творческий проект "Блокада Ленинграда"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
творческий краткосрочный проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_ko_dnyu_blokady.docx | 165.32 КБ |
risovanie_blokada.docx | 21.92 КБ |
maket_tanka.docx | 19 КБ |
list.docx | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Муринский центр образования №1» дошкольное отделение №3
Конспект беседы ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для подготовительной группы «Я помню о тех, кто защитил наш город в блокадные дни».
Подготовила:
Воспитатель подготовительной группы Дробжева О. П.
2019 год
Цель:
-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма.
Задачи:
-формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца
-обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города
-формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества
-знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики
-активизировать словарь.
Ход занятия:
Сегодня, ребята, мы с вами вспомним очень важный в истории нашего города день. А связан он с Великой Отечественной войной. Вы знаете, как называется наш город? (Санкт-Петербург). Правильно. А как он раньше назывался? (Ленинград). Молодцы. Мы с вами сегодня вспомним, что пришлось пережить жителям нашего города в те далекие военные годы и как они сумели отстоять его для нас с вами.
Опять война,
Опять блокада, -
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
"Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
27 января каждый год ленинградцы, а теперь петербуржцы, отмечают День полного освобождения города от фашистской блокады. Что значит блокада? Правильно, это когда со всех сторон стоит окружение и в город никак не попасть. Именно так решили действовать фашисты, чтобы уничтожить наш город.
В июле – сентябре 1941 года немецко - фашистские войска, преодолев упорное сопротивление советских войск, вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от страны. 900 дней Ленинград находился во вражеском кольце. А ведь ещё в мае ничего не предвещало беды.
В Ленинграде белые ночи,
Июнь сорок первого года.
Выдалось жаркое лето
К утру отдыхает природа.
Спит Летний сад,
Свет зари над Невой,
Розы, фиалки цветут.
И кто мог подумать,
Что бомбы, обстрелы
Вмиг тишину оборвут.
Напали фашисты на нашу страну
Шли танки, летели снаряды.
Отцы, деды, братья ушли на войну
Сражаться с фашистской армадой..
Сколько испытаний принесла блокада жителям города! Уничтожены все продовольственные Бадаевские склады, город изолирован от Большой земли. Не стало воды, дров, света. Остановился транспорт. Нормы хлеба уменьшались с каждым днём. Паёк дошёл до 125 граммов хлеба
Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России
И в плен ленинградцев забрать. Началась незабываемая зима 1941 – 1942 года. Мороз был очень сильный (-41, отопления в домах не было, водопровод не работал. Людям приходилось стоять в очереди за водой или ходить с ведрами на Неву. Электричество в городе отключили и весь городской транспорт остановился.
Звенел мороз. Дома, как люди, зябли.
Свет не горел. Пошли лучины в ход.
И, отзвенев скупой последней каплей,
Отбормотав, застыл водопровод.
С утра хозяйки за водой студёной
К Неве, тропинки протоптав, брели.
Гремели вёдра, чайники, бидоны,
Везли на санках и в руках несли.
Начался голод!
Просто выжить - было подвигом!
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город остался!
Никуда не исчез!
Ленинградцы, несмотря на все трудности, не теряли надежду и веру в победу. В каждом доме и на улицах города были установлены радиоприемники. По ним передавали все новости с фронта, сообщали как советские войска шаг за шагом уничтожают врага и продвигаются к победе.
В каждом доме день и ночь
Радио звучало.
Оно для ленинградцев
Связью с миром стало.
А также по радио в минуты тишины звучал метроном. Он был своего рода сердцем города, пока оно стучит – значит город жив.
Включить метроном, на его фоне:
Стучит метроном, как сердца ленинградцев,
Всех тех, кто в блокадном аду выживал.
Бороться, дышать, судьбе не сдаваться,
Час испытаний суровый настал.
Блокада не смогла остановить творческую жизнь города. В труднейших условиях проходили концерты, спектакли, художники выпускали плакаты, операторы снимали кинохроники. Под грохот бомбовых разрывов и артиллерийской канонады писали свои стихи поэты, писатели – рассказы о войне, композиторы – свою музыку.
Блокадный город. Голод. Вой пурги.
Но в Ленинграде музы не молчали.
И ленинградцы слушали стихи,
В замёрзших залах музыка звучала.
Ленинградский композитор Дмитрий Шостакович написал свою седьмую симфонию, которую так и назвал «Ленинградская». В ней он отразил весь ужас войны и стойкость ленинградцев. Эта симфония является музыкальным памятником блокадного Ленинграда.
Смерти назло и блокаде
Музыка не молчит.
За пультом стоит Шостакович.
Симфония в зале звучит.
Была у Ленинграда одна бесценная дорога и проходила она по Ладожскому озеру. Кто знает название этой дороги? Правильно, она называется «Дорога жизни».
«Ладога!». Это слово вселяло надежду и уверенность в сердца тех, кто защищал город. Именно через Ладожское озеро приходили в город машины с мукой для хлеба и другими продуктами. Из блокадного города по этой дороге увозили раненных и детей, именно эта дорога вселяла людям надежду и дарила жизнь. Поэтому ее так и назвали «Дорога жизни». Очень трудным был путь через Ладогу: с воздуха постоянно ее бомбили немецкие самолеты, а зимой под тяжелыми машинами с хлебом и людьми проваливался лед.
Подвиг лётчиков, моряков, водителей машин, всех, кто обслуживал и охранял «Дорогу жизни» бессмертен.
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Всем, особенно детям, война принесла много горя. Страдая от голода и холода жители – взрослые и дети – не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город. Не было таких событий в блокадном городе, в которых не участвовали юные ленинградцы. Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Чтобы ребята могли работать за станками, для них делали деревянные подставки. Сколько будет длиться рабочий день – никто не считал. Дети вместе с взрослыми тушили пожары, уничтожили десятки тысяч зажигательных бомб. Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.
Они учились, сражались, трудились: 15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Труден и долог был путь к победе, но эти дни настали.
Утром 18 января 1943 года была прорвана блокада, и Ленинград соединился со всей страной. Блокада была прорвана, но ещё целый год фашисты не уходили от города. И только 27 января 1944 года вся страна поздравляла город Ленинград со снятием фашисткой блокады.
Спасибо тем, кто город отстоял,
Кто выжил в страшную блокаду,
Кто восстанавливал, из пепла возрождал.
Спасибо вам, герои Ленинграда!
Клин белых журавлей по небу проплывает,
В печальном сумраке их голоса слышны.
Глядим им вслед и молча вспоминаем
Всех тех, кто не пришёл с войны.
Вечером 27 января 1944 года небо ярко освещал праздничный салют, и никто не боялся, что на этот свет прилетят фашистские самолёты.
Салют Победы
За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут,
А Ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол – Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут…
У нас в районе есть мемориал, который хранит память о тех страшных днях. Кто знает, где он находится и как называется? Молодцы. На Пискаревском кладбище горит вечный огонь в память о погибших героях, и возвышается фигура Матери – Родины, как защитницы города. А кто из вас был на Пискарёвском Кладбище? Молодцы. А тот, кто еще не был, обязательно должен сходить с родителями и возложить цветы в память о всех жителях города, погибших в дни жестокой блокады.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Муринский центр образования №1» дошкольное отделение №3
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе на тему «Наш город в блокаде».
Подготовила:
Воспитатель подготовительной группы Дробжева О. П.
2019 год
Цели и задачи: - обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;
- формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца;
- воспитывать любовь к родному городу;
- развивать устную речь;
- закреплять навыки рисования, создавать постройки из строителя.
Предварительная работа: - чтение художественных произведений по теме;
- чтение и разучивание стихов о блокадном городе;
- просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих возрасту;
- рассматривание картин о войне
Ход работы:
- Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечал наш город 27 января, в это воскресенье. Это очень памятная дата для нашего города.
-А кто мне скажет, как назывался наш город во время войны?
-Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.
-Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.
- Ребята, давайте посмотрим как выглядит наш город на карте.
(границы города, улицы, дома) - А давайте построим наш город?
До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Но пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.
Наступила холодная зима…Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900…это почти 2,5года. Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.
- Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
1. В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
2. Кружился снег, а город наш бомбили
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!
- Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал. А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома
(звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца,
Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
- Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.
3. Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
4. Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
- Ленинград был отрезан от большой земли. В городе оставались
В основном женщины, старики и дети. Все кто мог держать оружие ушли на фронт. На заводах работали даже дети- школьники.
В то тяжелое время продолжали учиться дети, работали филармонии, проходили концерты. И это тоже был подвиг, так давали фашистам понять, что город живет.
- В осажденном городе впервые исполнили «великую седьмую симфонию» Дмитрия Шостаковича. (звучит симфония) Её ещё называют Ленинградскую, её композитор сочинял в блокадном городе, как ответ немецкому нашествию. Эта симфония стала символом победы в Великой Отечественной войне.
В январе 1943 года наши войска перешли в наступление, а 27 января 1944 года город был освобожден от блокады.
- Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.
На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
5. На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
6. Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.
- Ребята, а мы с вами зажжём свои маленькие огоньки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев.
(дети рисуют вечный огонь).
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Муринский центр образования №1» дошкольное отделение №3
Конспект занятия по изготовлению макета танка для подготовительной группы
Подготовила:
Воспитатель подготовительной группы Дробжева О. П.
2019 год
-Цель: Изготовление танка из подручного материала
-Задачи:
Образовательная:
- развитие представлений об этапах создания изделий из подручного материала с соблюдением правил техники безопасности;
Развивающая:
- развитие мышления (наглядно – образное, наглядно – действенное);
- развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
- развитие внимания, памяти, логического мышления, умения обосновывать свои действия, делать выводы, обеспечивать самоконтроль; совершенствовать умения и приёмы учебной работы (планировать, организовывать учебную деятельность, воспринимать и перерабатывать информацию – выделять главное).
Воспитательная:
-воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину;
-способствовать формированию личности, способной к творческой деятельности;
-способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе;
-воспитание интереса к предмету, собранности, чувства ответственности за товарища.
- для учащихся: ножницы, цветная бумага, карандаш, клей, линейка, спички.
Ход занятия
Ребята. Совсем скоро вся наша страна будет отмечать великий праздник. Какой же праздник ждет нас впереди и когда это произойдёт? (ответы детей). Правильно, день снятия блокады Ленинграда
Молодцы, ребята. Постоянно по телевизору демонстрируются художественные и документальные фильмы о войне, о войне много написано в художественной литературе, о войне вы слышали от своих родителей, дедушек, прадедушек…
Ребята. Кто скажет, от кого или от чего зависел исход боя или сражения на войне? (дети отвечают) (от правильных стратегий и тактики командиров, от героизма воинов, от качества и количества оружия, которое есть у них в наличии: самолёты, танки, корабли и т.д.). Молодцы.
Какую же роль играет танк во время боя? (дети отвечают). (У танка есть броня, есть пушка, проходимость большая, отличная манёвренность: быстро может передвигаться с места на место…). А кто скажет, какие танки были в вооружении нашей армии? (дети отвечают).
Сегодня мы попробуем изготовить макет танка Т-34.
Для того, чтобы изготовить какое – либо изделие необходимо выполнить ряд действий, то есть, пройти ряд этапов. Надо заранее продумать, из каких материалов будет состоять изделие, какие инструменты нужны для этого, на каком оборудовании и рабочем месте, возможно, изготовить изделие. А также правильно передать его формы, размеры и цвет.
Ребята.
Нужно взять два спичечных коробка и соединить их между собой клеем пва. Третий коробок нужно обклеить цветной бумагой по образцу. Склеенные между собой коробки нужно обклеить цветной бумагой, затем соединить клеем эти коробки между собой. Вырезать из гофрированной бумаги гусеницу и приклеить к нижней части танка. Сделать из большой спички дуло и нарисовать звезду.
Ребята! Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать во время работы с ножницами и клеем? (дети отвечают)
-При резании бумаги не направлять ножницы на себя или товарища;
-Не делать резких движений во время работы с ножницами;
-При работе клей не подносить его ко рту и глазам.
-При окончании работы тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.
Самостоятельная работа:
- Что нового вы узнали сегодня?
- Чему вы научились?
- Где вам пригодятся знания и умения, полученные ?
- Понравился ли вам занятие?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что удалось и чего не удалось сделать на занятии?
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Муринский центр образования №1» дошкольное отделение №3
Творческий проект для подготовительной группы
«День снятия блокады Ленинграда»
Автор:
Дробжева О. П.
воспитатель подготовительной группы
2019 год
Тип проекта: групповой (дети и родители), продолжительность – краткосрочный (1 неделя).
Руководитель проекта : воспитатель подготовительной группы – Дробжева О.П.
Область – познание (формирование целостной картины мира)
Актуальность проблемы : создание условий для формирования чувства уважения и любви к героям – ветеранам защитникам Ленинграда в годы войны.
Цель: приобщение детей к общечеловеческим и культурным ценностям российского народа.
Задачи: воспитывать уважение к ветеранам – защитникам города в дни блокады, чувство патриотизма и гордости.
Содержание проекта:
1 день – беседа на тему «Я помню о тех, кто защитил наш город в блокадные дни».
2 день – рисование на тему «Наш город в блокаде».
3 день – изготовление поделок «Танк», чтение литературы для детей по теме
4 день – просмотр мультфильма «Воробышек», рассматривание иллюстраций художников о ВОВ.
5 день – презентация по теме «900 дней и ночей Ленинграда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект творческого мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
Конспект творческого мероприятия, посвященного Дню снятия блокады ЛенинградаТема музыкально-патриотического мероприятия рассчитана на старший и подготовительный возраст Цель:-расширить представле...
Конспект творческого мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
Целью данной работы является: -расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма. За...
Выставка творческих работ, посвящённых 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда – 27 января 2019 г.
Работы выполнялись воспитанниками младшей группы «Солнышки» ГБДОУ д/с №1 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга с помощью родителей и педагогов....
Конспект творческого мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда «Подвиг города»
Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; формировать чувство патриотизма....
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...
Творческий проект "Блокадный Ленинград" в подготовительной группе
Цель проекта: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны у детей подготовительной группы....
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига»
Познавательно-творческий проект«Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 летпосредством де...