Приход весны
методическая разработка по окружающему миру

Чечеткина Алёна Николаевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_kazennoe_doshkolnoe.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение

«Подгоренский детский сад № 1»

Подгоренского муниципального района

Воронежской области

Приход весны

«Лучшая методическая разработка по познавательному развитию»

Составитель:

Чечеткина Алёна Николаевна

Воспитатель БКК.

пгт. Подгоренский, 2018 год.

Педагогическая цель:

сформировать у детей представления о смене времён года.

Педагогические задачи:

«Образовательная»:

- знакомство детей с особенностями весеннего времени года;

- обогащение активного и пассивного словаря детей в рамках темы (капель, проталины, перелётные и зимующие птицы.).

«Развивающая»:

-развитие у детей каузальных связей, в следствии опытно-исследовательской деятельностью;

-развитие чувства коллективизма;

-развивать воображение и композиционное решение, гармонично размещать детали на листе бумаги, умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию;

- развивать мелкую моторику рук;

-развитие двигательной активности детей.

 «Воспитательная»

- воспитание бережного отношения к природе, к братьям нашим меньшим;

-воспитывать интерес, фантазию детей при составлении композиции, умение доводить дело до конца.

Методы и методические приёмы:

  • наглядные (демонстрация наглядных пособий);
  • словесные методы (рассказ воспитателя; рассказ детей; беседа с участниками образовательной деятельности; чтение художественной литературы);
  • игровые методы (дидактическая интерактивная игра "Развесели солнышко");
  • практические методы (опытно-исследовательская деятельность; упражнения подражательно-исполнительского характера).

Виды детской деятельности:

-коммуникативная деятельность;

-познавательно-исследовательская деятельность;

-игровая деятельность;

-двигательная деятельность.

Средства реализации:

  • наглядные: фотографии, презентация.
  • технические (материалы и оборудование):ноутбук, интерактивная доска, интерактивная игра, поднос, сосульки, шаблоны подснежников (по количеству детей), клей, ножницы.

Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц о весне; чтение рассказов и сказок о весне; отгадывание загадок; сезонные наблюдения в природе; рассматривание репродукции  картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; слушание музыкальных произведений о весне; просмотр презентации на тему «Весна», изготовление скворечников и кормушек совместно с родителями; рисование весенних пейзажей.

Интеграция образовательных областей:

  • "Познавательно развитие";
  • "Речевое развитие";
  • "Физическое развитие";
  • "Социально-коммуникативное развитие";
  • "Художественно-эстетическое развитие".

Участники непосредственно-образовательной деятельности: воспитатель, дети старшей группы.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Самостоятельная деятельность детей.

Приходит видеописьмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам на компьютер пришло письмо. Интересно кто нам его прислал?

Предполагаемые ответы детей: Жители других стран, марсиане, Лесовичок...

Воспитатель: Хотите узнать от кого?

Дети просматривают видеописьмо.

"Здравствуйте ребята и взрослые! К Вам обращается«Весна». По календарю наступило мое время года, а «Зима» не хочет уступать мне свое место. Мне очень печально, потому что солнце светит, но не греет, снег не тает, птицы не возвращаются из теплых стран. Помогите мне, пожалуйста. Я слышала, в народе говорят, если звать, кликать весну,  то зима скорее уйдет".

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Весна просит помощи, хотите ей помочь? Ребята, а как же ей помочь?

Предполагаемые ответы детей: Можно кликать весну, читать стихи, отгадывать загадки, нужно чтобы солнце ярче засветило, появились первые проталинки, наступила оттепель, капель, прилетели птицы из теплых стран, распустились первые цветы подснежники…

Воспитатель: В народе часто звали солнце, чтобы оно стало согревать  землю  и зима отступила. А вы знаете, как его можно позвать?

Дети: Мы можем рассказать стихотворение.

               Где ты, Солнышко? Проснись!

          Где ты, Солнышко? Вернись!

          Освети нас, обогрей!

          Приходи же к нам скорей!

          Сыпать снег зима устала,

          Кап-кап-кап! Весна настала!

Воспитатель: Посмотрите на окошко там появилось солнце. Только оно какое-то печальное. Что нужно сделать, чтобы его развеселить?

Предполагаемые ответы детей: Спеть песенку, станцевать, подарить бантики, нарисовать улыбки...

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру "Развесели солнышко".

Дети рисуют лучи на интерактивной доске.

Воспитатель: Вот и солнце светит ярко. Но этого мало для прихода весны. Послушайте, что ещё поможет нам помочь.

Звучит запись пения птиц.

Дети: Нам помогут птицы.

Воспитатель: Хорошо. По народным приметам весна наступает тогда, когда прилетают птицы? А как мы их называем?

 Дети: Таких птиц мы называем перелётными.

Воспитатель: Давайте мы с вами попросим помощи у них. Мы должны с вами пройди маленькие испытания, чтобы на пути у птиц не возникло неприятностей. Мы с вами превращаемся птиц.

Психогимнастика

На фоне спокойной музыки воспитатель произносит слова.

Воспитатель: Но чтобы мы с вами совершили волшебство, нам нужно представить, что мы птички. Но птички необычные. Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое и гибкое, как в воде. Небо - это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых - лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя. Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох - выдох. После вдоха говорите про себя: "Я - птица!" Шея при полёте птиц  напряжена, вытянута, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки - крылья, шире, плавно…Молодцы! Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и ..выпрямите резко… Глубокий вдох и.. О чудо! Мы взлетели!…Вдох-выдох… (3 р.) Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое и голубое небо вокруг, приятная прохлада…тишина...покой. Вдох -выдох. Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая птица! Вдох - выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем нестрашно. Спустимся пониже еще ниже еще ниже. Вот уже совсем близко поле лес дом, люди… И вот ноги легко коснулись земли… Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья. Замечательный был полет!

Воспитатель: Посмотрите, на экране все птицы перемешались, помогите,  пожалуйста,  разобраться какие птицы перелетные,  а какие - зимующие?

Дети классифицируют птиц. Дидактическая игра проводится с делением на подгруппы.

Дети подходят к мольберту.

Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте с нами опишем перелётных птиц, чтобы птицы быстрее и принесли на своих крылышках весну.

Дети составляют по образцу воспитателя описательный рассказ о птицах, превращаются назад в детей.

Звучат голоса птиц.

Воспитатель: Ребята, с древних времен, люди считали, что в весенних закличках и хороводных песнях рассказывалось как «пташечка-полеташечка», «кулик, галочка или ласточка-«ключница» летели к Богу, просили Его дать людям весну и приносили людям ключи, чтобы отпереть весну-лето и запереть зиму. И поэтому они кликали весну, водили хороводы. Приглашаю вас покликать весну.

Физкульминутка

Дети водят хоровод, выбрав ведущего- весну.

Дети: Ты приди, Весна – веснянка,
                Выходи к нам на полянку!
                Дружно, дружно, всем народом,
                Мы пройдемся хороводом.
                Песни , пляски заведем,
                Игры разные начнем…
                Не дадим Весне скучать,
                Будем праздник отмечать!

На интерактивной доске появляется слайд, на фоне звучания пение птиц и капели.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, птицы радостно запели и появились первые в лесу цветы. Как они называются?

Дети: Первые цветы - это подснежники.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Они показываются из-под снега.

Воспитатель: А давайте с вами наклеим на нашу полянку первые весенние цветы и оправим весне, чтобы она знала, что мы её ждём.

На экране лес, поют птицы, распускаются цветы.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Воспитатель:  Ребята, Весна приготовила для вас сюрприз, отгадайте что это?

Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели и пахнет весной

Дети: Это сосулька.

Воспитатель: Вот сколько сосулек. Возьмите по одной. Потрогайте сосульку, какая она?

Предполагаемые ответы детей: Сосулька холодная, мокрая, скользкая, гладкая, острая, ледяная….

Воспитатель: Посмотрите какая она по форме? На что похожа?  

Предполагаемые ответы детей: Она похожа на морковку, на меч, на карандаш...

Воспитатель: Если посмотреть сквозь нее, то  мы увидим, что она какая?

Дети: Прозрачная, переливается на солнце.

Воспитатель: Ребята, а что произойдет, если сосулька упадет?

Дети: Она разобьется.

Давайте проверим. 

Дети роняют сосульку и делают вывод.

Значит, она какая? /хрупкая/

Воспитатель: Возьмите сосульку в руку, что вы увидите?

Дети: По сосульке стекают капельки.

Когда на улице тает сразу много сосулек, получается …

Дети: Капель.

Воспитатель: Давайте, послушаем, как звенят капельки.

Дети слушают звон капели.

Воспитатель: Я думаю, что Весна не зря отправила нам такой сюрприз. Ведь если будут таять сосульки - это значит, что весна совсем рядом.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами говорим сегодня о весне, а давайте послушаем стихотворение, с целью, чтобы узнать весенние месяца:

У весны весёлый старт -
          На пороге стоит Март.
           Весело звенит капель -
           К нам уже спешит Апрель.
           Май их быстро догоняет,
           Всех цветами он встречает.
           Света, радости полны
           Все три месяца весны.

Воспитатель: Название  каких месяцев вы услышали в стихотворении?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Какие еще весенние месяцы вы знаете?

Дети: Январь, февраль, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Воспитатель: Молодцы! Ой, ребята, нам письмо.

На экране изображение леса: поют птицы, тает снег, капель, распускаются подснежники.

"Голос Весны:

Спасибо вам ребята. Вы помогли мне вступить  в свои права, зима скоро отступит, наступит весна. Мне пора. Меня ждут звери в лесу, деревья, поля, луга. Они ещё спят, мне пора их будить… Я не прощаюсь с вами. Меня вы встретите везде, в первом листочке, проталинке, жужжании пчел, пении птиц…

Заключение

Воспитатель: Вот мы и помогли весне ребята вступить в свои права. Что мы для этого сделали?

Дети: кликали весну, наклеивали подснежники, проводили опыты, участвовали в играх. 

V.Рефлексия

Воспитатель: У вас под стульчиками лежат картинки грустное солнышко и весёлое. Если вам понравилось наше путешествие - покажите весёлое солнышко, а если нет- грустное.

Дети показывают воспитателю солнышко.

Воспитатель: А я предлагаю вам проверить и закрепить полученные знания, выполнив викторину, которую прислали роботы с планеты "Карабинки", у которых, никогда не бывает весны.

Дети участвуют в викторине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Когда приходит весна"

Проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста....

"Прощай зима, приходи весна!" (Проводы зимы для детей старшей группы)

Активизация досуговой деятельности детей; привитие интереса к русским народным традициям....

Приход весны

Программные задачи:Образовательные:ü  продолжать формировать у детей представление о марте как месяце пробуждения природы;ü  Обобщать и систематизировать представление детей о временах года...

Приход весны

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира),«художественное творчество» (рисование), «музыка», «коммуникация», «социализация».Цель: Учить замечать изменения в...

" К нам приходит весна красна"

Цели: формировать представление о времени годе весна.познокомить с государственным праздником 8 марта . воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, желание заботиться о них, защищать, помогать. разв...

22 марта день прихода весны Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Весна идёт»

22 марта день прихода весны Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Весна идёт» ...

Консультация для родителей «Сохраним здоровья детей с приходом весны и непосредственно весной»

Лучи от солнца нагревают воздух уже совсем по-весеннему. Казалось бы – все хорошо, но просыпаться утром становится все труднее, и сил становится намного меньше. Всему этому причина - авитаминоз....