конспект образовательной деятельности Красавица картошка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Центр «Здравствуй мир»
Тема: «Красавица картошка»
Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_starshaya_gruppa.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Могойтуйский детский сад «Колокольчик»
Конспект образовательной деятельности:
«Красавица картошка»
Старшая группа
Воспитатель: Изместьева К.С.
Центр «Здравствуй мир»
Тема: «Красавица картошка»
Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.
Задачи: Познакомить детей с историей появления картофеля на Руси. Познакомить с основными компонентами в составе картофеля. Расширять кругозор детей, о пользе картофеля для человека. Учить детей участвовать в коллективном обсуждении. Продолжать учить говорить по очереди, не перебивая говорящего.
Развивать внимание, память, речь, навыки проведения лабораторных опытов.
Развивать у детей инициативность, самостоятельность.
Деятельностная компетентность: ребёнок ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе,
Социальная компетентность: ребёнок принимает социальный роль и действует в соответствии с ней.
Коммуникативная компетентность: выражает словами свои мысли, чувства, результаты.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические, опытно-экспериментальные.
Материал:
Прозрачные, пластиковые стаканы 20 шт , тарелки-33шт, ложки-10 шт, пипетки-10 шт., поднос, пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей, вещество (йод) для добавления в крахмал, полоски белого цвета, по количеству детей, картофель - 30 шт, огурец 1, морковь1, зубочистки-3, гвоздика - для конструирования, показ слайда «Откуда к нам пришла картошка», проектор, экран, схемы для результатов опыта, сито 8 шт., блокноты.
Время минуты | Элементы методической структуры ОД | Наглядный методический материал | Содержание этапов деятельности (действия педагога, действия воспитанников) | Реализуемая детьми компетенция права |
1-2 мин | Организационный момент: | -Я рада приветствовать вас в центре природного мира! - Вчера вечером, я посадила картошку. -Для чего нам нужна картошка? (Ответы детей) - Хорошо, для чего же ещё нам нужна картошка, мы можем узнать в нашем центре. Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей) В некотором царстве, В некотором государстве, Не на Марсе и не на Луне - Жила картошечка в земле. Свойство царское имела: Накормить народ сумела. Словом, наша речь о том, Как пришёл картофель в дом! Из чего он состоит и как болезни победит. - Вы уже догадались, о каком овоще идет речь? | Право быть услышанным. Право вести диалог, выразить свою точку зрения. Право на участие в общем деле. | |
1-2 мин | Модель трех вопросов | Таблички: - Что мы знаем? - Что мы хотим узнать? - Как мы можем это узнать? | -Ребята, что мы знаем о картофеле? (ответы) Да, картофель-это овощ.Его сырым не едят, а что нужно сделать? (сварить) Растет картофель в земле.Сажаем весной, выкапываем осенью. -Что вы хотите узнать о картофеле? Мы можем узнать, откуда появился картофель, какие еще блюда можно приготовить из картофеля, и даже о том, что картошка может лечить. -Как мы это узнаем? Можем посмотреть фильм, узнать из интернета, прочитать книгу или могу я рассказать. | Право и возможность участвовать в выборе темы дня. Право свободно формулировать и предлагать тему, участвовать в совместном планировании, Определяющем деятельность для всей группы. Право и возможность проявлять избирательность в интересах. |
15-20 мин | Работа в лаборатории. | Слайды Прозрачные, пластиковые стаканы, тарелки, ложки, пипетки, поднос, пластмассовые формы для муки и крахмала, йод для добавления в крахмал, полоски белого цвета, картофель, огурец, морковь, зубочистки, сито | 1. Очень давно прибыли из дальнего плавания корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба. Прибыли они из страны, называемой Южной Америкой, и привезли самый ценный груз – картофель. В Южной Америке в то время жили племена индейцев, и их основной пищей был картофель. В честь его устраивали даже праздники. Когда картофель привозили в другие страны, то дарили как драгоценность богатым людям. Постепенно картофель перестал быть редкостью, и появился у простого народа. Однако, много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Это- хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ! -Вы любите кисель? Из каких продуктов готовят кисель? (Из крахмала, сахара,ягоды) -Как вы думаете, из чего делают крахмал? (Если скажут из картошки) А хотите сами из картошки получить крахмал?(Если нет) -Мы сможем это узнать в нашей лаборатории№1, вы теперь ученые. Но сначала повторим правила поведения в лаборатории. - аккуратно обращаться с предметами; - не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком; - быть предельно аккуратным; -ничего не пробовать на вкус. Проходите, в лабораторию №1 Нас здесь встречает знаменитый овощ: Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла. Вот она душечка-голубушка. мы можем увидеть, какие вещества входят в состав картофеля. Опытно- экспериментальная деятельность: Опыт №1 Прежде чем приступить к работе с картофелем его моют, очищают Перед вами стаканы с тертым картофелем (посмотрите на что похож тертый картофель?) на кашицу) -Почему? значит в картофеле много воды. вам нужно взять стакан с водой и добавить воду в тертый картофель (в кашицу) и размешиваем все это ложкой. Что получилось? Какого цвета вода? налили чистую, прозрачную воду, Она стала мутной, потемнела Вывод: А вы знаете почему? Потому что в картофеле содержится крахмал. Выливаем нашу жидкость через сито, и хорошо отжимаем картофель ложкой можно помогать - Оставляем жидкость на некоторое время. Потом вернемся и посмотрим что получилось? У нас в лаборатории перерыв. Сделаем физкультминутку? Отдых нам физкультминутка Занимай свои места Раз-присели,два-привстали, Руки кверху все подняли, Сели-встали,сели-встали, Ванькой-встанькой словно стали. А потом пустились всказь, Будто мой упругий мяч. Проходите в лабораторию№2. Опыт №2 Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Вы видите тарелки с крахмалом , добавьте в тарелку с крахмалом каплю йода. Для этого, берите пипетки за стекло,нажмите пипетку один раз и капните в тарелку с крахмалом. Ребята, что получилось, какого цвета стал йод, какой вывод можно сделать? Дети: Если на крахмал капнуть йод, он меняет цвет, становится темно-синим. Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в этих овощах? Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал. Что вы видите на подносе ? (Овощи. Перечислили) Эти овощи для опыта, не для еды. Можете выбрать овощи с подноса в большие одноразовые тарелки. Дети проводят опыт: капают йод на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет. Воспитатель: В каких овощах есть крахмал? (в картофеле) Как вы узнали? (капля йода на картофеле перекрасился в темно-синий цвет) Воспитатель: Теперь, как настоящие исследователи, занесите ваши результаты опыта в карточки. У вас карточки с изображением овощей, с которыми вы работали. Надо напротив овоща где вы обнаружили крахмал поставить галочку. Вывод: крахмал есть в картофеле. Результат опыта №1: Теперь вернемся к первому опыту. Осторожно слейте жидкость в пустой стакан, что осталось на дне? Потрогайте руками, как вы думаете, что это? Это-крахмал. Когда он высохнет, он будет вот таким (потрогайте) он становится сухим, похожим на муку. Какой вывод можно сделать? Вывод: в картофеле есть крахмал. Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал? Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты. Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходимы более сложные опыты. Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории№3. Опыт №3 Сравнение крахмала с мукой. Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал называют картофельной мукой? Дети: Потому, что крахмал похож на муку. Воспитатель: У вас на столе тарелки с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета. - Что можно сказать о цвете муки? берите в руки полоски и сравните муку и полоску бумаги? Дети: мука желтовата. Вывод: мука желтоватого цвета. Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала? Сравните с полоской бумаги.(Цвет одинаково белый) Дети: Крахмал белого цвета. Вывод: Крахмал белого цвета. Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку? Дети: Она мягкая. Вывод: Мука мягкая Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал? Вывод: Крахмал хрустит. Воспитатель: Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать тарелки, когда определяем запах вещества») - Что можно сказать о запахе муки? Дети: мука без запаха. Вывод: мука не имеет запаха. - Что можно сказать о запахе крахмала? Дети: крахмал без запаха. Вывод: крахмал не имеет запаха. Из крахмала еще делают клей, называется клейстер. Вы в первом опыте получили крахмал, вот из полученного крахмала после сон часа, с Оюной Балдановной приготовите клейстер и заклеите книги. -Лаборатория у нас закрывается, после обеда откроется для изготовления клея. | Право самостоятельно выбирать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий. Право самостоятельно договариваться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовывать деятельность. Право обратиться за помощью к любому члену группы. Право прекратить работу раньше, чем будет получен результат. Право переключиться на другой вид деятельности. Право выбора и осуществления деятельности, не связанной с темой общего проекта. |
2-3 мин | Общий сбор. Заслушивание докладов представителей каждой лаборатории. | Представленные письменные отчеты. | Прошу всех подойти, мы начинаем заседание ученого совета. О своем открытии расскажут ученые в лаборатории №1…… №2……… №3……… Есть другие мнения? Поздравляю вас с открытием! | Право выбора продукта для представления в качестве результата деятельности. Право самостоятельно оценивать достигнутый результат. Право оценивать успешность сотрудничества. |
2-3 мин | Итог образовательной деятельности (рефлексия) | Блокнот | Какие мы провели опыты? Какие трудности вы встретили? Получилось ли у вас то, что вы задумали? Какой совет вы можете дать тому, кто завтра захочет повторить этот опыт? что мы с вами узнали, что вы можете рассказать своим друзьям, родителям? - Картофель состоит из воды и крахмала, - В картофеле содержится крахмал. - Вы узнали о картофеле то, что хотели узнать?(да) Молодцы! Сегодня из вас получились отличные исследователи! Мы хотим подарить вам вот такие записные книжки. В них вы можете записывать результаты новых опытов. | Право определения применения полученного результата. Право определить перспективы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группе "Чувашская красавица"
В конспекте отражено приобщение старших дошкольников к национальной культуре (чувашской), закрепление знаний элементов чувашского узора и умения их изображать....
Конспект образовательной деятельности "Здравствуй, милая картошка"
Занятие по экологии,как к нам попал картофель....
Конспект образовательной деятельности. Художественно-эстетическое развитие «Лепка». Тема: «Ёлочка красавица».
Задачи: формировать у детей интерес к лепке, продолжать развивать умение раскатывать комок пластилина между ладонями прямыми движениями – шары, как большие так и маленькие, колбаску между ладоням...
конспект образовательной деятельности "Елочка-красавица"
Предлагаю конспект образовательной деятельности для детей группы ЗПР среднего дошкольного возраста "Елочка-красавица" по ручному труду. Воспитатель вместе с детьми мастерят объемную елочку и...
ОД в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Красавица картошка»
Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле....
«Белоствольная красавица» (конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: расширить знания и формировать представление у детей о березе.Задачи:Воспитывающие: воспитывать умение доброжелательно вести себя во время занятия. Воспитание у детей интереса и бережного о...
ОД в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Красавица картошка»
Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле....