Эксперименты с водой
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природе. Учит самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimenty_s_vodoy.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Эксперименты с водой
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природе. Учит самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Необычные кораблики.
Цель. Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.
Материал. Две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия.
Воспитатель: Ты плыви, кораблик, по речке, по ручейку.
Ты вези, кораблик, песенку мою.
Перед вами бутылочки из стекла. Посмотрите, в них что-нибудь есть? (Можно предложить подуть в них - получится «песенка»).
Дети. Они пустые.
Воспитатель. Хотите, чтобы бутылочки стали корабликами?
Дети. Да.
Первый эксперимент. Дети опускают одну бутылочку на воду. Что с ней происходит? (Она постепенно наполнится водой, станет тяжелой - тяжелее воды - и утонет).
Второй эксперимент. Другую бутылочку дети плотно закрывают пробкой, опускают на воду. Почему она не тонет? Погружают ее в воду. Почему она всплывает?
Дети высказывают свои предположения, зарисовывают результаты, подводят итоги: первая бутылка наполнилась водой и стала тяжелой, тяжелее воды - такие предметы тонут; в бутылочку, закрытую пробкой, вода не попала, легкая бутылка может плавать.
Игра в прятки.
Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.
Материал. Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия.
Воспитатель.
Раз, два, три, четыре, пять! Будем капельку искать. Из пипетки появилась, На стекле растворилась.
Первый эксперимент. Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (Мешает сухая поверхность пластины).
Второй эксперимент. Дети наклоняют пластину. Что происходит? (Капля медленно течет).
Третий эксперимент. Смочить поверхность пластины, капнуть на нее из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (Она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной).
Четвертый эксперимент. На влажную поверхность пластины аккуратно из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдет? (Цветная вода потихоньку растворится в прозрачной воде).
Дети делают зарисовки и подводят итоги: При попадании прозрачной капли в прозрачную воду она «исчезает» незаметно; каплю цветной воды на влажном стекле видно; капля цветной воды медленно окрашивает влажную поверхность стекла.
Играем с красками.
Цель. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
Материал. Две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия.
Воспитатель. Краски, словно радуга, Красотой своей детей радуют. Оранжевые, желтые, красные, Синие, зеленые - разные.
Первый эксперимент. В баночку с водой добавить немного красной краски. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется). Второй эксперимент. В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (Краска растворяется равномерно). Третий эксперимент. Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (При соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой). Дети делают зарисовки и подводят итоги: капля краски, если ее не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании - равномерно.
Друзья.
Цель. Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
Материал. Стакан с водой, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Первый эксперимент. Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? На стенках стакана образуются пузырьки - это кислород. Второй эксперимент. Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? Образовалось большое количество пузырьков.
Дети делают зарисовки и подводят итоги. В состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.
Секрет сосновой шишки.
Цель. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.
Материал. Две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Воспитатель.
Белка шишку сорвала -
А орешки не нашла. Лежит шишка под сосной, Очень скучно ей одной. Возьми её и поиграй. А во что? Сам угадай! Потрогайте шишку. Какая она, с какого дерева? (Ответы детей). Воспитатель. Почему шишка стала такой? Дети. Созрела - чешуйки раскрылись, и семена вылетели. Воспитатель. Хотите увидеть, какая она была раньше? Дети. Да!
Первый этап. Дети рассматривают шишку, нюхают её, катают между ладоней, пробуют согнуть чешуйки. Почему они не сгибаются? Они высохли и стали твёрдыми.
Второй этап. Опустить шишку в тёплую воду. Что происходит? Она плавает на поверхности, потому что лёгкая. Оставить шишку в воде на сутки. Третий этап ( проводится на следующий день). Дети смотрят на шишку. Она изменила форму. Почему? Пропиталась водой, пластинки приняли прежний вид. А ещё она опустилась на дно. Почему? Стала тяжёлой, воды в ванночке стало меньше.
Дети рисуют шишки, сухую и влажную, сравнивают их, подводят итоги. Сухая шишка лёгкая, жёсткая - не тонет в воде; шишка, погружённая в воду,
поглощает её, становится тяжёлой и мягкой - опускается на дно; объём влажной шишки уменьшается наполовину, а вес увеличивается за счёт влаги.
Прятки.
Цель. Углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность; закреплять знания правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал. Две баночки с водой ( первая - с прозрачной, вторая - с подкрашенной), камешки, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Воспитатель. Что вы видите в баночках? (Ответы.) Какого цвета вода? (Ответы.) Хотите поиграть с камешками в прятки? Дети. Да!
Первый эксперимент. В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним. Он тяжёлый, опустился на дно. Почему камешек видно? Вода прозрачная.
Второй эксперимент. Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? Камешка не видно. Вода подкрашена, непрозрачная. Дети делают зарисовки и подводят итоги. В прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной - не видны.
Мыло - фокусник.
Цель. Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.
Материал. Ванночка, кусочек мыла (туалетного или хозяйственного), губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Воспитатель. Хотите поиграть с мылом? Дети. Да!
Первый эксперимент. Дети трогают и нюхают сухое мыло. Оно гладкое, душистое. Обследуют воду. Тёплая, прозрачная. Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? В воде появляются пузырьки воздуха. Второй эксперимент. Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? Скользким. Натирают мокрую губку мылом, погружают её в воду, отжимают. Что происходит? Вода изменяет цвет, в ней появляется пена. Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. Что происходит? В ней появляются большие пузыри.
Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в неё дуют. Что происходит? Из трубочки появляется мыльный пузырь, он лёгкий, переливается на свету. Погружают конец трубочки в воду и дуют в неё. Что появляется на поверхности воды? Много мыльных пузырей.
Дети делают зарисовки и подводят итоги. Сухое мыло гладкое; мыло, смоченное в воде, тоже гладкое, но скользкое; если намылить влажную поролоновую губку, появится пена; при попадании воздуха в мыльную воду
появятся мыльные пузыри, они лёгкие и могут летать; мыльная пена вызывает жжение - глаза надо беречь.
В какую бутылку быстрее нальётся вода?
Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, любознательность, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал. Ванночка с водой, две бутылки разного размера - с узким и широким горлышком, салфетка из ткани, песочные часы, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Воспитатель. Какую песенку поёт вода? Дети. Буль-буль-буль...
Воспитатель. Послушаем сразу две песенки. Какая их них лучше? Первый эксперимент. Дети сравнивают бутылки по величине, рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком; глядя на песочные часы, отмечают, за какое время она заполнится водой и какую песенку будет исполнять; погружают в воду бутылку с узким горлышком; отмечают, за сколько минут она заполнится водой, какую песенку будет петь.
Второй эксперимент. С помощью песочных часов определить, из какой бутылки быстрее выльется вода - из большой или маленькой? Почему? Какую песенку поют бутылки, когда вытекает вода?
Третий эксперимент. Дети погружают в воду сразу обе бутылки. Что происходит? Вода в бутылки набирается неравномерно и песенки они поют разные. Дети играют в игру «Пролезь в трубу». Проползают в широкую и узкую трубу. Из какой они появятся быстрее? Почему? Широкая труба просторнее, чем узкая. Дети делают зарисовки и подводят итоги. В бутылку с широким горлышком вода поступает быстро и издаёт громкий звук; в бутылку с узким горлышком поступает медленно и издаёт мелодичный звук; вода из бутылки с широким горлышком вытекает быстро - звука почти не слышно; из бутылки с узким горлышком вода выходит медленно и издаёт громкие звуки.
Когда льётся, когда капает.
Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.
Материал. Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакетик, губка из поролона, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Воспитатель. Давайте поиграем с водой!
Первый эксперимент. Воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? Вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки. Накапать несколько капель из пипетки. Какая вода быстрее капает: из пакетика или из пипетки? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эксперимент с водой «Как очистить воду» для детей старшего дошкольного возраста
Цель:Закрепить знания о воде, познакомить со свойством воды – прозрачностью.Познакомить детей со способами очисти воды.Расширять представления детей о значении воды в окружающем мире...
Консультативный центр "Школа для пап и мам ". Игры с водой Тема:"Дети раннего возраста и первые эксперименты с водой. "
Разработаны для ознакомления детей со свойствами воды, снега, льда...
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТА "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
МБДОУ " ДЕТСКИЙ САД № 21 " КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕНА ТЕМУ:«...
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
«Вода, кому нужна вода. Опыты и эксперименты с водой»
формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого; расширять знания об основных свойствах воды....
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...