Доклад на педагогическом совете "РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Непосредственно — образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Современная дошкольная педагогика придает большое значение НОД: несомненно, она оказывает положительное воздействие на детей, способствует их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовит их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование НОД в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от НОД со всей группой детей к НОД с подгруппами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
(Доклад на педагогическом совете)
Непосредственно — образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Современная дошкольная педагогика придает большое значение НОД: несомненно, она оказывает положительное воздействие на детей, способствует их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовит их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование НОД в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от НОД со всей группой детей к НОД с подгруппами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в первую очередь в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.
Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содержания и методов осуществления этого процесса.
Составные экологической культуры личности дошкольника — это знания о природе и умение их использовать в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в быту, в труде). Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Соприкасаясь с природой, дети или активно наблюдают, или трудятся в ней, или играют с её предметами. Деятельность — одно из решающих средств развития у детей познавательных интересов к природе. Совместная и самостоятельная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.
В своей работе я рассматриваю вопрос о развитии познавательных способностей детей через решение следующих задач:
- формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Разработано много программ по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Мы» Н.Н.Кондратьевой, «Мир природы и ребёнок» Л. М. Маневцовой, технология О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
Их анализ показал, что они объединены такими идеями:
1) Единства живого и неживого.
2) Единства человека и природы.
3) Развития и многообразия природы.
4) Приспособления всего живого к среде обитания и к сезону.
В своей работе я опираюсь на данные идеи и «Основную общеобразовательную программу нашего дошкольного учреждения».
Экологическое развитие интегрируется в различную деятельность, как с родителями, так и самими детьми.
Например, для реализации двигательной активности используются подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы»), с растениями («Найди такой же листок», «Чьи детки с ветки?»).
Игровая и трудовая деятельность помогает ребёнку войти в мир социальных отношений. Дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в теплице, на животноводческой ферме и т.п.), уходу за комнатными растениями, приобщаются к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения (игра «Магазин» — экологически чистые продукты, разнообразные витамины, игра «Больница» — использование лекарственных растений, игра «Транспорт» — проблема загрязнения окружающей среды выхлопными газами, игра «Зоопарк» — охрана редких видов птиц и животных).
Для познавательно-исследовательской деятельности используются игры с природными материалами (шишки, камни, желуди, коробки с песком), опыты для установления детьми причин явления, связей и отношений между предметами и явлениями (ознакомление со свойствами песка, снега, воды, глины), проблемные ситуации (что ест кошка — мясо или конфету?), логические задачи экологической тематики («Помоги найти дорогу», «Что сначала, что потом?»), экологические проекты и модели, тематические презентации. В строительном уголке для конструктивной деятельности дети могут выбрать образцы разнообразных построек («Заповедник», «Зоопарк»). В природном уголке есть календарь – дети определяют время года, день недели, погоду на день. Вместе с детьми можно сделать карту полушарий с подобранными объектами животного и растительного мира («Птицы наших лесов», «Звери жарких стран», «Деревья» и т.д.), ребята могут отправиться в путешествие вокруг света, используя глобус, а листая большой красочный атлас, познакомиться с животным и растительным миром, полезными ископаемыми, промышленностью России.
Для восприятия художественной литературы, для детей в книжном уголке подбираются книги с рассказами и стихами о природе. Невозможно познакомить детей с природой, обойдя вниманием художественную литературу о ней.
В коммуникативной деятельности происходит развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм). Популярны речевые игры «Узнай по описанию», «Назови правильно профессию», «Кто больше назовёт действий», «Скажи по другому», «Составь меню», обыгрывание сказок на экологические темы, разгадывание и составление загадок, беседы («Как мы узнали грача?», «Летят перелётные птицы», «Зимовье зверей» и др.).
Для развития музыкально-художественной деятельности детей и формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, создаются условия для показа сказок — плоскостные фигурки и маски, шумовые музыкальные инструменты, изготовленные с детьми из природного материала, а также диски с классическими произведениями (зима — «Декабрь» П. Чайковский, «Утро» С. Прокофьев, весна — «Апрель» П. Чайковский, «Жаворонок» М. Глинка, лето — «Дождь и радуга» С. Прокофьев, осень — «Октябрь» П. Чайковский, «Осень» А. Александрова и др.), картины и иллюстрации (Е. Чарушина, В. Бианки, Ю. Васнецова, И. Левитана, А. Саврасова и др., серии «Четыре времени года», «Домашние и дикие животные», «Перелётные птицы» и др.)
Продуктивная деятельность часто является итогом предыдущих видов детской деятельности. Экологическая тема тесно переплетается с изобразительным и народно-прикладным искусством («Ветка рябины» — по мотивам хохломской росписи, «Кружевное чудо» по мотивам вологодских кружев, «Осенний парк» — техника рисования по мокрому).
В экологическом развитии используются разнообразные методы:
- наглядные (наблюдения, рассматривания картин, демонстрация фильмов, детских презентаций);
- практические (игровой метод, труд, опыты, проекты);
- словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы, проблемные вопросы).
Эти методы создают эмоциональный настрой, помогают понять увиденное, развивают внимание, мышление и речь ребёнка.
В совместной деятельности используются различные дидактические и подвижные игры, в которых есть возможность расширить представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Они способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, активности, обогащают словарь.
В самостоятельной деятельности в группе пользуются популярностью настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Загадки о животных», словесные игры «Кто летает, бегает и прыгает», «В воздухе, в воде, на земле».
На прогулках с детьми ведется наблюдение за явлениями природы, сезонными изменениями растений, за повадками птиц и жизнью насекомых, проводятся экскурсии по территории детского сада.
Экологическое развитие ребёнка проходит также и через знакомство с родным краем. Рассматривание животных и растений Поволжья, опасные для человека и окружающего мира природы ситуации и способы поведения в них, проведение викторин типа: «Представь себе», проект «Красная книга», фотовыставки деревьев и кустарников, птиц и зверей, характерных только для нашего края.
Таким образом, развитие у детей познавательных способностей, воспитание доброжелательности к живым существам, эмоциональной отзывчивости и интереса к природным объектам. А также стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живом, видеть единство и взаимосвязь живого и неживого в природе закладывает основы экологической культуры личности, развивает любознательность, активность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
«Спасем планету своими руками».Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста
Формирование экологического сознания...
Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность
Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с усло...
Представление педагогического опыта«Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Представление педагогического опыта«Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры»...
Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Представлен опыт работы воспитателя по формированию экологического сознания у детей дошкольного возраста...
Доклад на педагогическом совете «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности».
Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других. При разработке занятий по физическому воспитанию, стимулирующих...
Программа по формирования основ экологического сознания у детей дошкольного возраста средствами экспериментально-исследовательской деятельности «Я открываю удивительный мир» (от 3 до 8 лет)
Пояснительная запискаВ современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Уже в ...