Образовательный проект Тема: «Хочу все знать!»
опыты и эксперименты по окружающему миру

Мамедова Олеся Николаевна

Познавательно- исследовательный проект по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eksperement.docx62.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение 

Детский сад № 40 «Волшебная страна»

Познавательно- исследовательный проект по познавательному развитию 

в подготовительной группе.

«ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю

Конфуций

http://bashny.net/uploads/images/00/00/13/2013/08/22/a6885be1ab.jpg

                               

                                                                         

                                                                                                                     Воспитатель:

                                                                                                                     Мамедова Олеся Николаевна.                                                

г. Ачинск

 2017-2018гг.

       Образовательный  проект 

Тема:  «Хочу все знать

Тип проекта:  познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта: дети подготовительной группы №7 «Светофорчик», 1педагог, родители.

Срок реализации проекта: 1 года ( с 01.09.2018- по 30.05.2019гг).

Актуальность: Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности,  используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.

Цель проекта:  Расширение представлений детей об окружающем мире,  исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, через познавательно- исследовательскую деятельность.

 Задачи:

1. Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы; показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов; понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с понятием «отражение»; знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.

2. Формировать познавательный интерес и познавательные действия ребёнка в различных видах деятельности. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.

3. Создать благоприятные условия развития детей в соответствие их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка.

4. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. 

Предполагаемый результат:

1. Дети узнают свойства и  происхождение различных материалов таких как: металл, хлопок, стекло, виды ткани, магнита; классифицируют камни по указанным признакам; знают о значении воды в жизни человека;.

2. Смогут пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.

3. Смогут сформулировать проблему и найти способы ее решения.

4. Пополнится словарный запас.

5. Сформируется интерес к экспериментированию и исследованию.

6. В группе будет пополняться детская лаборатория «Хочу все знать» для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.

Подготовка к реализации проекта:

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.

3. Пополнить РППС: подобрать материалы, игрушки,   атрибуты  для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.

4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.

5. Создать и оформить коллекции: камней, природного материала, иллюстрационный материал, магнитов.

6. Разработать  перспективный план проведения экспериментов.

Работа с родителями

  1. Консультация для родителей :

 «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром», «Волшебная водичка», «Изготавливаем цветного песка  своими руками», «Играем с мыльными пузырями».

     2. Буклеты  для родителей «Библиотека опытов для родителей».

     3. Привлечь родителей  в создании детской лаборатории «Хочу се знать», в  подборе материалов, предметов для коллекций.

    4. Провести родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности».

    5. Фото и видео отчёт на сайт ДОО на тему:  «Хотим все знать!»

Оснащение детской лаборатории

Основное оборудование и материалы

1. Приборы – помощники: лупа, увеличительные стекла, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут), разнообразные магниты, бинокль.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, крупный и мелкий песок (разный по цвету), ракушки, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки, пух.

4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, пробки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

5. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.

6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, вата, деревянные палочки.

7. Прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, формочки, плоское блюдо, сито, таз.

8. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», надувные шарики, ванна для игр с песком и водой.

 Литература:

1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)


Выполнение проекта

Месяц

Темы игр - экспериментирований

Задача игры - экспериментирования

Материал

Оборудование

Сентябрь

1.Нюхаем,пробуем,трогаем, слушаем

( 08.09.17)

2.Почему все звучит? (14.09.17)

3.  Цветной песок.( 22.09.17)

4. Игры с песком.(28.09.17)

   

1.Закрепить знания детей об органах чувств, их назначении.

2. Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

 3.Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

4. Закрепить представления детей о свойствах песка, развивать любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развивать конструктивные умения.

1.Ширма с тремя кругалыми прорезями( для рук и носа),газета, колокольчик молоток, два камня, погремушка, свисток,футляры от киндер сюрприза с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами; лимон, сахар.

2.Бубен. стеклянный стакан, газета, гитара, деревянная линейка, металлофон.

3.Цветные мелки, песок, прозрачная ёмкость и т.д

4.Большая детская песочница,игрушки-животные, совки,детские грабли план участка для прогулок группы.

Октябрь

1. Какие предметы могут плавать?(06.10.17)

2. Делаем мыльные пузыри.(12.10.17)

3. Подушка из пены.( 20.09.17)

4. Мир  бумаги. ( 26.09.17)

1. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера, а от его тяжести.

2. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

3. Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести).

4. Узнать различные виды бумаги (салфеточная, для письма, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

1.Ёмкость с водой, предметы тяжёлые и лёгкие по весу из разного материала.

2.сосуд с водой жидкое мыло, формочки для пускания пузырей.

3.Миска с водой, венчики ,баночка с жидким мылом пипетки ,губка, ведро, деревянные палочки ,различные предметы для проверки на плавучесть.

4.Бумага, ножницы,  емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Ноябрь

1. Воздух работает.( 09.11.17)

2. Каждому камешку свой домик. (16.11.17)

3. Свет повсюду.(23.11.17)

4. Мир  ткани.(30.11.17)

1. Дать детям представления о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары).

2. Классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности; показать детям возможность использования камней в игровых целях.

3. Показать значение света, объяснить, что источники  света могут быть природные и искусственные.

4. Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

1Ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка.

2. различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, картинки- схемы.

3.картинки с изображением источников света, несколько предметов которые не дают свет,Фонарик,свеча,настольная лампа.

4.Лоскутки разной материи, ёмкость с водой.

Декабрь

1. Свет и тень.(07.12.17)

2 Карандаши и полиэтиленовый пакет.

( 14.12.17)

3. Разноцветные шарики. ( 21.12.17)

4. Как отчистить грязную воду?      (28.12.17)

1. Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

2. Показать детям, что если проткнуть карандашом полный воды пакет, то вода не будет выливаться с пакета.

3. Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

4. Узнать как можно очистить воду с помощью фильтра.

1.Оборудование для теневого театра, фонарь.

2.Полиэтиленовый пакет, карандаши, вода.

3.Гуашевые краски, вода в стаканах, палитра, листы бумаги с контурными изображениями.

4.Воронка, марля, ватный диск, стакан с грязной водой.

Январь

1. Таинственные картинки.( 12.01.18)

2. Все увидим, все узнаем(18.01.18)

3. Куда делись чернила? ( 25.01.18)

 

1. Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

2.Познакомить с прибором- помощником – лупой и ее назначением.

3. Показать детям как уголь воздействует на краситель.

.

1.Цветные стёкла, рабочие листы, цветные карандаши.

2.Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки подсолнуха, камешки и прочие предметы, рабочие листы, цв. карандаши.

3.Пузырёк с водой, чернила, активированный уголь.

Февраль

1. Звенящая вода.( 08.02.18)

2. «Угадай-ка( 15.02.18)

3. Фокусы с магнитами.( 21.02.18)

1. Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

2.  Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

3.Выделить предметы, взаимодействующие с магнитами.

1.Поднос на  котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки.

2.Предметы одинаковой формы и размера: дерево, металл, поролон, пластмасса, ёмкость с водой,ёмкость с песком.

3. предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

Магниты, миска с водой и т.д.

Март

1.Что растворяется в воде?(06.03.18)

2. Солнечные зайчики.( 15.03.18)

3.  Что отражается в зеркале?( 22.03.18)

4. «Может ли растение дышать

(29.03.18)

1. Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

2. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

3.Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

4. Для этого эксперимента мы собираемся создать среду, в которой мы действительно сможем увидеть процесс двуокиси кислорода/углерода листьев.

1.Мука, сахарный песок, речной песок. Пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой,  ложки.

2.Зеркала.

3. Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга. воздушный шар, рабочие листы.

4.Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Апрель

1. Испарение.( 05.04.18)

2.Цветная  вода. (12.04.18)

3. Вода принимает форму.( 19.04.18)  

4.  Подводная лодка из яйца.

(26.04.18)

1. Формировать представления об испарении воды.

2. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к по растению  и окрашивает его.

3. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

4. Выявить, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

1.Тарелка с водой.

2.три стакана с водой, красители пищевые, цветы с белыми бутонами или листья капусты.

3.Сосуды разной величины, вода, резиновые перчатки, целлофановый пакет, рабочие листы, цветные карандаши.

4.3 банки: две пол-литровые и одну литровую, соль, два сырых яйца.

Май

10.05.18г.

1. Волшебное сито.(04.05.180

2. Почва для растений.(11.05.18)

3.Отпечатки из природного материала.

(17.05.18)

4. Цветное молоко.(24.05.18)

Итоговое мероприятие  «Ассорти»

1. Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита; развивать самостоятельность.

2. Дать представление детям о том что в загрязнённой почве растению будет не комфортно.

3.Показать детям какие отпечатки остаются на пластилине от природного материала.

4.Показать детям разнообразие, сочетание цветов, вызвать интерес к нетрадиционной технике рисования.

Закрепить знания которые дети получили в течении года (о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня). пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы,). Продолжать развивать познавательные способности.

1.Сито, песок, крупа рис и манная, совки, ведёрки, мелкие камешки.

2.Две прозрачные ёмкости с почвой,  бумага, сарафан.

3.пластилин, ракушки, скарлупа от грецкого ореха, камни, шишки.

4. Тарелка с молоком

- пищевые красители

- средство для мытья посуды

- ватная палочка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь ребёнок перед школой

Основные критерии готовности к школе. На что необходимо обратить родителям при подготовке своего ребёнка к поступлению в школу....

Родительский клуб "Правила дорожные и взрослым знать положено"

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на в...

Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"

Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...

что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет

здесь перечислен тот минимум знаний и умений которые необходимы ребенку данного возраста. Если ребенок все это знает - значит он молодец! А если чего не знает - есть возможность  это вы...

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

Консультация для родителей, описывающая систему работы по формированию у детей знаний о правилах дорожного движения....

«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!»

Дошкольные образовательные учреждения  накопили разнообразный  практический материал, использование  которого помогает  педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей и  ...

Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Знать во всех отношениях…

Изучением ребенка занимаются многие науки — педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В посл...