Проект "Мы и деревья"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект по экологическому воспитанию
Тема : «Мы и деревья»
Автор: воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
«Детский сад №16 «Родничок» Лазаренко О.Е
Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный.
Участники: воспитатели, дети старшей группы (возраст 5-6 лет), родители воспитанников.
Продолжительность: краткосрочный (11.09.17-22.09.17).
Цель Обобщить и расширить знания дошкольников об осенних изменениях в природе.
Задачи:
• Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
• Сформировать знания об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
• Научить как правильно собрать листья и подготовить их для изготовления гербария.
• Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
• Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
• Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
• Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Актуальность.
В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей
Предполагаемый результат:
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Ожидаемый результат:
• Повысится уровень экологической грамотности детей;
• Расширятся знания детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
• Будут формироваться умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
• Будет собран материал из осенних листьев и цветов для создания гербария.
Подготовительный этап.
Подборка материала, оборудования, художественной литературы, иллюстрации. Организация и проведение игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Знакомятво с литературой, участие в играх, наблюдениях. Чтение стихов, загадок. Помощь родителей педагогам в подборе необходимого материала, пополнение развивающей среды.
Практическая деятельность.
Проведение совместной работы с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет). Сочетание деятельности с рисованием, аппликацией, играми, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Пополнение развивающей среды,
Заключительный этап. Проводение анализа и обобщение результатов работы. Закрепление знаний детей. Составление и изготовление гербария из листьев..
Игровая деятельность:
1. Дидактическая игра «Сравни»
Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как ... (Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как ... (Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как ... (Красивая девушка, красавица, царевна)
Воспитатель. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинка)
Калину издавна считают символом нашего родного края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных скатертях.
2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Цель: учить находить дерево по описанию.
Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)
3. Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого.
У какого растения есть ствол? (У дерева)
Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)
Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)
Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)
4. Дидактическая игра «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
6. Дидактическая игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
7. Дидактическая игра «Что лишнее».
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
Подвижные игры на участке:
«Найди свое дерево». Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.
«Найди такой же лист». Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.
«Лесные пятнашки». Цель: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.
«От дерева до дерева». Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?
Наблюдения и исследовательская деятельность.
1.Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование дерева.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
Художественно-продуктивная деятельность.
Выставка:
«Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».
Чтение художественной литературы:
1. «Зеленая страна» Е. Серова.
Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
2. «Мудрость дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
3. «Жизнь дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
4. «Липкины дары» А. Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
Организованная деятельность:
Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?».
Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?
Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?».
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.
Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».
Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.
Беседа «Красота природы бесценна».
Цель:дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую». (смотрим приложение)
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».
Составление гербария деревьев участка.
Консультация на тему «Природа как воспитатель». (смотрим приложение)
Участие родителей в акции «Посади дерево».
Изготовление совместных поделок с детьми:
Украшение уголка природы красивыми растениями.
Изготовление оригами – «Ёлочка».
Мозаика – «Дерево».
Пословицы, поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях:
Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Листопадничек».
Заучивание: И. Бунин «Листопад».
Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе», «Осенний пейзаж».
Лепка «Листик».
Аппликация «Осенний ковёр».
Слушание: П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года», заучивание песен о деревьях.
Экскурсия по участку детского сада.
Рассматривание семян различных деревьев.
Экологические наблюдения.
Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за растениями можно выделить интересные сведения об их названиях, классификации (дерево, кустарник), о внешним виде, назначении, условии их роста; дерева, как места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение детей к практической деятельности.
Экологические экскурсии.
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Уроки мышления.
Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют свой цвет? », «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ». Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это формирует у детей чувство природы.
Коллекционирование.
Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки доброты.
Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной. Проводятся как индивидуально, так и группой детей.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.
Формы работы с родителями.
Полученный результат:
В ходе работы над экологическим проектом «Деревья вокруг нас»:
• у детей возрос интерес к природе ;
• закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках ;
• появилось желание больше узнать о деревьях ;
• сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
• возросла умственная и речевая активность;
• дети научились самостоятельно делать выводы;
• сформировался эстетический вкус;
• знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности ;
• родители принимали активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев;
• в организации выставки поделок из природного материала;
Анкетирование: На основе данного проекта возможна разработка других экологических проектов, таких как: «От семечки - к дереву», «Обитатели садов и лесов».
Приложение.
Консультация «Природа как воспитатель».
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми
глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.
Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.
Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.
Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим ( не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.
«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами».
Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».
Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».
ПРИНЯТО на Педагогическом совете «___» _________2017г. Протокол № ___ председатель Педагогического совета _____________ Волошанская Н.Г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ№ 16 _____________ Кокорина С.А. «___»_____________2017г. |
Паспорт
старшей группы (5 - 6 лет)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
«Детский сад №16 «Родничок»
по организации развивающей предметно-пространственной среды
В соответствии с ФГОС ДО и Основной образовательной программой МБДОУ развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) старшей группы МБДОУ № 16 (далее Группа) создана для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
При организации развивающей предметно-пространственной среды Группы ДОУ учитывались нормативные требования следующих документов:
- Закона 273-ФЗ «Об образовании РФ»;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155);
- «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций». СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013г № 26.);
- Постановления Главного государственного санитарного врачаРФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
Деятельность по организации РППС Группы регламентируется документами:
- Уставом образовательного учреждения (протокол № 1 от 05.05.2014г.);
- Основной образовательной программой ДОУ.
Содержание предметно-пространственной среды Группы организовано в соответствии с требованиями: трансформируемость, полифункциональность, доступность, безопасность, насыщенность, вариативность.
Содержание РППС включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому развитию, художественно-эстетическому.
ЦЕНТРЫ | Перечень оборудования для обеспечения образовательной программы | Количество |
Уголок дежурств | Фартуки (для столовой) | 2 |
Фартуки (для дежурств) | 2 | |
Колпак | 2 | |
Бейджи | 6 | |
Фотографии детей | 14 | |
Музыкальный центр | Шумовые инструменты | 2 |
Барабаны | 1 | |
Бубен большой и маленький | 2 | |
Духовые инструменты | 5 | |
Струнный инструмент( большая и маленькая гитары) | 2 | |
Металлофон деревянный | 1 | |
Бирюльки | 1 | |
Плоскостные муз инструменты | 3 | |
Клавишные инструменты | 3 | |
Губная гармошка | 2 | |
Музыкальный молоточек | 1 | |
Неваляшки | 2 | |
Фонотека сказок, музыки, песен флешь карта с песнями и сказками | 12 | |
Музыкальные дидактические игры | 2 | |
Музыкальный центр | 1 | |
Книги о музыке | 2 | |
Портреты композиторов | 7 | |
Колокольчики и свистульки | 5 | |
Центр изобразительного искусства | Репродукции произведений живописи | 1 папка |
Изделия народных мастеров: | ||
«Хохлома» | 1 | |
«Семеновская игрушка» | 1 | |
«Гжель» | 2 | |
Искусство жостовских мастеров | 1 | |
Город в произведениях художников (открытки) | 1 | |
Н.А.Некрасов в иллюстрациях (открытки) | 1 | |
«Государственный русский музей» (открытки) | 1 | |
Трафареты по тематическим темам | 20 | |
Материал для продуктивной деятельности: | ||
Альбом – трафарет с наклейками для девочек « Модельное агентство» | 1 | |
Альбом –трафарет с наклейками для мальчиков «Умные гонки» | 1 | |
Доски для рисования | 3 | |
Фломастеры | 5 уп. | |
Мелки цветные, белые | 3+ 2 | |
Краски, гуашь | 15+ 3 | |
Цветная бархатная бумага | 1 | |
Фольга для творчества | 1 | |
Расписные глиняные поделки | 5 | |
Рисунки на полотне (дети) | 3 | |
Центр безопасности | Картотека игр по пожарной безопасности | 20 |
Мелкие машинки и игрушки | 15 | |
Настольно –печатные игры: | ||
«Крутые гонки» | 1 | |
«Дорожные знаки» | 2 | |
«Осторожно дорога» | 1 | |
« Как избежать неприятности» | 1 | |
«Дома, на воде, на природе» | 1 | |
« Внимание дорога» | 1 | |
«Транспортные состязания» (парные картинки) | 1 | |
Альбом «транспорт» | 2 | |
Альбом по безопасности | 1 | |
Плакаты по безопасности | 2 | |
Картотека игр «Здоровье и безопасность» | 1 | |
Патриотический центр | 2 | |
3 | ||
2 | ||
2 | ||
«Древо семьи» | 1 | |
«Моя семья – мои друзья» | 1 | |
«Папа мама я –дружная семья» | 1 | |
Методические пособия: | ||
«Наша Родина –Россия» | 1 | |
Папки – национальные костюмы: | ||
«Народов России» | 1 | |
«Ближнее зарубежье» | 1 | |
«Дальнее зарубежье» | 1 | |
Куклы в национальных костюмах | 3 | |
Логопедический уголок | «Волшебная резиночка» | 1 |
«Оденем куклу» (шнуровка) | 1 | |
«Поможем Львенку» | 1 | |
«Игры в кармашках» | 1 | |
«Умные пальчики» | 1 | |
«Логопедическое лото» | 3 | |
Тренажеры для развития мелкой моторики | 3 | |
«Лего» (мелкое) | 5 | |
Лото «Подбери и назови» | 1 | |
Лото «Назови правильно Л» | 1 | |
Пальчиковый тренажер «Подготовка к школе» | 1 | |
Пальчиковый тренажер «Золушка» | 1 | |
Центр речевого развития | Портреты писателей, поэтов (Чуковский К.И., Михалков С., Носов Н., Пушкин А.С., Некрасов) | 5 |
Набор карточек с изображением предмета и названием | 1 | |
Настольно-печатные игры: | ||
«Конек-Горбунок» | 1 | |
«Красная шапочка» | 1 | |
«Сказка о попе и его работнике Балде» | 1 | |
«Что сначала, что потом» | 2 | |
«Антонимы» | 1 | |
«Разноцветные шары» | 1 | |
«Сложи картинку» | 3 | |
«Составь имя» | 1 | |
«Кто сегодня именинник» | 1 | |
«Зверюшкины дорожки» | 1 | |
«Азбука-тренажер» | 1 | |
«Скоро в школу» | 1 | |
«Учимся читать» | 1 | |
Пазлы-алфавит «Что, где растет» | 1 | |
«Составь слово» | 1 | |
«Смотри, играй, запоминай» | 1 | |
«Друзья-буквы»(парные картинки ) | 1 | |
Домино «Читаем по слогам», «Зверята» | 1 | |
Мозаика «Я читаю» | 1 | |
«Определения» | 1 | |
«Сказки» | 1 | |
«Сложи слово» | 1 | |
«Мои первые слова» | 1 | |
«Читаем по слогам» | 1 | |
Азбука, Букварь | 3+ 3 | |
Энциклопедия дошкольника | 1 | |
К.Чуковский: «Муха-Цокотуха» | 1 | |
«Телефон» | 1 | |
«Путаница» | 1 | |
Сборник картинок «Мойдодыр» и др. сказки | 1 | |
Н.Носов: «Затейники» | 1 | |
Русские народные сказки (сборник) | 4 | |
Русские народные сказки | 4 | |
В.Драгунский «Друг детства» | 1 | |
«Учебник для малышей» В.Степанов | 1 | |
Сказки. Братья Гримм | 1 | |
В.Бианке «Сказки малышам» | 1 | |
«Горшок каши» | 1 | |
В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо» | 1 | |
Г.Х.Андерсен «Снежная королева» | 1 | |
«Красная шапочка» | 1 | |
Рассказы о животных (сборник) | 1 | |
С.Маршак (Сборник стихов и сказок) | 1 | |
С.Михалков | 1 | |
Книжки-раскладушки | 2 | |
Мини-книжки | 5 | |
Б.Житков | 1 | |
Д.Мамин- Сибиряк | 1 | |
А . Барто (сборник стихов) | 1 | |
К.Ушинский | 1 | |
В.Катаев | 1 | |
К.Паустовский | 1 | |
Е.Карганова | 1 | |
Сборник «Почитай-ка» | 1 | |
В.Одоевский | 1 | |
С.Романовский | 1 | |
А.Лопатина | 1 | |
М.Скребцова | 1 | |
Касса букв и слогов | 5 | |
Тематический демонстрационный материал | 30 | |
Детская художественная литература различной тематики | 30 | |
Кубики | 4 | |
Уголок познавательного развития | Дидактические игры: | |
« Школа этикета» | 1 | |
«Что хорошо, что плохо» | 1 | |
«Найди меня» | 1 | |
«Играем в профессии» | 1 | |
«Магазин овощи и фрукты» | 1 | |
Игры развивающие: | ||
«Истории в картинках» | 1 | |
«Развиваем внимание» | 1 | |
«Кто в тереме живет?» | 1 | |
«У кого какой хвост?» | 1 | |
«Времена года» | 2 | |
«Кто? Где? Живет» | 1 | |
«Кто есть кто?» | 1 | |
«Найди половинку» | 1 | |
«Моя квартира» | 1 | |
«Соседи» | 1 | |
«Умные игры» 3 | 3 | |
Настольно печатные игры: | ||
«Фантазеры» | 1 | |
«Гномики в огороде» | 1 | |
Кубики | 5 кор. | |
Пазлы | 15 | |
Игрушки животные | ||
«Домашние животные» | 1 | |
«Дикие животные» | 1 | |
«Животные жарких стран» | 1 | |
Большая книга логических игр | 1 | |
Энциклопедия «Планета земля» | 5 | |
Весь мир в одной книге | 1 | |
Энциклопедия дошкольника | 1 | |
Моя самая первая энциклопедия | 1 | |
Центр театрализованной деятельности | ||
Фланелеграф большой | 1 | |
Фланелеграфы маленький | 10 | |
Театр ложек | 10 | |
Пальчиковый театр | 4 | |
Кукольный театр | 10 | |
Теневой театр | 5 | |
Теневой театр на Фланелеграф | 6 | |
Настольный театр | 2 | |
Деревянный театр | 2 | |
Костюмы: | ||
«Снеговика» | 1 | |
«Гномика» | 1 | |
«Медведя» | 1 | |
«Волка» | 1 | |
Лисы» | 1 | |
«Собаки» | 1 | |
«Петуха» | 1 | |
«Заяц» | 1 | |
«Восточный костюм» | 1 | |
«Бабочки» | 1 | |
Атрибуты: | ||
Шляпа «клоуна» | 1 | |
Шляпа « именинника» | 1 | |
Маски | 10 | |
Говорящие игрушки | 4 | |
Резиновые игрушки для игр в театр | 20 | |
Подставки под театрализованных кукол | 2 | |
Центр с/ролевых игр | С/ролевые игры: | |
«Почта» | 1 | |
«Повар» | 1 | |
Игры для девочек: | ||
Магнитная игра «Маленькая фея» | 1 | |
Набор «Барби» (с одеждой) | 1 | |
Куклы (мелкие, средние, большие) | 15 | |
Уголок «Ряженья» | 1 | |
Набор мебели «Барби-дом» | 1 | |
Набор посуды | 3 | |
Игры для мальчиков: | ||
Набор спецмашин | 4 | |
Руль | 3 | |
Автобус | 1 | |
Бетономешалка | 1 | |
С/р игра «Машина» | 1 | |
Робот | 1 | |
Рыцари (набор) | 1 | |
Военная техника (набор) | 1 | |
Снайперы (набор) | 1 | |
Лего для мальчиков (набор мелкий, средний, крупный) | 15 | |
Дорожный конструктор (набор) | 1 | |
Черепашки «Ниндзя»(набор) | 1 | |
Киндер-сюрприз | 50 | |
Центр природы | ||
Оборудование для труда: | ||
Фартуки | 3 | |
Палочки для рыхления | 10 | |
Тряпочки, клеенки | 10 | |
лейки | 10 | |
Комнатные растения (по возрасту) | 20 | |
Паспорт растений | 1 | |
Гербарий (полевые цветы и травы, деревья, садовые цветы) | 3 | |
Атлас | 1 | |
Физическая карта мира | 1 | |
Картотека дидактических игр по экологии | 1 | |
Демонстрационный материал: | ||
«Уроки экологии» | 1 | |
«Комнатные растения» | 1 | |
«Растительный мир деревья и листья» | 1 | |
«Растительный мир комнатных растений» | 1 | |
Лесные ягоды | 1 | |
«Родная природа» | 1 | |
«Времена года2 | 1 | |
Литература: | ||
«Атлас природы России» | 1 | |
«Подводный мир» | 1 | |
Самая первая энциклопедия: | 1 | |
«Хищники» | 1 | |
«Животные России» | 1 | |
«Планета Земля» | 1 | |
«Животные Африки» | 1 | |
«Птицы» | 1 | |
«1000 чудес природы» | 1 | |
Энциклопедия экологии для детей «Мир вокруг тебя» | 1 | |
Энц. «Живой мир» | 1 | |
«Зоология в картинках» | 1 | |
Плакат «Деревья» | 1 | |
«Времена года» энциклопедия для детей | 1 | |
Картина-коллаж «Осень» | 1 | |
Альбомы «Времена года» | 4 | |
Кукла из природного материала | 1 | |
Центр экспериментирования | Картотека игр-экспериментов | 1 |
Набор природного материала: | ||
Коллекции (наборы): | ||
Крышечки | 1 | |
Нитки | 1 | |
Ткани | 1 | |
Различные палочки | 15 | |
Косточки | 1 | |
Скорлупа | 1 | |
Весы с гирьками и грузами | 1 | |
Секундомер | 1 | |
Фонарик | 1 | |
Микроскоп с набором стекол | 1 | |
Колбы | 4 | |
Индикатор | 1 | |
Полоски | 20 | |
Набор мерных баночек с крышкой | 4 | |
Набор пробирок | 1 | |
Спринцовка (крупная, мелкая) | 2 | |
Часы: | ||
Наручные | 2 | |
Настольные | 2 | |
Центр ФМП | Логические блоки Дьенеша | 6 |
Палочки «Кьюизенера» | 6 | |
Игры на составление логических цепочек: | ||
«Логическая цепочка» | 1 | |
«Цвета и формы» | 1 | |
«Счет цифры» | 1 | |
«Четвертый лишний» | 1 | |
«Сложи фигуру» | 1 | |
«Что раньше, что потом» | 1 | |
«Мои первые часы» | 1 | |
«Учим часик2 | 1 | |
«Числовой лабиринт» | 1 | |
Ребусы, головоломки | 3 | |
«От 1 до 15» | 1 | |
«Сколько спряталось фигур» | 1 | |
Плоскостные объемные часы | 2 | |
Арифметика (кубики) | 2 | |
«Математическое лото» | 2 | |
Демонстрационный и раздаточный материал: | ||
Линейки с разнообразными формами | 15 | |
Математические тренажеры | 3 | |
Фланелеграфы (для индивид. работы) | 15 | |
Карточки с двумя полосками (раздаточные) | 15 | |
Шахматы | 2 | |
Математическая литература: | ||
«Счет, размер и форма» | 1 | |
«Большая книга логических игр» | 1 | |
«Уроки арифметики» | 1 | |
«Веселый задачник» | 1 | |
«Заниматика» | 1 | |
«Игралочка» | 6 | |
«Учимся думать»(две части) | 2 | |
«Учимся считать» | 1 | |
Геометрические фигуры (Умейки) | 1 | |
«Логика» | 1 | |
«Число» | 1 | |
Математические рабочие тетради (2 части) | 14 | |
Центр конструирования | Конструктор средний (пластмассовый) | 4 |
Конструктор мелкий | 2 | |
Конструктор крупный | 3 | |
Конструктор металлический | 1 | |
Конструктор деревянный | 7 | |
Кубики деревянные (крупные) | 1 | |
Кубики деревянные (мелкие) | 6 | |
Центр «Спорт» | ||
Канат | 1 | |
Велотренажер | 1 | |
Мячи большие « прыгунки» | 1 | |
Мячи маленькие | 5 | |
Скакалки | 2 | |
Игра «Городки» | 1 | |
Мешочки с песком | 6 | |
Игры: | ||
«Хоккей» | 1 | |
«Баскетбол» | 1 | |
«Аэро хоккей- футбол» | 1 | |
«Крутые гонки» | ||
Картотека игр по ОБЖ | 1 |
Перспектива развития РППС старшей группы на 2017-2018уч.г.:
Перечень оборудования для обеспечения образовательной программы | Количество |
Бейджи | 6 |
Фотографии детей | 28 |
Бубен большой и маленький | 2 |
Духовые инструменты | 5 |
Струнные инструменты | 2 |
Металлофон деревянный | 1 |
Бирюльки | 4 |
Плоскостные муз.инструменты | 3 |
Клавишные инструменты | 3 |
Губная гармошка | 2 |
Музыкальный молоточек | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядное моделирование: «Как ты, дерево, живёшь?Как ты, дерево растёшь?»
Комплексное занятие, по экологии и рисованию, для детей подготовительной группы. Тема занятия: «Как ты, дерево, живёшь? Как ты, дерево Растёшь?» Оно соответству...
Открытое комилексное занятие в средней группе "Деревья. Изменения, происходящие в деревьях в осенний период"
1 ноября в средней группе было проведено открытое комплексное занятие, на которое были приглашены родители, воспитатели других групп. Воспитатель Мальцева Елена Николаевна с детьми р...
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Занятие "Дерево-дерево не тонет".
Занятие в старшой группе, ознакомление со свойствами дерева....
«Дерево, дерево – мой дружок хороший»
Конспект занятия по экологическому воспитанию(ознакомление детей с окружающим с применением элемента аппликации) Абушахманова Гу...
конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»
Программное содержание:Закрепить знаний о деревьях, познакомить с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать умение узнавать их по характерным признакам и назыв...