Конспект занятия "Берегите воду"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. Свободного
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад №2 города Свободного
Конспект познавательного занятия
по экологии
«Берегите воду»
Подготовила:
Ермоленко Людмила Сергеевна
Воспитатель
1 квалификационной категории
г. Свободный
2018 г.
Цели:
Уточнить представление детей о свойствах воды (прозрачная, бесцветная), может быть разноцветной, если в неё добавить краску.
Закрепить знания о значении воды в жизни людей, растений, животных, сформировать представление о необходимости её беречь.
Развивать наблюдательность, умение принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.
Задачи:
Расширять знания детей и знакомить с окружающим миром природы; Развивать экологически мыслящую личность;
Прививать навыки экологически грамотного поведения в природе; Учить понимать необходимость бережного отношения к воде.
Формы и методы работы с детьми:
1. Наблюдения на прогулке.
2. Экспериментирование.
3. Беседы с детьми о воде «Кому нужна вода», «Нужно ли беречь воду?»
4. Игры
5. Изодеятельность
6. Сказки, загадки, пословицы
7. Рассматривание картин, иллюстраций
8. Разучивание физкультминутки «Дождик», потешек
9. Хороводная игра «Дедушка водяной.
Предварительная работа
Игры как средство ознакомления с окружающим миром:
• «Капля к капелька»
• «Тонет - не тонет»
• «Дедушка водяной»
• «Кто живет в воде?»
• «Как вести себя в природе?»
Игра с элементом ТРИЗа
• «Хорошо - плохо»
• «Кто больше назовет съедобной жидкости» (кисель, сок морс и т.п.)
Игры расширяют и уточняют знания о окружающей природе. Обобщают и систематизируют представления о природе. Помогают развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Поощряет детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке и аппликации; делиться впечатлениями об окружающем мире, полученными из различных источников (просмотр диафильмов, экскурсии, чтение художественной литературы).
Ход занятия.
Раздается стук в дверь вход Капелька.
Капелька. Здравствуете! Я снова пришла к вам в гости. Хочу узнать, умеете ли вы пользоваться водопроводной водой, умеете ли плотно закрывать водопроводный кран. Ой! У вас не все краны исправны. Из одного капает вода. Давайте посмотрим, сколько воды натекло в банку.
Дети рассматривают банку с водой.
Капелька. Вот как много воды натекло! А ведь впустую израсходованная вода попадает в канализацию, и чтобы она опять стала чистой, нужно затратить много сил. Чистую воду нужно расходовать очень экономно. С каждым годом ее количество на Земле сокращается. А воды надо много. Для чего?
Капелька вместе с детьми вспоминает: вода нужна человеку для питья, приготовления пищи, мытья; растениям для поливки; животные также не могут обходиться без воды.
Восп.: Давайте проведем игру-экспериментирование «Прозрачная вода»
Цель: Познакомиться с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется). Сформировать умения и навыки по использованию воды.
Материалы: две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая чаем), стеклянная банка с широким горлышком, таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.
Восп.: Кто такая капелька? Где она живет?
Ребятам предлагается узнать, что находится в банках. Дети убеждаются, что в одной вода, в другой чай.
Восп.: Что мы делаем?
Дети: Переливаем, наливаем воду.
Восп.: Что делает водичка?
Дети: Льется.
Восп.: Послушайте, как она льется. Какой слышим звук?
Воспитатель предлагает детям добавить в стаканчики цветной краски ложечкой, помешать и понаблюдать какого цвета будет вода. Почему?
Ответы детей.
Проведем с Капелькой другой опыт
«У воды нет вкуса»
Предложите детям выпить через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны показать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Второй опыт «У воды нет запаха»
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начну уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она балы безопасной для вашего здоровья.
Ребята, есть правила по использованию воды.
- Закрывать кран с водой.
- Не пускать воду сильной струей.
- Набирать столько, сколь необходимо, не наполнять ванну доверху..
- Содержат реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорят природные водоемы
Ребята, как мы используем воду?
- Вода выпадает в виде дождя и ручьями и реками растекается по земле. Ее собирают и хранят в больших водохранилищах.
- Затем очищают воду.
- По подземным трубам воду перекачивают в дома.
- Использованная вода снова уходит в трубы – канализационные коллекторы.
- Но прежде чем вода вернется в реку или в море она проходит очистку.
А сейчас разберем проблемную ситуацию «Работящая река».
Выражение «работящая река». Как же река может работать? Ведь у нее нет ни рук ни ног? На картине нарисованы луга, поля, фабрика. А причем же здесь река?
Высказывания детей.
Река весной наполняется водой из-за таяния снег, выходит из берегов и поит своей водой землю. Когда вода спадет, здесь вырастут густые травы. Эти луга называют заливными. Сюда пригоняют стада коров, коз, овец. Здесь заготовят на зиму сено. Воду из реки берут для полива (орошения) посадок на полях, овощей в огородах.
Фабрики также чаще всего строят на берегах реки: на судах по воде доставляют сырье для фабрик, перевозят готовят готовую продукцию. Нужна вода и для производства продукции.
Оказывается, река действительно умеет работать.
Ребята, настало время для физминутки
Закройте глаза, послушайте внимательно и скажите, что услышали: шуршание бумаги, шуршание сухих листьев, стук капель дождя.
Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.
Капля раз (прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два (прыжок)
Очень медленно сперва (4 прыжка)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом (8 прыжков)
Мы зонты свои раскрыли (руки разводят руки в стороны)
От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой)
А теперь проведем игровое упражнение «Кому нужна вода?»
Цель. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ: растений, животных, человека. В городе вода «приходит» в дом по трубам водопровода, в сельской местности ее берут из колодца.
Материал. Игрушка Капелька, картина с изображением колодца.
Ход игры.
Капелька предлагает ребятам обойти группу и выяснить, где и кому нужна вода. Остановки делаются возле растений (вода нужна для поливки, иначе растения погибнут); около аквариума (рыбки живут в воде, без нее они погибнут); около попугаев (вода нужна для питья, причем каждый день чистая); около мойки (вода нужна для мытья посуды); рядом с игровым уголком (вода нужна, чтобы стирать куклам одежду и мыть игрушки); около туалета (вода нужна для умывания, для мытья рук и ног).
Воспитатель и Капелька помогаю детям прийти к выводу о том, что вода жизненно необходима растениям, животным и человеку.
Далее Капелька рассказывает детям откуда берется вода, как она по трубам попадает в дом. Дети находят и осматривают водопроводные трубы, трогают их, определяют, какая вода - холодная или горячая - течет по ним.
Затем Капелька рассказывает: в домах, расположенных в сельской местности, нет водопроводных труб. Показывает картину с изображением колодца, рассказывает о его назначении.
Воспитатель дает детям задание выяснить, для чего нужна вода у них дома.
Ребята, послушайте Вопросы -шутки.
• Какая бывает лошадь, когда ее покупает цыган?
(мокрая)
• Где сухого камня не найдешь?
(в воде)
• Во время дождя под каким кустом заяц сидел?
(под мокрым)
• Какие бывают на дне морские камни?
(мокрые)
• Может ли дождь идти два дня подряд?
(нет, их разделяет ночь)
• На какое дерево садится ворона во время дождя?
(на мокрое)
• По чему (почем) утка плавает?
(по воде)
• Чего в решете не унести?
(воды)
• Какая сестра сильнее брата?
(вода - огня)
• Что шумит без ветра?
(вода)
• Что это за дерево вниз вершинами растет?
(сосульки ледяные)
Поиграем в игру «Что лишнее?»
Дождь, град, листопад, иней;
Снегопад, роса, эхо, туман;
Назовите свойство, не присущее воде:
Прозрачная, имеет цвет, без запаха, растворяет соль.
Назовите лишнее слово:
Лед, роса, туман, дождь
речная вода, град, дождь, капель
Следующая игра «Кто больше назовет съедобной жидкости»
Ситро, минеральная вода, кисель, сок, бульон, какао, молочный суп, морс, кока-кола и т.д.
Царица-Вода предлагает вопросы-шутки, чтобы вернутся в детский сад.
Вопросы-шутки:
Где сухого камня не найдешь? (в воде)
Какие бывают на дне морские камни? (мокрые)
Во время дождя под каким кустом сидел заяц? (под мокрым)
На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое)
Чего в решете не унести? (воду)
Может ли дождь идти три дня подряд? (нет, их разделяет ночь)
Что шумит без ветра? (вода)
Капелька: Молодцы, ребята. Правильно отвечали на мои вопросы-шутки, а теперь закрывайте глаза.
Рефлексия. Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались? Что нового вы узнали?
Капелька угощает детей и гостей минеральной водой. Каждый ребенок получает эмблемы «Капелька»
Занятие окончено. Спасибо за вашу работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"
Конспект занятия в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....
Конспект занятия " Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды."
Занятия с экспериментами....
Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»
Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...
Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."
Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......
Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»
Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...