Конспект занятия ТРИЗ "Транспорт для Карлсона"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ушакова Эльвира Файзрахмановна

Занятие с использованием ТРИЗ в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport_dlya_karlsona.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад комбинированного вида № 19 п. Рощино

«Транспорт для Карлсона»

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе

(с элементами ТРИЗ)

Воспитатель: Ушакова Э.Ф.

2017г.

Программное содержание:

Цель: обобщить знания детей о транспорте.

Задачи:

1. Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, его составных частях, функциях, профессиях; закрепить умение оперировать экранами «Системного оператора»; составлять рассказ по экранам «Системного оператора».

2. Развивать у детей логическое, образное мышление, системность мышления, ассоциативный процесс, умение сопоставлять, сравнивать, выделять общие признаки путём сравнения.

3. Учить детей выделять противоречия в одном объекте.

4. Развивать связную речь, коммуникативные навыки.

5. Продолжать учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

6. Воспитывать умение слушать воспитателя, чёткость выполнения инструкции.

Оборудование:

- мяч (у кого в руках мяч, тот и отвечает);

- 2 скамейки для импровизации «Теремка», на которой будут сидеть герои;

- шапочки для игры «Теремок» с изображением транспорта (автомобиль, мотоцикл, корабль, вертолёт, автобус, поезд) для мальчиков и посуды для девочек (кружка, кастрюля, тарелка, ложка);

- мольберт, магниты, указка;

- «Системный оператор»;

- картинки к «Системному оператору»;

- столы для изготовления ракеты;

- листы цветной бумаги формата А4 на каждого ребёнка;

- круги из цветной бумаги (желтого, голубого, коричневого, чёрного цвета) диаметром 3см, по 2 на каждого ребёнка;

- клей-карандаш;

- лист ватмана, раскрашенный гуашью фиолетового цвета, символизирующий Космос;

- сладкое угощение.

Предварительная работа: 

игры по ТРИЗ;

изготовление шапочек с изображением транспорта для игры «Теремок»;

разучивание физминуток и пальчиковых гимнастик о транспорте;

рисование транспорта;

вырезание кругов для ракеты;

оформление фона «Космос» на листе ватмана.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная,

Методы и приёмы: словесные, наглядные.

Дидактические игры: «Да-нет»-ка, «Теремок», «Системный оператор»,  «Хорошо-плохо»

Ход занятия:

Дети входят в зал, здороваются:

Здравствуй, правая рука!

Здравствуй, левая рука!

Здравствуй, друг!

Здравствуй, друг!

Здравствуй-здравствуй, дружный круг!

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Скажем всем вам: «Здравствуйте!»

Воспитатель: ребята, к нам сегодня на занятие придет гость, кто он, попробуйте угадать в игре “Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость умеет жужжать.

Д/и «ДА-НЕТка»

Ответы детей (комар, муха, паук, жук, шмель)

В. Нет, это не насекомое.

Ответы детей (телефон, пылесос, стиральная машина)

В. Это человек, сказочный герой.

Ответы детей (Карлсон)

В. Да, это Карлсон.

Звучит музыка, Карлсон «вылетает»

Карлсон: Здравствуйте, ребята. Что же у меня жужжало?

Д. Пропеллер.

К. А как я у вас появился?

Д. Прилетел.

К. На чем прилетел?

Д. На своем пропеллере. Включил кнопку и прилетел.

Карлсон: Значит, я сам на себе прилетел (удивляется).

А на чем ещё можно летать? (на самолете, ракете, вертолете, воздушном шаре)

На чем можно путешествовать? (Поезд, машина, автобус, самолет, корабль.)

Воспитатель: Как это всё можно назвать одним словом? (Транспорт.) 

Карлсон: транспорт? (делает вид, что впервые слышит это слово)

Пальчиковая гимнастика

Идёт на взлёт, идёт на взлёт, винты вращая, вертолёт (Круги рукой над головой)

Идут туда (Правой рукой показать влево),

Идут сюда (Левой рукой показать вправо)

По звонким рельсам поезда (Правая рука справа, а левая — слева описывают круги от себя, руки движутся параллельно друг друга)

И пароходы, корабли (Ладони, соединённые кончиками пальцев — «домиком», движутся вперёд пальцами вверх)

Уходят в море от земли (Машем рукой на прощание).

Карлсон: спасибо ребята, только я пока ещё плохо разобрался в транспорте!

В. Чтобы Карлсон лучше разбирался в транспорте, поиграем в игру «Теремок» (дети надевают шапочки с изображением транспорта)

Д/и «Теремок»

Живет в теремке автомобиль (ребёнок), едет мимо автобус (ребёнок): «Автомобиль, пусти меня в теремок».

А. Скажешь, что у нас общего, пущу.

Р. У нас есть колеса.

К. Заходи.

В. Живут они вдвоем. Плывет мимо корабль, вертолет, поезд, мотоцикл, велосипед (дети): «Автомобиль, пусти меня в теремок».

А. Скажешь, что у нас общего, тогда пустим.

(У нас есть кабина, окна, педали, мы перевозим грузы, людей)

К. Спасибо, ребята! Я много узнал о транспорте.

Физкультминутка «Машины»:

На улице нашей машины, машины (идут по кругу, останавливаются)

Машины – малютки (приседают)

Машины большие (встают, поднимают руки вверх)

Эй, машины, полный ход! (быстро идут по кругу, останавливаются)

Я – примерный пешеход (прижимают руки к груди)

Торопиться не люблю (поворачивают голову вправо-влево)

Вам дорогу уступлю (разводят руки в стороны, наклоняются вперед)

В. А теперь, Карлсон, ребята тебе расскажут о нём по «волшебному телевизору» (вывешивает на мольберте схему для описания)

Д/и «Системный оператор»

Экран №1 Как мы назвали все машины? (Транспорт)

Экран №2 Где можно увидеть транспорт? (На дороге, в гараже, в небе, в море)

Экран №3 По каким признакам, деталям мы узнаем автомобиль? То есть части транспорта. (Кузов, колеса, фары, бампер)

Экран №4 Как вы считаете, всегда ли люди ездили на автомобилях? На чем ездили? (На лошадях, на собаках, верблюдах)

Экран №5 Как вы думаете, каким автомобиль будет в будущем?

Карлсон: Ой, как интересно! А как вы думаете, почему люди не стали ездить на лошадях и пересели в автомобиль? (Ответы детей)

Потешка

Из-за леса,

Из-за гор,

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Детки на телятках,

Внуки на козлятках.

Карлсон: автомобиль это хорошо!

Игра “Хорошо – плохо”

Хорошо, что есть автомобиль.

(Высказывания детей: он красивый, можно ездить, перевозить грузы …)

В. Ребята, а бывает плохо, что есть автомобиль?

(Высказывания детей: загрязняет воздух, можно попасть в аварию и др.)

В. Молодцы, ребята! Карлсон, теперь ты всё понял?

Карлсон (грустно): понял, только у меня есть мечта побывать в Космосе…

Воспитатель: А ребята тебе сейчас помогут! Под волшебную космическую музыку ребята превратятся в инженеров-конструкторов и сконструируют тебе ракеты! И тебя научат!

(звучит космическая музыка)

Дети проходят к столам, на которых листы бумаги разного цвета, круги-иллюминаторы, клей-карандаш, складывают ракету, оформляют иллюминатором, воспитатель прикрепляет на мольберт ватман с фоном Космоса, предлагает приклеить ракеты на лист ватмана.

Карлсон (радостно): Ой, как здорово! Спасибо, ребята! С вами было очень интересно! А я для вас приготовил угощение! (передаёт воспитателю)

А теперь мне пора лететь! До свидания!

Итог. Воспитатель: ребята, кто у нас в гостях был? Смогли мы ему помочь? Что мы для этого сделали?

Самоанализ занятия

 воспитателя высшей категории Ушаковой Э.Ф.

Организационная деятельность, подготовка к занятию

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

Для занятия были подобраны наглядные пособия.

На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Организационный прием – приветствие был направлен на развитие коммуникативных качеств, установление дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.

Занятие динамичное, предусматривают быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.

Специфика работы с детьми разновозрастной группы и разного уровня подготовленности детей (в силу неодинакового времени пребывания в детском саду) отражалась в личностно-ориентированном подходе. Старшим детям и тем, которые более длительное время посещают группу, задавала более сложные вопросы. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».

Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован в виде игровой ситуации на внимание. Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Карлсон в гостях у ребят" Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе

Занятие знакомит детей со свойствами воздуха, формирует представление о значении воздуха для всего живого....

Конспект занятия по окружающему миру "Карлсон рассказывает о птичьих гнёздах"

Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда, как заботяться о птинцах....

Конспект занятия "Что видел Карлсон" во второй младшей группе (Воспитание навыков культуры поведения)

Используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать желание активно противостоять им....

Конспект занятия «угощение для Карлсона»

Закреплять чтение слов из четырех букв с пропущенной буквой, умение придумывать слово на определенную букву. Развивать логическое мышление. Упражнять в последовательном назывании дней недели. Закрепля...

Конспект развивающего занятия "Подарок для Карлсона"

Описание работы:Название работы:  «Подарок для Карлсона»Участники:  детский сад (4-5лет)Цели и задачи: Развитие социальной компетенции детей. Продолжать знакомить детей с языком эмоций....

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Поможем Карлсону".

Развитие математических представлений.Дети идут с Карлсоном на День рождения и помогают ему справиться с трудностями....

Конспект интегрированного занятия "Варенье для КАРЛСОНА"

Коррекционно-логопедическое занятие по автоматизации звука Л в слогах, словах , фразовой речи. Сопровождается слайдовой презентацией....