппы.
Дети подходят к мольберту.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте с нами опишем перелётных птиц, чтобы птицы быстрее и принесли на своих крылышках весну.
Дети составляют по образцу воспитателя описательный рассказ о птицах, превращаются назад в детей.
Звучат голоса птиц.
Воспитатель: Ребята, с древних времен, люди считали, что в весенних закличках и хороводных песнях рассказывалось как «пташечка-полеташечка», «кулик, галочка или ласточка-«ключница» летели к Богу, просили Его дать людям весну и приносили людям ключи, чтобы отпереть весну-лето и запереть зиму. И поэтому они кликали весну, водили хороводы. Приглашаю вас покликать весну.
Физкульминутка
Дети водят хоровод, выбрав ведущего- весну.
Дети: Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдемся хороводом.
Песни , пляски заведем,
Игры разные начнем…
Не дадим Весне скучать,
Будем праздник отмечать!
На интерактивной доске появляется слайд, на фоне звучания пение птиц и капели.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, птицы радостно запели и появились первые в лесу цветы. Как они называются?
Дети: Первые цветы - это подснежники.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Они показываются из-под снега.
Воспитатель: А давайте с вами наклеим на нашу полянку первые весенние цветы и оправим весне, чтобы она знала, что мы её ждём.
На экране лес, поют птицы, распускаются цветы.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Ребята, Весна приготовила для вас сюрприз, отгадайте что это?
Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и пахнет весной
Дети: Это сосулька.
Воспитатель: Вот сколько сосулек. Возьмите по одной. Потрогайте сосульку, какая она?
Предполагаемые ответы детей: Сосулька холодная, мокрая, скользкая, гладкая, острая, ледяная….
Воспитатель: Посмотрите какая она по форме? На что похожа?
Предполагаемые ответы детей: Она похожа на морковку, на меч, на карандаш...
Воспитатель: Если посмотреть сквозь нее, то мы увидим, что она какая?
Дети: Прозрачная, переливается на солнце.
Воспитатель: Ребята, а что произойдет, если сосулька упадет?
Дети: Она разобьется.
Давайте проверим.
Дети роняют сосульку и делают вывод.
Значит, она какая? /хрупкая/
Воспитатель: Возьмите сосульку в руку, что вы увидите?
Дети: По сосульке стекают капельки.
Когда на улице тает сразу много сосулек, получается …
Дети: Капель.
Воспитатель: Давайте, послушаем, как звенят капельки.
Дети слушают звон капели.
Воспитатель: Я думаю, что Весна не зря отправила нам такой сюрприз. Ведь если будут таять сосульки - это значит, что весна совсем рядом.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами говорим сегодня о весне, а давайте послушаем стихотворение, с целью, чтобы узнать весенние месяца:
У весны весёлый старт -
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель -
К нам уже спешит Апрель.
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны
Все три месяца весны.
Воспитатель: Название каких месяцев вы услышали в стихотворении?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Какие еще весенние месяцы вы знаете?
Дети: Январь, февраль, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Воспитатель: Молодцы! Ой, ребята, нам письмо.
На экране изображение леса: поют птицы, тает снег, капель, распускаются подснежники.
"Голос Весны:
Спасибо вам ребята. Вы помогли мне вступить в свои права, зима скоро отступит, наступит весна. Мне пора. Меня ждут звери в лесу, деревья, поля, луга. Они ещё спят, мне пора их будить… Я не прощаюсь с вами. Меня вы встретите везде, в первом листочке, проталинке, жужжании пчел, пении птиц…
Заключение
Воспитатель: Вот мы и помогли весне ребята вступить в свои права. Что мы для этого сделали?
Дети: кликали весну, наклеивали подснежники, проводили опыты, участвовали в играх.
V.Рефлексия
Воспитатель: У вас под стульчиками лежат картинки грустное солнышко и весёлое. Если вам понравилось наше путешествие - покажите весёлое солнышко, а если нет- грустное.
Дети показывают воспитателю солнышко.
Воспитатель: А я предлагаю вам проверить и закрепить полученные знания, выполнив викторину, которую прислали роботы с планеты "Карабинки", у которых, никогда не бывает весны.
Дети участвуют в викторине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Когда приходит весна"
Проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста....
"Прощай зима, приходи весна!" (Проводы зимы для детей старшей группы)
Активизация досуговой деятельности детей; привитие интереса к русским народным традициям....
Приход весны
Программные задачи:Образовательные:ü продолжать формировать у детей представление о марте как месяце пробуждения природы;ü Обобщать и систематизировать представление детей о временах года...
Приход весны
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира),«художественное творчество» (рисование), «музыка», «коммуникация», «социализация».Цель: Учить замечать изменения в...
" К нам приходит весна красна"
Цели: формировать представление о времени годе весна.познокомить с государственным праздником 8 марта . воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, желание заботиться о них, защищать, помогать. разв...
22 марта день прихода весны Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Весна идёт»
22 марта день прихода весны Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Весна идёт» ...
Консультация для родителей «Сохраним здоровья детей с приходом весны и непосредственно весной»
Лучи от солнца нагревают воздух уже совсем по-весеннему. Казалось бы – все хорошо, но просыпаться утром становится все труднее, и сил становится намного меньше. Всему этому причина - авитаминоз....