«Мир природы и ребёнок»
статья по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Луцик Н.Н.
Консультация «Мир природы и ребёнок»
Удивительный мир природы…
Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься …
Прививать любовь к природе надо с самого раннего детства.
Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут безумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить ребёнка беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас?
Воспитание правильного отношения к природе может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остаётся сыном природы. Мир окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»
Все дети от природы любознательны. У них очень много вопросов к нам, взрослым. Чтобы лучше понять всё живое и неживое вокруг нас, надо нам – родителям, чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке. И не просто бывать на природе, а увидеть красоту во всём и замечать все интересное, причем в любое время года. Ведь есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы. Взрослые должны сами задуматься и ответить себе на вопрос «почему?». Почему распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, в то время, когда на других деревьях вообще нет листьев. От нас, взрослых, будет зависеть, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь.
Чем больше ребёнок увидел и услышал доступный рассказ, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми.
А умение излагать свои мысли, помогает детям лучше учиться в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно.
В процессе систематических, целенаправленных наблюдений ребёнок учится думать и сам делать умозаключение. Мы живём в непростое время. У многих взрослых на первом плане стоит задача найти средства к существованию. Однако, несмотря ни на что, мы должны уделять внимание нашим детям, чаще разговаривать с ними, вместе наблюдать, приобщать ребёнка к природе, развивать у него бережное отношение ко всему живому. Прежде всего, надо сталкивать ребёнка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом, кустом, божьей коровкой или синичкой.
Надо всегда напоминать детям, что много видит и слышит тот, кто идёт не спеша, ступает не слышно, тогда он многое увидит: как шелестят листья, как паук спускается за своей жертвой по паутинке, а вот роса на траве – на что она похожа, а как она блестит на солнышке, как заботятся птицы о своих птенцах, а вот ежиха бежит со своими ежатами.
Поиграйте с детьми в игру «Лесные запахи». Предложите сначала детям вдохнуть запах земляники, мха, мяты, а потом узнать с закрытыми глазами, каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи, приметы и пословицы о временах года, о явлениях в природе. Конечно, мы понимаем, что все очень заняты, что порой не хватает времени на ребёнка. Однако, идя с ребёнком домой, в детский сад, в магазин поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как это определили, в какую одежду одеты люди, с чем это связано. В холодное время года подкормите птиц, понаблюдайте за их поведением и повадками. Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать глаза ребёнка. Учить замечать и восхищаться любым изменениям в природе, любить любое время года. Правильно делают те родители, которые сами обращают внимание детей на природу. Например, говоря: «Смотри, какой красивый закат!», «Как тебе кажется, на что похоже это облачко?», «Как красиво осенью в лесу, давай пройдём по осеннему ковру и послушаем, как шелестят листья под ногами! »
Когда мы говорим: «Не рви! », «Не топчи, не ломай, не трогай! » необходимо объяснить, почему «Не рви! ».
Чтобы дети в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них. Постоянно нужно включать разнообразные трудовые действия в природе.
Привлекая детей к тесному общению с природой, мы способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля – общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добры, чтобы всему живому было хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экологического кружка "Мир природы и ребёнок"
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного в...
Консультации для родителей природа и ребёнок
Воспитание в стиле эко или знакомим ребёнка с миром природы...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (ПРИРОДА И РЕБЁНОК) ТЕМА: «КТО ГДЕ ЖИВЁТ»
ЦЕЛЬ:Формировать представления о взаимосвязях в природе, о приспособленности животных к разным местообитаниям. ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ:Картинки с изображением разных животных и их домов...
О важности общения с природой для ребёнка
рекомендации для родителей и педагогов...
Консультация для родителей "Природа-семья, ребёнок"
Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства. А настоящая забота о ней возникает лишь...
Консультация для родителей по экологии на тему: "Природа - семья, ребёнок".
Консультация для родителей по экологии на тему: "Природа - семья, ребёнок"....
Консультация для родителей на тему «Прогулки на природе с ребёнком»
В консультации размещён материал для родителей по теме....