Конспекты «Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Работа «Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе познавательного развития детей подготовительной группы» направлена на решение следующих задач:
- Развитие и поддержание у детей устойчивого интереса к получению знаний о взаимосвязях окружающего мира.
- Развитие интеллектуальных и исследовательских способностей детей.
- Поддержание у детей инициативы, пытливости и самостоятельности.
- Развитие навыков и умений проводить простейшие измерения и манипуляции с приборами, веществами и предметами.
- обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_po_eksperimentirovaniyu.docx | 1.43 МБ |
konspekt_udivitelnye_svoystva_vody.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конкурс профессионального педагогического мастерства
«Мой лучший урок»
Конспект
занятия-экспериментирования
Выполнила:
Воспитатель 1 категории
Тузова Е.Н.,
Педагогический стаж – 10 лет
П. Калиниха, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В старшем дошкольном возрасте одной из ведущих потребностей для детей является творческая активность. Также у детей продолжает развиваться образное мышление. И экспериментирование как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям, потому как в ходе этой деятельности развивается наглядно-образное, наглядно-действенное мышление и творческий подход к решению задач.
Образовательная программа детского сада «Берёзка» составлена на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева.
В 2015 году мною был разработан план по самообразованию на тему: «Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе познавательного развития детей старшей группы». При разработке этого плана была использована литература: «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» О.А. Скоролупова, «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина, «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников» З.Ф. Аксенова.
В рамках этого плана я проводила кружок «За новыми знаниями». Работа кружка была организована в направлении неживая природа – воздух, вода, почва, магниты, магнетизм. Конспект одного из занятий я привожу ниже.
Занятие-экспериментирование «Удивительные свойства воды» проходило в старшей группе Калинихинского детского сада №6 «Березка». Количество детей в группе составляет 25 человек, из них девочек и мальчиков. Возраст ребят 5 – 6 лет.
Занятия по экспериментированию положительно влияют на эмоциональную сферу детей – возможность поучаствовать самим в открытии новых знаний детей очень радует. Благодаря наглядности и возможности самостоятельно рассмотреть изучаемый объект с различных сторон им экспериментирование особо интересно. Дети задавали интересующие их вопросы и пытались сами найти на них ответ.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми.
Задачи:
- Показать значение воды для всего живого.
- Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы.
Оборудование и материалы:
Мультимедийный проектор, слайд-презентация «Удивительные свойства воды», аудиозапись «Ручеек».
У воспитателя: стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, разнос с предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпичик), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера, валериана в каплях.
У детей на столах: одноразовые прозрачные стаканчики, ложки, крупа в стаканах, сахар-рафинад.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Включается аудиозапись «Ручеек»
Воспитатель: Ребята, слышите? Что это? (ответы детей). Правильно, ручеек. Он зовет нас узнать что-то новое. Присаживайтесь за свои места и попробуйте отгадать, какие новые знания приглашает нас открыть ручеек.
МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(Река.)
Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро.)
К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей.)
В небе родился,
В земле схоронился.
(Дождь)
Воспитатель: Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня речь пойдёт о воде. Вода – очень удивительное и нужное вещество. А кому нужна вода? (Ответы детей)
(Вода нужна человеку для приготовления пищи, стирки, умывания и т. д.)
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Воспитатель: А кому еще нужна вода? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут. Сегодня я вам предлагаю познакомиться со свойствами воды.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Опыт 1.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыплем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?(Сыплется)
Воспитатель: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? (Льется). Почему? (потому что вода жидкая)
Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на стол, рассмотрите предметы. Скажите, какая форма у этих предметов? (кубик, шар).
Воспитатель: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки).
Дети наливают воду в ёмкости различной формы и говорят, что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Вывод: вода формы не имеет.
Опыт 2.
Воспитатель: Ребята, кто из вас пробовал сахар? Какой он? Правильно, сахар сладкий. А какой на вкус лимон? Ребята, скажите, у воды есть вкус? Попробуйте. Какая она на вкус? Солёная? Сладкая? Кислая? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь давайте попробуем положить в нашу воду сахар. Размешаем. А теперь снова попробуем нашу водичку. Какая она стала? (Ответы детей)
Вывод: Вода не имеет вкуса. Она принимает вкус добавленного в нее вещества.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём. Мы отправимся на речку и посмотрим, кто же там живет? (пальчиковая гимнастика «Рыбки» - Приложение №2)
Опыт 3.
Воспитатель: Ребята, скажите, какого цвета вода? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в стакане? (стакан с молоком). Какого цвета молоко? Правильно, белое.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я помешаю молоко ложечкой. Куда исчезла ложка? Вы ее видите? (ответы детей)
Воспитатель: А так? (Вытаскиваю ложку.)
Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу? Молоко белого цвета и сквозь него нельзя увидеть предметы, а вода – прозрачная, и предметы, опущенные в воду легко рассмотреть.
Вывод: вода не имеет цвета, чистая вода прозрачна.
Опыт 4.
Воспитатель: Ребята, скажите, какой запах вам больше всего нравится? Вам нравится, как пахнут мамины духи? А бабушкины пироги? А лук? А теперь давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (Вода ничем не пахнет).
Капнуть в стакан с водой каплю валерианы.
Воспитатель: А теперь понюхайте воду. Я капнула в нее каплю валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.
Вывод- вода не имеет запаха.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: Ребята, о чем сегодня шла речь на нашем занятии? (ответы детей) Что вы узнали нового? Подводим итоги нашего занятия и делаем вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Формы и методы взаимодействия воспитателя и детей
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный | Привлечение внимания детей (аудиозапись «Ручеек») | Переключение внимания от игры к занятию |
Мотивация и целеполагание | Чтение загадок | Подключение логического мышления |
Создание проблемной ситуации | Метод вопросов | Повышение эмоционального отклика |
Решение проблемной ситуации | Исследование свойств воды Игровой прием |
Ожидаемые результаты:
- дети приобрели новые знания о значение воды для всего живого,
- у детей сформировано представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы.
Приложение №1
Кружок «За новыми знаниями»
Перспективное планирование
Тема | Программное содержание |
«Удивительные свойства воды» | Показать значение воды для всего живого. Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость, которая не имеет формы, вкуса, цвета и запаха.
|
«Превращения воды» | Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое. Дать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние) и о переходе воды из газообразного состояния в жидкое.
|
«Холодное стекло» | Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. Познакомить детей с защитными свойствами льда. Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования. |
«Путешествие воды» | Показать детям, что в холодном помещении вода испаряется медленно, чем сильнее нагревать воду, тем сильнее она испаряется. Познакомить детей с понятием – круговорот воды в природе. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире |
«Белоснежное одеяло землю укрывало» | Познакомить с защитными свойствами снега – снег защищает растения от холода. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. |
«Воздух –невидимка» | Уточнить знания детей о свойствах воздуха: не имеет запаха, цвета, при нагревании поднимается вверх. Закрепить знания детей о значении чистого воздуха для нашего здоровья. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать. |
«Почва – живая земля!» | Закрепить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, влага. Уточнить значение почвы для жизни растений и человека. |
«Песок и глина» | Продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (песок – сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду; глина – пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, если обожженная в печи – нет, становится как камень). Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение. |
«Металл и его свойства» | Познакомить детей со свойствами металла (прочный, проводит тепло, некоторые обладают магнетизмом). Закреплять знания детей об использовании металла человеком. Воспитывать желание детей получать новые знания самостоятельно в процессе экспериментирования. |
«Волшебная рукавица» |
|
Приложение №2
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.) Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Эта презентация поможет повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации экспериментальной деятельности....
Презентация: "Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с детьми младшей группы"
Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с детьми младшей группы...
Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с детьми младшей группы
Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с детьми младшей группы...
Стендовый доклад "Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста"
Стендовый доклад "Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста"...
Статья "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего возраста "
Статья "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего возраста "...