Конструкт "Вода наша жизнь"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Муллаянова Римма Римовна

Воспитание чувства любви к родной природе, бережного отношения к воде. Воспитание культуры взаимоотношений со сверстниками, желания прийти на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zanyatiya_mullayanova_r.r.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С ДЕТЬМИ

Составитель: Муллаянова Р.Р., воспитатель МАДОУ ЦРР- детский сад 52

Тема: «Вода- наша жизнь ».

Возрастная группа: дети 4-5 лет  (средняя группа ).

Форма совместной деятельности:   познавательно - исследовательская   деятельность.

Форма организации: групповая.

Учебно-методический комплект: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного возраста «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы; методическое пособие «Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова.

Средства: 

наглядные: глобус, картинки для демонстрации.

литературные: стихотворение « Вы слыхали о воде?» 

Материалы и оборудование: для опытов банки, прозрачные стаканы на каждого ребенка, пластмассовые ложечки, фильтр, чайник, блюдца с кусочками льда, полотенца, следы- капельки, для ребенка  Капитошки голубая юбочка, маска с капелькой.

Достижение образовательных результатов

физически развитый: Качественно согласовывает движения с текстом заклички.

любознательный, активный: Проявляет интерес к исследовательской  деятельности. Способен к самостоятельным действиям в различных видах исследовательской  деятельности.

эмоционально отзывчивый: Эмоционально отзывчив в игровой деятельности. Способен проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту объектов неживой природы ( снежинки, сосульки, ручейки).

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: Проявляет желание сообща заниматься поисково- исследовательской  деятельностью. Умеет налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками, делиться своими впечатлениями со взрослыми и сверстниками.

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: Может планировать свои действия в исследовательской деятельности для достижения цели. Проявляет доброжелательность, помощь другим детям, сказочным героям. Может общаться спокойно, без крика.

способный решать интеллектуальные и личностные задачи: Может высказывать свое мнение, делиться своими впечатлениями.  Может выполнять различные поручения  взрослого, преодолевать небольшие трудности. В случае проблемной ситуации обращаться за помощью.

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: Понимает ценности для людей природных ресурсов, необходимости оберегать и сохранять их.. Понимает содержание литературных  произведений как отражения окружающего мира.

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: Умеет слушать взрослого и точно выполнять  задания: по словесной инструкции, по показу. Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

овладевший необходимыми умениями и навыками: Проявляет желание слушать , размышляет, высказывает свое мнение. Владеет практическими умениями и навыками.

Задачи

Обучающие:. Формировать умение обобщать, анализировать, делать выводы

. -Познакомить детей со свойствами воды и  методам ее исследования.

-Формирование грамматического строя речи через словесные игры.

-Формирование у детей позитивного отношения, познавательного интереса к объектам неживой природы

Воспитательные: Воспитывать чувство любви к родной природе, бережного отношения к воде. Воспитывать культуру взаимоотношений со сверстниками. Воспитывать желание прийти на помощь,  любознательность, интерес к окружающему миру, внимание, аккуратность при выполнении работы.

Развивающие: Развивать память, мышление, речь, умение размышлять и обобщать результаты.

 

Этапы совместной деятельности

Содержание  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация деятельности.

Цель: сплочение детей, настрой на положительную работу.

1. Приветствие «Улыбка»

Воспитатель: давайте улыбнемся друг другу.

С голубого ручейка начинается река, а игра – начинается с улыбки.

Воспитатель: а еще мы поприветствуем солнышко.

2. Игра в кругу «Весняночка»

Солнышко, солнышко – золотое донышко. Гори, гори ясно чтобы не погасло,  побежал в саду ручей, прилетело сто грачей, а сугробы тают, а цветочки подрастают.

.Установка

на доброжелательное отношения, помогает построить круг,

создает мотивационную ситуацию.

Нацеливает на игру.

Дети приветствуют гостей.

Дети стоят в кругу, проговаривая слова.

 -идут по кругу

- руки вверх

- бегут по кругу

- «летят»

- приседают

- встают на цыпочки, тянутся вверх.

Воспитатель: -Какое время года наступило?

-

Что изменилось в природе с приходом весны?

Стимулирует к  общению, любознательности детей. Создает ситуацию выбора. Поддерживает детскую инициативу.

 

Нацеливает на ответы.

Выставляет картинку с изображением весны.

 

Сосредотачивают внимание на педагоге.                          Ответы: наступила весна.

С интересом рассматривают картины

Отвечают на вопрос воспитателя.

Ответы: наступила весна.

Ответы: тает снег, бегут ручьи, стало тепло, прилетели птицы и т.д.

Проблема, поиск решений.

Цель: опора на опыт детей, актуализация знаний, необходимых для открытия новых знаний.

В гости забегает   «Капитошка»

Я– веселая Капитошка, поиграть пришла немножко.

Воспитатель:

Здравствуй, Капитошка, мы рады тебя видеть!

Капитошка : как вы думаете

, из чего я сделана?

Воспитатель: - А вы, друзья, знаете для чего нужна вода на земле?

- Капитошка, в какой воде ты живешь?

Капитошка: я живу только в чистой воде.

Вывод: воду необходимо охранять от загрязнений, беречь.

Показываю глобус– это наша земля только уменьшенная во много раз.

-Какого цвета больше на глобусе?

Голубым цветом показана на глобусе вода – все моря и океаны нашей планеты.  Воду «пьет» суша: поля, леса, луга. Без воды не могут ни звери, ни птицы, ни растения, ни люди.

- Как вода еще помогает нам жить?

Обобщение: без воды нельзя замесить тесто для хлеба, приготовить кирпичи для стройки, сделать бумагу для книжек и тетрадок, ткань для одежды, резину, металл, приготовить лекарство, а так же конфеты и мороженное – ничего нельзя сделать без воды.

ИГРА- упражнение «Веселый ручеек».

Воспитатель: Капитошка, давай поиграем, вставай с нами в кружок.

Ручеек в лесу бежал и зайчонка повстречал.

Тра- та- та, тра- та- та лапками по пню стучал.

Ручеек зайчонку вторит: дзынь- дзынь- дзынь,

Колокольчик их услышал: динь- динь- динь, динь- динь- динь.

Белочка спустилась с ветки и орешками- хрум- хрум.

Тук- тук- тук – с березы дятел.

Ах, какой поднялся шум!

 Актуализация возможностей детей на выбор деятельности, средств. Обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие детей в определении  в решение поставленных вопросов

 

Помогает включиться детям в   обучающие ситуации, создает  ситуацию для  самостоятельной деятельности.

Показывает глобус

Выслушивает мнения детей. Комментирует высказывания. Настраивает детей на исследовательскую деятельность

.

Помогает детям построить кружок, нацеливает на игру.

Обсуждают способ решения проблемы.Принимают активное участие в в обсуждении;

Учатся через познание окружающего мира, делают открытия, проявляют инициативу, творчество;

Выстраивают порядок и последовательность работы.

Дети здороваются.

Ответы: -из воды, пузырей.

Ответы: вода поит землю: поля, леса, луга, животных, людей и растений.

Слушают внимательно.

Сосредотачивают внимание на глобусе, высказывают свои мысли.

Ответы: синего, голубого.

Ответы: умываются люди, готовят еду, стирают.

Постукивают ладонями по ногам.

Выбрасывают пальцы из сжатого кулака.

Покачивают головой.

Щелкают пальцами.

Постукивают кулачок о кулачок.

Качают головой.

Показываю 2 стакана с водой: чистая и грязная.

-Какая вода вам нравится? какую воду вы хотите использовать? почему?

-Что нужно делать, чтобы вода оставалась всегда чистой?

Показывает чистую и грязную воду.

 Создает ситуацию сравнения и анализа

Нацеливает на размышление, высказывание своей мысли.

Учатся сравнивать, наблюдают за действием воспитателя.

Ответы: чистую

Ответы: беречь от загрязнения, охранять.

«Открытие» ребенком новых знаний.

Цель: освоение умения, нового способа деятельности.

Опыты .

Воспитатель:- А всегда ли вода жидкая, т.е. может течь?

Вода в природе встречается в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном (в виде пара)

Опыт №1

Вода- бесцветная, прозрачная, не имеет вкуса и запаха.

Вода может превращаться в пар.

Опыт»№2

Зимой вода замерзает, превращается в снег, лед, а когда согреешь – опять превращается в воду

Опыт»№3

Вода – растворитель. Некоторые вещества могут растворяться в воде.

Опыт «4

Вода – окрашивается.

Опыт№5

-Как очистить воду?

-Что происходит с водой?

Хотя вода в банке и кажется чистой, но ее пить пока нельзя, как ты думаешь, Капитошка, почему?

Капитошка: вода не кипяченая.

Вывод: без чистой воды погибает все живое. Воду необходимо беречь и не лить без надобности.

Проводит детей за столы.

Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности

.

.

На столах лежат картинки с изображением сосулек, снега, воды и пара.

Предлагает рассмотреть воду в стаканчиках на столах.

Показывает как из кипящего чайника выходит пар.

Предлагает детям взять в ладошки кусочки льда.

Предлагает детям взять ложечки и насыпать соль в стаканчики, перемешать.

Предлагает выбрать любой цвет красок, набрать кисточкой и окунуть в стакан.

Воду из грязного стакана через фильтр сливает в чистую банку.

Дети подходят за столы.

Ответы детей.

Обсуждают способ решения проблемы

Принимают активное участие в играх и деятельности;

Учатся через познание окружающего мира, делают открытия, проявляют инициативу, творчество;

Выстраивают порядок и последовательность работы.

Рассматривают воду в стаканчиках.

Наблюдают как кипит вода в чайнике.

Сжимают в кулачке кусочек льда и наблюдают , как стекают капли в блюдце.

Засыпают соль, перемешивают.

Окунают кисточку в стакан – рассматривают,  каким цветом окрасится вода.

Наблюдают. Обобщают.      

Ответы: вода очищается.              

Рефлексия.

Цель: осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности.

.

Открытость.

Сейчас, ребята, мы пойдем по Капитошкиным следам обратно на стульчики.  

Воспитатель: Капитошка, ты запомнила в каком состоянии встречается вода в природе?

Ребята, давайте поможем Капитошке  запомнить состояния воды.  

-Как очистить воду?

-Что было бы с нашей землей без воды? ,

 Я надеюсь, что вы всегда будете беречь воду, экономить ее, не загрязнять.

Воспитатель: ребята, а вот малыши из ясельной группы иногда забывают закрывать краники с водой после мытья рук, что же происходит с водой?

-Что мы можем пожелать малышам, чему научить?

Капитошка:Теперь мне все ясно!

 Вы слыхали о воде? Говорят она везде. В луже, в море, океане. И в водопроводном кране. Без нее нам не умыться, не покушать, не напиться. Смею вам я доложить, без воды нам не прожить! Вы ее в пруду найдете, и в сыром лесном болоте. Путешествует всегда наша спутница – вода!  На плите у нас кипит паром чайника кипит. Растворяет сахар в чае мы ее не замечаем. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.

У меня  есть небольшие  подарки для вас – мыльные пузыри.

 Ведет детей по следам- капелькам.

Выставляет картинки с изображением воды, снега и льда, пара.

Помогает вспомнить и озвучить знания, полученные во время проведения опытов, нацеливает на правильные, полные ответы.

Стимулирует экономно пользоваться водой.

Выставляю картинку с изображением речки или водопада.

Вместе с Капитошкой раздает детям мыльные пузыри.

Идут за Капитошкой, садятся на стульчики.

Выстраивают полные ответы, предложения.

Ответы детей: жидкая, твердая и газообразная.

Ответы детей: все живое на земле погибнет.

Ответы детей: вода льется напрасно и чистой воды становится все меньше и меньше на земле.

Ответы детей.

Слушают , проявляют интерес, наблюдают за действиями героя.

Игры детей с пузырями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая гостинная "Что наша жизнь игра..."

Данный конспект предназначен для совместной работы  родителей с детьми старшего дошкольного возраста по формированию детско-родительских отношений в процессе игровой деятельности ....

«Комнатные растения - спутники нашей жизни» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Содержание работы педагога по данному конспекту направлено на расширение и углубление знаний старших дошкольников о комнатных растениях. их строении ,способах размножения. значении для здоровья челове...

Конспект НОД в подготовительной группе "Загадки в нашей жизни"

Цель:Развивать умение сочинять собственные загадки; использовать в речи знакомые загадки к месту.Задачи:образовательная область  «Познание»:- развивать умение анализировать загадки для...

Конспект занятия "Деревья в нашей жизни"

Данное занятие по экологии рассчитано для детей средней группы...

Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!»

Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!» (фотоотчет)Два года назад я решила попробовать себя в чем-то новом, а так как я люблю рисовать и так же сильно люблю ...

НОД "Здоровье - это наша жизнь, наше богатство"

Конспект игрового занятия для средней группы. Целью которого являетя формирование у детей представления о ЗОЖ. о здоровье и о его ценности для человеческой жизни....