Тема. Наши пернатые друзья (старшая группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

ОО Познавательное развитие. 

НОД Познавательно – исследовательская деятельность.

Форма организации: решение проблемной ситуации.

Тема. Наши пернатые друзья.

Цель. Продолжать формировать представления о приспособлении птиц  к сезонным изменениям  в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_nashi_pernatye_druzya.docx503.13 КБ
Файл pernatye_druzya.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

ОО Познавательное развитие.  

НОД Познавательно – исследовательская деятельность.

Форма организации: решение проблемной ситуации.

Тема. Наши пернатые друзья.

Цель. Продолжать формировать представления о приспособлении птиц  к сезонным изменениям  в природе.

Задачи.  Закрепить представления детей о перелетных (грач, ласточка, лебедь, скворец, кукушка) птицах и зимующих (воробей, синица, снегирь, голубь, сорока, ворона и др.) птицах.  

              Расширять представления о зимующих птицах родного края.  

              Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц.

              Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц.

              Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость.

                 

     

 

Ход   НОД

«Приветствие»

Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я(Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

- Ребята, я знаю мальчика, его зовут Миша.   Миша решил принять участие в конкурсе «Наши пернатые друзья». Он выполнил все задания и попросил нас, проверить правильно он их выполнил или нет.

 

Простановка цели детьми

- Вы согласны помочь Мише?

- Ребята, раз конкурс называется «Наши пернатые друзья», как вы думаете, про кого были задания на конкурсе? (Про птиц)

- Как вы думаете, мы сможете помочь Мише?

Вы все знаете про птиц?  

- Хорошо. Выполняя задания, вы будите  себя оценивать. Те ребята, кто сможет сам выполнить задание, возьмет себе семечку. Если при выполнении задания у вас возникнут трудности и вам понадобится помощь, то вы возьмете кедровый орешек.

- Ребята, а как же  Миша узнает, правильно он выполнил задание или нет? Что мы можем сделать? (Снять   видео и отдать  Мише).

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

  Посмотрим, какие задания были на конкурсе и как Миша с ними справился.

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

1 задание.

- Рассмотри картинки с изображением птиц обитающих в Омской области? Распредели зимующих птиц на синий круг, перелетных на зеленый круг?

- Вот так это задание выполнил Миша. Посмотрите внимательно, он все сделал правильно?

- Исправим ошибки?  

- Отвечает Саша, кто согласен с ответом Саши, покажите карточку с зеленым кружком, кто не согласен с красным.

- Ребята, а почему ласточку, скворца и других птиц, называют перелетными? Почему они улетают в теплые края?

- Почему воробьев, синиц, голубей и других птиц называют зимующими?

-Ребята, зимой к  нам прилетают снегири, и зимуют вместе с нами. А как вы думаете, где живет снегирь в теплое время года?

-Очень интересную информацию о снегире я прочитала в этой энциклопедии. Она называется «Птицы  России». Послушайте:

 - Снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Поэтому их называют – кочующие птицы. Как вы понимаете слово кочующие, это какие птицы? (Это птицы,  которые все время перелетают с одного места на другое в поисках пищи.)

- Как вы думаете, каких еще птиц называют кочующие?

- Ученые  орнитологи, которые изучают жизнь птиц, к кочующим птицам относят свиристеля и  синичку. Эти птицы тоже кочуют  с одного места на другое в поисках пищи. 

 

Поиграем в игру «День – ночь»

Возьмите в руки  картинку с изображением птицы. Обручи это домики для птиц. В этом домике с изображением пальмы, будут жить перелетные птицы. В этом  будут жить   птицы, которые с нами живут и зимой и летом – зимующие. А еще их называют – оседлые,  потому что они круглый год не куда не улетают.      И  в третьем обруче лежит картинка  сосулька – домик для кочующих птиц.  Кто запомнил, каких птиц называют кочующими?

По сигналу «день» птички начинают летать. По сигналу «ночь»   бегут в  свой «домик».  

- Поменяйтесь картинками и поиграем еще раз. Игра проводится 3-4 раза.

- Молодцы, оцените себя.

 

- Посмотрим следующее задание.

Дидактическая игра «Узнай птицу по ее части».

 2 задание.   Узнай птицу по ее части.

Хвост ласточки –  Миша написал, что это голубь и др.

- Ребята правильно Миша выполнил задание?

 - Он все перепутал! Поиграем в игру и расскажем Мише, как мы узнаем птиц.

 - Раскручивайте юлу. (Грудь и хвост сороки). Какая это птица? Почему ты так решила? Все согласны? (Это хвост сороки.)

-  Это грудка воробья и др.

-  Молодцы. Оцените себя. 

Физкультминутка

Птички прыгают, летают,        Дети прыгают, «летают»,

Птички прыгают, поют,        «поют»,

Птички крошки собирают. «собирают»,

Зернышки клюют.        «клюют»,

Перышки почистили.        «чистят».

Клювики почистили,

Дальше полетели        «Улетают»,

 И на место сели.        садятся.

Игровое упражнение «Птичья столовая»

Зима – тяжелое время года для всех птиц, но не из-за холода и морозов, а из-за того, что с наступлением холодов исчезает или значительно сокращается корм. Зимний день короток и время на поиск пищи у птиц немного. Поэтому птицы стремятся туда, где проще найти корм и можно спрятаться от зимней стужи – в города, села, деревни — ближе к людям.

- Как мы можем помочь птицам зимой? (Мы можем их подкармливать.)

3 задание «Птичья столовая».

Наклей изображения тех продуктов, которыми можно подкармливать птиц зимой?

- Посмотрите, правильно  Миша выполнил задание? Почему вы так думаете?

- Чем нельзя кормить птиц?

-Какие правила кормления птиц вы знаете?

(Птиц надо подкармливать постоянно в одно и тоже время. Если птиц подкармливать не всегда, то прилетев к пустой кормушке, они останутся голодными и не успеют найти себе другую еду и могут погибнуть от холода.)

 - Ребята, какие птицы чаще всего прилетают к нашим кормушкам? (Воробьи, синички, снегири, голуби).

 

 

 

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

- Проходите за столы. У вас на столах лежат карточки. Обведите в кружок продукты, которыми можно подкармливать птиц зимой.   И зачеркните тот корм, которым нельзя покармливать птиц.

- Выполняйте задание. Молодцы!

- Как вы думаете, какие угощения любят синички? Воробьи? Снегири? Голуби?  Как мы будем подкармливать голубей?

- Ребята, а где, нам могут пригодиться эти карточки?   А Мише они помогут? Как они помогут Мише? Что он будет знать?

-Вы выполнили еще одно задание, оцените себя.

 

Подведение итога

 - Ребята, как вы думаете, у нас получилось помочь Мише? Что мы для этого сделали?

- Ребята, посмотрите в свои кормушки. Что у вас там лежит?

- У всех семечки. Все сегодня были молодцы!

( У Савелия один кедровый орешек. Ты помнишь какое задание вызвало у тебя затруднение?)

- Сегодня на прогулке, я вам предлагаю не только покормить птиц, но еще и понаблюдать какие птицы сегодня прилетят в «птичью столовую» и отметить в нашем календаре наблюдения, сколько и какие птички прилетали.

 

А.Яшин ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна – и не страшна

Будем им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать!

Улететь могли,

А остались зимовать

За одно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

http://www.pedkabinet.ru/_ph/29/698051640.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 задание. Рассмотри картинки с изображением птиц обитающих в Омской области? Распредели зимующих птиц на синий овал, перелетных на зеленый овал?

Слайд 2

СОРОКА СНЕГИРЬ СИНИЦА 2 задание. Узнай птицу по ее части .

Слайд 3

3 задание «Птичья столовая». Наклей изображения тех продуктов, которыми можно подкармливать птиц зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – викторины по ознакомлению детей с природным окружением в старшей группе на тему: «Наши пернатые друзья».

Цель: Закрепить знания детей о птицах родного края; упражнять в умении загадывать описательные загадки о птицах; узнавать птиц по голосам, на слайдах; упражнять количественному счёту в пре...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Тема: "Наши пернатые друзья". (старшая разновозрастная группа)

Цели:Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду. Закрепить знания детей о последовательности в развитии птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на ...

Конспект познавательного занятия по экологическому воспитанию на тему: «Наши пернатые друзья» в старшей группе «А»

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, расширять представления о перелетных и зимующих птицах....

Обобщающее, интегрированное занятие в старшей логопедической группе Тема: «Наши пернатые друзья»

Цель: Развитие в занимательной форме речевой деятельности детей.Образовательные области:«познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «худож...

Сценарный план НОД в старшей группе по теме "Наши пернатые друзья"

Развивать монологическую и диалогическую речь детей...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Наши пернатые друзья"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 25 города Ейска муниципального образования Ейский район   Конспектзанятия с детьми стар...