Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию На тему «Насекомые» для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кочина Ирина Алексеевна

Цель: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки. Дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Воспитывать доброе отношение ко всему живому.

Задачи: 
Образовательные: 

  • Формировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания;
  • Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций.

Развивающие:

  • Развивать зрительную и слуховую память;
  • Развивать связную речь,  словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы,  обосновывать свой ответ;
  • Продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.

Воспитательная: 

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле.

Словарная работа: насекомые, насечки, нектар, пыльца.

Оборудование и материалы: картинки с изображением насекомых: бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза.  Д/и «Что сначала, что потом»,  д/и «Кто, как устроен». Звуки насекомых, волшебный цветок, д/и «Кто как двигается».

 

 

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Круг радости:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

2. Дыхательное упражнение «Весна».

Делаем глубокий вдох. На выдохе произносим слово «Вес - на».

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Дети - весна.

 Воспитатель: Назовите весенние месяца? 

Дети: март, апрель, май.

Воспитатель:  Весна нам дарит красивые, яркие краски. Одевает природу, всё живое в разноцветные наряды. Весной просыпается всё живое. Давай послушаем и угадаем, кто уже проснулся.

Воспитатель включает звуки насекомых.

Дети слушают звуки, угадывают и называют насекомых: комар, кузнечик, майский жук, муха, сверчок, оса, пчела.

Воспитатель выставляет изображения насекомых на мольберте.

Воспитатель: - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Дети: Насекомые

II. Основная часть

1. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем!

Воспитатель читает текст:

«Дорогие ребята, мы попали в беду.
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим насекомым
Малышам ты помоги!

Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы им помочь?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда нам нужно тоже превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.

Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:

Закройте все глаза и повторяйте за мной:
Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!

Вот мы с вами превратились в насекомых.

2. Дидактическая игра «Кто что делает?»

Что делают жуки? жужжат, летают, ползают.

Что делают пчелы? Жужжат, летают, кусают, собирают мёд, трудятся.

Что делают кузнечики? Стрекочут, прыгают.

Что делают мухи? Жужжат, летают, ползают.

Что делают комары? Пищат, летают, сосут, кусают, звенят.

Что делают стрекозы? Жужжат, летают.

Что делают осы? Жужжат, летают, кусают.

Что делает бабочка? Порхает.

Какой звук издает бабочка? (Никакой.)

Воспитатель: Молодцы. Вы помогли мне спасти кузнечика.

3. Дидактическая игра «Кто, как устроен».

Воспитатель: Ребята, чтобы спасти муху, нам нужно выполнить первое задание от паука. Возьмите конверт. Достаньте карточки.

Одна группа детей выкладывают части тела мухи, а другие-птицы.

Предлагает сравнить: что общего, чем отличаются  муха и птица, и назвать части тела.

Дети: У птиц и насекомых есть голова, туловище, глаза, крылья. Отличаются тем, что у птиц есть клюв, перья, хвост. У насекомых есть усики, брюшко, грудь, по 6 лапок, тело любого насекомого как бы поделено на членики.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, паук – это насекомое? 

Дети: Нет, у него 8 лапок. 

Воспитатель: Молодцы. Мы спасли муху!

4. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Воспитатель: А теперь нам, ребята, нужно спасти гусеницу. Для этого мы поможем ей превратится  в бабочку. У вас в тарелочке лежат картинки, в которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Подумайте и разложите их по порядку.

Затем воспитатель демонстрирует схему «Размножение и развитие бабочек», дети проверяют.

Воспитатель: Скажите, что сначала откладывает бабочка?

Дети: Бабочка откладывает яйца

Воспитатель: Кто появляется из яйца?

Дети: Из яйца появляется гусеница.

Воспитатель: Что делает гусеница?

Дети: Она питается листьями и растет.

Воспитатель: В кого она превращается?

Дети: Гусеница превращается в куколку

Воспитатель: Кто выходит из куколки?

Дети: Из куколки появляется бабочка.

Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек и спасём бабочку.

5. Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (Ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…  (Хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (Потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (Грозят пальцем)
Стала бабочкой она!(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы спасли бабочку.

6. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Быстро пальчики считаем

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Насекомых называем:

(по очереди разгибаем пальцы, начиная с большого)

Бабочка, кузнечик, муха

Это жук с зелёным брюхом

А это кто же тут пищит?

Ой, сюда комар летит

(прячем руки за спину)

Не кусай комарик мой

(грозим указательным пальцем)

Мы уже идем домой

(маршируем на месте).

7. Беседа:

Воспитатель: Ребята, чтобы нам спасти стрекозу и пчелу, нам нужно узнать, какие насекомые полезные, а какие вредные. Как вы думаете, бабочка, пчела и муравей - это полезные насекомые?

Дети: Да.

Воспитатель:  Правильно. Пчелы опыляют цветы, собирают пыльцу и нектар с цветов, а затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. А все знают, что мед  не только вкусен, но и очень полезен. Зимой они и питаются этим медом. Бабочки опыляют растения.

Муравьев называют «санитарами леса». Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.

Воспитатель предлагает  рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар.

Воспитатель: Это вредные насекомые или полезные?

Дети: Вредные. 

Воспитатель:  А какой вред они причиняют?

Дети: Муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь. 

Воспитатель: Есть насекомые – хищники.

(Воспитатель демонстрирует изображение насекомых).

Воспитатель: Назовите насекомых, которые относятся к хищным.

Дети: Стрекоза, кузнечик, божья коровка.

Воспитатель: А почему их называют хищниками?

Дети: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых. 

Воспитатель: Многие насекомые нужны животным и птицам, они являются для них пищей. Молодцы, мы спасли стрекозу и пчелу.  

III. Заключительная часть

Появляется картинка с насекомыми на цветущей полянке. «Спасибо вам, ребята, что спасли нас от злого паука!»

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала.  А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмём наш волшебный цветок, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

-Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли? А что вы узнали нового о насекомых?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 439»

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию

На тему «Насекомые» для детей старшей группы

Разработала: воспитатель Кочина И.А.

г. Нижний Новгород

2018 г.

Цель: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки. Дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Воспитывать доброе отношение ко всему живому.

Задачи: 
Образовательные: 

  • Формировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания;
  • Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций.

Развивающие:

  • Развивать зрительную и слуховую память;
  • Развивать связную речь,  словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы,  обосновывать свой ответ;
  • Продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.

Воспитательная: 

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле.

Словарная работа: насекомые, насечки, нектар, пыльца.

Оборудование и материалы: картинки с изображением насекомых: бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза.  Д/и «Что сначала, что потом»,  д/и «Кто, как устроен». Звуки насекомых, волшебный цветок, д/и «Кто как двигается».

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Круг радости:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

2. Дыхательное упражнение «Весна».

Делаем глубокий вдох. На выдохе произносим слово «Вес - на».

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Дети - весна.

 Воспитатель: Назовите весенние месяца? 

Дети: март, апрель, май.

Воспитатель:  Весна нам дарит красивые, яркие краски. Одевает природу, всё живое в разноцветные наряды. Весной просыпается всё живое. Давай послушаем и угадаем, кто уже проснулся.

Воспитатель включает звуки насекомых.

Дети слушают звуки, угадывают и называют насекомых: комар, кузнечик, майский жук, муха, сверчок, оса, пчела.

Воспитатель выставляет изображения насекомых на мольберте.

Воспитатель: - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Дети: Насекомые

II. Основная часть

1. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем!

Воспитатель читает текст:

«Дорогие ребята, мы попали в беду.
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим насекомым
Малышам ты помоги!

Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы им помочь?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда нам нужно тоже превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.

Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:

Закройте все глаза и повторяйте за мной:
Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!

Вот мы с вами превратились в насекомых.

2. Дидактическая игра «Кто что делает?»

Что делают жуки? жужжат, летают, ползают.

Что делают пчелы? Жужжат, летают, кусают, собирают мёд, трудятся.

Что делают кузнечики? Стрекочут, прыгают.

Что делают мухи? Жужжат, летают, ползают.

Что делают комары? Пищат, летают, сосут, кусают, звенят.

Что делают стрекозы? Жужжат, летают.

Что делают осы? Жужжат, летают, кусают.

Что делает бабочка? Порхает.

Какой звук издает бабочка? (Никакой.)

Воспитатель: Молодцы. Вы помогли мне спасти кузнечика.

3. Дидактическая игра «Кто, как устроен».

Воспитатель: Ребята, чтобы спасти муху, нам нужно выполнить первое задание от паука. Возьмите конверт. Достаньте карточки.

Одна группа детей выкладывают части тела мухи, а другие-птицы.

Предлагает сравнить: что общего, чем отличаются  муха и птица, и назвать части тела.

Дети: У птиц и насекомых есть голова, туловище, глаза, крылья. Отличаются тем, что у птиц есть клюв, перья, хвост. У насекомых есть усики, брюшко, грудь, по 6 лапок, тело любого насекомого как бы поделено на членики.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, паук – это насекомое? 

Дети: Нет, у него 8 лапок. 

Воспитатель: Молодцы. Мы спасли муху!

4. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Воспитатель: А теперь нам, ребята, нужно спасти гусеницу. Для этого мы поможем ей превратится  в бабочку. У вас в тарелочке лежат картинки, в которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Подумайте и разложите их по порядку.

Затем воспитатель демонстрирует схему «Размножение и развитие бабочек», дети проверяют.

Воспитатель: Скажите, что сначала откладывает бабочка?

Дети: Бабочка откладывает яйца

Воспитатель: Кто появляется из яйца?

Дети: Из яйца появляется гусеница.

Воспитатель: Что делает гусеница?

Дети: Она питается листьями и растет.

Воспитатель: В кого она превращается?

Дети: Гусеница превращается в куколку

Воспитатель: Кто выходит из куколки?

Дети: Из куколки появляется бабочка.

Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек и спасём бабочку.

5. Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (Ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…  (Хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (Потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (Грозят пальцем)
Стала бабочкой она!(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы спасли бабочку.

6. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Быстро пальчики считаем

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Насекомых называем:

(по очереди разгибаем пальцы, начиная с большого)

Бабочка, кузнечик, муха

Это жук с зелёным брюхом

А это кто же тут пищит?

Ой, сюда комар летит

(прячем руки за спину)

Не кусай комарик мой

(грозим указательным пальцем)

Мы уже идем домой

(маршируем на месте).

7. Беседа:

Воспитатель: Ребята, чтобы нам спасти стрекозу и пчелу, нам нужно узнать, какие насекомые полезные, а какие вредные. Как вы думаете, бабочка, пчела и муравей - это полезные насекомые?

Дети: Да.

Воспитатель:  Правильно. Пчелы опыляют цветы, собирают пыльцу и нектар с цветов, а затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. А все знают, что мед  не только вкусен, но и очень полезен. Зимой они и питаются этим медом. Бабочки опыляют растения.

Муравьев называют «санитарами леса». Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.

Воспитатель предлагает  рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар.

Воспитатель: Это вредные насекомые или полезные?

Дети: Вредные. 

Воспитатель:  А какой вред они причиняют?

Дети: Муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь. 

Воспитатель: Есть насекомые – хищники.

(Воспитатель демонстрирует изображение насекомых).

Воспитатель: Назовите насекомых, которые относятся к хищным.

Дети: Стрекоза, кузнечик, божья коровка.

Воспитатель: А почему их называют хищниками?

Дети: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых. 

Воспитатель: Многие насекомые нужны животным и птицам, они являются для них пищей. Молодцы, мы спасли стрекозу и пчелу.  

III. Заключительная часть

Появляется картинка с насекомыми на цветущей полянке. «Спасибо вам, ребята, что спасли нас от злого паука!»

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала.  А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмём наш волшебный цветок, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

-Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли? А что вы узнали нового о насекомых?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...

Конспект образовательной деятельности по ОО «Безопасность» с использованием ИКТ для детей старшей группы Тема: «Спички детям не игрушка»

   Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.     Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «По...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна» для детей старшей группы

Программное содержание:1.Систематизировать знания детей о весне; основных приметах; изменениях в растительном мире.2.Закреплять умения составлять описательные рассказы о весне.3.Учить исключать 4-ую л...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников. Тема: «Пикировка цветочной рассады».

Создание условий для формирования у детей представления о том, что цветы можно выращивать рассадой  для последующей посадки на клумбы....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию " В мире насекомых" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию " В мире насекомых"....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Путешествие в лес" для детей средней возрастной группы

Материал для обобщающего занятия с решением проблемной ситуации и повторением обитателей леса, правил поведения в в природе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Посуда» для детей старшей группы

Структура НОД:1.Вводная часть:Организационный момент: приветствие гостей, сюрпризный момент2.Основная часть: беседа по сказке «Федорино горе», выполнение заданий, физминутка, экспери...