Стендовый доклад "Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)
Стендовый доклад "Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stendovyy_doklad.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"
Стендовый доклад
«Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста»
Разработала и реализовала:
воспитатель
Дьяченко Галина Сергеевна
город Бердск
Стендовый доклад
«..ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
…ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности».
Из целевых ориентиров ФГОС ДО
«Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: создание условий для формирования исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи:
- Формировать интерес к экспериментированию;
- Способствовать усвоению детьми обобщенной модели организации собственного исследовательского проекта;
- Побуждать детей к деловому и познавательному общению со сверстниками по поводу планирования деятельности, обсуждения её содержания и результатов;
- Поощрять проявление самостоятельности при выдвижении гипотезы решения проблемы или творческой задачи; обсуждении способов проверки гипотезы, определении путей достижения результата;
- Развивать способность к волевым усилиям в процессе достижения результата экспериментирования;
- Воспитывать ценностное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности сверстников.
Детское экспериментирование – практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольником свойств, качеств объектов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Виды детского экспериментирования:
(По Н.Н. Подъякову)
- Бескорыстное экспериментирование, направленное на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи.
В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте.
- Утилитарное экспериментирование, направленное на решение конкретной практической задачи.
Процесс познания объекта осуществляется с целью получения новых знаний, необходимых для достижения практического результата.
В чем проявляется исследовательская активность дошкольников?
- В интересе к определенным проблемам или объектам, который ребенок удовлетворяет с помощью экспериментирования;
- В умении выдвинуть гипотезу возможного решения проблемы или творческой задачи;
- В стремлении найти способ решения, в том числе с помощью комбинаторного перебора вариантов способов решения;
- В настойчивости исследовательского поиска и желании его продолжать;
- В способности анализировать и оценивать результаты экспериментирования и вносить коррективы в исследование.
Какие субъектные проявления в экспериментировании характерны для дошкольников?
Эмоционально - субъектные проявления:
- предпочтение экспериментирование другим видам деятельности;
- неоднократное возвращение к экспериментированию с полюбившимися объектами (вода, глина, бумага, магнит).
- удовольствие и радость ребенка от данной деятельности.
Деятельностно – субъектные проявления:
- самостоятельная постановка цели экспериментирования, поиск способов решения проблемы, соотношение результата эксперимента с первоначальной целью;
- многократное повторение разных вариантов решения, изменение направления поиска в зависимости от промежуточных результатов.
Способы фиксации результатов экспериментирования.
- Ведение дневников: зарисовка, кодирование информации в виде схем, знаков, символов.
- Заполнение матриц, морфотаблицы данными результатов проведенных экспериментов.
- Изготовление пооперационных карт.
Модель организации старшими дошкольниками собственного исследовательского проекта.
- Определение проблемы;
- Формулировка цели;
- Сбор необходимой информации из разных источников (книг, взрослых, интернета, других);
- Создание картотеки для обобщения полученного материала;
- Моделирование обобщенных знаний;
- Создание нового продукта;
- Презентация собственной деятельности;
- Постановка новой задачи (проблемы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста..
Цель: • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершенствов...
программа по развитию познавательной активности посредством экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста
В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к развитию познавательной активности у старших дошкольников. Реализация программы предполагает интегративный подход – ...
Консультация для воспитателей ДОУ по познавательной активности в процессе детского эксперементирования детей старшего дошкольного возраста
Одно из направлений экспериментальной деятельности, которое мы активно используем,- опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. О...
Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности по монографии Н. А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»....
Презентация "Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности по монографии Н. А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности...
НОД познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста «Мыльные истории!»
элемент экспериментирования "Мыловарение"...
Статья "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего возраста "
Статья "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего возраста "...