Конспект занятия в ДОУ Кораблик на шпиле Адмиралтейства. Герб Санкт-Петербурга
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Любовь Ивановна Бобринская

Конспект занятия в ДОУ "Кораблик на шпиле Адмиралтейства. Герб Санкт-Петербурга"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемная  ситуация с элементами эвристической беседы «Волшебные фотографии».

 Цель:

-         стимулировать познавательную активность детей;

-         накопить у детей первичные представления о символах города.

Материал: 2 «волшебных» фотографии с символами города – Кораблик  Адмиралтейства, Герб. Кукла Петруша (прототип Петра I) ростом с ребенка.

Ход: Петруша приносит детям «волшебные» фотографии (видна лишь часть изображения), которые ему подарил фотограф-волшебник. Фотограф пообещал, что эти фотографии позволят увидеть символы нашего города. Петруша просит детей помочь узнать изображения (символы города). Если дети узнают символы города, фотографии проявятся и можно будет рассмотреть изображение. Каждый раз, когда дети определяют символ города по его части, начинают рассматривать настоящую фотографию и отвечают на вопросы.

Беседа про Кораблик:

-         Где находится Кораблик? Какой он? Почему он находится так высоко? Что обозначает Кораблик? Почему кораблик находится на шпиле Адмиралтейства? Нужен ли нашему городу флюгер?

Беседа про Герб:

-         Что вы видите на Гербе? Какого цвета герб города? Почему он красный? Как вы думаете, почему на гербе изображены два якоря (морской и речной)? (Петербург – морской и речной порт). Что вы видите в центре Герба? (скипетр). Что это такое? Что он может обозначать? (город стал столицей России). Почему скипетр и якоря изображены на щите?

         Петруша хвалит детей и дарит им фотографии: «Молодцы, ребята! Теперь мы можем любоваться символами нашего города. А хотите ли вы узнать о них  больше?» (Да) Петруша обещает, что поможет детям познакомиться с символами города.

Ассоциативная игра "Подбери картинку".

Цель:

-         развить у детей интерес к познанию символов Петербурга;

-         закреплять умение сравнивать символы города с объектами природы и предметами рукотворного мира и находить, что между ними общего;

-         развить дифференцированные представления  о Кораблике, Гербе города.

Материал: карточки с изображением символов города, картинки с  предметами природного и рукотворного мира.

Ход: Воспитатель делит карточки с символами города между детьми, а  картинки с предметами природного и рукотворного мира остаются у ведущего (воспитателя). Воспитатель называет предмет и поднимает картинку с его изображением, ребенок находит картинку с подходящим предметом и кладет на карточку с символом, устанавливая между ними связи. Например, Кораблик – море, ветер, Адмиралтейство, золото; Герб – река и море, крепость.

Рисование.

·         «Нарисуй и раскрась кораблик Адмиралтейства»;

·         «Нарисуй и раскрась герб города» (с помощью трафарета)

         Моделирование.

·         Создание миниатюрного изображения герба города.

·         Создание макетов зданий нашего города (детский сад, Московский вокзал, магазин игрушек, Цирк, стадион и др.). Проблемный вопрос: на каких зданиях можно разместить изображение Герба Санкт-Петербурга? Почему?

Обобщающая эвристическая беседа «Кораблик Адмиралтейства»

Цель: обобщить знания детей о Кораблике как символе Санкт-Петербурга.

·         Что это за здание? (Адмиралтейство). Почему так называется? (от слова адмирал, т.е. владыка морей). Для чего это здание построили? (здесь была корабельная верфь, раньше строили корабли). Как вы думаете, зачем?

·         Давайте вспомним, чем украшен шпиль Адмиралтейства? (корабликом). Какую функцию выполняет Кораблик? (флюгер). Что помогает определить флюгер? (подсказывает направление ветра).  Может ли сильный ветер сдуть кораблик? (нет). Почему? (он стойкий, несокрушимый - поворачивается по направлению ветра, но крепко укреплен).

·         Давайте рассмотрим Кораблик. Как он выглядит, что его украшает? К какому типу судов он относится? (парусник). Как изображен Кораблик, он стоит в порту или путешествует по волнам? (паруса расправлены, наполнены  ветром – он путешествует).

·         Что можно узнать про наш город, увидев Кораблик Адмиралтейства?

Проблемно-игровая ситуация «Интересная находка».

Цель: развить дифференцированные представления о гербе города.

Материал:  изображение герба города.

Ход:

-         Зачем нужен городу герб? (Объединять людей, живущих в городе; это отличительный знак города).

-         Что может герб рассказать своим особым символическим языком? (о природе, об истории, о стремлениях людей, об их отношениях к жизни,  окружающему миру).

-         Давайте расскажем Петруше, что изображено на гербе, почему? (город - морской и речной порт, был столицей России).

-         Ребята, почему мы можем назвать Герб символом нашего города?

-         Для того чтобы, детей нашей группы отличали от других, мы можем придумать свою эмблему. Что это такое? (отличительные знаки разных родов войск, различных организаций, объединений людей). Знаешь ли ты, Петруша, по какой эмблеме на форме мы узнаем летчиков? (голубой фон – небо, винт самолета, который держит в лапе орел). (Можно рассмотреть и другие эмблемы).  Обращается внимание на цвета эмблемы и их значение (нельзя использовать любые цвета, недопустимо наложение краски на краску).

Творческое рисование.

·         «Куда плывет Кораблик»;

·         «Придумай и нарисуй эмблему группы»;

·         Оформление книги сказок или историй.

Сочинение загадок о Кораблике, Гербе города.

Цель: развитие творческих способностей на основе знаний о символах города. (Рекомендуется начинать с описательных загадок).

Ход: детям предлагается отгадать загадку, которую придумал Петруша. Затем ее обсуждают все вместе. Дети описывают Кораблик, Герб, сочиняют свои загадки.

Сочинение историй («Как Кораблик появился в Санкт-Петербурге»), сказок («Волшебные приключения Петруши на золотом кораблике»).

Возможно использование игры «Сундук со сказками».

Цель: развитие творческих способностей на основе знаний о символах города.

Материал: сундук, 8-10 бумажных кружков разных цветов.

Ход: Предложить детям сочинять вместе с педагогом сказку. Тему можно определить сразу. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это  или что это будет в сказке. Например, если ребенок вытащил желтый кружок: «Кораблик заблестел на солнце, и Петруша с радостью отправился в путешествие». После того как играющий придумал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок. Говорит, кто это или что происходит с героями, и продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий. После того, как будет рассказана одна сказка, все кружки собираются и можно рассказывать следующую и т.д.  Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история.

Оформление книги сказок, историй.

·         Дети рисуют иллюстрации к придуманным эпизодам сказки.

·         Дети рассказывают, что нарисовали (история «Куда плывет Кораблик»).

Игра «Экскурсоводы (носит развивающий и диагностический характер).

Цель: поддерживать интерес детей к символам города, развивать творческие проявления детей на основе представлений о символах Санкт-Петербурга.

Экскурсовод проводит экскурсию по группе (используется развивающая среда группы), рассказывая о символах города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе VII вида: « Достопримечательности г. Санкт-Петербург»

Конспект занятия разработан для подготовительной группы VII вида:« Достопримечательности г. Санкт-Петербург».Конспект ориентирован за закрепление усвоенного материала....

Конспект занятий в ГБДОУ д/с №8 Красногвардейского района Санкт-Петербурга в старшей группе №10 по ПДД

Конспект занятия в ГБДОУ д/с №8 Красногвардейского района Санкт-Петербурга в старшей группе №10 по ПДД Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе №10 детского сада №8. Тема:...

Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ«Символы нашего города»ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1. Расширять представления детей о родном городе.2. Уточнять знания детей о символах Петербурга.3. Дать ...

Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга»

Расширять представления детей о родном городе. Уточнять знания детей о символах Петербурга. Дать начальные знания о Петропавловской крепости.Воспитывать чувства гордости и уважения к городу,...

Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы "Символы города Санкт-Петербурга"

Цель : Расширить представления детей о родном городе Санкт- Петербурге , через достопримечательности.Задачи :Обучающие :Обогащать активный словарь детей за счет слов: символ, шпиль...

Конспект занятия в старшей группе с ИКТ Тема:Мосты Санкт-Петербурга

Дать представление детям о своем родном городе....