Конспект открытого занятия по окружающему миру "Экскурсия в лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Продолжать знакомить детей с лесом, профессиями, связанными с лесом; лесными обитателями. Воспитывать бережное отношение к лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
ГБОУ «Центр инклюзивного образования «Южный»
Конспект открытого занятия по окружающему миру
Тема: «Экскурсия в лес»
Подготовила воспитатель
старшей группы № 5
Ершова О.В.
Москва 2014 г.
Цель: продолжить знакомить детей с лесом; с профессиями, связанными с лесом; лесными обитателями.
Образовательные задачи: способствовать углублению и обогащению представлений детей о лесе: в лесу растут разные растения (деревья, кусты, травы) и живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания;
Развивающие задачи: развивать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу; воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к лесу.
Материалы: бумажные листья осенних красок, рисунки деревьев, ядовитых и полезных грибов (или макеты грибов), репродукции картины или фотографии леса, грамзапись пения птиц.
Ход занятия
- Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, воспитывать интерес и доброе отношение к лесу.
Воспитатель собирает детей около себя. Дети, загадаю я вам загадку, а вы отгадайте, чему будет посвящено наше занятие.
Встал стеною до небес
Перед нами чудо … (лес).
Звучит грамзапись пения птиц.
- Ребята, чьи это голоса? Где их можно услышать? (Ответы детей.) Воспитатель делает вид, что кто-то стучится в дверь, незаметно одевает куклу Незнайку (персонаж кукольного театра) на руку и подходит к доске.
- Дети, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он решил нарисовать лес. И хочет, чтобы мы ему помогли, а потом все вместе отправились бы на экскурсию в лес.
- Поможем Незнайке?
Воспитатель дает Незнайке в руки мел, и тот рисует лес.
- А что же такое лес? Дети, посмотрите, какой красивый получился лес. Кажется, вот-вот подует ветерок, и затрепещут осинки, закачаются лапы елей и ветви берез.
- Как называется участок леса, где растут ели? (Ельник)
- А там, где дубы? (Дубрава)
- А где растут одни березки? (Березовая роща)
2. Игровая деятельность: затруднение и осмысление.
Игра «Помоги Незнайке дорисовать картину».
Дидактические задачи: сформировать представление о вертикальном строении леса.
Воспитатель снова подходит к доске и аккуратно стирает листья и ветки с картины Незнайки. И когда Незнайка взглянул на картину, то увидел вместо зеленых елочек и берез только одни сухие стволы. Незнайка удивился.
- Почему засох мой лес? Дети, давайте подскажем Незнайке, почему засох его лес. Что он забыл нарисовать? (Дети вместе с воспитателем рассматривают фотографию или репродукцию картины с изображением леса). Дети перечисляют, что необходимо нарисовать в незнайкином лесу. Незнайка дорисовывает все необходимое для леса, чтобы он жил.
- Вот видите, дети, теперь не только мы, но и Незнайка знает, что многоэтажным бывает не только дом, но и лес. На нижних этажах – трава, грибы, ягоды. Затем идут кустарники. Следующий этаж – деревья поменьше, и самый верхний – высокие дубы и сосны.
3. Включение нового знания с систему знаний и повторение.
Дидактическая игра «Узнай дерево по листу»
Дидактические задачи: тренировать умение находить деревья по характерным внешним признакам листьев.
Воспитатель подбрасывает вверх листья деревьев, раскрашенные в осенние цвета.
Листья разноцветные
На ветру кружатся,
И на землю падают,
И ковром ложатся.
Дети ловят листья.
- Посмотрите на листья. На каких деревьях растут эти листья? А какие листья бывают по форме? На что похожи листочки каштана? Клена? Березы? Осины?
Какие красивые листья: желтые, красные, оранжевые. А почему они такие? Какие были летом? Какие весной? Что с ними будет, когда зима придет? (Ответы детей)
Физкультминутка.
- А знаете, мне кажется, что Аня очень похожа на березку, Егор на дуб, а Ксюша стройная как осинка молоденькая. Давайте представим, что мы деревья. (Дети изображают то дерево, листочек которого у них в руках.)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише –
Деревцо все выше, выше.
- А я буду ветром. Подул ветерок… (дети изображают качающиеся деревья. Тише или сильнее, в зависимости от силы ветра. В конце игры листья опадают, и ветер собирает их в кучу).
Дидактическая игра «Грибная грамота»
Дидактические задачи: сформировать представление о полезных и ядовитых грибах.
А сейчас мы возьмем корзинки и пойдем в лес за грибами. Грибы селятся на опушках, в старой хвое и листьях. Каждый гриб дружит со своим деревом. Дети находят грибы (макеты или картинки), разложенные в разных местах в группе, и при этом называют, какой это гриб и рядом с каким деревом растет. Воспитатель показывает картинки с ядовитыми грибами. Запомните, не каждый грибок кладут в кузовок! Эти грибы собирать нельзя. Они ядовиты!
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Дидактические задачи: закрепить знания об обитателях леса и их жилищах, умение правильно называть детенышей разных зверей.
Лес – большой дом. Кто в нем живет? Назови обитателей леса и их жилища. Дети встают в круг с мячом. Один ребенок называет лесного зверя и передает мяч другому ребенку, который должен назвать его жилище и т.д. (Например: у медведя – берлога, у волка – логово и т.д.) А, как назвать детенышей разных зверей? (Например: у зайчихи – зайчата, у лисицы - ?... и т. д.)
Беседа «Лесные профессии»
Дидактические задачи: познакомить детей с лесными профессиями, учить бережному отношению к лесу.
Ребята, а теперь давайте познакомим Незнайку с лесными профессиями.
Дети по картинкам, которые они рисовали дома по заданию воспитателя, рассказывают Незнайке о лесных профессиях – это рабочие, лесорубы, трактористы, крановщики, водители, лесники. Видишь, Незнайка, как много людей работает в лесу. Но самый главный – лесничий. Он руководит посадкой нового леса, назначает участки для рубки, оберегает лес от насекомых-вредителей, пожаров и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей. Лес разбит на участки. За каждый отвечает лесник.
Ребята, а вы знаете, зачем нужно беречь лес? Какую пользу лес приносит человеку? Какой вред приносит вырубка лесов? Почему исчезают многие лесные обитатели? (Выслушиваются все ответы детей.) Воспитатель рассказывает детям о «Красной книге». Приводит примеры редких лесных животных. (Зубр и другие.)
Пословицы о лесе.
А в завершении нашей прогулки по лесу давайте познакомимся с пословицами о лесе.
Растение – земли украшение.
Рощи да леса – всему свету краса.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес не школа, а всему учит.
Лес и вода – брат и сестра.
Ну а вот это правило леса вы должны обязательно знать и соблюдать:
Много леса не руби,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает:
- Что вам понравилось? Что нового узнали? Что было интересного в сегодняшней встрече с лесом. Говорит, что Незнайка очень благодарен детям за помощь, хвалит детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по окружающему миру старшая-подготовительная группа"23 февраля"
Программное содержание: уточнять и обобщать знания детей о Российской армии, воспитывать патриотические чувства, уважение к солдатам и офицерам; приучать чтить память павших бойцов. Матер...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Дикие и домашние животные» в форме КВН.
Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких и домашних животных, их пользе для человека и природы. Закрепить и обобщить знания детей о диких и домашних животных, их приспособлен...
Конспект открытого занятия по окружающему миру «Путешествие в деревню»
В ходе занятия малыши учатся узнавать овощи и фрукты в натуральном виде и на картинке, за счёт этого в активный словарь детей входят понятия «овощи», «фрукты»...
конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей логопедической группе \'\'Герб Рязани\'\'
Цели:закреплять знания детей об истории родного города; Об истории быта; Развивать память,мышление,речь...

ГБОУ СОШ № 657 Дошкольное отделение № 2 Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе № 4 На тему: « Будни и праздники »
Цель: продолжать знакомить детей с традиционными праздниками.Задачи: - показать отличие праздничных дней от будней; закрепить знания о традиционных праздниках.- воспитывать уважительное, заботли...

Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему: «И помнит мир спасённый…».
Цель: Формировать уважительное отношение к героям Великой Отечественной Войны, к прошлому нашей Родины.Задачи: Формировать знания об исторических фактах и явлениях.Образовательные:Формировать зн...
Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему "Космическое путешествие"
Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему «Космическое путешествие»Возрастная группа: вторая младшая группа «Боровички»Педагог: Ланщикова Софья Андреевна, воспитательТема: «Космическое пу...