Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Изучая особенности смыслообразования психолог В.К. Вилюнас обнаружил что личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной (словесной). Вербализованная форма это осознание обозначение того, что придаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная её эмоциональное проживание. Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста. Единственно возможная форма, благодаря которой детям становится понятен смысл деятельности, в том числе и познавательной эмоциональное проживание различных познавательных ситуаций ситуаций решения познавательных задач. Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче условие развития его познавательных интересов. В связи с этим педагогу необходимо ставить перед собой цель развивать познавательную мотивацию познавательные интересы детей. Для этого педагог должен создать ситуацию в которую включена познавательная задача осмысленная ребёнком создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
Изучая особенности смыслообразования психолог В.К. Вилюнас обнаружил что личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной (словесной). Вербализованная форма это осознание обозначение того, что придаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная её эмоциональное проживание. Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста. Единственно возможная форма, благодаря которой детям становится понятен смысл деятельности, в том числе и познавательной эмоциональное проживание различных познавательных ситуаций ситуаций решения познавательных задач. Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче условие развития его познавательных интересов. В связи с этим педагогу необходимо ставить перед собой цель развивать познавательную мотивацию познавательные интересы детей. Для этого педагог должен создать ситуацию в которую включена познавательная задача осмысленная ребёнком создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.
Очень важно чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций задач-загадок какого-либо сказочного или познавательного материала связанного одним сюжетом куда вплетаются задания на развитие воображения памяти мышления. Например изучая тему «Домашние и дикие животные» можно предложить детям ситуацию что Незнайка запутался и никак не может различить их. Поэтому предлагая задание на развитие памяти предложить отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному (дикому или домашнему). Далее предлагается задание на развитие воображения: представьте себя каким-нибудь диким (домашним) животным и теперь посмотрите вокруг: что вы можете увидеть? И наконец даётся задание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 0-0 окошечками где располагаются схематично изображённые признаки диких животных и здесь же среди них в каком-либо окошечке один кружок лишний относящийся к домашнему животному. Детям необходимо закрыть лишний ненужный признак.
В ситуации требующей для своего решения применения новых способов дети испытывая неудовлетворённость из-за возникающих противоречий направляют себя на поиск. Нахождение способа или ответа на вопрос приводят к положительной эмоции которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса. Следовательно познавательные игры-занятия направлены на развитие ребёнка а не на сообщение ему суммы знаний умений и навыков.
Познавательные игры-занятия могут проводиться как комплексные которые включают в себя разные виды деятельности. Л.С. Выготский писал что если школьник обучается по программе предложенной ему взрослыми то дошкольник принимает эту программу в той мере в какой она становится его собственной. Как добиться того чтобы ребёнок сделал нашу программу своей? Для этого есть один путь использование тех видов деятельности которые привлекают ребёнка соответствуют его возрасту. Поэтому педагогу необходимо определить виды деятельности в которых происходит формирование способностей к наглядному моделированию и развитие воображения. Такими видами деятельности будут являться: ознакомление детей с художественной литературой ознакомление детей с природой занятия по рисованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как своё место в структуре целостн...
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребё...
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.Уг...
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
Познавательные игры-занятия могут проводиться как комплексные, которые включают в себя разные виды деятельности. Л.С. Выготский писал, что если школьник обучается по программе, предложенной ему взросл...
Семинар для воспитателей: «Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях»
Семинар для воспитателей: «Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях»...
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы нево...
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.Уг...