ДЕТСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ "ЗАГАДОЧНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Попова Людмила Владимировна

ПРОЕКТ НАПРАВЛЕН НА  РЕАЛИЗАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД. К ПРОЕКТУ ПРИЛАГАЮТСЯ "ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ" И КАРТОТЕКА

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЗАГАДОЧНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ» (ПРОЕКТ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАСЕКОМЫХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №62» АВТОР: ПОПОВА Л.В. ВОСПИТАТЕЛЬ I КВ.КАТЕГОРИИ

Слайд 2

Актуальность проблемы: экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Б ольшинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому проект направлен на то, чтобы дети дошкольного возраста научились любить и беречь окружающий мир. Насекомые являются одними из древнейших представителей животного мира нашей планеты. Они появились раньше, чем звери, птицы, рыбы. К тому же, насекомые – самые многочисленнее обитатели нашей земли, они составляют около 90% всех животных. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны , а их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным . Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков – мир насекомых .

Слайд 3

Вид проекта: познавательно-исследовательский Срок реализации проекта: среднесрочный (май-сентябрь 2018г) Участники проекта: воспитанники детского сада, воспитатели, родители группы «Василек» Описание развивающей предметно-пространственной среды: Станция «Мир насекомых» на ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ

Слайд 4

Цель: развитие познавательного интереса дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы. Задачи : О бразовательные : - Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях; - Формирование познавательного интереса к насекомым. Воспитательные : - Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе. Развивающие : - Развивать речь детей, активизировать словарный запас. - Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы; - Развивать коммуникативные навыки; - Развивать эмоциональную отзывчивость;

Слайд 5

Предполагаемый результат: Дети будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида ( форма тела, количество ног, наличие крыльев ), способах передвижения ( прыгает, летает, бегает ), издаваемых звуках ( жужжит, стрекочет ). Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым. У них сформируется стремление к исследованию объектов природы, дети научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы. Продукт проекта: Дневник наблюдений «Загадочный мир насекомых»

Слайд 6

Работа над проектом : На данном этапе происходит: изучение методического и дидактического материала по теме проекта, подбор демонстрационного материала (плакаты «Жизненный цикл насекомых» и «Строение тела насекомых») , создание картотек «Насекомые» и «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению насекомых с детьми дошкольного возраста», разработка Дневника наблюдений «Загадочный мир насекомых», подбор необходимого оборудования для работы станции «Мир насекомых» и ее оформление, составление плана работы станции. Этапы проекта: 1 этап – подготовительный (май-июнь 2018)

Слайд 7

План-схема оформления станции «Мир насекомых»

Слайд 8

Демонстрационный материал

Слайд 10

Оборудование

Слайд 11

На данном этапе происходит реализация опытно-экспериментальной деятельности по изучению насекомых с детьми дошкольного возраста согласно разработанного плана, заполнение Дневника наблюдений «Загадочный мир насекомых». 2 этап – основной (июль-сентябрь 2018г.) 3 этап – заключительный (сентябрь 2018г.) На данном этапе подводятся итоги реализации проекта.

Слайд 12

На данном этапе происходит реализация опытно-экспериментальной деятельности по изучению насекомых с детьми дошкольного возраста согласно разработанного плана, заполнение Дневника наблюдений «Загадочный мир насекомых». 2 этап – основной (июль-сентябрь 2018г.) 3 этап – заключительный (сентябрь 2018г.) На данном этапе подводятся итоги реализации проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Загадочный мир насекомых» картотека опытно-экспериментальной деятельности по изучению насекомых с детьми дошкольного возраста Составил воспитатель: Попова Л.В. 2018г.

Слайд 2

Чем бабочка похожа на слона? Тебе потребуются: - Небольшой стеклянный аквариум ( или 3-х литровая банка) - Мелкая сетка или стекло, чтобы закрыть аквариум (банку) сверху - Лупа - Сачок для бабочек - Стеклянная баночка с крышкой - Пластилин - Деревянный брусок - Спелый банан - Сахарный песок Схема работы: 1. Поймай несколько бабочек и посади их в стеклянную банку. Чтобы аккуратно достать бабочку из сачка, надо взять ее пальцами за сложенные крылышки. 2. Подготовь аквариум: помести в его центре деревянный брусок, закрепив его при помощи пластилина. 3. Из оставшегося пластилина сделай маленькую чашечку и прикрепи ее на верхушку бруска. 4. Положи в чашечку кусок банана, посыпь его сахаром и смочи немного водой. 5. Прикрепи снаружи лупу так, чтобы чашечка была хорошо видна. 6. Запусти бабочек в аквариум и закрой его сверху сеткой или стеклом. Результат: Сначала бабочки будут просто беспорядочно летать в разных направлениях. Но уже примерно через минуту они успокоятся и начнут обследовать свой новый дом. Скоро первая бабочка обнаружит еду и сядет на край чашечки с бананом. Тихо подойди к аквариуму и посмотри на бабочку в лупу. Возможно, не сразу, но через некоторое время ты обязательно увидишь, как бабочка разворачивает хоботок и начинает есть. Объяснение: Бабочка чувствует запах, похожий на запах ее любимой пищи - цветочный нектар. Хоботком она сначала пробует еду, потом начинает сосать. Если банан достаточно мягкий, ты увидишь, как кусок уменьшается и как бабочка втыкает хоботок то в одно, то в другое место.

Слайд 3

Тебе потребуются: Плотная бумага - Кусок сетки с не очень мелкими дырочками - Клейкая лента - Большая стеклянная банка - Жидкость для мытья посуды - Столовая ложка - Настольная лампа (фонарик) - Лопатка - Ведерко Проба почвы Схема работы: 1. Вырежи из плотной бумаги развертку воронки, как показано на рисунке, и скрепи концы клейкой лентой. 2. Отрежь такой кусок сетки, чтобы он закрывал дно воронки, и закрепи его на воронке клейкой лентой. 3. Налей в банку воды, добавь туда одну столовую ложку жидкости для мытья посуды. 4. Помести воронку узким концом в банку. Воронка должна опираться на края банки и стоять прямо. 5. Собери лопаткой пробу почвы в ведерко. Почву возьми из-под больших деревьев и кустов. 6. Насыпь почву в воронку. 7. Направь лампу на широкий конец воронки, чтобы свет падал на поверхность почвы. 8. Оставь свет включенным до следующей прогулки (3-4 часа). Результат: Ты увидишь в банке с водой довольно много насекомых. Именно такие почвенные насекомые живут у тебя в саду (участке). Объяснение: Почвенные насекомые не любят свет и жару. Они стараются спрятаться, закапываются глубже и проваливаются через сетку. Воронка Берлиза для почвенных насекомых

Слайд 4

Тебе потребуются: Лупа Стеклянная банка (пластиковый контейнер с лупой) Листы бумаги и карандаши -Модели насекомых (игрушки ) - Плакат «Строение насекомого» Схема работы: 1. Рассмотри внимательно на плакате какие части тела есть у насекомых. 2. Найди эти части тела у игрушечных насекомых. 3. Чем похожи между собой все насекомые?. 4. Поймай и помести нескольких насекомых в банку. 5. С помощью лупы понаблюдай за ними. 6. Нарисуй любое насекомое, только не забудь про все части тела. Результат: Основные части тела насекомого: голова, грудь, брюшко, лапки, усики. Не у всех насекомых есть крылья., но у всех - 6 лапок. Объяснение: Ученые разделили всех живых существ на группы и дали каждой группе своё название. У каждой группы животных есть общий признак. У насекомых – это количество лапок. Паук это не насекомое, т.к. у него 8 лап. А гусеница относится в насекомым, т.к. это одна из стадий развития бабочек и мотыльков. Строение насекомых

Слайд 5

Тебе потребуются: Лупа Стеклянная банка (пластиковый контейнер с лупой) Листы бумаги и карандаши - Плакат «Жизненный цикл насекомых» Схема работы: 1. Рассмотри внимательно на плакате как изменяются насекомые в течение жизни. 2. Попробуй найти на своем участке яйца или личинки насекомых. 3. С помощью лупы понаблюдай за ними. 4. Нарисуй то, что удалось найти. Результат: Насекомое, как волшебник меняет свой облик. Сначала – это яйца, потом – личинка, куколка и взрослое насекомое (ученые его называют «имаго»). Но не все насекомые такие искусные . Например , кузнечики не умеют превращаться в куколку. Объяснение: Ученые разделили всех живых существ на группы и дали каждой группе своё название. У каждой группы животных есть общий признак. У насекомых – это количество лапок. Паук это не насекомое, т.к. у него 8 лап. А гусеница относится в насекомым, т.к. это одна из стадий развития бабочек и мотыльков. Маленькие волшебники

Слайд 6

Тебе потребуются: - Красная, желтая, зеленая, синяя и фиолетовая плотная бумага - Белый лист бумаги - Ручка или маркер - Наручные часы - Линейка - Большая доска - Мед Схема работы: 1 . Прикрепи обе карты на доску, чтобы одна была поверх другой. 2. Разложи листы цветной бумаги на гладкой травяной поверхности. Положи по краям камешки, чтобы листы не унесло ветром. 3. Сядь примерно в 90 см от листов бумаги, возьми в руки доску со схемой. Наберись терпения и сиди очень тихо. Скоро на листы бумаги начнут садиться насекомые. 4. Отмечай черточкой каждое насекомое в нужной клеточке таблицы. 5. Через 10 минут подсчитай черточки в каждой клеточке, чтобы увидеть, каким насекомым какой цвет больше нравится. 6. Сними первую схему и открой вторую. 7. Поставь маленькое блюдечко с медом на лист бумаги "самого непопулярного" цвета. 8. Снова в течение 10 минут отмечай насекомых. 9. Сравни две заполненные схемы. Результат: Красный и фиолетовый цвета привлекают крупных насекомых - бабочек, мотыльков, пчел. Синий цвет больше нравится мухам. Обрати внимание, что осы любят желтый цвет (возможно, об этом уже догадывался тот, кто пробовал одеться в желтую одежду на пикник). Меньше всего насекомых привлекает зеленый цвет, потому что зеленые цветы (например, цветы-сережки на деревьях) обычно бывают без нектара. Но если поставить блюдечко с медом на лист зеленой бумаги, насекомые полетят туда, забыв о своих любимых цветах. Объяснение: Насекомые предпочитают те цвета, которые напоминают им о любимом нектаре. Но любимые цвета зависят и от условий жизни насекомого. Например, если убрать привлекающий множество пчел ярко-желтый цветок кабачка, пчелы сначала будут искать желтый цвет, но потом переключатся на розовый клевер. Теперь их будут больше привлекать розовый или фиолетовый цвета. Мед на зеленом листе бумаге заставляет насекомых забыть о цветах и ориентироваться по запаху, поскольку запах явно означает еду. Любимый цвет насекомых

Слайд 7

Тебе потребуются: Неглубокая картонная коробка с крышкой - Кусок стекла или оргстекла, полностью закрывающий коробку - Белая краска и кисточка - Клейкая лента - Ножницы - Садовая лопатка или тяпка - Банка с крышкой - Садовые перчатки - Блюдце - Кусок банана - Сахарный песок Схема работы: 1. Сними с коробки крышку и покрась коробку изнутри в белый цвет. 2. Вырежи из крышки коробки длинную полосу шириной, равной глубине коробки. Сделай в ней два выреза на расстоянии примерно 15 см один от другого. 3. Отогнув края, закрепи полосу клейкой лентой так, чтобы она делила коробку ровно пополам. 4. Найди на улице муравейник. Надень перчатки и возьми садовой лопаткой немного земли, копнув довольно глубоко, примерно в 5 см от входа в муравейник. Быстро пересыпь землю в банку и закрой банку крышкой. 5. Положи на блюдце кусочек банана, посыпь его сахарным песком и смочи небольшим количеством воды. Поставь блюдце в левую половину коробки недалеко от угла. 6. Сними крышку с банки и быстро пересыпь землю с муравьями в другую половину коробки. Сразу закрой коробку куском стекла. Результат: Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направ-лениях . Но примерно через 20 минут они успокоятся и начнут исследовать свой новый дом. Скоро несколько муравьев найдут вырезы в перегородке и переползут на половину коробки, где находится банан. Примерно через час ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно. Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны , выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае банан, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Муравьиная дорожка

Слайд 8

Тебе потребуются: Фломастеры Листы бумаги Лупа Схема работы: 1. Выбери подходящую паутину. 2. Рассмотри её, только паука не трогай. Отдельные части паутины можно внимательно изучить с помощью лупы. 3. Нарисуй на листе бумаги паутинку. 4. Понаблюдай за пауком. Можно ли его назвать насекомым? Объяснение: За миллионы лет пауки научились плести паутину различного рисунка. Каждая паутина соответствует условиям жизни паука и лучше всего подходит для его любимой пищи. Паук начинает плести паутину с ее основных частей - осевых нитей и нитей крепления. Затем промежутки между основными нитями он заполняет сеткой более тонких нитей. Нити паутины образуются в специальном органе на брюшке паука. Паутина очень устойчива, очень долговечна и очень прочна. Она прочнее шелка, прочнее любого синтетического волокна и прочнее стальной проволоки. Если из паутины паука-крестовика спрясть веревочку толщиной в карандашный грифель, то, чтобы ее порвать, потребуется груз около 250 килограммов, то есть на такой веревочке можно подвесить небольшую корову. На шелковой веревочке такой же толщины можно подвесить только 35 килограммов, на нейлоновой - около 50-60, и чуть больше на стальной проволоке. Изучение паутины Результат: Паутина бывает разной формы. Основные типы паутины - концентрическая, треугольная и мелкоячеистая. Паук – это не насекомое, т.к. у него 8 лапок. Он относится к особому виду животных - паукообразным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект « Почему насекомые- удивительные существа»

Работа по представленному в данном пособии опыту дает детям не только определенные представления ,но и позволяет сформировать  у них познавательный интерес к миру природы, воспитать элементы экол...

Познавательно-исследовательский проект "Мир насекомых"

Летний проект для детей воторой младшей группы...

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...

Доклад на тему: «ДЕТСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ПАПА - ВОДОЛАЗ»: ИНИЦИИРУЕМ ЛЮБОПЫТСТВО РЕБЕНКА, СТИМУЛИРУЕМ СТРЕМЛЕНИЕ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

в  данном докладе описана реализация проекта о профессии родителя - водолаз.На мой взгляд метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать и синте...

Детский исследовательский проект "Муравьи -удивительные насекомые"

Данное исследование предназначено для детей подготовительной группы и ориентировано на изучение вопросов, связанных с формированием способности понимать и любить окружающий мир, бережно относит...