Проект "Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста".
проект по окружающему миру (младшая группа)
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта « Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_temu.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
«Формирование экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста».
Воспитатель:
Герасимова Екатерина
Михайловна
2013 год.
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта « Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста».
Задачи проекта:
-формировать у детей элементарные представления об окружающей среде нашего города
- Развитие эстетического восприятия детей через наблюдение мира природы на экскурсиях, прогулках, иллюстрациях и картинах художников.
- Учить детей изображать несложные сюжеты и предметы объектов природы под руководством воспитателя.
- Создавать индивидуальные и коллективные пейзажные композиции.
-Воспитывать бережное отношение к живому;
-Развивать эмоциональную отзывчивость;
Продолжительность проекта: длительный (9 месяцев).
Участники проекта: Дети второй младшей группы МДОУ ДС «Тополёк»; родители; воспитатель: Герасимова Е.М..
Образовательная область: экологическое воспитание.
«Мир, окружающий ребёнка –это прежде всего мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой .
Здесь в природе вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
Актуальность проекта.
Работу по экологическому образованию и воспитанию дошкольников осуществляю согласно требованиям примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Вераксы. Цель воспитания является осознание ребёнком непрерывного единства мира природы и человека, введение и понимание причинно – следственных связей в окружающем мире, формирование экологического сознания и культуры. При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам:
- системность;
- наглядность;
- доступность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- сезонность.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство - это период бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижение первых семи лет - становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания - содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине я решила уделить внимание проблеме экологического воспитания дошкольников.
Дополнительные занятия по экологическому воспитанию проводятся в ДОУ 4 раз в месяц во второй младшей группе. Программа разработана с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
- «Изодеятельность», где изготавливаются рисунки и различные поделки.
- «Художественная литература», где используются произведения о природе.
- «Музыкальное воспитание», где разучиваются музыкальнее произведения о природе, сезонных изменениях, проводятся музыкальнее праздники и развлечения.
- «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, походы, развлечения на улице.
Система формирования экологического сознания дошкольников: Данная система включает несколько взаимных блоков, которые охватывают все стороны эколого –педагогического процесса в дошкольном учреждении:
- Формирование цели и задач в формировании экологического сознания у детей;
- Создание условий для экологического сознания детей:
-Комплексные занятия, в которых учебная деятельность сочетается с практической.
-Организация поисково- самостоятельной деятельности.
-Совместная деятельность с педагогом.
-Организация целевых прогулок и экскурсий.
-Организация экологических развлечений.
3. Организация работы с родителями:
-Организация семинаров – практикумов.
- Организация экскурсий и походов.
-Подготовка экологических праздников и развлечений
- Изготовление дидактических пособий.
4. Взаимодействие участников образовательного процесса.
Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества дошкольного учреждения, администрации и родителей.
Содержание программы.
Сентябрь-серия «Разноцветные краски осени».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…. (И. Бунин)
- Диагностическая методика выявления представлений о природе.
- Беседа об осени и природных изменениях (чтение стихов, рассматривание иллюстраций, наблюдения за природой – за облаками; за листопадом, за птицами).
- Тематическая прогулка на территории садика – рассматривание осенних цветов.
- Работа с родителями – участие в конкурсе осенний букет.
Приложение 1
Октябрь - серия «Парки нашего города».
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру льются, летят.
- Знакомство детей с понятием парк и его структурой.
- Осенняя экскурсия в парк, беседа, наблюдение, сбор природного материала. (осенних листьев для поделок), подвижные игры.
- Занятие по изо деятельности : учить передавать характерные особенности деревьев с помощью аппликации.
- Работа с родителями – организация выставки: «Нерехта осенняя».
Приложение 2
Ноябрь- серия «Дары родного края».
Осенью лес стоит,
Красками весь пестрит,
Щедро дары предлагает-
Сколько душа желает.
(П.Дмитриев, «Лес»)
- Беседа о лесе и сравнение его с парком. (Загадки и правила поведения в лесу).
- Работа с родителями –изготовление поделок из природного материала для выставки.
- Беседа –«что нам лес несёт» . Показ презентации.
- Разучивание стихов и песен на тему осень.
- Развлечение «Золотая осень».
- Приложение 3
Декабрь- серия «Зимние узоры на моём стекле».
Ветки ёлок и берёз,
В неподвижном блеске,
Славно вырядил мороз
В иней перелески.
(С. Данилов)
- Беседа о зиме, о зимних явлениях, о сезонных изменениях. Чтение сказок, стихов и песен.
- Изображение с помощью капусты зимнего леса.
- Тематическая прогулка на территории садика . «Что изменилось?»
- Праздник – «Новогодний карнавал».
Приложение4
Январь- серия «Елочка - зимняя красавица».
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдёшь гулять и встретишь.
Стоит колючая , как ёж,
Зимою в платье летнем.
- Беседа о деревьях зимой. Сравнение ели и берёзы.
- Изготовление ёлочки из………
- Экскурсия к зимней красавице. (Наблюдение, разучивание стихов про ёлочку, чтение сказок.
- Работа с родителями – фото выставка «Зимняя Нерехта».
- Экспериментальная деятельность «вода и её состояние».
Приложение 5
Февраль - серия «Покорми птиц зимой».
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
«Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою: чик – чирик!»
- Беседа о птицах зимой.(Наблюдение, выяснение какие птицы не улетают и почему, что они едят, заучивание стихов про птиц, рассматривание картин и мультик – «Серая шейка»)
- Изготовление птиц из природного материала.
- Работа с родителями – «Открытие столовой для птиц.»
- Развлечение –«Птицы»
Приложение 6
Март- серия «Огород круглый год».
"У ворот шумит народ.
Где тут зимний огород?
Говорят, что там растет.
Огуречная рассада.
И укропчик и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот"
- Беседа об овощах, где они растут. Рассматривание иллюстраций.
- Экспериментальная деятельность – посадка огорода.
- Наблюдение и ухаживание за огородом.
- Работа с родителями - фото выставка –«Мой любимый огород».
Приложение 7
Апрель- серия «Встреча солнца».
Сегодня нет в помине хмари.
Взойдя по синеве в зенит,
Сугробы солнце смело плавит,
И воздух искрами звенит.
- Беседа о весне и «Как солнце жизнь даёт земле».
- Аппликация из цветной бумаги «Здравствуй, солнце золотое!».
- Наблюдение за первыми цветами.
- «Бал цветов».
Приложение 8
Май- серия «защитим родную природу».
Люблю я парк, его аллеи в цвете,
И милых крох, что здесь живут.
Как хорошо, что чувства есть на свете,
Они природу сберегут!
- Беседа о природе и нашей планете.
- Изготовление рисунков «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗЕМЛИ!».
- Диагностическая методика выявления представлений о природе.
Приложение 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста»
Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содерж...
«Спасем планету своими руками».Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста
Формирование экологического сознания...
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Устойчивое развитие предполагает, что люди будут соблюдать законы природы, изменять свое по...
Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Презентация опыта работы....
Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Презентация опыта работы....
Доклад на педагогическом совете "РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
Непосредственно — образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ Современная дошкольная педагогика придает большое значение НОД: несомненно, она ...
Выступление на семинаре-практикуме "Экологическая безопасность:теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"
Выступление на семинаре практикуме " Экологическая безопасность: теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"...