Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
консультация по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму.
Китайская пословица
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
1. Выбор объекта исследования.
2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
9. Уточнение, каким будем эксперимент - кратковременным или долговременным.
10. Прогнозирование результата.
11. Закрепление последовательности действий.
12. Закрепление правил безопасности.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
6. Наблюдение результатов эксперимента.
7. Фиксирование результатов эксперимента.
8. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧИ
Проблемная задача должна быть понятой, следовательно, она должна вызвать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщённый или непосредственно жизненный опыт детей.
Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка.
Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений.
Подводя воспитанников к открытию новых представлений в поиске ответа на вопрос, воспитатель сначала предлагает подумать, делает паузу, задаст вопросы об изменении внешнего вида, возможно, питания, состояния наблюдаемого объекта (в зависимости от возможностей ребенка). Побуждает устанавливать связь наблюдаемых изменений при появлении новых жизненных сезонных условий, ассоциации с подобными изменениями у человека (ребенка) и других объектов природы.
Роль воспитателя заключается в том, чтобы организовать активную деятельность в форме дискуссии, диалога, используя эвристический (поисковый) метод. Воспитатель выступает для детей в роли партнера, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту. В своей речи он использует выражения: «Подумаем вместе», «Посмотрите на наших гостей (березы)», «Найдите, чем похожи и отличаются береза летняя и осенняя?», «У меня есть такое предположение о причинах изменения деревьев...», «Думаю так, как ты», «Я с тобой согласна» или «Я думаю иначе, меня волнует такая мысль...» и т. д. Воспитатель готовых ответов не дает, а побуждает самостоятельно находить соответствующие предположения. Он дает возможность каждому высказаться, не оценивает ответы, а комментирует разные варианты их ответов.
Педагог дает ребенку возможность самому найти путь к получению новых знаний через самоутверждение («Могу, мое мнение уважают»). Он побуждает детей к анализу и самоанализу («Я принимаю ответы другого или думаю иначе, доказываю свою точку зрения»). У детей снимается страх перед ошибкой, они учатся воспринимать неудачу, неправильный ответ не как огорчение, а как сигнал к поиску другого ответа.
Педагог, беседуя со старшими дошкольниками, использует метод прогнозирования: «Что стало бы с деревьями зимой, если бы они осенью не сбросили листву?» Побуждает детей к экспериментированию, проведению опытов для уточнения или подтверждения их предположений.
Этот этап предполагает опору на жизненный опыт ребенка, развитие эмоций, сопереживания, развитие воображения, находчивости, сообразительности, любознательности, самостоятельности, вариативного мышления, воли, коммуникабельности, развитие способности децентрироваться (встать на позицию другого).
ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТОВ И НАБЛЮДЕНИЙ
Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти - двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций.
Процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом. Не говоря уже о низком уровне сформированности трудовых и изобразительных навыков, дети зачастую не понимают смысла совершаемых операций и не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Однако высказанные замечания не должны приводить к отказу от данной формы работы; напротив, следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного, и тогда эксперимент приобретает завершенность.
Ведение документации
Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.
Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфленный по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, то есть о состоянии неба, ветре, осадках и температуре.
Календарь природы можно назвать усложненным вариантом календаря погоды. В нем тоже отражаются сведения о погоде, но, кроме того, здесь представлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого его месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом. Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости.
Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике регистрируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы.
Возрастная динамика формирования навыка регистрации наблюдаемых явлений
Данный вид деятельности для детей весьма сложен. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла производимых операций. Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений является их зашифровыванием в некую условную систему, а работа с полученными материалами - их расшифровыванием.
Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм - с использования готовых фотографий и картинок. Например, при ознакомлении с весенними явлениями в природе детям 2-й младшей группы предлагаются две фотографии: на одной изображено цветущее дерево, на другой - голое, потерявшее листья. Малыши должны определить, на какое из них похоже то дерево, которое стоит перед нами. В конце 2-й младшей - начале средней группы можно использовать циферблат, стрелку которого дети самостоятельно переводят на нужную картинку.
Начиная со средней группы вводятся схематические зарисовки. На первых порах основную работу выполняет педагог; дети только следят за его действиями и выполняют по его просьбе отдельные операции. Чтобы они не оставались сторонними наблюдателями, воспитатель постоянно обращается к ним за советом, просит уточнить увиденное, нарочито совершает ошибки, позволяя детям проявить свою наблюдательность. По завершении работы он дает возможность детям окончательно проверить ее правильность. Постепенно роль детей возрастает, а воспитателя уменьшается. В конце средней группы педагог позволяет делать зарисовки тем детям, у которых соответствующие навыки сформированы лучше, чем у остальных.
В старшей и подготовительной к школе группах календари природы и дневники наблюдений заполняются всеми детьми по очереди; эту работу могут выполнять дежурные по уголку природы. Непосредственный контроль со стороны педагога в 1-м полугодии обязателен. Во 2-м полугодии начинают практиковать заполнение названных документов под неявным контролем педагога, когда детям кажется, что они работают самостоятельно.
Таким образом, формирование навыков регистрации результатов наблюдений осуществляется по следующим стадиям:
- использование готовых форм;
- наблюдение детей за работой воспитателя;
- привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с необходимыми операциями;
-заполнение коллективных календарей и дневников всеми детьми по очереди;
- коллективное заполнение индивидуальных календарей под руководством воспитателя;
-самостоятельное заполнение индивидуальных календарей с последующей сверкой результатов наблюдений.
Указанные этапы соблюдаются не только при переходе детей из одной возрастной группы в другую, но и в том случае, если воспитатель принял новую группу или нового ребенка, не имеющих соответствующих навыков.
Классификация способов фиксации наблюдений
Существующие способы фиксации наблюдений можно разделить на несколько видов:
- ментальные;
-графические: использование готовых форм, изобразительные, письменные;
- практические: фиксация натуральных объектов, моделирование.
Ментальные способы фиксации наблюдений.
Ментальными называются разнообразные способы фиксации увиденного в памяти детей. Сюда относятся те приемы умственных операций, которые облегчают запоминание, увеличивают продолжительность хранения полученной информации и ускоряют извлечение ее из памяти.
Прием 1. Ребенок рассматривает объект (явление) и составляет о нем устный рассказ.
Прием 2. Ребенок внимательно рассматривает объект (явление), отворачивается и, не глядя, дает его описание. После этого воспитатель предлагает снова рассмотреть объект (явление) и самостоятельно внести исправления и уточнения. Как вариант, исправления и дополнения могут делать другие дети.
Прием 3. Более прочной фиксации образа в памяти детей способствует сравнение его с уже известными детям объектами. В средней группе основной акцент делается на отличиях, в старшей и подготовительной, кроме отличий, начинают обсуждать и сходство. В зависимости от конкретных дидактических задач известный объект может или предъявляться детям, или не предъявляться.
Прием 4. Несомненную пользу приносит прием классификации. Он базируется на умении детей находить сходство между объектами (явлениями), поэтому широко применяется только в старшем дошкольном возрасте. Операция классификации базируется на основных ключевых признаках.
Занятие с использованием приема классификации пройдет гораздо эффективнее, чем при сообщении знаний в готовом виде.
Прием 5. Экономизации мыслительных процессов способствует применение метода укрупнения дидактических единиц. Одновременное изучение двух взаимообратных процессов приводит к экономии до 20 % учебного времени. Ум детей обогащается ценнейшим алгоритмом ускоренного извлечения и запоминания знаний. Фактически им приходится запоминать не два понятия, а одно. Реальный, естественно протекающий процесс не дробится искусственно на части, в результате у детей сразу же формируется истинное знание.
Немаловажным является и тот факт, что метод укрупнения дидактических единиц позволяет видеть динамику процесса, его диалектичность, например:
- на холоде вода замерзает, а в тепле лед тает;
- осенью птицы улетают, а весной прилетают вновь;
- осенью деревья сбрасывают листья, а весной они отрастают;
Прием 6. Большую пользу может принести включение материалов наблюдений в сюжетно-ролевые игры типа «Узнай по описанию», «Опиши - мы угадаем», «Что изменилось», «На что это похоже?» и т. п.
Прием 7. Если сведения об увиденном понадобятся через 2-3 месяца, воспитатель примерно раз в неделю под разными внешними предлогами возвращает детей к этим воспоминаниям. Например, чтобы увязать цветение и плодоношение, воспитатель через каждые 7-10 дней возвращается к поре цветения:
«Помните, какими красивыми были эти деревья весной?», а через неделю: «Коля, ты, наверное, забыл размер цветков», еще через 10 дней: «Кто вспомнит, какого цвета были цветы у нашего дерева» и т. д. вплоть до созревания плодов и семян. Для этих воспоминаний не надо проводить специальных занятий, достаточно обычного бытового разговора.
Прием 8. Запоминанию звуков способствуют следующие приемы:
- многократное повторное прослушивание звуков;
- обнаружение их среди других звуков;
- нахождение сходства и различия с другими аналогичными звуками;
- имитация звуков воспитателем и детьми;
- прослушивание звуков в записи;
Выбор способа ментальной фиксации наблюдений диктуется дидактическими задачами, которые педагог планирует решить с детьми на данном этапе обучения.
Использование готовых форм.
Этот способ подразумевает не самостоятельную работу детей, а узнавание объекта (явления) с помощью тех наглядных материалов, которые демонстрирует педагог, иными словами, выбор одного правильного варианта из нескольких предложенных. Готовыми формами могут быть:
- картинки;
- фотографии;
- схематические зарисовки, сделанные педагогом;
- объемное изображение объекта (например, сделанное из пластилина) или игрушки;
- отдельные буквы и слова;
- натуральные объекты;
- циферблаты, на которых необходимо перевести стрелку на нужное изображение;
- листы бумаги с прорезями, в них вставляются плоские фигурки, изображающие объект;
- записи звуков.
Использование готовых форм - самый простой способ регистрации наблюдаемых объектов (явлений). Начинать использовать способ готовых форм можно с конца 2-й младшей или со средней группы. Верхнего предела его применения нет. В определенных условиях он может оказаться полезным и в старшем дошкольном возрасте.
Изобразительные способы фиксации наблюдений.
Зарисовывание объекта является самым распространенным, но не самым легким способом графической регистрации увиденного. Он требует достаточно развитых навыков изображения, а также умения видеть природу.
Схематическое зарисовывание предполагает отражение в рисунке не всех, а только наиболее важных деталей, которые лучше всего заметны, наиболее важны или сильнее всего меняются в ходе эксперимента.
Использование условных знаков позволяет создать рисунок, в котором информация содержится в закодированном виде. Удачным примером этого является система знаков, рекомендуемая для регистрации погодных явлений.
Обведение объектов используется в тех случаях, когда важно сохранить точные размеры или взаимное расположение частей. Так, интересно обводить развивающиеся листочки на ветке или комнатном растении, разветвляющиеся корни, некоторые объекты неживой природы.
Для регистрации линейных размеров используют линейки, полоски бумаги или палочки, длина которых соответствует размерам избранного объекта. Таким способом можно изучать глубину снега в нескольких местах участка, глубину ручья, скорость роста травы и других растений участка (уголка природы), скорость роста котенка, щенка. И даже ребенка.
Планы-схемы создаются для регистрации перемещения или взаимного расположения объектов. План-схема представляет собой лист бумаги с нанесенными изображениями стационарных объектов, на фоне которых происходит перемещение изучаемого объекта. Они являются своеобразными ориентирами -важными опорными точками.
Подсчет количества объектов можно выполнять обычным способом. Если он по каким-либо причинам затруднен (например, при выяснении, сколько берез, тополей и кленов растет на нашем участке), дети, встречаясь с очередным объектом или беря его в руки, ставят вертикальную черту в дневнике наблюдений. Когда приходится одновременно считать объекты нескольких типов, каждому из них отводится особая строка и все палочки ставятся в каждой клетке строго друг под другом. В этом случае сразу, без дополнительных подсчетов видно, каких объектов больше, каких - меньше.
Рисунки-прогнозы полезны для формирования у детей реальных представлений о длительности и последовательности протекания тех или иных процессов, а также для ознакомления с динамикой некоторых превращений. При систематическом применении этой формы дети начинают соотносить свои действия с реальностью, и их рисунки-прогнозы станут более осмысленными.
Фотографирование является очень ценным способом фиксации наблюдений. Оно имеет большие преимущества перед другими способами, так как точно передает особенности объекта. Кроме того, на фотографии запечатлевается фон, что облегчает изучение связи организма и среды обитания. Фотографии удобны и в методическом отношении: их легко размножить и использовать как иллюстративный материал.
Письменные способы фиксации наблюдений.
Запись воспитателя. Поскольку дети дошкольного возраста не владеют письменной речью, развернутый рассказ об увиденном составляет и записывает воспитатель. Специфика работы заключается в том, что он непрерывно советуется с ними, проговаривает записываемый текст вслух, просит уточнить те или иные детали, сходить посмотреть на объект еще раз. Иногда воспитатель нарочито допускает ошибки, тем самым давая детям возможность более внимательно всмотреться в объект, исправить ошибку и, следовательно, лучше запомнить увиденное.
Запись рассказа ребенка. В этом случае воспитатель записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Записанный текст он прочитывает детям для уточнения и исправления. Иногда воспитатель заведомо вносит в текст ошибки, чтобы тренировать внимание детей. Затем после окончательной корректировки текст сохраняется до того времени, когда в нем возникает необходимость. Обычно к нему обращаются тогда, когда нужно сравнить результаты двух разных наблюдений, проведенных при неодинаковых условиях, а также в тех случаях, когда надо вспомнить, как выглядел объект в иной ситуации, при других обстоятельствах.
Запись наблюдений детьми. Если в группе имеются дети, начинающие осваивать грамоту, можно привлечь их для регистрации наблюдений. Детская запись должна состоять из 1-2 слов, являющихся в данном наблюдении ключевыми, отражающими суть наблюдения, или даже из начальных букв этих слов.
Фиксация натуральных объектов.
В соответствии с тремя направлениями экологического образования дошкольников в детском саду можно собирать объекты неживой природы, а также животного и растительного происхождения. Они могут быть представлены единичными экземплярами и коллекциями.
Из объектов неживой природы собирают камешки, разновидности почв, глин, песка, строительных материалов и т. п.
Из объектов животного происхождения в детском саду можно иметь:
- яйца птиц, включая диких, домашних и декоративных (если удастся, можно дополнить эту коллекцию яйцами ящериц, змей и черепах);
- пуховые и контурные перья различных птиц;
- образцы шерсти и меха (перья и шерсть, если они взяты непосредственно от животных, следует подвергнуть дезинфекции).
В детском саду запрещено создавать коллекции, убивая животных. Детям нельзя участвовать в изготовлении чучел птиц и млекопитающих, ловить и морить насекомых.
Мир растений предоставляет для фиксации наблюдений гораздо больше возможностей. Собирая растения, необходимо придерживаться следующих правил:
- не собирать аллергенные растения данной местности; ими чаще всего оказываются полынь, лебеда, кохия (прутняк);
-не брать растения, содержащие много пыльцы, так как именно пыльца чаще всего вызывает аллергизацию детей; такие растения лучше собирать до или после цветения;
-не собирать растения с летучими и вбуравливающимися плодами - тополь, рогоз, ковыль, житняк гребенчатый и т. п.; такие плоды, высохнув, разлетаются по комнате и зачастую попадают в дыхательные пути детей, вызывая раздражение.
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Оборудование центра экспериментирования
Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, лейки, формочки, камешки, песок, вода, лодочки, кораблики лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки.
Центр «Воздух»: воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.
Манипулятивный центр: мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, веревочки.
Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей 1мл.гр.
Направления экспериментальной деятельности | Темы занятий |
Экспериментирование с песком, глиной, камешками | Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков. Наблюдения за природными материалами. Глина. Лепка печений для кукол Песок и глина. Свойства песка и глины. Камни. Сравнение глины и камня |
Экспериментирование с водой | Вода льется из крана. Вода жидкая - она может течь. Свойства воды. Узнаем, какая вода. Вода бывает холодная и горячая. Вода прозрачная. Вода не имеет формы. Растворимость веществ в воде. Разноцветная вода. Искусство дождя. Забавы жарким летом |
Экспериментирование с воздухом | Надувание мыльных пузырей. Ветер по морю гуляет. Познакомьтесь, одуванчик. Знакомимся с одуванчиком. Одуванчиков много - они разные и красивые |
Наблюдения за жизнью растений | Посадка лука. Маленький цветочек |
Наблюдения за жизнью насекомых | Интересные насекомые. Насекомые |
Экспериментирование с предметами | Сокровища природы. Играем на бобах. Потрясающая игра. Лето |
Наблюдения за погодой | Наблюдения за состоянием погоды. Наблюдения за солнцем |
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Оборудование центра экспериментирования
Центр «Песок - вода»: емкости разного размера, мерные кружки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведёрки, куски резиновых шлангов, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
Центр «Науки и природы»: пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, кусочки разной ткани, механические плавающие игрушки, природные материалы (жёлуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т. д.).
Центр «Искусство»: листы белой бумаги, листы цветной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, подставка под кисточки, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, цветные мелки, губки поролоновые разной формы, размера, структуры, зубные щётки, пуговицы, разноцветные лоскутки тканей разных видов, трафареты, ватные палочки, палитра, пиктограммы смешивания красок, салфетки, ватные диски, цветовые волчки.
Центр «Кулинария»: мука, сахар, соль, доски, тёрки, вилки и ложки (пластмассовые), розетки, миски, фартуки, колпаки, нарукавники, подносы, пооперационные карты рецептов блюд.
Центр «Литература»: книги, журналы, лингвистические игры, книги, журналы, книжки-самоделки и оборудование для их изготовления (степлеры, дыроколы, тесьма, клей), план-схема и модели для рассказывания.
Манипулятивный центр: мелкие предметы для счёта и группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, счёты, шнуровка, логико-математические игры, верёвочки, бусинки.
Центр «Воздух»: верёвочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки.
Тематический план но организации поисково-исследовательской деятельности детей 2мл.
Направления экспериментальной деятельности | Темы занятий |
Экспериментирование с песком, глиной | Почему песок хорошо сыплется? Глина, её качества и свойства. Глиняные игрушки. Родственники стекла. Ветер |
Экспериментирование с водой | Свойства и признаки воды. Откуда берётся вода. Пар - это тоже вода. Замерзание жидкостей. Разноцветные сосульки |
Экспериментирование с воздухом | Реактивный шарик Упрямый воздух.. Где теплее? Ветер в комнате («живая змейка») Вертушка |
Наблюдения за жизнью растений | На свету и в темноте. В погоне за светом. В тепле и в холоде. Фабрика питания. Что внутри? Как увидеть движение воды через корни? Может ли растение дышать? Где лучше расти? Что есть в почве? |
Наблюдения за жизнью животных | Дышат ли рыбы? У кого какие клювы? Как пчёлки переносят пыльцу? Кто чистит аквариум? |
Изучаем органы чувств человека | Наши помощники - органы чувств. Носари.Умный нос. Язычок - наш помощник. Глаза - орган зрения.Проверка зрения. Ухо - орган слуха. Как распространяется звук? Где живёт эхо? Почему не слышно? Спичечный телефон. Как появляется песенка. Починим игрушку |
Экспериментирование с солнечным светом | Уличные тени. Солнечные «зайчики» |
Экспериментирование с предметами | Бумага, её качества и свойства. Ткань, её качества и свойства. Пластмасса, её качества и свойства. Резина, её качества и свойства. Игрушки из ниток. Мы - фокусники. Почему всё падает на землю? Защитим себя от солнца. Почему лампочка светит? Твёрдые, жидкие. Как измерить тепло? |
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Оборудование центра экспериментирования
Центр «Песок - вода»: ёмкости разного размера, мерные кружки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблик, лопатки, совочки, ведёрки, куски резиновых шлангов, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, опилки, мерные стаканчики, мерные ложки, шарики из разного материала.
Центр «Воздух»: верёвочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры.
Центр «Науки и природы»: пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (жёлуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т. д.), оборудование для ухода за растениями и животными, модели, календари природы, дневники наблюдений за посадками, лупа, рукавички из разных материалов, кусочки меха, вата, перчатки, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звёзды, месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик и т. д.), магниты, рукавичка с вшитым внутрь магнитом, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей.
Центр «Литература»: книги, журналы, лингвистические игры, книги, журналы, книжки-самоделки и оборудование для их изготовления (степлсры, дыроколы, тесьма, клей), план-схема и модели для рассказывания.
Центр «Искусство»: листы белой бумаги, листы цветной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, подставка под кисточки, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, цветные мелки, губки поролоновые разной формы, размера, структуры, зубные щётки, пуговицы, разноцветные лоскутки тканей разных видов, трафареты, ватные палочки, палитра, пиктограммы смешивания красок, салфетки, ватные диски, цветные нитки, цветовые волчки.
Центр «Кулинария»: мука, сахар, соль, доски, тёрки, вилки и ложки (пластмассовые), розетки, миски, фартуки, колпаки, нарукавники, подносы, пооперационные карты рецептов блюд.
Манипулятивный центр: мелкие предметы для счёта и группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, счёты, шнуровка, логико-математические игры, верёвочки, бусинки.
Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей сред.гр
Направления экспериментальной деятельности | Темы занятий |
Экспериментирование с песком, глиной | Посадим дерево. Где вода? Волшебный материал |
Экспериментирование с водой | Окрашивание воды. Играем с красками. Водяные весы. Реактивный кораблик. Друзья Вода бывает тёплой, холодной, горячей. |
Экспериментирование с воздухом | Танец горошин. Поиск воздуха. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Весёлая полоска. Подводная лодка из винограда. Делаем облако |
Наблюдения за жизнью растений | Что любят растения. Где живут зёрнышки? Где прячутся детки? Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении? Хитрые семена. Соревнование |
Человек | Потеря воды во время дыхания. Вкусовые зоны языка. Значение расположения ушей Отгадай на вкус. Угадай по запаху. Откуда берется голос? Рукам своим не верю. Исследование природы с помощью органов чувств. Ящик ощущений. Тайный похититель варенья |
Экспериментирование с солнечным светом | Чёрное и белое. Солнечные зайчики. Радуга |
Экспериментирование с предметами | Необычные кораблики. Секрет сосновой шишки. Мыло-фокусник. Как замесить тесто? Мой весёлый, звонкий мяч. Узнай всё о себе, шарик. На чём полетят человечки. Стеклянный город. Угадай-ка. Естественная лупа. В мире стекла. Волшебная рукавичка. Умывальников начальник. Волшебные зеркала или 1? 3? 5? Чудесные спички. Необычное рисование. Почему вес звучит? |
Старшая, подготовительная группа
Оборудование центра экспериментирования
Центр «Песок - вода»: ёмкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, куски резиновых шлангов, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, опилки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.
Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.
Центр «Наука и природа»: пластилин, стеки. Горох, пшено, иллюстративный материал, дид.игры по экологии, фонарик, перышко, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки. Природный материал (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы деревьев, косточки плодов, крупа и т.д.) пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном ватой, перышком и т.д.), оборудование за уходом животными и растениями, модели, календари природы и погоды, дневники наблюдений за посадками, лупа, рукавички из разных материалов, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и т.д.), магниты, линейки, спичечные коробки, мелкие реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, микроскоп. Монеты, железные предметы, пипетки. Лейкопластырь, влажные салфетки, шприцы без иголок, фанера, оргстекло, скрепки, проволока, клеенчатые фартуки, рупор из картона, макет «Солнце - земля», карта климатических зон, грузы разного веса, магнитный театр, резиновые груши, резиновые перчатки, щётка-смётка, совок, отвёртки, винтики, наждачная бумага, колесики, деревянные зубочистки.
Центр « Литера тура»: книги, журналы, лингвистические игры, книги, журналы, книжки-самоделки и оборудование для их изготовления (степлеры, дыроколы, тесьма, клей), план-схема и модели для рассказывания, алфавит, буквы, дырокол, скотч, бумага, ручки, прописи, игры для занятий по звуковой культуре речи, картотеки чистоговорок, скороговорок, разрезные картинки, книжки-малышки, кроссворды, ребусы, кубики с азбукой, различные виды театра.
Центр «Искусство»: листы белой бумаги, листы цветной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, подставка под кисточки, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, мелки, поролоновые губки разной формы, размера, структуры, зубные щётки, пуговицы, разноцветные лоскутки тканей разных видов, трафареты, ватные палочки, палитра, пиктограммы смешивания красок, салфетки, ватные диски, цветные нитки, цветовые волчки, пластилин, игровое тесто, бумага различного размера и текстуры, восковые свечи, газеты, штампы, обёрточная бумага, пооперационные карты, синтепон, тряпочки, фломастеры, художественная литература по изодеятельности, восковые мелки, чернила, тушь, ватные шарики, фольга, авторучки.
Центр «Кулинария»: мука, сахар, соль, доски, тёрки, вилки и ложки, ножи (пластмассовые), розетки, миски, фартуки, колпаки, нарукавники, косынки, подносы, пооперационные карты рецептов блюд, сито, дуршлаг, формочки для печенья, кондитерский шприц, контейнеры, миски, лопатки, поварёшка, овощерезка, толкушка, формы для кекса, печенья.
Манипулятивный центр: мелкие предметы для счёта и группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, счёты, шнуровка, логико-математические игры, верёвочки, бусинки, балансовые весы, домино, шашки, коллекция крышек, часов, конструкторы, лото, настольно-печатные игры, пазлы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, рабочие листы с заданиями, счёты, тетради в клетку, цифры, резиновые кольца.
Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей стар.гр
Направления экспериментальной деятельности | Темы занятий |
Экспериментирование с песком, глиной | Песок, глина - наши помощники. Песчаный конус |
Экспериментирование с водой | У воды нет запаха. С водой и без воды |
Экспериментирование с воздухом | Этот удивительный воздух. Парусные гонки. Вдох – выдох. Сухой из воды |
Наблюдения за жизнью растений | Нужен ли корешкам воздух? Земля - наша кормилица. Земля - наша кормилица. Что выделяет растение? Есть ли у растения органы дыхания? Почему цветы осенью вянут? |
Наблюдения за жизнью животных | Могут ли животные жить в земле? |
Человек | Проверим слух. Наши помощники - глаза. Как устроена дыхательная система человека. Зачем человеку глаза? Есть ли у глаз помощники? Что я вижу одним глазом? Взаимосвязь органов вкуса и запаха. Определение пищи на вкус. Большой - маленький |
Экспериментирование с предметами | Как действуют магниты на предметы. Мир бумаги. Мир ткани. Наряды куклы Тани. Лёгкая пластмасса. Как достать скрепку из воды, не замочив рук. Представления о полюсах магнита. Путешествие в мир стеклянных вещей. Меня зовут Стеклянчик. Термометр. Опыт с металлом и пластмассой. Как поднять единицу? Испытание магнита. Разные отражения Удивительные плоды |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей
Направления экспериментальной деятельности | Темы занятий |
Экспериментирование с песком, глиной | Удивительный песок. Сухая и влажная почва |
Экспериментирование с водой | Фильтрование воды. Бережём воду. Где же пятый океан? |
Экспериментирование с воздухом | Соломенный буравчик. Парашют. Вертушка |
Наблюдения за жизнью растений | Запасливые стебли. Куда тянутся корни. Бережливые растения. Упрямое растение. Листья и стебли могут вести себя как соломинки. Много - мало. Почему меньше? |
Человек | Выяснение причины храпа человека. Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещённости. Связь уха с носоглоткой. Опыт Мариотта. Осязательный центр человека. Тепловые и холодовые точки у человека. Обоняние человека. Вдох и запах. Вкус и запах. Острота слуха и её измерение при разных ситуациях. Определение частоты дыхания |
Экспериментирование с предметами | Мир ткани. Мир металлов. Мир пластмасс. Земля - магнит. Комнатный садик. Автомобиль будущего. Вулкан. Полярное сияние. Жилище человека в древности. Дом, в котором я живу. Дом будущего. Дом из ткани. Необычная картина. Парашют - зонтик. Покорение космоса. Мы пишем книгу. Как не обжечься? |
Экспериментирование с солнечным светом | Передача солнечного «зайчика». Радуга на стене |
Экспериментирование со звуком | Поющая струна |
Экспериментирование с электричеством | Как увидеть «молнию»? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольников
Выпускная квалификационная работа на первую категорию...
Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая нахо...
Консультация для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников".
Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период, дошкольного развития ребе...
Конспект Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач в ИЗО деятельности.«Зимний пейзаж»
На этом занятии дети знакомятся новыми видами рисования путём экспериментирования - смешивания красок, рисование свечой. Учатся рисовать пейзаж на стекле с учётом времени суток....
Презентация "Развитие любознательности у дошкольников путем организации опытно-экспериментальной деятельности"
Опытно-экспериментальная деятельность- самый эффективный способ развития любознательности у дошкольников[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11366120","attributes":{"alt":"","class":"med...