Проект
проект по окружающему миру (старшая группа)
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, готовность сохранять, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_golubogo_rucheyka_nachinaetsya_reka_.docx | 477.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект экологической направленности
«С голубого ручейка начинается река ».
Группа компенсирующей направленности для детей
с нарушением ОДА четвертого года жизни
Подготовили воспитатели:
Меркульева Р.Н.
Шевченко Т. А.
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Актуальность
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, готовность сохранять, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность нашего проекта.
Тип проекта
- групповой
- информационно – творческий.
Сроки реализации
Долгосрочный.
Участники проекта
Дети, воспитатели, родители.
Цель проекта
Формирование навыков экологической культуры, посредством ознакомления с экосистемой река, озеро.
Задачи проекта
- -создать предметно-развивающую среду по теме проекта
- - разработать дидактическое обеспечение реализации проекта
- - разработать план взаимодействия с родителями по созданию условий, формированию и закреплению представлений о реке, озере.
- обогатить опыт детей о свойствах воды, ее качестве, о жизни водных обитателей, о значении воды в жизни человека;
- формировать представления о ручье, озере, реке.
- развивать интерес к природе;
- воспитывать бережное отношение к воде
Предполагаемый результат
- Сформированы представления о реке, озере
- Реализация сформированных знаний в игровой и познавательной деятельности
- Овладение детьми знаниями бережного отношения к воде
Этапы проекта
I этап
Подготовительный
- систематизация и подборка методической, научно-популярной, детской литературы.
- наблюдения, экскурсии, беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов по теме проекта
- составление перспективного плана мероприятий.
II этап
Разработка проекта
- довести до участников проекта важность данной проблемы
- подобрать материалы для познавательной деятельности
- составить перспективный материал
- разработка конспектов НОД
- консультаций
Проблемная ситуация:
Жила – была маленькая черепашка Агашка, на берегу красивого озера. Ей было хорошо и радостно плавать в этом озере со своими друзьями: лягушкой –квакушкой, рыбкой- карасиком, комариком-пискариком. Но вот однажды случилась беда, налетел сильный ветер, мороз сковал озеро толстым льдом. Все кругом стало серым, всем стало грустно и холодно.
Что делать? Как помочь черапашке Агашке и ее друзьям?
III этап
Перспективный план реализации проекта
№ | Содержание | Программное содержание | Сроки выполнения | |
1 | Коммуникативно-личностное развитие «Правила поведения у водоемов» «Почему нельзя пить воду в природе? » С/ж игры «Купание куклы» «Приготовим обед для куклы» «Постираем бельё для куклы» «Путешествия по реке» «Рыбалка». «Семья» ( заваривание чая, подслащивание чая, растворение лимонного сока в чае, посолить бульон); «Больница» (ингаляция, кислородный коктейль) Театрализованные игры «В гостях у сказки» по теме «Обитатели водоемов»: рыбки, лягушки, цапли, насекомые водоемов. Оформление коллажа «Обитатели водоемов» Оригами из бумаги «Лодочка» Полив цветов, ухаживание за грядками « на окошке» Мытье игрушек; | Учить соблюдать элементарные правила поведения у воды; способы безопасного взаимодействия с растениями, бережного отношения к окружающей природе. Формировать у детей осознанных представлений о необходимости заботиться, о своём здоровье; Поддерживать стремления детей активно вступать в познавательное общение; Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры с присутствием воды; учить детей самостоятельно распределять роли, и действовать согласно роли; Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; Продолжить формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнера. Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Отражать в игре явления социальной действительности, формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу. Учить самостоятельно, пользоваться предметами - заместителями, создавать необходимые постройки. Позабавить, повеселить детей, доставить радость от совместной деятельности; закрепить знания детей о ручейке. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры с присутствием воды; Отражать в игре явления социальной действительности, формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу. Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия; вызывать у детей желание попробовать себя в разных ролях; воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей. Развивать воображение, умение адекватно выражать свои эмоции удовольствия. Радости; закрепить в активном словаре названия рыб. Совершенствовать умение работать с различными материалами, творчески подходить к преобразованию предметов. Довести детей к пониманию многовариантности творческой мысли, научить действовать самостоятельно, доводить начатое дело до конца, находить возможности творческого преобразования предметов. Развивать навыки работы с бумагой, выполнения аккуратных, точных сгибов. Учить украшать свою поделку дополнительными деталями по замыслу поощрять детей участвовать в трудовой деятельности; формировать представления о растениях; воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; | Февраль Декабрь Ноябрь Декабрь Январь март декабрь апрель В течение всего проекта март Февраль В течение проекта | |
2 | Познавательно-речевое развитие Конспект НОД «Что мы знаем о воде?» «Освобождение бусинок из ледяного плена» «Что за чудесница – водица-волшебница» Опыты с водой «У воды нет вкуса. Экскурсия по детскому саду «Вода нужна всем» Д/и игры «Отвечай быстро» «Четвертый лишний», «Да-нет», «Кто быстрее соберет», «Круги на воде», «Ходит капелька по кругу», «Вода –не вода», «Вода, земля, воздух». «Назови ласково». «Собери из частей»(изображение морских обитателей из геометрических фигур). Беседа «Обитатели водоемов» Беседа «Вода вокруг нас». Беседа: «Ходит капелька по кругу». Рассматривание иллюстраций «реки и озера» Беседа «Пришла весна, потекла вода». | Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле, развивать образное мышление при выборе способа действия, стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; упражнять в образовании однокоренных слов; развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе. развитие познавательного интереса детей к окружающему миру; логическое мышление, сообразительность, умение обобщать, делать выводы; Развивать творчество, фантазию, логическое мышление, умение экспериментировать. Развивать познавательные способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности. Поддерживать стремления детей активно вступать в познавательное общение; Воспитывать бережное отношения к воде. Совершенствовать знания детей о растениях леса и луга; развитие внимания, связной речи. Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей. Развитие слухового внимания Закрепить полученные знания и умения ; Развивать память детей; обогащать их знания о предметах; воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность. продолжать знакомить детей с обитателями водоёма ; расширять представление детей о том, что в водоёме живут не только рыбы, но и другие животные Формировать представления о ручье, развивать натуралистический интерес, воспитывать бережное отношение к природе. Формировать знания детей о экосистеме «круговорот воды», воспитывать интерес к природе. Продолжать формировать представления о ручье, развивать натуралистический интерес, воспитывать бережное отношение к природе. Учить составлять рассказ, используя выразительные средства языка; обогащать словарный запас существительными, определениями; формировать образную речь, умение подбирать образные выражения | декабрь февраль март В течение всего проекта Январь В течение проекта февраль ноябрь март В течение проекта апрель | |
3 | Художественно эстетическое развитие аудиозаписи «Звуки воды в природе» видеозапись - мультфильм «Капитошка» Аудио- и видеозаписи по теме (шум дождя, шум реки, видео фильм о Байкале Рисование Выставка рисунков «Путешествие капельки» «Обитатели морского дна». «Сосульки на крыше»
«Аквариум». «Тучи по небу бежали» Лепка «Рыбка» «Крошка - осьминожка» Вечер загадок Малый народный фольклор сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» сказки С.Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А.Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»; «Снежинка» К. Бальмонт, «Туча» Г. Сапгир, «Радуга» С. Маршак, «Туман» И.Токмакова. Г.- Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфинёнка», «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири), стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки», Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы». | Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки. Учить отражать в рисунке впечатления от окружающей жизни; пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке; Учить созерцать красоту окружающего мира. Формировать художественно – творческие способности. Вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками, показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать мелкую моторику рук, память. Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях. Учить предварительно, выкладывать на листе бумаги готовые детали разной формы, составляя изображение; учить аккуратно пользоваться клеем; формировать навыки аккуратной работы. Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей; закреплять умение аккуратно пользоваться глиной; формировать интерес к лепке. Познакомить детей с обитателями морей – осьминогом. Совершенствовать эстетическое восприятие, интерес к лепке. Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина круговыми движениями (маленькие шарики) и прикреплять их по всему контуру предмета; закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином; развивать мелкую моторику рук, внимание; воспитывать радость от результата своей работы. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; воспитывать чуткость к художественному слову. Учить внимательно, слушать литературное произведение и отвечать на вопросы по его содержанию; пересказывать эпизод, который особенно понравился. Развивать интерес к познавательной литературе Развивать интерес детей к художественной литературе; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; воспитывать чуткость к художественному слову; Совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворения ;воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание; воспитывать чуткость к художественному слову; Совершенствовать эстетическое восприятие, интерес к художественной литературе. | В течение проекта декабрь февраль апрель февраль Март Октябрь Январь Апрель В течение проекта | |
4 | Физическое развитие
«Акула и дельфины». «Капельки» «Ручеек» «На болоте» «Караси и щука» “Море волнуется” Физкультминутки: Беседа “Чистота та же красота”. Самообслуживание Закаливание, умывание, чистка зубов | Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества Развивать внимание, память, зрительный анализатор Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание; укрепляются мышцы плеч и спины. Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей. Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности. Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений. Развивать воображение детей, активность в игре. Совершенствование двигательной активности Прививать детям правила личной гигиены Вырабатывать привычку ополаскивать рот, мыть руки и сушить мокрые вещи; туалет, экономия воды Прививать интерес к водным процедурам, вода обязательный компонент человеческого тела и организма | В течение проекта Январь В течение проекта | |
5 | Работа с родителями Круглый стол «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье» Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационный материал. Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей при общении с природой». Анкетирование родителей: «Как мы бережем воду?». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Создание условия для демонстрации иллюстраций, дидактических игр, поделок. Ознакомление родителей с содержанием программы экспериментальной деятельности Выяснить, насколько серьезно в семьях наших воспитанников подходят к вопросам экологического воспитания. | октябрь декабрь сентябрь октябрь |
IV этап
Презентация проекта
Выставка макетов, дидактических игр, коллажей, совместные работы детей и родителей.
Изготовление книжек – малышек о воде;
Создание фотовыставки «Если б не было воды, не купались в речке, море мы»;
Альбом «Этика поведение у водоёма»
Создание экологического альбома « Опыты по экологии»
Презентация проекта в форме литературно – музыкальной композиции
Список литературы
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. / Авт.-сост.: Киселева Л.С., Данилина Т.А. , Лагода Т.С., Зуйкова М.б-2010г. (Развитие и воспитание)
- Воспитываем и обучаем.Комплексные занятия и игры для детей 4-7 лет. -Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2008.-208с.
- Дошкольнику о хороших манерах и этикете: метод. пособие / И.Н. Курочкина. -М.: Просвещение.2007.-127с.
- Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки /-М.: Айрис-пресс,2007.-144с.: цв.ил. – ( Внимание дети).
- С.А.Веретенникова Четыре времени года. Издательство «Просвещение» Москва
1999г.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.
- Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.- М. 2011 г.- Волгоград, Учитель, 2010 г.
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет.–Волгоград, Учитель, 2006 г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа– М.: Карапуз-Дидактика, 2006.– М.: Владос, 2001г.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура в средней группе детского сада. – М.: Владос, 2005.
Приложение 1
Опыты к проекту
«Вода не имеет формы»
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
«Лед легче воды»
Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.
«Превращение в воду»
Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.
«Вода нужна всем»
Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.
Приложение 2
Игры к проекту
Игра «Подскажи словечко» Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово.
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю : (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые:(снежинки)
На полянку, на лужок
Все снижается :(снежок)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее:(снегопад)
Все бегут вперегонки.
Все хотят играть в:(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился :(снеговик)
Рядом снежная фигурка,
Это девочка:(снегурка)
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой:(снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил:(снег)
Приложение 3
Игра малой подвижности “Ручеек”
Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим.
Игра «Капельки»
(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело(дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
Приложение 3
Конспект по экологии «Что мы знаем о воде?»
Программные задачи:
1.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
2.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3.Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы: Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты); наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
Изготовление панно «Кому нужна вода»
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
Беседы на тему: «Где можно встретить воду»
Материалы и оборудование: Плакат «Кому нужна вода»; инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, гуашь (красная, синяя), ложечки; символы, обозначающие свойства воды ; эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
Ход занятия
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
В-ль: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В-ль: Ребята, а я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь.
В-ль: Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
В.: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам. Ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
В-ль.: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (бесцветная)
В-ль: Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
В-ль.: Какого цвета молоко? (белого).
В-ль: А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)
В-ль.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь?
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь – красная, синяя.
В.: Я сейчас в воду добавлю гуашь и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
В-ль: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода).
В-ль: Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.
Опыт № 3. (Детям раздаются мерные стаканчики с солью или сахаром, ложечки).
В-ль.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
В-ль.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка. Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?
(Работа с плакатом «Кому нужна вода»).
В-ль.: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.
В-ль.: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
В-ль: Где и какую, дети, воду вы сегодня видели? (в помещении, на улице)
В-ль: Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, поливаем цветы)
Незнайка: Ну. Спасибо, теперь я всё знаю о воде.
Приложение 4
Анкета для родителей
Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей.
1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (Часто, редко, всегда, никогда.)
4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
5. Делится ли ребенок с Вами результатами Эксперимента?
6. Как Вы считаете, нужно ли заниматься с ребенком экспериментированием?
СПАСИБО!
Приложение 5
Беседа с детьми по экосистеме « Водоём, река, озеро».
Цель: Познакомить детей с обитателями и строением водоёмов, вызвать у детей желание охранять реки, озёра, пруды и их обитателей.
Вопросы:
Что вы видите на картинке? (Ответы перечисляют)
Как называется, одним словом дом, где все они живут?
Кто был на реке (озере, пруду)?
Понравилась ли прогулка по реке, чем?
Давайте совершим прогулку на речку (пруд, озеро) и познакомимся с ее обитателями. Загадки: Не конь, а бежит, не лес, а шумит? (река). Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит? ( река). Два братца в воду глядятся, никак не сойдутся? (берега).
Первым этажом (ярусом) реки являются ее берега. Здесь растут деревья (ива, ольха, тополь), различные травы. Почему? Эти растения любят влагу и свет. Загадки: Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила, А о чём грустит, никому не говорит.(ива). Мягок, а не пух, зелен, а не трава.
(Мох)
На втором этаже живут растения, которые растут на поверхности воды (ряска). Ее крохотные цветки плавают по поверхности воды, а внизу коротенькие корешки. На реке ряска растет только в заводи, где нет течения. Почему? Ее корни не закрепляются в грунте, и ряску унесет течение.
На третьем этаже – растения, корни которых под водой, ближе к берегу, а большая часть растения находится над водой (камыш, рогоз). Почему? Эти растения нуждаются в большом количестве воды и света. Загадки: Стоит над водой, трясет бородой. (Камыш).
На четвертом этаже растут такие растения, основная часть которых под водой, а на поверхности только несколько листьев и цветы. Почему? Этим растениям не надо много света, но для опыления им необходимы насекомые, живущие на берегу (кувшинка, кубышка, стрелолист). Загадки: Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются (кубышка). Этот цветок необычный, выглядит симпатично, но тем из других выделяется, что водным растением является. (кувшинка).
На пятом этаже находятся растения, которые полностью находятся под водой. Почему? Им для роста не надо много света. А кислород они берут из воды (сератофила, уруть, канадская элодея).
Животные, птицы и рыбы обитают в разных ярусах. Почему? Им так легче найти пропитание и устроить себе жилище.
Зимородок, утка, выдра, водяной уж, трясогузка, цапля, стрекоза. Живут на берегу, питаются в воде.
Бобр, лягушка. Большую часть своей жизни проводят под водой, питаются в воде, но для нормальной жизнедеятельности необходим воздух.
Щука, окунь, ерш, карась, плотва, уклейка. Рыбы, живут в воде, многие питаются насекомыми, обитающими на первом ярусе.
Насекомые обитают на всех ярусах.
Есть ли кто-то лишний? Нет, все нужны друг другу!
Загадки: Кто на себе дом возит? (улитка). Драчун и забияка, живет в воде, кости на спине – и щука не проглотит. (ерш). Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (лягушка). С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица.(рыба).
Приложение 5
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга,
приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Описание. Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит:
"Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов "Дождик!
Скорей домой!" они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит:
"Солнышко! Можно идти гулять", игра повторяется.
А нас дождик не намочит
Указания к проведению. В игре участвует сначала небольшое число детей, затем
может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать
большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу "Дождик!". Во время
прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.
При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах
комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.
Приложение 6
Мониторинг уровня сформированности компетенций у детей младшего дошкольного возраста по реализации проекта «С голубого ручейка начинается река ».на начало года
№ п/п | Имя ребенка | Кому нужна вода | Свойства воды | Свойства снега | Как беречь воду | Правила безопасного поведения у воды и на воде | |
1 | Алиса | +- | +- | +- | +- | + - | С |
2 | Катя | - | - | +- | - | - | Н |
3 | Никита | +- | - | - | +- | - | Н |
4 | Милана | +- | - | - | - | - | Н |
5 | Ева | +- | - | - | - | - | Н |
6 | Аня К. | +- | +- | +- | +- | + - | С |
7 | Егор | +- | - | - | - | - | Н |
8 | Кира | +- | - | - | +- | - | Н |
9 | Тимур | +- | +- | +- | +- | + - | С |
10 | Аня С. | +- | +- | +- | +- | + - | С |
11 | Лиана | - | - | - | - | - | Н |
12 | Алена | +- | - | +- | - | - | Н |
На момент проведения мониторинга присутствовало 12 детей.
Исходя из результатов мониторинга, дети показали следующие результаты:
Высокий уровень - 0 %
Средний уровень - 4 чел. - 33,3%
Низкий уровень – 8 чел. - 66,7%
Мониторинг уровня сформированности компетенций у детей младшего дошкольного возраста по реализации проекта «С голубого ручейка начинается река ».на конец года
№ п/п | Имя ребенка | Кому нужна вода | Свойства воды | Свойства снега | Как беречь воду | Правила безопасного поведения у воды и на воде | |
1 | Алиса | + | + | + | + | + | В |
2 | Катя | +- | +- | +- | +- | + - | С |
3 | Никита | +- | +- | +- | +- | +- | С |
4 | Милана | +- | - | +- | - | - | Н |
5 | Ева | +- | - | - | - | - | Н |
6 | Аня К. | + | + | + | + | + | В |
7 | Егор | +- | +- | +- | +- | +- | С |
8 | Кира | +- | +- | +- | +- | +- | С |
9 | Тимур | + | + | + | + | + | В |
10 | Аня С. | + | + | + | + | + | В |
11 | Лиана | +- | - | - | - | - | Н |
12 | Алена | +- | +- | +- | +- | +- | С |
Исходя из результатов мониторинга, дети показали следующие результаты:
Высокий уровень - 4 чел. - 33,3 % Средний уровень - 5 чел. - 41,7% Низкий уровень – 3 чел. - 25 %
Дети знают и называют свойства воды, где на земле есть вода, знают, кому нужна вода, знают. С помощью воспитателя могут обобщать, сравнивать, делать выводы. Эксперименты проводят под руководством воспитателя, с помощью взрослого рассказывают о последовательности проведения эксперимента. У детей сформировалось бережное отношение к воде, они знают, как беречь воду, знают, правила безопасного поведения у воды и на воде.
3 детей затрудняются
Приложение 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...