НОД по теме:"Учитесь жалеть и беречь"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Касторенский детский сад «Сказка»
Касторенского района Курской области
Конспект
образовательной деятельности по познавательному развитию
(познаю мир)
В старшей группе
по теме: «Учитесь жалеть и беречь»
(методическое объединение педагогов МКДОУ «Касторенский д/сад «Сказка»)
18.04.2016г.
Воспитатель: Подвигина
Валентина Васильевна
п. Касторное 2016
Программные задачи: формировать у детей ответственное и бережное отношение к родной природе; пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду; учить детей отличать истинную жалость от ложной; развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение; воспитывать любовь к родной природе и желание ее охранять.
Материалы: картины из серии «Родная природа», рассказы Николая Сладкова «Жалейкин и лягушонок», «Жалейкин и дятел».
Ход занятия.
Воспитатель говорит детям, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего невозможно жить.
- А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)
- А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т.д.)
Сегодня у нас на занятии замечательная выставка фотографий «Мы – друзья природы».
- Где чувствуют себя лучше живые существа: на воле или в неволе?
- А есть ли у вас дома какие-нибудь животные или птицы? (Дети рассказывают о животных, которые живут или когда-то жили в доме, как они попали в дом и т.д.).
- Послушайте рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».
Под кочкой, в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка.
-Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин. – Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте!. Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно.
Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку; постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.
-Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то что в твоем грязном болоте!
А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.
Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел. Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей и чистой комнате.
- Вот такую историю написал Н. Сладков. Как вы думаете, почему лягушонок чуть не погиб? Какие условия создал для него Жалейкин? В каких условиях живут лягушки в своем доме – в природе? ( Воспитатель демонстрирует картину с изображением болота или пруда.)
- Да, здесь сыро, много мошек, комаров, растительности. Приволье для лягушонка! Это и есть его дом. Весной, наверное, вы все слышали «лягушачьи хоры». Лягушки настолько распространены и привычны, что трудно представить без них влажный лес, луг или пруд. А, между тем, во многих странах лягушки уже стали редкостью. Это является для людей предостережением: лягушек надо беречь! И уж во всяком случае не брать их из природного дома к себе домой как будто из жалости. На самом деле человек губит живое безобидное существо. Все, что есть в природе, должно быть сохранено, независимо от нашего отношения к тем или иным животным и растениям. Нет в природе животных полезных и вредных, важен каждый вид, у каждого свои роль и место обитания. «Где родился, там и пригодился».
Подвижная игра «Лягушки и цапля».
- Ребята, как узнать истинных друзей природы? Как правильно заботиться о «братьях наших меньших»?
- послушайте еще один рассказ Н. Садкова «Далейкин и дятел».
Пришел Жалейкин в березовую рощую. Слышит: стучит кто-то, как топором. Подкрался Жалейкин и видит: сидит на березе дятел и долбит ее изо всех сил. Только щепки летят. Жалко стало бурезу.
- Кыш, вредная птица! – закричал Жалейкин. – Носищем своим все березы попортишь!
И запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил, очищая ее от жуков, личинок и гусениц.
Расплодились жуки-короеды, древоеды, древоточцы. Стали березы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. Была живая, веселая роща, а стала – мертвой сухостной да валежник.
- Ребята, почему писатель назвал мальчика Жалейкиным? Как вы думаее, почему Жалейкин прогнал дятла? Правильно ли он сделал? Почему? О чем Жалейкин не знал? Что же произошло с деревом после того, как Жалейкин прогнал дятла? Почему на березе не стало листьев? Кто их съел? Чему удивился Жалейкин, когда пришел в лес во второй раз? Как вы думаете, расстроился ли он? Из-за чего? Жаль ли вам Жалейкина? А кого жаль? Как вы думаете, понял ли Жалейкин свою ошибку? А всегда ли вы поступаете в природе правильно?
-Таких жалостливых Жалейкиных немало. Есть они и среди вас, ребята.
- Вспомните случаи из своей жизни, когда вы «жалели» маленьких детенышей зверей и птенцов и чем все это оборачивалось для них.
- Как надо жалеть растения и животных, чтобы не повредить им?
- Итак, жалеть природных обитателей надо, но жалеть умеючи, не так, как это делал Жалейкин. Что значит правильно? (Ответы детей).
- Жалеть – значит не вредить, не губить, не разорять, не лишать животных своего дома, а помогать, подкармливать, оказывать помощь раненым, покалеченным и попавшим в беду животным. Например, жалеть так, как жалел зайцев дед Мазай, спасая зайцев от половодья.
- Послушайте отрывок из поэмы Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».
- Ребята, как вы думаете, пожалел зайцев дед Мазай?
- Похож ли дед Мазай на Жалейкина? Чем похож? А чем не похож?
- Как поступил дед Мазай с зайцами, когда им грозила вода?
- Откуда видно, что дед Мазай – добрый человек? Знаете ли вы таких людей, как дед Мазай? Хотелось бы вам быть такими? Что нужно для этого делать друзьям природы?
Воспитатель предлагает детям вспомнить случаи из личного опыта, как они помогали природе. Напоминает, что охранять родную природу надо везде,в любом месте.
Правила охраны природы:
1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не разорять птичьих гнезд.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не ломать паутинки.
11. Не разжигать костров.
12. Не разорять муравейники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Учим детей беречь свою жизнь с малых лет»
Цель: приобретение знаний и опыта, которые помогут руководить поведением человека в личной безопасности и его окружении.Подготовка к собранию: I. Выставка рисунков ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по теме "Землю надо беречь"
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по теме "Землю надо беречь"...
Календарно-тематическое планирование на неделю (вторая младшая группа) тема "Здоровье надо беречь".
Программа "Детство"....
сказка на экологическую тему "Давайте будем беречь природу"
экологическая сказка для детей старшей и подготовительной группы...
Краткосрочный проект для старшей группы. Тема: «Почему нужно беречь воду?»
Проект направлен на расширение знаний и представлений детей об окружающем мире, в том числе посредством экспериментирования (свойствами воды). ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему «Почему нужно беречь воду»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему «Почему нужно беречь воду»...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности на тему: «Как правильно беречь деньги»
Формирование основ экономической культуры обучающихся....