Сценарий экологической сказки “Берегите первоцвет “
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Данное мероприятие проведено в рамках поддержки проэкта "Эколята-дошколята  юнные защитники природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsen_na_kray.docx126.05 КБ

Предварительный просмотр:

КАМЧАТСКИЙ КРАЙ, ГОРОД ВИЛЮЧИНСК

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение      

Детский сад №6 “ Журавушка”.

            Руководитель учреждения: Сивуха Н.А.

            Мероприятие составили и провели: Верхотурова М.В., Волощина Е.Г.

            Тема: “Берегите первоцветы.”

C:\Users\СЕРГЕЙ\Desktop\природа\эколята\kopiya_09.jpg

                                                               


Оглавление мероприятия

1.Введение …………………………………………………………………………стр. 3-4

2.Цель, задачи, актуальность, новизна и   значимость мероприятия…………стр.5 –6

3.Сценарий экологической сказки “Берегите первоцвет “……………………стр. 7-14

4. Фото отчет по сказке…………………………………………………………стр.16-22

5.Заключение………………………………………………………………           стр. 15

6.Приложения…………………………………………………………………стр. 23-28


Введение

Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

Очень важно посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Охранять природу — значит охранять Родину.

Пришвин М. М

Наш край – один из немногих регионов планеты, природа которого сохранилась почти в естественно диком состоянии. Зелень лесов, величие горных хребтов, мозаики голубых рек и озер, фантастические очертания вулканов, целебные термальные источники, гейзеры, медведи – одни из самых крупных в мире – и все это рядом.

Но наряду с этой красотой на Камчатке немало экологических проблем, возникших по вине человека. Природа нашего края ранима, чувствительна и нуждается в особой защите. Чтобы сберечь этот удивительный и разнообразный мир природы, необходимо всем включиться в природоохранную деятельность, которая возможна только у экологически образованного человека. А для того, чтобы взрослый человек обладал высокой экологической культурой, необходимо начинать экологическое воспитание с детства.

Дошкольное детство – это начало формирования личности человека, его отношение к себе и окружающему его миру. Как маленький человек научиться относиться к окружающему его миру, так во взрослой жизни будет применять приобретенные знания. Дети инстинктивно тянутся к природе, к живым существам.

В этот период своего развития они всё познают своими органами чувств, пытаются осознать сущее. Поэтому важно, именно в дошкольный период детства, сформировать у детей осознанно – правильное отношение к природным объектам и явлениям, которые его окружают. Но трудно полюбить то, чего не знаешь. Поэтому, чем больше дети узнают о природных объектах своего края, тем бережнее будут относиться к ним, тем лучше начнут понимать свои потребности в чистой и здоровой среде. Здесь важна роль педагога, как преподносятся эти знания, такими они и останутся в памяти ребенка.

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Наша задача педагогов научить детей беречь и охранять природу.

Проведение экологических мероприятий играет большую роль в экологическом образовании и воспитании, так как через непосредственное участие в такой деятельности ребенок лучше и глубже может понять и запомнить изучаемый материал. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Цель

Формирование у подрастающего поколения богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.

Задачи:

1) дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость и красоту природы;

2) способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

3) помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

4) расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

5) способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Новизна

Особенностью мероприятия экологической сказки “Берегите первоцветы “» является деятельность по формированию культуры природолюбия у воспитанника, направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – защитников Природы.

Введение в праздник новых героев – «Эколят» - друзей и защитников Природы, помогает детворе подружиться с Природой, понять и полюбить её.

Значимость

«Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а также реальные представления о природе».

Ежегодно на последней неделе апреля мы организуем весеннюю неделю экологии. Мы с ребятами группы «Подсолнушки» подготовили для ребят из   других групп и родителей экологический спектакль  “Берегите первоцветы “». Эта добрая сказка учит ребят беречь природу, знакомит с первоцветами Камчатки, не рвать цветы. Ведь самое большое и дорогое богатство на земле – это природа! Природа - дороже всякого богатства!

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе. Сказки-спектакли расширяют знания детей о растительном и животном мире, учат бережно относиться к родной природе, любить животных, чтобы быть лучше и добрее. Выступление детей  способно привлечь зрительскую аудиторию любого возраста; спектакли легко воспринимаются и запоминаются дет


Сценарий экологической сказки “Берегите первоцветы “

Действующие лица

1.Ведущий

2.Весна -3. божья коровка 4. бабочка, 5.птичка, 6 муравей, 7.кузнечик.

8.Мачеха  9.Падчерица   10.Марфушка  11.Лесовичок-старичок  12. Ветреница

13.Хохлатка  14.Одуванчик.  15Мать-и-мачеха  16.Фиалка  17.Примула   18.Тюльпан  19.Нарцис.  20. Эколята - Елочка, Шалун, Умница, Тихоня.

Зал оформлен по – весеннему. На сцене декорации весеннего леса (деревья, цветы, птицы, насекомые. Звучит муз. Фрагмент «Подснежник» П. И. Чайковского.

В зал входят дети и ведущий.

Голос:             Едва с земли сойдут снега,

                         В звонкоголосый превратясь привет,

                        Прольется солнца лучик в хмурый лес

                        И зацветет в нем первоцвет!

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята.  Сегодня к нам в гости пришли старшие ребята.  Дружба к природе объединяет всех! Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогут    вам весёлые сказочные герои “Эколята” – друзья и защитники Природы. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. Давайте познакомимся с ними поближе.

Шалун

Меня зовут Шалун. Я самый озорной и шкодливый. Я все время стремлюсь узнать что-то новое и неизвестное. Я люблю веселые игры и   знаю их великое множество.

Умница  

Меня зовут Умница, я очень люблю читать и рассказывать своим друзьям интересные истории. Нет-нет, только не надо думать, что   я всегда поступаю правильно и знаю ответы на все вопросы. Просто из всех друзей я самая старшая и самая серьёзная…

Тихоня

Меня зовут Тихоня. Я младший брат желудя Шалуна. Я довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает мне всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё я  очень люблю цветы, поэтому перед  домиком геройчиков   я  разбил чудесный цветник.

Елочка

Я веселая и общительна Елочка. Я часто захожу к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.

Ведущий: Все вместе геройчики берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут Вам ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её.

 Дети – эколята вручают письмо для детей.

Ведущий: Спасибо, Письмо ….адрес нашего детского  сада                    

                   Ребята, давайте прочитаем письмо,

                   Узнаем, от кого оно.? (Читает письмо)

                   “Я хочу вас пригласить на лесной полянке погостить.

                   Собирайтесь скорей в необычный поход,

                   Ждут вас тайны лесные, вдаль тропинка зовет.

                   Чтоб тропинку ту найти надо мостик перейти.

                     А потом через болото, а потом кому охота

                   Ручеек перешагнуть и еще пройти чуть – чуть

                   Здесь найдете вы меня жду я вас. Ваша Весна.”

Ведущий: Ну, что, ребята, готовы идти в гости к весне?

Дети: Да! (все вместе)

 Ведущий: Отправляясь в дальний путь, песню взять не забудь!

(Дети –  поют и выполняют танцевальные движения под фрагмент песни «Вместе весело шагать» В. Шаинского).

Ребенок: Лес нас всех встречает, свои тайны открывает

                  Все оживает, смотри: тут и там

                 Рада природа листочкам, цветам!

                  Земля надевает весенний наряд

                 Весна собирает в гости ребят!

Ребенок: Пробуждается природа, вместе с музыкой весны

               Первоцветам непогода и морозы не страшны.

Ребенок: Слышен нежный перезвон Динь – дон, динь – дон

                 Звучит, природу восхитив весенней музыки мотив!

Ребенок: Идет лесами и лугами, весна в пестром сарафане

                 Ярком, красочном венке, с цветком сказочным в руке.

Звучит музыка. Входит Весна. Музыка ….Танец Весны и бабочки, птички, бож. коровки, муравья, кузнечика.

Весна: Я по земле иду – весна! Со мной приходит красота!

              Мне солнце шлет свои лучи. Они теплы и горячи.

            Ручьи звенят, ручьи бегут, и птицы весело поют

            Проснулись бабочки, жуки, цветы раскрыли лепестки

(показывает волшебный цветок)

             Волшебный цветок я с собою несу.

             Волшебным цветком я тихонько взмахну

            Пусть сказка сегодня к нам в гости придет, Историю чудную нам принесет….

Ведущий: На пригорке, в деревушке, в небольшой совсем избушке

                     Падчерица с мачехой жила, милой, доброй девочкой была

                     У мамаши той была родная дочь

                      Злюка, как и мама, ну точь – в – точь.

                     Мать родную дочку холит, ей ни в чем не прекословит,

                     Вот ее лелеяла одну, больше спуску не давала никому.

Мачеха: (падчерице сердито)

               С утра кручусь, как заводная, ты неуклюжая, ленивая такая!

              Весь день стоишь себе столбом, а дел невпроворот кругом.

               Твоя младшая сестра завтра будет именинница!

               Ты подснежников корзину набери, да сестрице подари!

                Одевайся порезвей, отправляйся в лес скорей!

Падчерица: Не пойму, вы пошутили?

Мачеха: Мы с дочуркой так решили!

Падчерица: Но в лесу одна я пропаду!

Марфуша: И не жалко ни на грош, если даже пропадешь

Ты, сестрица, постарайся, без цветов не возвращайся!

Падчерица: (разводит руками) Плачь не плачь – идти мне надо! С ними никакого сладу!

        Цветов я, может, не найду, а в лесу лишь пропаду! К волку в зубы попаду!

(Берет корзину, идет по лесу. Муз. Заставка)

Ведущий: Пошла Маша в лесок

                Да встретился ей старичок, старичок – лесовичок.

Ведущий: Маша спохватилась, старичку – лесовичку поклонилась. (кланяется)

Падчерица: Здравствуй. Старичок – лесовичок!

Лесовичок: Здравствуй, девица – красавица.

                  Что ты делаешь в лесу в эту раннюю весну?.

Падчерица: Меня мачеха отправила за цветами в лес весенний

                    У Марфуши у сестрицы скоро день рожденье! Прошу тебя мне помочь,

                 Тропочки лесные показать, где растут цветочки, указать!

Лесовичок: Да, могуч и необъятен наш русский лес. В нем полным полно чудес.

                       Отдохни, ведь ты устала!

                                                                        (Падчерица садится на пенек)

Вот загадка для начала. Первым вылез из землицы, на проталинке, он мороза не боится

  Хоть и маленький. Из – под снега расцветает. Раньше всех весну встречает. Голубой имеет цвет…

Падчерица: Ну, конечно, первоцвет!

Лесовичок: Молодец, смышленая. Красоту лесную тебе я покажу!

                      В лес весенний приглашу.  

                      Зашагаем мы друг с другом

                       За моим лесным округом!

(Звучит музыка. Лесовичок с Падчерицей идут по лесным тропинкам, останавливаются, любуются лесом).

Лесовичок: Вот он мой дом - зеленый бор, постелюшка-сыра-земелюшка,

                     Одеялушко-ветры буйные, умываньице-частый дождичек,

                    Утираньице -мурава, шелкова - трава. Аккуратно нужно сесть,

                   Чтоб цветочки не задеть!

(Лесовичок садится на пенек. Падчерица Маша рассматривает все вокруг, видит теремок).

Падчерица: Посмотри-ка теремок, он ни низок, ни высок,

                        Подойду я к теремку, кто живет в нем - погляжу!

                                                                                                                    /подходит, стучит и спрашивает/

                      Кто-кто в теремочке живет?

                      Кто-кто в не высоком живет?

Ветриница: Ой-ой-ой! Пришел человек! Он идет нас рвать и делать нам больно!

Падчерица: Почему вы так боитесь? Я не буду вас рвать и делать вам больно!

                      Лучше расскажите о себе!

Ветриница: Посланец я весны надежный, ведь не боюсь я холодов.

                    За мной придут цветы другие, я первенец среди цветов!

Падчерица: Я узнала тебя:  Ты - Ветриница:                       А люди называют тебя – подснежник

                       А не скучно тебе жить в теремке?

 Ветриница: А я не одна. Со мной мои друзья – первоцветы!

                     Если ты нас не обидишь. То мы сможем встречаться каждую весну.

Падчерица: Да, лес без цветов будет очень некрасивый. Не бойтесь, я не буду   срывать вас!            Давайте знакомиться. Меня зовут Маша. А вас?

Ветреница : Ну-ка, дорогие цветочки! Выходите  из теремочка.

(Под музыку выбегают  девочки -цветы, встают на сцене в шахматном порядке и  рассказывают стихи)

Мать – и - мачеха  :  

                               Золотые лепестки, хрупкий стебелек.

                               Распустился у реки солнечный цветок.

                               Только тучка набежала, сжались лепесточки.

                               На зеленых стебельках – Круглые комочки..

Хохлатка:

                      В лесу, где березки столпились гурьбой.

                      Подснежника глянул глазок голубой

                     Сперва понемножку зеленую выставил ножку,

                     Потом потянулся из всех своих  маленьких сил

                      И тихо спросил: “Я вижу, погода тепла и ясна,

                       Скажите, ведь правда, Что это весна?”

 Фиалка

                   Зимние морозы солнышко прогнало.

                    Хрупкая фиалка на полянке встала.

                    К солнцу синий венчик тянется упрямо. Первая  фиалка , ты прекрасна   право.

Ветреница

                      Плакала Снегурочка, зиму провожая.

                      Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

                      Там, где шла и плакала, трогая берёзы,

                     Выросли подснежники - Снегурочкины   Слезы

Одуванчик

                       Как появились одуванчики? Шла по городу Весна,

                      Кошелёк несла она. Краски яркие и кисти

                       Нужно было ей купить. Приоткрыла кошелёк,

                      А монетки-   Скок, скок, скок!

                      Раскатились, убежали, Одуванчиками стали.

Примула:

                      Любима солнцем примула. Весна же ей для стимула

                      То жаркий день преподнесёт, То белым снегом занесёт,

                       А первоцвет не удивлён –Он с детских лет в весну влюблён!

Тюльпан

                      На голове цветка – тюрбан  Бутоны раскрывает.

                      Мне снилось, что один тюльпан, Дюймовочку скрывает!

                       И сон закончился когда, Проверить я хотела…

                      И в каждый наш цветок тогда, Внимательно глядела.

                       Но, пчёлок только и жучков, Я там нашла внутри цветков !

                      Как маленькие чаши, Цвели тюльпаны наши!

Нарцисс        На полянке в лесу, где родник бьет ключом,

                    Нежно-белый нарцисс раскрывает бутон.

                     Плотный стебель и лист ,сочной зелени  цвет

                     Ароматом манит.

                     

Ребенок: Почему? Почему на голове

                     Не растут цветочки? Ведь растут они в траве , И на каждой кочке!

                    Если волосы растут, Значит, их сажают…

                   А сажать цветочки тут мне  Не разрешают!

                   Почему не сделать так: Срезать все кудряшки,

                   На макушку – красный мак, А вокруг – ромашки!..

                … Вот была бы голова! Голова что надо!

                  Лес, цветы, грибы, трава…Тишина. Прохлада.

Вместе: вы запомните, друзья. Нас топтать, срывать нельзя,

               Чтоб планета наша  всех была бы краше!

Падчерица: О вас я расскажу друзьям, В обиду никому не дам!

                       Пусть будет ярким мир вокруг,

                      Для нас природа лучший друг!.

 Лесовичок: Как свежо, приятно стало. Вся полянка засверкала!

                       Лишь добавить чуть цветов и к приему лес готов!

                       Лес, как сказочное царство, тут кругом одни лекарства.

                       В каждом цветочке, в каждой ветке

                      И микстура и таблетки!

Падчерица: Прощаться время нам пришло

                       Мне с вами было хорошо, вы в сказку снова приходите

                       И без меня вы не грустите!

Лесовичок: надо мне рапортовать и вам, экологам, сказать:

                       Следить за чистотой планеты, за красотой родной земли

                       И все цветы на этом свете нам смогут счастье подарить!

                       если будут уничтожены они на планете мы останемся одни!

1 ребенок: Вода, тепло и солнца свет, вот что весной природе надо

                   Как первоцветы жизни рады. Не рвите, люди, их в букет!

2 ребенок: Мы рубим лес, мы рвем цветы. Но кто же под защиту все возьмет?

                  Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки! Подумайте, а что нас дальше ждет?

3 ребенок: Пора бы человечеству понять, богатство у Природы отбирая,

                   Что Землю нужно тоже охранять, она как мы, такая же живая!

4 ребенок:      Не рвите цветы, не рвите. Пусть будет нарядной земля,

                      А вместо букетов дарите ромашковые, васильковые и незабудковые поля

5 ребенок:     Берегите первоцветы! Нашу вечную красу.

                           Пусть, как яблоневым цветом, украшают Землю всю!

6 ребенок:      Люди всей планеты! Берегите первоцветы!

7 ребенок:       Пусть будет ярким мир вокруг-Для нас природа – лучший друг!

    Музыкальная композиция

                  Если Я сорву цветок,

                 Если Ты  сорвешь цветок…..

                 Если Все : и Я , и ТЫ-

                 Если Мы сорвем цветы,

                 То окажутся пусты

                  И деревья, и кусты….

                 И не будет красоты,

                 И не будет доброты.

                 Если только Я и Ты-  

                 Если мы сорвем цветы…..

Весна: Пусть Земля, как сад весенний,

               Расцветает с каждым днем,

               Сбережем цветы мы эти,

Дети: /все/ Слово честное даем!  

Дети -эколята -    Вы ребята , молодцы.!    Мы принимаем  Вас в отряд  Эколята –дошколята.

Мораль сказки: Я сорвал цветок и он увял. Я поймал мотылька и он умер. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.


Заключение

Таким образом, цели и задачи, поставленные при проведении данного экологического праздника были достигнуты.

Благодаря проведению экологических мероприятий у детей закладываются основы экологической культуры. Экологические праздники в доступной для ребят форме помогают в решении серьезных воспитательных и образовательных задач: помогают усвоить знания о живой и не живой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей. Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте.

Результатом нашего экологического праздника стало то, что дети проявили активность, интерес и большое желание участвовать во всех мероприятиях,которые мы придумали на   предстоящее лето и будущий год. В совместную работу активно включились родители. Они предлагали свои идеи, вносили дополнения, помогали в изготовлении костюмов. Оказали неоценимую помощь в организации и проведении мероприятия. Это способствовало объединению взрослых и детей. Данное событие нашло большой отклик у детей и их родителей. Совместно было принято решение развивать и расширять   движение Эколята-дошколята.

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий экологической сказки "Берегите природу!" для детей 6-7 лет.

сценарий экологической сказки "Берегите природу!" для детей логопедической группы 6-7 лет....

Конспект театрализованной деятельности. Сценарий экологической сказки «Береги природу» для старшей группы.

учить детей имитировать характерные действия персонажей (Медведь идет вразвалочку, зайчики прыгают, бабочка порхает и т. д.);                 ...

Сценарий экологической сказки "Берегите природу"

Сценарий экологической сказки "Берегите природу"...

Сценарий экологической сказки «Берегите елочку»

Привлечь внимание детей и родителей к охране окружающей среды и бережному отношению к природе...

Сценарий экологической сказки «Берегите природу» во второй младшей группе

http://Цель: Формировать бережное отношения детей к окружающему природному миру через сказку. Задачи: Образовательные задачи: • расширять и развивать экологические знания и умения детей через эко...