"ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО"
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

СТАРОДОМСКАЯ ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейшх задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад № 3 «Сказка» г.о. Власиха Московской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

на тему:

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО»

                                                                 Подготовила:

воспитатель высшей категории

                                              Стародомская Т.Ф.

2019 год

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Но немало важна в детском саду познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка.

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.  Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. 

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Связь экспериментирования с ИЗО тоже двусторонняя и важная. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя

следующие конкретные этапы:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой  природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры;

- трудовые поручения, действия.

Так  как метод экспериментирования занимает одно из главных мест в работе с детьми, я пришла к выводу, что необходимо в группе создать «мини-лабораторию» для экспериментирования, где, дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей старшего возраста. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования.
Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

В уголке могут быть:

• Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

• Разнообразные сосуды из различных материалов

• Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

• Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;

• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;

• Мука, соль, сода, свечи, фонарики;

• Детские халаты, фартуки;

• Схемы-алгоритмы для проведения опытов;

• Журнал для фиксирования результатов.

В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем.

В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества.

В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.

Для развития познавательной активности детей мне особо хотелось бы отметить использование проектной деятельности.  Для более успешного усвоения материала мною были разработаны исследовательские проекты: «Время не сотрет нашу память», «Птицы Подмосковья», «Лук – для здоровья лучший друг», – этот проект занял третье место на премию Губернатора Московской области.

Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.

Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность помогают мне учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т.е. исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Список использованной литературы:

 1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. -2002. -№ 1. С. 24-33.

 2. Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 13-18.

  4. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

 5. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст. Москва: Педагогическое общество России. -2003. -80с.

6. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т.А. // Дошкольное воспитание - 2003г. - №3 – С. 12.

7. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4—6 лет. —Волгоград: Учитель, 2009.

8. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика/Синтез, 2014. — с. 368 с.

9. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М., 2006.

 10. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании/ Савенков А.И.// Дошкольное воспитание - № 4 2006г. – с.10.

11. Тугушева Г.П, Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС ДО»

Один из основных принципов дошкольного образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,  -  формирование познавательных интересов и по...

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир с...

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуа...

Статья "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развитие личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ.

В статье рассматривается «Методика проведения исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических ...

Статья ««Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС»

Данная статья составлена с целью повышения компетентности педагогов в ДОУ в вопросах развития познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в условиях внедрения ФГОС. Она раскрывает на...

Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»...