Образовательный проект Тема: «Хочу все знать!»
опыты и эксперименты по окружающему миру
Познавательно- исследовательный проект по познавательному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eksperement.docx | 62.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Детский сад № 40 «Волшебная страна»
Познавательно- исследовательный проект по познавательному развитию
в подготовительной группе.
«ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю
Конфуций
Воспитатель:
Мамедова Олеся Николаевна.
г. Ачинск
2017-2018гг.
Образовательный проект
Тема: «Хочу все знать!»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Участники проекта: дети подготовительной группы №7 «Светофорчик», 1педагог, родители.
Срок реализации проекта: 1 года ( с 01.09.2018- по 30.05.2019гг).
Актуальность: Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.
Цель проекта: Расширение представлений детей об окружающем мире, исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, через познавательно- исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы; показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов; понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с понятием «отражение»; знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.
2. Формировать познавательный интерес и познавательные действия ребёнка в различных видах деятельности. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.
3. Создать благоприятные условия развития детей в соответствие их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка.
4. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
Предполагаемый результат:
1. Дети узнают свойства и происхождение различных материалов таких как: металл, хлопок, стекло, виды ткани, магнита; классифицируют камни по указанным признакам; знают о значении воды в жизни человека;.
2. Смогут пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.
3. Смогут сформулировать проблему и найти способы ее решения.
4. Пополнится словарный запас.
5. Сформируется интерес к экспериментированию и исследованию.
6. В группе будет пополняться детская лаборатория «Хочу все знать» для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.
Подготовка к реализации проекта:
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.
3. Пополнить РППС: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.
4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.
5. Создать и оформить коллекции: камней, природного материала, иллюстрационный материал, магнитов.
6. Разработать перспективный план проведения экспериментов.
Работа с родителями
- Консультация для родителей :
«Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром», «Волшебная водичка», «Изготавливаем цветного песка своими руками», «Играем с мыльными пузырями».
2. Буклеты для родителей «Библиотека опытов для родителей».
3. Привлечь родителей в создании детской лаборатории «Хочу се знать», в подборе материалов, предметов для коллекций.
4. Провести родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности».
5. Фото и видео отчёт на сайт ДОО на тему: «Хотим все знать!»
Оснащение детской лаборатории
Основное оборудование и материалы
1. Приборы – помощники: лупа, увеличительные стекла, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут), разнообразные магниты, бинокль.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, крупный и мелкий песок (разный по цвету), ракушки, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки, пух.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, пробки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
5. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.
6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, вата, деревянные палочки.
7. Прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, формочки, плоское блюдо, сито, таз.
8. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», надувные шарики, ванна для игр с песком и водой.
Литература:
1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)
Выполнение проекта
Месяц | Темы игр - экспериментирований | Задача игры - экспериментирования | Материал Оборудование |
Сентябрь | 1.Нюхаем,пробуем,трогаем, слушаем ( 08.09.17) 2.Почему все звучит? (14.09.17) 3. Цветной песок.( 22.09.17) 4. Игры с песком.(28.09.17)
| 1.Закрепить знания детей об органах чувств, их назначении. 2. Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. 3.Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. 4. Закрепить представления детей о свойствах песка, развивать любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развивать конструктивные умения. | 1.Ширма с тремя кругалыми прорезями( для рук и носа),газета, колокольчик молоток, два камня, погремушка, свисток,футляры от киндер сюрприза с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами; лимон, сахар. 2.Бубен. стеклянный стакан, газета, гитара, деревянная линейка, металлофон. 3.Цветные мелки, песок, прозрачная ёмкость и т.д 4.Большая детская песочница,игрушки-животные, совки,детские грабли план участка для прогулок группы. |
Октябрь | 1. Какие предметы могут плавать?(06.10.17) 2. Делаем мыльные пузыри.(12.10.17) 3. Подушка из пены.( 20.09.17) 4. Мир бумаги. ( 26.09.17) | 1. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера, а от его тяжести. 2. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку. 3. Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести). 4. Узнать различные виды бумаги (салфеточная, для письма, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования. | 1.Ёмкость с водой, предметы тяжёлые и лёгкие по весу из разного материала. 2.сосуд с водой жидкое мыло, формочки для пускания пузырей. 3.Миска с водой, венчики ,баночка с жидким мылом пипетки ,губка, ведро, деревянные палочки ,различные предметы для проверки на плавучесть. 4.Бумага, ножницы, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. |
Ноябрь | 1. Воздух работает.( 09.11.17) 2. Каждому камешку свой домик. (16.11.17) 3. Свет повсюду.(23.11.17) 4. Мир ткани.(30.11.17) | 1. Дать детям представления о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары). 2. Классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности; показать детям возможность использования камней в игровых целях. 3. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные. 4. Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. | 1Ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка. 2. различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, картинки- схемы. 3.картинки с изображением источников света, несколько предметов которые не дают свет,Фонарик,свеча,настольная лампа. 4.Лоскутки разной материи, ёмкость с водой. |
Декабрь | 1. Свет и тень.(07.12.17) 2 Карандаши и полиэтиленовый пакет. ( 14.12.17) 3. Разноцветные шарики. ( 21.12.17) 4. Как отчистить грязную воду? (28.12.17) | 1. Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. 2. Показать детям, что если проткнуть карандашом полный воды пакет, то вода не будет выливаться с пакета. 3. Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. 4. Узнать как можно очистить воду с помощью фильтра. | 1.Оборудование для теневого театра, фонарь. 2.Полиэтиленовый пакет, карандаши, вода. 3.Гуашевые краски, вода в стаканах, палитра, листы бумаги с контурными изображениями. 4.Воронка, марля, ватный диск, стакан с грязной водой. |
Январь | 1. Таинственные картинки.( 12.01.18) 2. Все увидим, все узнаем(18.01.18) 3. Куда делись чернила? ( 25.01.18)
| 1. Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. 2.Познакомить с прибором- помощником – лупой и ее назначением. 3. Показать детям как уголь воздействует на краситель. . | 1.Цветные стёкла, рабочие листы, цветные карандаши. 2.Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки подсолнуха, камешки и прочие предметы, рабочие листы, цв. карандаши. 3.Пузырёк с водой, чернила, активированный уголь. |
Февраль | 1. Звенящая вода.( 08.02.18) 2. «Угадай-ка!»( 15.02.18) 3. Фокусы с магнитами.( 21.02.18) | 1. Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. 2. Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. 3.Выделить предметы, взаимодействующие с магнитами. | 1.Поднос на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки. 2.Предметы одинаковой формы и размера: дерево, металл, поролон, пластмасса, ёмкость с водой,ёмкость с песком. 3. предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы. Магниты, миска с водой и т.д. |
Март | 1.Что растворяется в воде?(06.03.18) 2. Солнечные зайчики.( 15.03.18) 3. Что отражается в зеркале?( 22.03.18) 4. «Может ли растение дышать?» (29.03.18) | 1. Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. 2. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). 3.Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. 4. Для этого эксперимента мы собираемся создать среду, в которой мы действительно сможем увидеть процесс двуокиси кислорода/углерода листьев. | 1.Мука, сахарный песок, речной песок. Пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки. 2.Зеркала. 3. Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга. воздушный шар, рабочие листы. 4.Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. |
Апрель | 1. Испарение.( 05.04.18) 2.Цветная вода. (12.04.18) 3. Вода принимает форму.( 19.04.18) 4. Подводная лодка из яйца. (26.04.18) | 1. Формировать представления об испарении воды. 2. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к по растению и окрашивает его. 3. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. 4. Выявить, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. | 1.Тарелка с водой. 2.три стакана с водой, красители пищевые, цветы с белыми бутонами или листья капусты. 3.Сосуды разной величины, вода, резиновые перчатки, целлофановый пакет, рабочие листы, цветные карандаши. 4.3 банки: две пол-литровые и одну литровую, соль, два сырых яйца. |
Май 10.05.18г. | 1. Волшебное сито.(04.05.180 2. Почва для растений.(11.05.18) 3.Отпечатки из природного материала. (17.05.18) 4. Цветное молоко.(24.05.18) Итоговое мероприятие «Ассорти» | 1. Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита; развивать самостоятельность. 2. Дать представление детям о том что в загрязнённой почве растению будет не комфортно. 3.Показать детям какие отпечатки остаются на пластилине от природного материала. 4.Показать детям разнообразие, сочетание цветов, вызвать интерес к нетрадиционной технике рисования. Закрепить знания которые дети получили в течении года (о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня). пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы,). Продолжать развивать познавательные способности. | 1.Сито, песок, крупа рис и манная, совки, ведёрки, мелкие камешки. 2.Две прозрачные ёмкости с почвой, бумага, сарафан. 3.пластилин, ракушки, скарлупа от грецкого ореха, камни, шишки. 4. Тарелка с молоком - пищевые красители - средство для мытья посуды - ватная палочка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что должен знать и уметь ребёнок перед школой
Основные критерии готовности к школе. На что необходимо обратить родителям при подготовке своего ребёнка к поступлению в школу....
Родительский клуб "Правила дорожные и взрослым знать положено"
Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на в...
Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"
Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...
что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет
здесь перечислен тот минимум знаний и умений которые необходимы ребенку данного возраста. Если ребенок все это знает - значит он молодец! А если чего не знает - есть возможность это вы...
Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения
Консультация для родителей, описывающая систему работы по формированию у детей знаний о правилах дорожного движения....
«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!»
Дошкольные образовательные учреждения накопили разнообразный практический материал, использование которого помогает педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей и ...
Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Знать во всех отношениях…
Изучением ребенка занимаются многие науки — педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В посл...