Конспект летней досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Журкова Надежда Юрьевна

Конспект содержит материал по проведению летней досуговой деятельности. В нем представлены игры,загадки по экологическому воспитанию старших дошкольников, физкультминутки, психогимнастика, способствующие снятию психологической нагрузки. Досуговая деятельность построена в форме путешествия по территории детского сада, что способствует поддержанию интереса к изучаемому материалу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект летней досуговой деятельности для детей старшего возраста.

Тема: «Экологическая тропа».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.

Целевые ориентиры:

  • воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы;
  • формировать желание беречь родную природу, заботится о её сохранности;
  • закрепить знания о лекарственных растениях;
  • учить называть деревья, растущие на территории детского сада, выделять их существенные признаки;
  • развивать речь, мышление, наблюдательность;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков.

Материалы: конверты с заданиями, развешенные в определенных местах; бубен, вырезанные из картона листья рябины, клена, березы; конфеты.

Содержание досуговой деятельности.

Воспитатель. Ребята, оглянитесь вокруг! Обратите внимание на окружающую нас природу! Как красиво кругом – зеленая листва, яркие цветы, голубое безоблачное небо. Скажите, какое сейчас время года? (Ответы детей). Правильно, лето. Самое яркое и теплое время года. Послушайте, как красиво описала лето поэтесса Елена Трутнева.

ЛЕТО.

Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,

Если утром рано росы гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета вся вода в реке до дна,

Значит, это уже лето! Значит, кончилась весна!

Ребята, а какие приметы лета вы знаете? (Ответы детей). Очень хорошо, молодцы. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир природы. Внимательно слушайте и смотрите вокруг. Много нового и интересного узнаете вы сегодня. А в конце нашего пути вас ожидает сюрприз. Но сначала давайте все вместе поприветствуем окружающий нас мир.

Дети встают в круг.

Психогимнастика «Доброе утро».

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!».

Доброе утро солнцу и птицам,                          Дети протягивают руки вверх.

Доброе утро улыбчивым лицам!                     Дети берут друг друга за руки.

Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающей нас природе.

Наше путешествие в мир природы начинается. Куда же мы отправимся в первую очередь? Посмотрите, на крыльце лежит какая-то записка. Давайте ее прочитаем.

Воспитатель читает записку.

Чтоб сюрприз вам отыскать,

Надо к клумбе прошагать.

Там подсказочку найдете,

Дальше вместе вы пойдете.

Дети вместе с воспитателем подходят к клумбе.

Воспитатель. Ребята, вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на земле. Растения не только дарят нам свою красоту, помогают всем живым существам дышать, но и лечат от разных болезней. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся разными травами. И в старые времена, когда еще не было больниц, таблеток и уколов, люди тоже лечились травами. Свои знания о лекарственных растениях они передавали своим потомкам. Составлялись толстые книги - «Травники», «Цветники», в которых рассказывалось о полезных свойствах растений. Да и сейчас люди очень часто сами собирают травы и готовят себе лекарства. В аптеках можно увидеть разнообразные сухие травы, а также настойки, микстуры, таблетки из лекарственных растений. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами? (Ответы детей).

Теперь, ребята, давайте поговорим о лекарственных растениях, которые растут на территории нашего детского сада. Но сначала отгадайте загадку.

ЗАГАДКА.

Семена, как коготки,

Желто – красные цветки,

От горла помогают,

Кто же их не знает. (Календула).

Подойдите, пожалуйста, к клумбе и отыщите цветы календулы. Молодцы, правильно выполнили задание. Цветы календулы не только очень красивые, но и полезные. Препараты из этих цветов успокаивают нервы, улучшают работу сердца, их используют для лечения ран, ожогов. Настоем календулы полощут рот и горло при ангине.

Следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет вам его название.

ЗАГАДКА.

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят.

У каждой сестрички –

Белые реснички. (Ромашки).

Конечно, это ромашки. Ромашка – одно из самых популярных лекарственных растений. Отварами из этих цветов промывают раны, они помогают больному животику, входят в состав успокоительных сборов.

А кто угадает это растение?

ЗАГАДКА.

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги. (Подорожник).

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему оно так называется? Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей). С давних пор люди используют подорожник для заживления ран.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти в поле и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одно – беречь ее. Помните и всегда выполняйте эту просьбу.

А наше путешествие продолжается. Дальнейший путь нам подскажет вот эта записка, которую я вижу возле клумбы.

Воспитатель читает записку.

Путь теперь держите к клену,

Он кудрявый и зеленый.

Там заданье выполняйте,

Дальше весело шагайте.

Воспитатель и дети идут к клену.

Воспитатель. Клен легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами. Весной клен пробуждается одним из первых. Как только начинает таять снег, корни клена впитывают влагу из земли и гонят ее по стволу к веткам. Если в это время сделать на дереве надрез, то из него потечет сладкий кленовый сок. В конце апреля клен начинает цвести. Цветочки у него мелкие, желтовато-зеленоватые, но у них сильный привлекательный запах, который очень нравится пчелам и другим насекомым. Плоды клена похожи на маленькие пропеллеры. Осенью они отрываются от веток, и ветер разносит их в разные стороны. Древесина клена очень легко гнется, поэтому с давних времен ее использовали для изготовления музыкальных инструментов. Сейчас из клена изготавливают скрипки и гитары, а еще – быстрые и легкие лыжи.

Я вижу на клене какой–то конверт. Это письмо клена, адресованное вам. Сейчас я вам его прочитаю.

Письмо клена.

Здравствуйте, ребята. Я очень рад вас видеть. Я очень люблю, когда ко мне приходят дети, играют, поют, весело смеются. А вы хотите со мной поиграть?

Физкультминутка.

Выросли деревья в поле,

Хорошо расти на воле!                        Развести руки в стороны.

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.                  Руки вверх, потягивание.

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,                 Дети машут руками.

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.                      Наклоны вперед.

Вправо–влево, взад–вперед –

Так деревья ветер гнет.                    Наклоны.

Он их вертит, он их крутит,

Да когда же отдых будет?                Вращение туловищем.

Ветер стих, взошла луна,

Наступила тишина.

Молодцы, ребята. Хорошо размялись. А теперь отгадайте загадку.

ЗЗГАДКА.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель).

Конечно, это ель. Так что теперь надо к ели вам идти, чтоб заданье там найти.

Дети с воспитателем подходят к ели.

Воспитатель. Ветки ели покрыты иголками, которые называют хвоей. Иглы ели имеют плотную твердую кожицу, поэтому им не страшен мороз. Ель очень полезное дерево, оно издает хороший запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает нам быть здоровыми. Ель тоже приготовила для вас задание, оно вот в этом конверте, который висит на дереве. Ель предлагает вам поиграть в игру «Когда это бывает?».

Игра «Когда это бывает».

  • Снег на полях,
    Лёд на водах,

Вьюга гуляет.
Когда это бывает?

  Пусты поля, 
Мокнет земля,
Дождь поливает, 
Когда это бывает?

  Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

  Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?

  Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

  Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?

Молодцы, ребята. Правильно отгадали. Но вот вам еще одна загадка.

ЗАГАДКА.

У нее такой наряд –

Бусы красные висят.

Но птицы прилетели,

Все бусины поели. (Рябина).

Конечно, это рябина. Вы к рябине отправляйтесь, найти подсказку постарайтесь.

Дети с воспитателем идут к рябине.

Воспитатель. Рябина- жительница лесных полян и опушек, но русские люди издавна хотели приблизить к себе это дерево - сажали его перед окнами в палисаднике, около изгороди в саду,  на обочинах дорог. Они верили в то, что деревце обладает волшебной силой.  Когда строили дом, у ворот  сажали рябину, считалось, что она оберегает от недобрых людей. Сейчас забыты старые поверья, но люди продолжают сажать рябину у своих домов и не за её магическую силу, а за её скромную и трогательную красоту. Рябина хороша во все времена года: и ранней весной, когда распускаются её светло-зелёные листочки, и ранним летом, когда она стоит лёгкая и светлая в красоте своих белых и душистых цветов и, конечно, осенью, когда невозможно оторвать глаз от ветвей, украшенных зрелыми пунцовыми ягодами.

А кто из вас  скажет мне, чем лист рябины отличается от листа клена? (Ответы детей). Давайте поиграем в игру «Беги к своему дереву».

Подвижная игра «Беги к своему дереву».

Материал: бубен, вырезанные из картона листья клена, березы, рябины.

Дети бегают по кругу под звуки бубна. Когда бубен замолкает, дети берут один из листьев, лежащих в центре круга, и бегут к дереву, чей лист им попался. Игра повторяется

2-3 раза.

Воспитатель. Молодцы, хорошо поиграли. Наше путешествие продолжается. Куда нам дальше идти, подскажет загадка.

ЗАГАДКА,

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет.

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит. (Береза).

Правильно, это береза. Отправляемся к ней.

Дети с воспитателем идут к березе.

Воспитатель. Березку можно узнать издали по ее белой коре, которая называется берестой. С давних времен бересту использовали для изготовления бытовых изделий. Заготавливали бересту весной, когда она свободно отделяется от дерева. Бересту сушили в тени и разглаживали под прессом. Из бересты изготавливали туески, кружки, хлебницы, короба. Из внутренней части коры березы – лыка – плели лапти, корзины. Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте писали. Береза и в наши дни приносит пользу. Ее почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.

Но наше путешествие подошло к концу, и сейчас вы получите обещанный сюрприз, но  для этого нужно еще немного подумать. Как вы думаете, есть ли деревья, на которых растут конфеты и другие приятные сюрпризы? (Ответы детей). Конечно, такие деревья бывают только в сказках. Но сегодня – особенный день и особенное путешествие. Поэтому такое дерево появилось у нас в детском саду. Давайте его найдем. А поможет нам, вот эта картинка, которая висит на березе.

На березе висит листок, на котором по кругу расположены предметные картинки: якорь, бабочка, ложка, очки, нитки, яйцо. По начальным звукам этих слов дети вместе с воспитателем составляют слово «яблоня».

Дети с воспитателем идут к яблоне и находят там конфеты, развешенные на ветках.

Воспитатель. Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что нового вы узнали? О каких лекарственных растениях мы беседовали? Какие деревья растут на территории нашего детского сада? Какие существуют  правила поведения на природе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуговая деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Юные циркачи"

Конспект досуговой деятельности предназначен для педагогов ДОУ...

Конспект совместной досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (развлечение) Тема: « В царстве Снежной Королевы»

ЗАДАЧИ:Образовательные – Закрепить знания детей об эмоциях. Продолжать упражнять в передаче заданного эмоционального состояния. Закреплять знания музыкальных инструментов и их видов.Развивающие ...

Конспект спортивно-досуговой деятельности в группе старшего дошкольного возраста по теме: «Надо знать с рождения правила движения» предназначен для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет.

       Познавательная   деятельность направлена на обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах, профилактике детского дорожно-транспортного травматизм...

Конспект спортивно-досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Широкая Масленица"

Дети знакомятся с традициями и обычаями русского народа, получают положительные эмоции  от общения с друзьями и веселое бодрое настроение....

Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Масленица» составитель Садкова Е.В.

Цели:- Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.- Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.- Способство...

Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Берегите ёлочку-красавицу»

Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу....