Паспорт экологического проекта "Первоцветы". Средняя группа
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект: «Первоцветы».
Автор проекта: Попова Т.А.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект:
Экологическое воспитание детей это не только природоохранительная работа с дошкольниками. Экологическое воспитание это система знаний о природе, о взаимосвязях в природе. Осознание влияния деятельности человека на окружающую среду. Результатом работы является не только овладение определёнными умениями и знаниями, но и развитию таких чувств у детей как, отзывчивость, сострадание; желание защищать, облагораживать природную среду.
Дети в недостаточной степени имеют представление о первых, весенних цветах. Почему их так называют, о том, где и как они растут, Не могут точно и полно объяснить значение слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы недостаточно полны. В ходе проекта решается задача: повышение речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт экологического проекта "Первоцветы". Автор проекта: Попова Т.А. | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ВЕТЕРОК»
Информационная карта проекта
Проект: «Первоцветы».
Автор проекта: Попова Т.А.
Продолжительность: февраль, май 2018 г.
Тип проекта: познавательно - информационный, групповой.
Участники проекта: дети средней группы «Ромашки», родители, воспитатели.
Возраст детей: 4 года
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект:
Экологическое воспитание детей это не только природоохранительная работа с дошкольниками. Экологическое воспитание это система знаний о природе, о взаимосвязях в природе. Осознание влияния деятельности человека на окружающую среду. Результатом работы является не только овладение определёнными умениями и знаниями, но и развитию таких чувств у детей как, отзывчивость, сострадание; желание защищать, облагораживать природную среду.
Дети в недостаточной степени имеют представление о первых, весенних цветах. Почему их так называют, о том, где и как они растут, Не могут точно и полно объяснить значение слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы недостаточно полны. В ходе проекта решается задача: повышение речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Целевая группа:
дети, родители, воспитатели
Цель проекта:
знакомство с разнообразием цветущих растений, их связь со средой обитания, формирование правильного экологического образования на основе использования проектной деятельности. Дать представление о ранних цветах-первоцветах, произрастающих на территории детского сада.
Задачи проекта:
Для детей:
- Закрепить и расширить знания детей о весне и ее приметах, первоцветах в целом и раннецветущих растениях.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к ним.
Для педагогов:
- Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной деятельности.
- Закрепить и систематизировать знания детей о весне и ее приметах, первоцветах.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Развить мышление, воображение, связную речь.
- Развивать познавательные и творческие способности детей.
- Создание условий для познавательного и экологического развития детей.
Для родителей:
- Формировать партнерские взаимоотношения между детьми и родителями.
Форма проведения итогового мероприятия:
- Выставка детских работ.
- Фотоотчет о проделанной работе.
- Стенгазета «Берегите первоцветы!»
- Весеннее развлечение
Продукты проекта:
Для детей
- Рисование «Подснежники», «Краски весны», «Мой любимый цветок».
- Лепка «Подснежники».
- Аппликация «Цветочная поляна».
Для педагогов
- Предоставление фотоотчета о проведенной работе по проекту.
- Оформление стенгазеты «Берегите первоцветы!»
- Консультация для родителей « Берегите первоцветы, оставьте цветы весне!»
- Весеннее развлечение.
Для родителей
- Выставка детских работ.
- Ознакомление с фотоотчетом на сайте группы ДОУ.
- Фотоматериал стенгазеты «Берегите первоцветы!»
- Приглашение на весеннее развлечение.
Ожидаемые результаты по проекту:
- Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе.
- Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности.
- Проявления активного отношения к объектам природы (заботы, умение оценивать действия других людей по отношению к природе).
- Усвоение детьми знаний по теме: «Первоцветы».
- У детей сформирован устойчивый интерес к природе.
- Обогащение словаря детей.
- Развитие познавательной активности детей.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ВЕТЕРОК»
Краткое содержание проекта «Первоцветы»
ЭТАПЫ ПРОЕКТА | ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ | ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ | ДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ |
Подготовительный (формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов/продуктов проекта) | Изучение уровня знаний по теме. Определить актуальные знания детей о первоцветах, весенних цветах (за неделю до начало проекта). Подбор методической литературы. Методическое обеспечение проекта (в течение недели до начала проекта). Подбор худ/литературы. Информационное обеспечение проекта (в течение недели до начало проекта). Изготовление дидактических игр по теме. Обеспечение проекта наг-лядным материалом (в течение недели до начало проекта). Написание конспектов занятий. Планирование предстоящей работы (в течение недели до начало проекта). | Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта. Рассматривание дидактических картинок, открыток, иллюстраций о «Первоцветах». | Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. Совместные с детьми наблюдения за первоцветами во время прогулок. |
Основной (Познавательно-исследовательская деятельность) | Познавательная беседа. Уточнить и расширить знания детей о первоцветах. Загадывание загадок. Чтение сказок Ирис Ревю, Чтение рассказа Н. Усовой «Фиалка», «Ландыш». «Красная книга - сигнал опасности». Дать представление о значении красной книги. Воспитывать бережное отношение к исчезающим видам растений. Заучивание и чтение детям стихотворений. ОД «К первоцветам в гости». Тематические беседы. Рассматривание с детьми иллюстраций, открыток с изображением цветов. Дидактические игры: «Что изменилось», «Скажи по - другому», «Четвёртый лишний», «Найди растение», «Собери букет» «Что где растет?», «Цветы». Словесные игры: «Я садовником родился», «Загадай, мы отгадаем». Пальчиковые игры: «Красивые цветы», «Ах - к какие розы». Подвижные игры «Цветы и ветер», «Солнышко и дождь». Музыкально- хороводные игры: «Мы на луг ходили». Составление рассказа «Весна в лесу». Рисование «Подснежники», «Краски весны», «Мой любимый цветок». Лепка «Подснежники». Аппликация «Цветочная поляна». Консультация для родителей « Берегите первоцветы, оставьте цветы весне!» | Наблюдение за ростом растений. Рассматривание и посадка луковиц подснежника и тюльпана на клумбе участка. | Родители интересуются ходом проекта. Совместные с детьми наблюдения за первоцветами во время прогулок. Фотоматериалы. |
Завершающий (Фотоотчет, выставка детских работ, стенгазета) | Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы). Стенгазета «Берегите первоцветы». Весеннее развлечение. | Участие в итоговой беседе о проделанной работе. Рассказы детей о «Первоцветах». Участие детей в весеннем развлечении. | Выставка детских работ. Ознакомление с фотоотчетом о проделанной работе по проекту «Первоцветы» на сайте группы. Организуют фотоматериалы для стенгазеты «Берегите первоцветы!». Участие в весеннем развлечении. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ВЕТЕРОК»
План работы над проектом «Первоцветы»
Этапы, их цель | Формы работы | Конечный продукт | Необходимые материалы | Участники |
Выявление проблемы. Цель: помочь детям осознать проблему. Выбор темы проекта. Цель: сформулировать тему проекта | •Беседа с воспитателем; •групповой сбор | Тема: «Первоцветы» | Слово | Дети, воспитатели |
Планирование работы над проектом. Цель: составить план проекта, определить последовательность работы над проектом, участников, материалы | • «Мозговой штурм» в группе активных. •Групповой сбор | • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта. • Сбор материала необходимого для реализации проекта. | •Методическое обеспечение. •Луковицы •Материал для творчества детей. •Материал для исследовательской и практической деятельности. | Дети, воспитатели, родители |
Реализация проекта. Цель для детей: изучение первоцветов и ранних цветов. Цель для педагога: создание условий для познавательного и экологического развития детей.
| •Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению «Первоцветов». •Наблюдения за ростом растений. | •Отражение результата | •Фотографии. •Необходимый материал для творчества детей. | Дети, воспитатели, родители |
Завершение проекта – фотоотчет, стенгазета, выставка детских работ. Цель: дать возможность предъявить результат своей деятельности | •Фотоотчет, выставка детских работ, стенгазета, весеннее развлечение. | • Выставка детских работ. • Анализ полученных результатов | •Рисунки, поделки, фото, сценарий детского развлечения | Дети, воспитатели, родители |
Ресурсное обеспечение:
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Технические средства: ноутбук, фотоаппарат и т.д.
Приложение
Конспект ОД по окружающему миру
Тема: «К первоцветам в гости»
Цель: дать представление о ранних цветах – первоцветах, расширить знания детей о весне.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
• познакомить детей с понятием первоцветы и с некоторыми их представителями: мать-и-мачеха, подснежник, крокус;
Речевое развитие:
• развивать связную речь детей, активизировать в речи новые слова «первоцвет», «мать – и- мачеха», «крокус»;
Художественно-эстетическое развитие:
• развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира;
Физическое развитие:
• совершенствовать двигательные умения и навыки, при выполнении различных упражнений и заданий.
Познавательное развитие:
• формирование первичных представлений о первоцветах и некоторых их представителях (мать – и- мачеха, крокус, развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме, чтение сказки о первоцветах.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением первоцветов (используется ноутбук), дидактическая игра «Сложи цветок», чтение сказки И. Ревю «Весенняя мать – и мачеха».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Воспитатель: Да, за окном у нас весна, пригревает солнышко, весело щебечут птички, появляются проталины, а на них зеленеет первая травка. С приходом весны, на лесных полянках происходит много чудесных изменений
Давайте, мы сейчас вместе с вами отправимся в путешествие на весеннюю полянку и посмотрим, что же там произошло.
(дети проходят в центр группы, где видят зеленую полянку, на которой выросли маленькие цветочки)
Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались на маленькой полянке. Я хочу вам загадать загадку.
Загадка:
Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает? Кто это?
Это первый весенний цветок - подснежник. (воспитатель поднимает с полянки цветочек и показывает его детям) Мы называем его первоцветом. Но подснежник не единственный цветочек, который радует наши глазки ранней весной. Ребята, хотите узнать все о первоцветах. Сейчас я вам расскажу немного о них.
(Показывая иллюстрации с изображением первоцветов, воспитатель рассказывает о них.)
В лесу, когда земля еще не полностью освободилась от снега, раскрываются подснежники, развивающиеся еще под снегом. Поэтому они так и называются- подснежники. Стоят они недолго и быстро вянут.
Оранжевые, фиолетовые, белые, сиреневые. Крокусы зацветают, когда солнце еще только начинает растапливать снег. Нежное чудо появляется прямо из-под снежного покрова. Цветение крокусов продолжается две-три недели, так что найти их можно до середины мая.
После вскрытия рек и паводка, расцветают много травянистых растений. Одно из них мать – и – мачеха, цветущая по краю оврагов и по холмам. Желтая головка похожа на одуванчик, цветочные стебельки покрыты желтоватыми чешуйками. С этими свойствами связано название растения: одна сторона листа как наши мамы теплые, согревают, а другая сторона как мачеха холодом отдает.
Воспитатель : ребята, давайте послушаем сказку про мать – и мачеху.
(Дети садятся вокруг полянки, прослушивают сказку И. Ревю «Весенняя мать – и мачеха»)
Физкультминутка
(Дети стоят в кругу).
Видим мы подснежники,
Маленькие нежные.
Из-под снега вырастают (приседают)
И головками кивают (киваем головами)
Дунул ветер на цветочки (дуем)
Задрожали лепесточки (трясем кистями рук)
Вы, цветочки, не дрожите (качаем головами)
Выше голову тяните (поднимаем голову и тянемся на носочках вверх)
А сейчас мы с вами соберем букет из весенних первоцветов. У каждого из вас на столе лежат картинки первоцветов, вам нужно собрать цветочек.
Дидактическая игра «Сложи цветок»
(Дети садятся за столы, воспитатель предлагает каждому разрезные картинки с изображением первых цветов. Детям необходимо собрать целую картинку из частей)
Воспитатель: А мы с вами можем как-то помочь сохранить первоцветы?
Беседа с детьми, выслушивание и обсуждение ответов.
Каждый из нас тоже может помочь сохранить редкие цветы, если будет следовать простым советам.
1. Аккуратно ходи по лесу, не топчи первые весенние цветы.
2. Если тебя заинтересовал цветок, то не рви его, а лучше сфотографируй. Его красотой смогут полюбоваться и твои друзья.
Берегите первоцветы,
Весны первые шаги!
Ранним солнцем
Чуть согреты
Эти первые цветы!
Запомни!
Если первоцветы не охранять, то они тоже навсегда исчезнут с лица Земли.
Мы познакомились с первоцветами. Знаем как их беречь. Понравилось ли вам занятие? А что вам понравилось больше всего? О чем вы узнали на нашем занятии? (Ответы детей). Спасибо! До свидания!
СКАЗКИ
Автор сказки: Ирис Ревю
(Сказка про мать-и-мачеху
Улыбнулось солнышко – значит пришла Весна, значит в природе будет всё больше необычного, нового. Давайте прочитаем об этом сказку..
«Весенняя Мать-и-мачеха»
Весна везде хороша. Всюду она приносит радость. Молодая Бабочка резвится около старого плетня, то на тропинку слетает, то на пригорке потанцует, то песенку споёт – тихонечко так.
Но вот однажды, кружа над привычными местами, Бабочка заметила нечто необычное, и полетела к своему соседу юному Шмелю.
— Смотри, Шмель, Весна бежала по пригоркам, на ходу раскрашивая лес своими весенними красками, да потеряла жёлтую краску. То там, то тут видны жёлтые пятна.
— И вправду, — заметил Шмель. – Полетим к мудрой Сове, расскажем ей об этом.
— Эх вы, — сказала Сова, узнав в чём дело. – Это не Весна потеряла краску, это жёлтая Мать-и-мачеха расцвела. Весенний цветок, первоцвет.
Мать-и-мачеха радует всех весной своим жёлтым цветом. Она – словно солнышко в миниатюре.
— Теперь мы это запомним, — сказали Бабочка и Шмель.
Сказка «Лесной ландыш»
Автор сказки: Ирис Ревю
В глухой части леса, куда не каждая и птица-то залетит, жил-был необычный цветок.
Среди больших листов у него словно затерялся тоненький стебелёк с белоснежными жемчужинами. Жемчужины крепко держались за стебелёк, словно боялись отвалиться и скатиться вниз.
Фиалка и Медуница из-за пригорка наблюдали за необычным цветком. «Это не Мать-и-мачеха, не Гусиный лук и не Хохлатка. Что же это за необычный цветок?» — думали они.
— А, может, это вовсе и не цветок? Раз тут есть жемчужины, так может это украшение? – рассуждали Фиалка и Медуница.
— Надо с ним поговорить, — решили цветы. — Как тебя зовут? – спросили они.
— Ландыш. Меня зовут Ландыш. Раньше меня звали просто — «Гладкий». Потом за мной закрепилось имя «Гладыш». Но теперь все зовут меня просто — «Ландыш».
— А откуда у тебя жемчужины? – спросили цветы.
— Когда-то давно, Весна, уступая дорогу Лету, смахнула слезинки со своего лица, я их поймал, и закрепил у себя на стебельке. И теперь они всегда со мной.
— Чего только в природе не бывает, — подумали Фиалка и Медуница.
Сказка «Весенний цветок»
Автор сказки: Ирис Ревю
Журчат, играют весенние ручейки, шепчутся с веточками, травинками-былинками. Весеннее солнце, понимая, что греть надо уже сильнее, старается вовсю.
Птичий двор, что возле самой реки, наполнен весёлыми голосами. Вот идёт, вышагивая, курица-хохлатка. Смотрит она по сторонам, отыскивая первую весеннюю травку.
Вдруг, под кустом, хохлатка замечает нарядное растение. Цветки у него маленькие, но собраны в красивую кисточку. А у каждого цветка – как будто небольшой хохолок. А запах!.. От него так и тянет ароматом мёда. Возле цветка жужжат пчёлы и шмели. Они-то точно знают, что в каждом цветке притаился сладкий нектар.
— Как тебя зовут? – спросила курица-хохлатка.
— Хохлатка, — ответил цветок.
Курица не поверила: «Хохлатка – это я», — возразила курица.
— Меня тоже зовут «хохлатка», — сказал цветок. — Я – весенний цветок. Я неприхотлив, морозоустойчив, не боюсь болезней и вредителей. Умею быстро образовывать новые цветки.
Хохлатка-цветок и хохлатка-курица подружились. Вместе-то веселее встречать весну.
Рассказы детям
Весенние первоцветы.
Первоцветы — украшение весны. Если приглядеться к этим смелым цветам, не боящимся холодной погоды, то можно заметить, какие они нежные и трогательные. Разбредутся по полянке – красота! И ничего не боятся. Знают, что солнышко – на их стороне. А это что-нибудь да значит!
Какие растения мы называем первоцветами?
Первоцветами мы называем весенние цветы, которые появляются тогда, когда снежный покров сошёл, или только начинает сходить.
Есть такой хороший месяц под названием «март». Этот месяц радует нас припекающим солнышком, лазурного цвета небом, первыми проталинами. А на проталинах появляются первоцветы.
Известно, что у каждого вида цветов своё время цветения. Кому-то нравится жаркое, нарядное лето, кому-то мила осенняя пора, а есть такие «храбрые» цветы, которым не страшна холодная погода, к таким цветам относятся первоцветы. Первоцветы – это растения не только марта, но и других весенних месяцев.
Растения весной
Весной в природе происходят изменения. Световой день удлиняется, становится заметно теплее. За счёт чего? За счёт того, что солнце весной щедрее льёт свои золотые лучи на землю.
Рождение весны… С полуденного ската крыш среди дня уже капает. Ночью капель замерзает, и образуются длинные ледяные сосульки. Днем они снова оттаивают, и с них капают капельки воды. Мы радуемся капели, считаем, что она – один из первых признаков весны. Пройдёт еще немало времени, пока наступит настоящая весна, но как ни борись зима за свои права, весна всё равно утвердится.
Растения весной просыпаются. Весеннее солнце не даёт им спать, и они начинают свой рост. Не успеет игривый весенний ветер разбередить снег на лесных полянках и пригорках, как раскрываются первые цветы.
Цветы-первоцветы
Какие красивые названия у первоцветов! Нежные, весенние, красочные. Некоторые из них закрываются на ночь, а утром, с первыми лучами солнца, раскрываются вновь.
Первоцвет перелеска – самый «звёздный» весенний цветок. Почему? Потому что когда смотришь на него, то, кажется, что в одно место сбежались маленькие звёздочки.
Мать-и-мачеха – самый «солнечный» первоцвет. По какой причине? А цветы мать-и-мачехи похожи на маленькие солнышки.
Ветреница – самый «ветреный» первоцвет. Отчего? Оттого, что цветочки покачиваются на тонких стебельках даже от тихих порывов ветра.
Пролеска – самый «морской» первоцвет. В связи с чем? Просто во время щедрого цветения довольно большая территория заполняется «синими брызгами», они сливаются, образуя «синее море».
Берегите первоцветы! Их не так много в наших лесах. Цветы должны расти, набираться сил, приносить плоды. Чтобы в новом сезоне на этом же месте появились новые, крепкие, красивые первоцветы.
Стихи про первые цветы
Выглянул подснежник
В полутьме лесной —
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга.
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд, -
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
(подснежник)
Это прозвище не даром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте
Медунице поклонится.
(медуница)
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова
Там растёт усни- трава
Говорят, усни- трава
Знает сонные слова,
Как шепнёт свои слова,
Сразу никнет голова
(сон трава)
У апреля первенцы-цветы
Всюду на лужайках расцвели.
К солнцу поднимают стебельки
Желтые цветочки от земли. (мать -и -мачеха)
Загадки о первых весенних цветах
На зеленой крупной ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) | Золотой цветочек, Листья изумрудные, С одной стороны нежные, А с другой чуть грубые. (Мать-и-мачеха) | Первым вылез из темницы На лесной проталинке. Он мороза не боится, Хоть и очень маленький. (Подснежник) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт развивающей среды средней группы
Паспотр развивающей среды...
Методический паспорт проектной деятельности средней группы «Будь здоров!»
Методический паспорт проекта для детей среднего дошкольного возраста "Будь здоров", поможет воспитателям в работе по достижению одной из самых главных целей: сохранения и укрепления здоровья дет...
Методический паспорт проектной деятельности средней группы «Моя семья - моя радость!»
Данный материал поможет воспитателю в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста в рамках проекта "Моя семья-моя радость!"...
Паспорт проекта в средней группе по патриотическому воспитанию: "С чего начинается Родина"
Проект учит дошкольника прежде всего осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России. Чтобы однажды, когда у него спрос...
Паспорт комнатных растений средней группы
Невозможно представить жизнь взрослых и детей без комнатных растений. они постоянно сопровождают малыша дома, в детском саду, в школе, они радуют глаз зелёными листочками, прекрасными цветами и приятн...
Паспорт растений для средней группы
В помощь воспитателю по оформлению паспорта некоторых растений для группы....