Конспект занятия "Металл и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Исследовательская деятельность по ознакомлений детей с металлом, его свойствами и использованием человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_predmetnym_i_sotsialnym_okruzheniem.docx | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением.
Металл и его свойства.
Старшая группа
Цель: познакомить детей в ходе исследовательской работы с металлом и его свойствами
Задачи: Познакомить детей со свойствами и качествами металла, его использованием; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.
2. Упражнять детей в отгадывании загадок.
3. Развивать познавательную активность ребенка в процессе исследовательской деятельности и знакомства со скрытыми свойствами магнита.
4.Воспитывать любознательность.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок, предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами стекла, дерева, ткани, игры – эксперименты «Из чего сделаны предметы».
Материалы и оборудование:
Гвоздь ржавый и не ржавый, металлические предметы, картинки с изображением металлических предметов (ножницы, иголка, утюг), магниты, палаца металлическая и деревянная, металлический и деревянный шарик, металлическая пластина, карточки с заданиями, игрушка Самоделкин.
Ход занятия :
Воспитатель: Ребята, к вам в гости пришел робот Самоделкин. Но пришел он не просто так, а хочет спросить у вас, из чего он сделан. А чтобы вам было легче отгадать, он будет загадывать вам загадки, а потом показывать картинки.
1. Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке.
(гвоздь)
2. В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(утюг)
3. Всех на свете обшивает
Что сошьет не надевает.
(иголка)
4. Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик.
(ножницы)
5. Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он – шарф для Петеньки.
(спицы)
Воспитатель: А из чего сделаны все эти предметы?
Воспитатель: Значит, какие они?
Дети: Металлические
Показать детям несколько предметов из металла, определить, особенности формы, структуру поверхности ( путем ощупывания), температуру.
Воспитатель: Что произойдет с предметами, если их опустить в воду?
Дети: Они утонут.
Воспитатель: Если оставить на солнце или подержать в руках?
Дети: Нагреются. Все эти предметы обладают теплопроводностью.
Воспитатель: У нашего робота Самоделкина есть небольшая проблема – пока он шел в наш детский сад, он наступил в лужу и теперь перестал ходить. Как вы думаете, что с ним случилось?
(ответы детей)
Воспитатель: Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет (показать ржавый гвоздь и не ржавый). Вот и наш Самоделкин заржавел. Чтобы он опять начал ходить, мы его накормим маслом, т.е. смажем его, и он опять начнет ходить как раньше.
Воспитатель: Еще одно свойство металла – магнетизм. Что же это такое? Есть такой металл, называется он магнит, он притягивает к себе металлические предметы, они как бы прилипают к нему. Магнит можно применять, собирая мелкие гвозди и другие мелкие предметы. Магниты применяют в радиотехнике, в магнитофонах, в компьютерах.
Магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а изделия из металлов (железа, стали и др.), наоборот притягиваются к нему; при соединении двух магнитов они могут то притягиваться, то отталкиваться друг от друга (показать на примере).
А теперь давайте проведём несколько опытов, чтобы убедиться, что мы с вами назвали правильно все свойства металла.
Опыт № 1.
Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом – металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему.
Педагог. Самоделкин, а ты умеешь различать металлические предметы от не металлических? Может быть, мы с детьми тебе поможем в этом?
Самоделкин. Да я и сам это умею делать, давайте проверим, как это умеете делать вы. Вот у меня есть сундук, а в нем много всякого добра.
Самоделкин заталкивает сундук в группу. Высыпает предметы на пол и говорит, верно ли ,что все они сделаны из металла. Педагог. Дети, давайте покажем нашему гостю, как мы умеем отличать металлические предметы от не металлических.
Игра «Наведи порядок в сундуке».
Цель: классификация предметов по материалу изготовления. Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан.
Педагог. Дети, а вы знаете, что еще можно сделать из металла?
Ответы детей.
Самоделкин. А я тоже знаю такие предметы!
Педагог. Ну, хорошо, назови нам, что сделано из металла?
Самоделкин(задумывается). Стул.
Стул можно сделать из металла, но ты его не сможешь поднять. Металл очень тяжелый, и мы с детьми сейчас это докажем.
Опыт № 2.
Дети берут два шарика – одинаковые по размеру, но разные по материалу (металлический и деревянный, взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее.
Педагог. А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее.
Опыт № 3.
В емкость с водой дети сначала опускают деревянный шарик, а потом металлический.
Педагог. Что произошло с шариками?
Дети. Деревянный шарик не утонул, а металлический – утонул.
Педагог. Почему утонул металлический шарик?
Дети. Потому что он тяжелее.
Педагог. Что тяжелее: металлический шарик, деревянный шарик или вода?
Дети. Металлический шарик тяжелее деревянного и тяжелее воды.
Опыт № 4.
Педагог нагревает металлическую пластину на свече. Через некоторое время дети могут потрогать пластинку и отмечают, сто она стала теплой.
Самоделкин (берет в руки металлическую пластинку). Фу, какая холодная!
Опыт №5.
Дети кладут пластинку на батарею, через некоторое время трогают и отмечают, что она стала теплой.
Педагог. Самоделкин, а сейчас тебе и детям я покажу фокус. У меня есть волшебная рукавичка. Я сейчас надену рукавичку на руку и все предметы прилипнут к ней.
Опыт №6.
Педагог надевает рукавичку и проводит ей над мелкими предметами.
Педагог. Что произошло и почему?
Дети отвечают и с помощью педагога делают выводы о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом.
Воспитатель: Посмотрите вокруг себя и назовите металлические предметы, которые вы видите.
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз назовем свойства, которыми обладает металл. (ответы детей)
Игра «Четвёртый лишний» (на карточке найди и зачеркни не металлический предмет)
Воспитатель: С каким еще интересным металлом вы познакомились, что можно рассказать о его свойствах? (магнит, притягивает к себе металлические предметы).
Воспитатель: Нарисуйте металлические предметы, которые вам запомнились. Расскажите, что вы нарисовали, для чего нужен этот предмет?
-Молодцы, вы очень хорошо поработали сегодня.
Воспитатель: Робот Самоделкин благодарит вас за интересное занятие и за вашу помощь ему. Ему уже пора возвращаться домой, а наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект "Нефть и ее свойства"
Совместная исследовательская деятельность детей и воспитателя....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Конспект данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....
Конспект комплексного занятия. Тема: Свойства воды.
Конспект комплексного занятия в средней группе детей с ОНР в ГБОУ№ 865 компенсирующего вида. Тема: Свойства воды....
Конспект занятия по экологии "Свойства аоздуха"
Занятие по экологии на тему "Свойства воздуха" для старшей группы...
Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"
Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Свойства воды"
В соответствии с ФГТ....
конспект нод "мята.полезные свойства мяты"
занятие по экологии о лекарственных растениях....