Конспект занятия по окружающему миру "Карлсон рассказывает о птичьих гнёздах"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда, как заботяться о птинцах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karlson_konspekt.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
«Карлсон рассказывает о птичьих гнездах»
Цели
- Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.
- Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма.
- Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда ( различные виды гнезд), как заботятся о птенцах.
- Формировать гуманное отношение к птицам.
Материал
Игрушка Карлсон; игры «Чье гнездо», « Чем заняты скворцы»; книги о птицах, картинки с изображением птиц, календарь прилета птиц.
Предварительная работа
Чтение книг о птицах: Т.Нуждина «Сова», «Сорока», «Цапля», «Ястреб», «Снегирь», «Кукушка», «Журавли», «Дятел», «Воробьи», «Аист»; А.Тамбиев «Кто в кустарниках живет»; Г.Снегирев «Лесная речка»; В.Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Птичьи разговоры», «Люля», «Синичкин календарь»; З.Воскресенская «Петя –пересмешник»; М.Алыбаев « Как птицы спасли дуб»; М.Горький «Воробьишко»; В.Астафьев «Стриженок Скрип». Наблюдение и зарисовка прилета птиц на протяжении весны; беседа « 22марта - праздник птиц».
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? ( Весна) Давайте откроем окно и послушаем. Что мы слышим?
(Ответы детей: чириканье воробьев, щебетание мухоловок, звонкий голос синиц, карканье ворон, голоса скворцов.)
Воспитатель. Почему птицы так оживились? Чем они весной занимаются?
(Ответы детей)
Голос из окна:
-Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы.
( В группе появляется игровой персонаж Карлсон. Раскрывает пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки.)
Карлсон. Собирают всякий мусор. Зачем он им? Не пойму!
Воспитатель. Здравствуй Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам попал? Заходи к нам. Мы с ребятами тебе поможем разобраться с твоей находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлосн? Для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки?
(Ответы детей: птицы строят гнезда.)
Воспитатель. Карлсон, садись и послушай, что тебе расскажут дети о птицах, об их весенних заботах. Они же наши лучшие друзья и помощники.
Карлсон. Лучший друг и помощник детворы – это я, Карлсон, который живет на крыше.
Воспитатель. Я не спорю, тебя действительно знает и любит вся детвора. Но мы с детьми наблюдаем за птицами на протяжении всей весны и узнали очень много интересного о них. Хочешь, мы тебе расскажем?
Карлсон. Конечно, хочу.
Воспитатель. Ребята, покажите Карлсону птиц, которых вы знаете.
(Дети берут по две картинки птиц и называют их.)
Воспитатель. Какие бывают птицы? (Зимующие и перелетные)
(Дети выкладывают на панно зимующих и перелетных птиц:
Зимующие Перелетные
воробей, синица, голубь, дрозд, грач, скворец,
ворона, оляпка, клест, жаворонок, чиж, ласточка,
дятел, сорока, галка. иволга, аист, кукушка,
гуси, журавли, утки.
Дети выставляют птиц и рассказывают о них.)
Вопросы детям:
- Почему зимующие птицы остались на зиму с нами?
- Чем они питались?
- Как мы им помогали?
- Чем заняты птицы сейчас?
- Изменилось ли их поведение? ( Они весело чирикают, купаются в лужах, строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.)
Воспитатель. Почему улетели на юг перелетные птицы? ( Зимой им нечего есть.)
Карлсон. А зачем они улетают с юга? Там тепло и корм есть.
( Ребята объясняют Карлсону, что у птиц здесь родина, они здесь родились.)
Воспитатель. Ребята. Давайте покажем Карлсону календарь прилета птиц, который мы с вами ведем всю весну.
( Дети рассказывают Карлсону о птицах, которых наблюдали сами, и о тех, про которых читали в книгах.)
Карлсон. Теперь я знаю очень много о птицах, спасибо вам за интересные рассказы. Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что-то другое, то можно топать ногами. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи, стрижи. ( Дети топают)
Карлсон. Что неправильно?
( Дети: мухи.)
Карлсон.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны! ( Дети топают)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. ( Дети топают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки-сплюшки.
Воспитатель. Карлсон, а ты знаешь, какая птица какой дом строит?
Карлсон. Дом у меня есть, на крыше у людей, а у птиц… не знаю.
Воспитатель. Ребята, давайте покажем Карлсону, какие дома строят птицы, они у всех разные, Называются они… (гнездами).
Игровое упражнение « Чье гнездо». Детям предлагаются изображения 6 гнезд и 6 птиц. Ребенок должен правильно разложить всех птиц по своим гнездам, а затем каждый ребенок рассказывает об одной птичке.
Примеры рассказов
« Аист устраивает гнездо на видном месте – крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток. Стрижи гнездятся в щелях домов, под навесом карнизов, в дуплах высоких деревьев. Соломинки, травинки, листья для гнезд они ловят прямо на лету во время ветра».
« Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи устраивают на деревьях целые колонии. Строят гнезда из сучьев, а внутри – чтобы помягче было будущим птенцам – выстилают сухой травой и тонкими ветками. Осторожная утка прячется в зарослях недалеко от воды. Внутри выстилает гнездо пухом».
« Сова любит селиться в старых, заброшенных гнездах, в дуплах деревьев. Там она проводит весь день, а ночью вылетает охотиться».
« Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом, травинками».
Воспитатель. Ребята, вы все правильно рассказали о птицах, а сейчас выберите тот материал, их которого построено гнездо, и положите рядом с гнездышком. Сейчас многие птички сидят на гнезде, высиживают птенчиков. Чем кормят птицы своих птенцов?
Карлсон. Я знаю – их надо кормить вареньем, печеньем, конфетами.
Воспитатель. Ты не прав, Карлсон. Ребята тебе сейчас покажут картинки и расскажут, какая птичка, чем выкармливает своего птенца.
Игровое упражнение « Чем заняты скворцы». Дети берут картинки по очереди и рассказывают о том, что нарисовано и что они знают о птице и птенцах. Если ребенок затрудняется, ему помогают другие дети.
Вопросы детям:
- Какую пользу приносят птицы, выкармливая своих птенцов?
- Чему учат птицы птенчиков?
Воспитатель. Ребята, а в какой книге рассказывается о том, как птенчик учился уму-разуму? Найдите эту книгу (М.Горький « Воробьишко»).
(Дети рассказывают о книге.)
Воспитатель. Послушайте еще один рассказ о птицах « Птицы – наши помощники».
Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. Птицы строят гнезда, высиживают птенцов и начинают их выкармливать. Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. Подсчитали даже, сколько он делает вылетов – около 200 за один день. И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу.
У рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое комариное время можно спокойно удить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от надоедливых комаров. Береговушки выедают их начисто.
Далеко в лесу слышен стук дятла. Но стучит он не по всякому дереву. Дятел выбирает стволы «больные», зараженные личинками насекомых. Быстро находит вредителей и крепким клювом вытаскивает их из-под коры.
Над полями и степями днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса и сады, урожай фруктов, овощей, зерна.
Теперь вам будет понятно, почему говорят: птицы – наши помощники и друзья. А кроме того, они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас веселыми звонкими песнями.
Карлсон. Спасибо, ребята, за интересные рассказы о птицах, я много нового и интересного узнал о птицах. Мне пора. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...
Конспект НОД по окружающему миру Тема: «На птичьем дворе»
П/З: закреплять знания детей о домашних птицах; воспитывать правильное звукопроизношение. Воспитывать бережное отношение к домашним птицами. Развивать внимание. Воспитывать интерес к домашним птицам....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
Конспект ООД по окружающему миру на тему: «Птичий двор»
Конспект ООД по окружающему миру «Птичий двор» Цель: Формировать представления о домашних птицах (куры, утки, гуси), их внешним виде, способах передвижения, издаваемых звуках.«Х...
Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»
В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "На птичьем дворе"
Кконспект занятия...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...