Участие в районных методических объединениях
учебно-методический материал (младшая группа)
Районно - методическое объединение "Воспитание дошкольников в труде".
Районно - методическое объединение "Развитие речи"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 «Огонёк»
Выступление на районном методическом объединении
«Воспитание дошкольников в труде»
по теме: «Все профессии нужны, все профессии важны!»
(из опыта работы)
Воспитатель: Тишкина Л.П.
2018 г.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
(Слайд 2) Актуальностью этой темы является формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс и актуальный в современном мире.
Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители).
Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям.
Изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию речи.
(Слайд 3)
Цель: Познакомить детей с разнообразием профессий и важности труда в любой профессиональной деятельности.
Задачи: Обогащать представления детей о профессиях;
- Дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий;
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;
- Показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании;
- Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание оказывать помощь.
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
В младших группах мы знакомим с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра (врач), повар, продавец.
В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.
Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду), то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада.
В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). Часто в играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).
В своей работе мы используем различные методы ознакомления детей с трудом взрослых: (Слайд 4)
- Беседы о различных профессиях, во время которых мы не только знакомим с трудом взрослых, новыми профессиями и закрепляем знания, но и стараемся сформировать у детей положительно-эмоциональное отношение к тому, о чем беседуем с ними.
- Наблюдения, которые проводятся не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдают за работой дворника, водителя привозящей продукты.
- Экскурсии, на которых дошкольники узнают об особенностях данной профессии, и встречи с людьми разных профессий. Внимание детей обращают на средства, инструменты, которые нужны для разных профессий.
- Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. О профессиях ребята узнают и с помощью различных игр: сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных игр.
Ознакомление с профессиями началось с профессий работников детского сада, потому что они наиболее понятны детям, так как дети ежедневно видят и контактируют с этими людьми. В беседах с детьми, наблюдениях, экскурсиях, мы подводим детей к понятию общественной значимости труда сотрудников детского сада. Мы проводили тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом повара, (Слайд 5) медсестры, (Слайд 6) прачки (Слайд 7)).
При ознакомлении с профессией, мы проводим беседы, подбираем подходящий иллюстрационный материал; используем в своей работе литературный материал: загадки, стихи, пословицы, а также рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии», чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть?» В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер, «Бегемот, который боялся прививок» В. Сутеев, С. Маршак «Почта», Д.Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-милиционер». У нас проходили такие беседы:
(Слайд 8) (II младшая – средняя группа)
Беседа о труде врача;
Беседа о труде повара;
«О правилах дорожного движения»;
«Космос»;
«Защитники Отечества»;
«Наши мамы»
«Беседа о профессиях родителей»;
«Как важны и опасны некоторые профессии»
Познавательные занятия и беседы:
(Слайд 9) (старшая – подготовительная группа)
«Все работы хороши, выбирай на вкус»;
«Школа. Учитель»;
«Сельскохозяйственный труд»;
«К дедушке на ферму»;
«Профессия космонавт»;
«Опасные профессии»;
«Защитники России»;
Составление рассказов на тему: «Кем работают мои родители!»;
Составление рассказов на тему: «Кем бы я хотел стать, когда вырасту»
(Слайд 10) Самое яркое событие для детей – встреча с людьми разных профессий. Интересное занятие прошло в старшей группе, где знакомились дети с работой МЧС. Начальник пожарной части рассказал о профессии пожарного, о правилах пожарной безопасности, подарил детям буклеты «Как вести себя при пожаре».
Частым гостем в детском саду бывает инспектор ГИБДД Шапоров Сергей Михайлович, (Слайд 11) также он является родителем ребёнка. Он знакомил детей с правилами движения на дороге, со знаками. Приходил в светоотражающей форме, рассказывал, для чего она необходима, показывал жезл регулировщика. Последний раз приезжал на машине службы ДПС, дети рассматривали машину, сидели в этой машине, Сергей Михайлович включал сирену. После этого, конечно, многие мальчики стали мечтать стать полицейскими и даже девочки. В процессе наблюдений стараемся давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. При таком постепенном углублении детей в познаваемое явление, вырабатывается у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.
Экскурсия является важной формой формирования представлений детей о профессиях. В ходе экскурсии дети видят, как взрослые ответственно относятся к своему делу, наблюдают за последовательностью проводимых ими трудовых операций, они задумываются о значении труда взрослых.
(Слайд 12) Вместе с детьми старшей группы мы ходили в пожарную часть. Детям показывали, как устроена пожарная машина, где находятся рукава, краны, насосы. Дети также знакомились с работой диспетчера пожарной части. Дети старшей группы очень любят ходить на экскурсию в пожарную часть и посещают пожарную часть несколько раз в год.
Дети старшей группы были на экскурсии в школе, (Слайд13) на почте, (Слайд 14) Доме культуры. (Слайд 15) Детей вначале привлекает внешняя сторона труда - видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. (Слайд 16 - 22)
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
(Слайд 23) Настольные игры:
«Профессии»;
Пазлы;
«4 - лишний»;
«Кому нужны инструменты»
«Собери картинку»
«Дорожные знаки»
(Слайд 24 - 26) Дидактические игры:
- «Кто это делает?»,
- «Кому что нужно для работы?»,
- «Назови место работы?»,
- "Назови женскую профессию",
- «Для чего нужен этот предмет?»,
- “Кто чем занимается”,
- “Кому что нужно”. (“Что кому”),
- “Подскажи словечко”. (“Добавлялки”),
Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного. Детям очень нравится, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий, беседы с родителями. У нас деревня небольшая и родители детей работают и в Доме культуры, в пожарной части, бабушки детей в амбулатории, на почте, в школе. Рассказ о профессиях своих родственников помогает ребенку больше узнать о собственной семье, укрепляет семейные узы. Рассматривание принесенных ими орудий труда, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. С родителями проводилась консультация «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями». Мы призвали родителей обращать внимание на всех людей, занятых делом, и называть ребенку их профессии. Увидели дворника во дворе – расскажите об этой трудной и важной профессии. Зашли по дороге в магазин. Спросите: кто здесь работает? Совместно с родителями организуются выставки, оформляются альбомы.
(Слайд 27) Заключение.
Данный опыт подачи материала по теме «Знакомство с профессиями взрослых» имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Дети, получив представление о мире профессий, в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии, будут проявлять активность и творчество.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс и актуальный в современном мире. Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители). Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. И зучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию речи.
ЦЕЛЬ Познакомить детей с разнообразием профессий и важности труда в любой профессиональной деятельности . ЗАДАЧИ Обогащать представления детей о профессиях; Дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий; Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности; Показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей; Обогащать словарный запас; Развивать коммуникативные навыки; Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании; Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание оказывать помощь.
Знакомство с профессиями
Знакомство с работой повара Ходит в белом колпаке, С поварешкою в руке. Он готовит нам обед: Кашу, щи и винегрет . Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель… И тогда Ждёт вас вкусная еда.
Знакомство с работой медсестры Все болезни лечит врач, Он уколет – ты не плачь. Веселей смотри вокруг: Детский врач – ребятам друг .
Знакомство с работой прачки Белая простыночка , Фартук и косыночка. Белый свет весь обойдёшь - Лучше прачки не найдёшь!
Познавательные занятия и беседы: ( II младшая – средняя группа) Беседа о труде врача; Беседа о труде повара; «О правилах дорожного движения»; «Космос»; «Защитники Отечества»; «Наши мамы» «Беседа о профессиях родителей »; «Как важны и опасны некоторые профессии»
Познавательные занятия и беседы: (старшая – подготовительная группа ) «Все работы хороши, выбирай на вкус »; «Школа. Учитель »; «Сельскохозяйственный труд »; «К дедушке на ферму »; «Профессия космонавт» ; «Опасные профессии»; «Защитники России»; Составление рассказов на тему: «Кем работают мои родители!»; Составление рассказов на тему : «Кем бы я хотел стать, когда вырасту»
Знакомство с работой МЧС Они придут на помощь нам, Когда бушует океан, Когда землетрясение, Тайфун иль наводнение. Рискуя жизнью, нас спасут – Такой у них опасный труд!
Знакомство с работой полицейского Он главный на дороге. Он важный, как директор. И смотри взглядом строгим На всех автоинспектор. Чтоб правила движения Шоферы соблюдали, Стоит он днем и ночью У края магистрали.
На машине ярко-красной Мчимся мы вперёд. Труд тяжёлый и опасный Нас, пожарных, ждёт. Знакомство с работой пожарного
Назовет учитель нам Буквы все по именам. Объяснит задач решенье, Вычитанье и сложенье. Он расскажет о морях, О лесах, цветах, зверях… На вопрос найдет ответ И полезный даст совет. Знакомство с работой учителя Он приучает детишек к порядку, Он проверяет ребячьи тетрадки, Научит детей и читать и писать, И складывать цифры и вычитать.
Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, это он, Ленинградский почтальон. Знакомство с работой почтальон а По квартирам и домам, Много писем, телеграмм, Он приносит адресатам. Как зовут его, ребята?
Знакомство с работой работников культуры Песни, пляски и спектакли Могут скрасить наш досуг. М ы работники культуры, Вдохновение — наш друг!
Мы строителями станем И построим новый дом. Первым делом подойдите, Ознакомьтесь с чертежом. Подгоните самосвалы, Загружайте кирпичи. Ими кубики побудут . - Начинайте, силачи! А теперь возводим стены Выше роста своего. Кран подъёмный вызываем, Пусть поставит нам окно. Под конец положим крышу …
« Парикмахер » Ножницы , шампунь, расческа – Всем я делаю п р ически, Стригу и взрослых и детей. Отгадай меня скорей! Дайте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. Парикмахер непременно Подстрижёт вас современно
У меня не мало дел, Если кто-то заболел Всех я вылечу друзья! Отгадайте кто же я? « Доктор» Ну, а кто сильнее тут Всех болезней и простуд? Словно доктор Айболит Нас от гриппа защитит? Не боюсь – бегу, скачу В гости к доброму врачу!
Я сегодня продавец В магазине для детей. У меня полно товаров, Заходите поскорей. Входом служат эти стулья, На прилавок стол похож, А скамеечки как стены, Правда, магазин хорош! Здесь прекрасные игрушки: Танк, конструктор, мяч, ружьё. А для девочек есть кукла И одежда для неё. Слева детская посудка , Справа сказки и стихи. Выбирай, дружок, по вкусу И на кассу проходи. « Продавец»
«Актёр» Кто в театре был однажды Не забудет никогда. Сцена, занавес, актёры – Начинается игра! Каждый выбежит на сцену: Мышка, зайчик, волк, лиса… Тишина летает в зале, А на сцене – чудеса. Настоящего актёра Видно всем издалека. Поклонились, разбежались. Всё! Закончилась игра.
Командир даёт заданье Регулировать проспект. И народ теперь спокоен – Ведь аварий больше нет. По свистку даём команды: -Жезл вверх! Машинам – стоп! В это время пешеходы Совершают переход. А теперь машины едут – У водителей дела. Мы следим, чтоб скорость в норме Обязательно была. Нарушителя задержим, Оштрафуем за езду. С выполнением заданья Завершаем и игру! «Полицейский»
«Шофёр » Целый день шофер трудился, Он устал, он запылился. Он возил кирпич на стройку, Дом он строить помогал. А теперь ведет на мойку Свой огромный самосвал . Каждый день сажусь в кабину, Завожу мотор машины, Еду в дальние края. Отгадали, кто же я?
« Пазлы » «4- лишний»
К какой профессии относятся предметы
Заключение Данный опыт подачи материала по теме «Знакомство с профессиями взрослых» имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Дети, получив представление о мире профессий, в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии, будут проявлять активность и творчество.
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 «Огонёк»
«Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»
Воспитатель: Тишкина Л.П.
2016 г.
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. Связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммутативная функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Она выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
(Слайд № 2)
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
(Слайд № 3)
Задачи развития речи
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
(Слайд № 4)
Работа по развитию речи ребёнка в нашей группе осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
(Слайд № 5)
В своей работе мы организуем образовательные ситуации – рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организуем в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию повторяем несколько раз с разными детьми.
(Слайд № 6)
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На природе мы имеем возможность обогатить детей новыми знаниями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Очень хорошо загадать детям загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найти дерево по описанию», « С какой ветки детки?» и т.д.
(Слайд № 7)
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.
(Слайд № 8)
Хочется отдельно остановиться на роли развития мелкой моторики пальчиков в формировании речи ребенка
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития: способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой.
(Слайд № 9)
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. С детьми мы используем:
а) застегивание и расстегивание пуговиц;
б) шнурование ботинок;
в) шнуровка на специальных рамках;
г) нанизывание колец на тесьму;
д) игры с мозаикой;
е) сортировка мозаики по ячейкам;
ж) игры с конструкторами;
з) перебирание круп, зерен (например, фасоль и горох).
(Слайд № 10)
Очень полезны упражнения на развитие мелкой моторики рук ребёнка:
лепка из глины и пластилина, рисование или раскрашивание картинок, изготовление поделок из бумаги (аппликации). По результатам таких работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребёнка, изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают и воображение, фантазию ребёнка. Игры в мяч, с кубиками, нанизывание бус и пуговиц, сортировка мелких предметов, выкладывание фигур из палочек, раскручивание и закручивание крышек.
Все эти упражнения развивают мелкую моторику руки ребёнка, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус, развивают интеллект.
(Слайд № 11)
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями. Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живёт до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх.
(Слайд № 12)
Сформировать грамотную речь у детей помогает и приобщение к книге, которая представляет богатейший материал нашей русской культуры и национальных традиций. Дети ежедневно слушают сказки, рассказы, стихи. Привлекают их и скороговорки, произносимые воспитателем, и считалки, сочетающихся с ритмом жестов. Дети с огромной радостью принимают участие в разных играх начиная с речевых, дидактических, настольных и заканчивая подвижными играми. Для решения словарной задачи мы используем дидактические игры с наглядным материалом, в ходе которых происходит обогащение, закрепление и активизация словаря дошкольников, такие игры как: «Чудесный мешочек», «Кто увидит и назовет больше?», «Краски», «Что изменилось» и другие. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»).
(Слайд № 13)
А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его все поняли. Именно во время столь углублённого знакомства со сказкой у детей развивается память, мышление, воображение, речь, активизируется словарь; воспитывается умение подражать, согласовывать свои действия с другими действиями своих сверстников, сопереживать героям.
(Слайд № 14)
Помимо картин, широко применяем ежедневное рассматривание книжных иллюстрации. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, т.е. удовлетворяют потребность в развитии заложенную самой природой. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают малышу лучше представить содержание текста и понять его.
У детей формируется интерес к книге, приучаются внимательно слушать литературные произведения;
- Обогащается жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;
- Книга помогает детям устанавливать простейшие связи в произведении;
- Помогает детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
- Поддерживать эмоциональный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;
- Помогает детям мысленно представить, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.
(Слайд № 15)
Во 2-й младшей группе перед воспитателями стоит задача интенсивно обогащать речь детей путем восприятия речи и рассказов взрослых. Эти рассказы самые разнообразные:
1) Рассказы о предстоящих событиях. Их главная цель создать ситуацию предвкушения радости завтрашнего дня.
2) Рассказы о прошедшем дне – шаговая констатация того, что уже произошло. Эти рассказы влекут за собой отсроченное переживание событий, доставивших детям приятное или огорчивших их.
3) Рассказы о детях помогают ребенку услышать, что-то приятное в свой адрес в присутствии всех детей, так реализуется потребность ребенка почувствовать себя значимым, компетентным.
4)Рассказы о взрослых, о животных.
5) Рассказы о приключениях игрушек (мини – инсценировки), литературных героях.
(Слайд № 16)
Другой ключевой задачей развития речи является развитие диалогической речи. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Эту задачу, прежде всего, решаем в индивидуальных разговорах с ребенком, а их эффективность напрямую связана с характером наших отношений с малышом, от уровня его привязанности и доверия к нам.
Ещё одним средством диалогической речи, помогающим нам в работе, являются стихи – диалоги (такие, как «Кисонька – мурысонька»).
А также ролевые диалоги, где дети слышат не только формулы речевого этикета, но и учатся высказывать свои мысли, привлекая опыт ролевых отношений, который дети осваивают в сюжетно - ролевых играх.
В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог, интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения с взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2014 г.
- Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные задачи речевого развития детей : - овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; - развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться) .
З адачи развития речи - Формирование звуковой культуры речи. - Обогащение словарного запаса. - Формирование грамматического строя речи. - Обучение рассказыванию, связной речи. - Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в нашей группе осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
Хочется отдельно остановиться на роли развития мелкой моторики пальчиков в формировании речи ребенка
а) застегивание и расстегивание пуговиц; б) шнурование ботинок; в) шнуровка на специальных рамках; г) нанизывание колец на тесьму; д) игры с мозаикой; е) сортировка мозаики по ячейкам; ж) игры с конструкторами; з) перебирание круп, зерен (например, фасоль и горох).
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями
Сформировать грамотную речь у детей помогает и приобщение к книге, которая представляет богатейший материал нашей русской культуры и национальных традиций. Дети ежедневно слушают сказки, рассказы, стихи. Привлекают их и скороговорки, произносимые воспитателем, и считалки, сочетающихся с ритмом жестов. Дети с огромной радостью принимают участие в разных играх начиная с речевых, дидактических, настольных и заканчивая подвижными играми .
А хорошо знакомые сказки можно и проиграть .
Помимо картин, широко применяем ежедневное рассматривание книжных иллюстрации .
Во 2-й младшей группе перед воспитателями стоит задача интенсивно обогащать речь детей путем восприятия речи и рассказов взрослых. Эти рассказы самые разнообразные: 1) Рассказы о предстоящих событиях. Их главная цель создать ситуацию предвкушения радости завтрашнего дня. 2) Рассказы о прошедшем дне – шаговая констатация того, что уже произошло. Эти рассказы влекут за собой отсроченное переживание событий, доставивших детям приятное или огорчивших их. 3) Рассказы о детях помогают ребенку услышать, что-то приятное в свой адрес в присутствии всех детей, так реализуется потребность ребенка почувствовать себя значимым, компетентным. 4)Рассказы о взрослых, о животных. 5) Рассказы о приключениях игрушек (мини– инсценировки), литературных героях.
Другой ключевой задачей развития речи является развитие диалогической речи. Эту задачу, прежде всего, решаем в индивидуальных разговорах с ребенком, а их эффективность напрямую связана с характером наших отношений с малышом, от уровня его привязанности и доверия к нам . Ещё одним средством диалогической речи, помогающим нам в работе, являются стихи– диалоги (такие, как «Кисонька – мурысонька »). А также ролевые диалоги, где дети слышат не только формулы речевого этикета, но и учатся высказывать свои мысли, привлекая опыт ролевых отношений, который дети осваивают в сюжетно – ролевых играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в районном методическом объединении учителей-логопедов 2019 год
Выступала на районном методическом объединении учителей-логопедов с презентацией на тему: "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста."...
Участие в районном методическом объединении Деловая игра
Деловая игра...
Справка о участии в районных методических объединениях педагогов
Представление опыта работы...
Участие в районном методическом объединении "Использование современных технологий в развитии речи детей"
Участие в районном методическом объединении "Использование современных технологий в развитии речи детей"...