«Юные экологи»
материал по окружающему миру (средняя группа)
Кружок по экологическому воспитанию для детей среднего возраста .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.
Цель:
Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.
Задачи:
- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Виды деятельности:
1.Организованные:
- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
– целевые прогулки;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин из жизни диких животных;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
– экологические тропы;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарями природы;.
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Задачи развития экологических представлений у детей средней группы:
1. Образовательные: Формировать представления детей о многообразии живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2. Развивающие: Формировать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
3. Воспитательные: Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому.
Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.
Перспективный план работы на октябрь 2018г.-2019г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
первая | «Наш дом-природа» | Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе | 1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?» 2. Дать понятие живая, не живая природа. 3. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа» 4. Д/и «Природа – не природа» 5. Внести календарь природы. |
вторая | «Путешествие в страну осень» | Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. | 1. Наблюдение за состоянием погоды на участке. 2. Чтение стихотворения «Осень» 3. Беседа о сезонных изменениях в природе. 4. Работа с календарём природы. |
третья
| «Лес» | Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений. Воспитывать у детей любовь к природе. | 1. Что такое лес? 2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт. 3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные» 4. Собирание гербария. |
четвёртая | «Царство грибов» | Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов. | 1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы» 2. Рассказ воспитателя о грибах. 3. Рисование «Грибы» |
Перспективный план работы на ноябрь 2018г.-2019г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
первая | «Перелётные птицы» | Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. 2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края». 3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка». 4. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы». |
вторая
| «Знакомство детей с почвой» | Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Почему нельзя загрязнять почву. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. | 1. Просмотреть обучающий фильм «География для самых маленьких». 2. Беседа «почему нельзя загрязнять почву» |
третья | «Глина и земля» | Познакомить детей с природными материалами-земля, глина. Учить сравнивать землю и глину. | 1. Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы. 2. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются. 3. Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение). Наблюдение за ним. |
четвёртая | «Ваза с яблоками» | Продолжать знакомить детей со свойствами глины. Формировать представление о её использовании. | 1. Беседа о свойствах глины 2.Просмотр иллюстраций «Глиняные изделия» 3. Лепка из глины «Ваза с яблоками» (коллективная работа) |
Перспективный план работы на декабрь 2018г.-2019г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
первая | «Растения зимой» | Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. | 1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа 2. Беседа «Для чего растениям снег» 3. Наблюдение за деревьями. |
вторая | «Ёлочка – красавица» | Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. | 1. Дать понятие хвойные деревья.2. Беседа о сосне. 3. Рассмотреть шишки (внести в познавательно – исследовательский уголок) |
третья | «Зимующие птицы» | Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. | 1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы» 2. Рассказ о жизни птиц зимой 3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам» |
четвёртая | «Путешествие в зимний лес» | Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу Воспитывать любовь и сочувствие к животным. | 1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные» 2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания) 2.Просмотр слайдов «Следы лесных обитателей на снегу» |
Перспективный план работы на январь 2018г.-2019г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
первая | «Зимние явления в неживой природе» | Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать, | 1. Дать определение понятию - зимние явления. 2. Беседа «Если на улице сильный мороз» 3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы |
вторая | «Вода вокруг нас» | Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде. | 1. Просмотр слайдов «Вода в окружающей среде. 2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного отношения к ней. |
третья | «Кто живёт в реке» | Познакомить детей с представителями водных животных. Показать их особенности. | 1. Беседа, «Какие животные называются водными» 2. Просмотр познавательного фильма «Речные обитатели» Обратить внимание на внешние особенности. |
четвёртая
| «Речные и морские камни» | Формировать представление о том, что камни могут быть не только на земле, но и в реках и в морях. Развивать у детей познавательный интерес. Развивать сенсорные ощущения. | 1. Рассмотреть камни речные и морские 2. Назвать их свойства и особенности. 2. Вместе с детьми придумать сказку «Как камень из моря в детский сад попал» |
Перспективный план работы на февраль 2018г.-2019г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
первая | Наблюдения «Морозные узоры» | Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес. | 1. Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами? 2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус 3. Обсуждение стихотворения |
вторая | Наблюдения «Снег» | Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега. | 1. Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т.д.) 2. Беседа о защитных свойствах снега |
третья | «Воздух» | Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную актив- ность в процессе экспериментирования. Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр. среде. | 1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения. 2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого 3. Игра – эксперимент «Дуем – играем» |
четвёртая | «Как рождается ветер» | Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность | 1. Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?» 2. Наблюдение за ветром (использование вертушек) |
Перспективный план работы на март 2018г.-2019г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
первая | «Почему белые медведи не живут в лесу?» | Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. | 1. Демонстрационный материал «Животные Севера» 2. Видеофильм «Животные севера» 3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу» |
вторая | «Животные жарких стран» | Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. | 1. Демонстрационный материал «Животные жарких стран» 2. Видеофильм «Животные жарких стран» |
третья | «Весенние явления в неживой природе» | Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны. | 1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна» 2. Беседа «Признаки весны» 3. Сравнение признаков зимы и весны |
четвёртая | «Как солнце жизнь дает земле» | Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес. | 1. Чтение и рассматривание иллюстраций «География для малышей» 2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце» |
Перспективный план работы на апрель2018г.-2019г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
первая | «Огород на окошке» | Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность. | 1. Беседа «Что нужно растению?» 2. Посадить лук, петрушку. 3. Дальнейшие наблюдение и уход. |
вторая | «Насекомые» | Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница). На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | 1. Рассмотреть иллюстрации. 2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые. 3. Рисование «Бабочка» |
третья | «Растения весной» | Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | 1. Наблюдение за деревьями. 2. Впомнить названия некоторых деревьев и кустарников 3. Работа с календарём природы |
четвёртая | «Встречаем птиц» | Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д. | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия 2. Загадать загадки про птиц 3. Беседа «Для чего нужен скворечник» 4. Игра с бумажными птицами |
Перспективный план работы на май 2018г.-2019г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
первая | «Человек – живой организм» | Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них. | 1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека» 2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека 3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно» |
вторая | «Цветущий сад» | Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства. | 1. Наблюдение за яблоней. 2. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с погодными условиями) 3. Работа с календарём природы. |
третья | «Экологическая тропа» | Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе. | 1. Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу» 2. Целевая прогулка по экологической тропе 3. Беседа «Что будет, если…» |
четвёртая | Диагностика |
|
|
Список литературы:
1. Н.А. Рыжова. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996,
с. 56, (Сер. «Наш дом — природа»).
2. Н.А. Рыжова «Волшебница вода».
3. С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.
3. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
4. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
5. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.
«Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008.
6. Интернет – источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ...
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Рабочая программа по экологии "Юный эколог"
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
Кружок по экологии "Юный эколог"
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем матер...
Викторина по экологии "Юный Эколог"
Викторина расчитана на детей 5-6 лет и предназначена для прививания интереса к изучению природы...
Конспект НОД по области: познавательное развитие (экология) на тему: "Путешествие юных экологов по территории ДОУ"
Коспект НОД из цикла по изучению "Растительного мира родного края", по исследованию деревьев участка группы....
Кружковая работа по экологии для детей 3-4 лет "Юный эколог"
Актуальность данного кружка заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая кул...