Проект "Экологическая тропа"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитывать интерес и бережное отношение к ней – одна из главных задач воспитателей и родителей. Чтобы оберегать и любить родную природу, ее надо знать. Именно незнание природы, очень часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека мы воспитываем с раннего детства в семье и детском саду. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. В детском саду ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekotropa.docx56.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Мелешихинский детский сад

Проект

"Экологическая тропа"

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы

       с безграничным богатством явлений,

                                                  с неисчерпаемой красотой »

 В.А. Сухомлинский

 Аннотация

       Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы МБДОУ Мелешихинского детского сада по реализации задач экологического воспитания через:

  • труд в природе,
  •  исследовательскую деятельность,
  • пробуждение бережного отношения к природному окружению,
  • расширение кругозора детей.

         Предлагаемый материал помогает организовать экологическую и опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.

 Вид проекта: долгосрочный , досугово-познавательный, творчески- исследовательский.

 Участники проекта: Дети дошкольного возраста, воспитатели всех возрастных групп, родители воспитанников.

Руководитель проекта :  воспитатель Березиа Мария Михайловна  - первая квалификационная категория.

Актуальность проекта:  «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

        Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.  Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды.

      Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

       В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.  Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребѐнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.  Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.  Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

  • разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;
  • обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
  •  познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
  •  формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;
  • воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;
  •  способствовать повышению профессиональной компетентности педагога в вопросах создания эколого–развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
  •  повысить экологическое просвещение родителей. Гипотеза реализации проекта.

     

        Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Ожидаемые результаты.

Дети: - Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

 - Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

-  Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

Родители. - Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

 Педагог: - Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

Этапы реализации проекта

 Название этапа Цель этапа Содержание Промежуточный результат 1 этап – подгото витель ный Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа» 1. Анализ работы по экологическому воспитанию. 2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста. 3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов. 4. Разработка маршрута и составление карты -  Определено новое направление и задачи Разработан маршрут экологической тропы. 1. Разработаны НОД по маршруту экологической тропы. 2. Созданы необходимые условия: методическая подготовка кадровых ресурсов, материально-техническое оснащение. схемы экологической тропы. Составление конспектов НОД по маршруту экологической тропы. 2 этап – основно й Реализация работы по маршруту экологической тропы 1. Выбор объектов для проведения НОД. 2. Проведение последовательных НОД по маршруту экологической тропы; 3. Изготовление гербариев: «Лекарственные травы», «Цветы», «Листья». Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы 3 этап - контрол ьно- оценочн ый Анализ результативности выполнения поставленных задач 1. Проведение итоговой экскурсии; 2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками; 3. Оформление фотогазеты; Выставка детских рисунков. 1. Выполнение задач проекта. 2. Выпуск методических рекомендаций. Роль экологической тропы в воспитании детей дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый дол жен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нѐм живѐт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всѐ это он может увидеть в природе, и всѐ это для него впервые, всѐ удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред. Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением. Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей — работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность , расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: - учить детей правильно взаимодействовать с природой; - развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства - формировать представление об отличии природы от рукотворного мира; - учить устанавливать причинно-следственные связи в природе; - дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений; животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет; о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы (на примере поля, участка леса). При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если идѐт ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же мы преследуем конкретную цель (например, при помощи лупы исследовать пень), то можно ограничиться только одним объектом. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста на экологической тропе. Наш детский сад « Семицветик» (МБДОУДС N 4) работает над проблемой экологического воспитания с 2011 года. Цель нашей работы – воспитание экологически культурного и экологически воспитанного поколения, ответственного за сохранение природы. Одной из интересных форм экологического воспитания в нашем ДОУ является создание экологической тропы. Для организации работы на экологической тропинке я разработала специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов. 1 – Лесная полянка 2 - Берѐза 3 - Летняя лаборатория (песочница) 4 - Жужжащий и ползающий мир (луг) 5 – Во саду ли, в огороде 6 – Цветочная полянка 7 – Озеро 8 – Рябина 9 – Птичий городок Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). В приложении приводится ряд примеров таких описаний, составленных мной. Для повышения интереса детей к занятиям на тропе выбрали «хозяина тропы»-сказочного героя Лесовичка. В качестве видовых точек для детей выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения». Так, воспитатели проводят наблюдения за пнем (рассматривают его поверхность при помощи луп) после чтения и обсуждения сказки Н.А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял». Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном находят прибежище многие насекомые, улитки. На территории имеется одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на нем удобно размещать кормушки. В нашем детском саду воссозданы фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных прежде всего для нашей местности (леса, луга). Это помогает познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. На тропинке есть небольшие возвышения, что позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни, которые служат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Красиво цветущие растения подобраны таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создали сад (клумбу) «непрерывного цветения». На участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает нам выращивать другие растения: она также входит в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, наглядно показывать детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания. В своей работе на экологической тропе мы используем такие формы и методы работы, как:  экологические беседы;  наблюдения в природе;  уроки доброты;  экскурсии в природу;  целевые прогулки;  экологические акции;  чтение художественной литературы;  ситуации морального выбора;  обсуждение и проигрывание ситуаций;  труд в природе;  «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке)  коллекционирование;  выставки и экспозиции;  экологические развлечения, досуги, праздники;  экологические игры  экологические сказки;  инсценировки, театрализации;  опытно-исследовательская деятельность;  физкультурно-оздоровительные мероприятия. 3. Описание объектов (видовых точек). По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как: 1. «Лесная полянка» Лес – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей Земли! Любите и охраняйте наш лес. Цель: познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса; показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство.. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений . Рекомендации по организации работы с детьми: - беседа о лесе; - наблюдения: лесная почва, кустарники, травы, грибы, высокие и низкие деревья; - кто живет в лесу, как можно увидеть следы пребывания белки, птиц; - следы пребывания человека; - правила поведения в лесу людям; - что нужно животным, чтобы выжить в лесу; - игры «Дары леса», «Что сделано из дерева?», «Загадай, а мы отгадаем», «Что где растет»; - стихи, загадки, пословицы о лесе. 2. «Береза» Точка «Береза». Обращаю внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки». Берѐза В белом сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застѐжками, С зелѐными серѐжками. (А. Прокофьев) Рекомендации по организации работы с детьми - рассматривание и наблюдение за деревом в разное время года; - сравнение с другими деревьями; - забота человека о деревьях; - использование луп для наблюдений; - проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени деревьев; - сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений. 3. Летняя лаборатория. (Песочница) Экспериментирование с песком в песочнице. (на участке имеются ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом, шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.) Демонстрирую отдельные свойства песка и воды, провожу элементарные опыты, игры.. Приходя в лабораторию, дети становятся «учеными» и изучают различные природные объекты, явления. Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир 4. «Жужжащий, ползающий мир» (Луг). Сколько раз мы проходили мимо, казалось бы, самых обычных, знакомых растений. Попробуй назвать их и охарактеризовать их особенности... Пройдемся по лугу, вдохнем воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрим луговые растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зеленое богатство нашей природы. На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. Эта зона является основой для организации природоведческого аспекта в воспитании младших дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края (леса), их узнавания. Цель: формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей. 5. «Во саду ли, в огороде» Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания, привлекательные для проведения наблюдений. Эта зона помогает детям получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке помогает развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода помогает в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями. В нашем огороде растут разные овощи. С ранней весны до осени ребята вместе с воспитателями занимаются выращиванием различных овощей. На грядке для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной, и летом. Кроме того, семена, луковицы таких растений должны быть крупными, тогда дети сами смогут посадить их самостоятельно (лук, горох, редис). Рекомендации по организации работы: - наблюдение за трудом взрослых; - посадка и уход за посаженными растениями; - опытно-исследовательская деятельность; - наблюдение за ростом растений. Познавательные загадки: Появляюсь я из грядки, вырастаю ловко. Скушайте меня, ребятки, рыжую……(морковку) В огороде вырастала, под дождями мокла, Созревала, созревала… и созрела……(свекла) Удивился в поле ѐжик: «Вот так овощ, сто одѐжек!». А зайчонок слопал с хрустом аппетитную……(капусту) Вот любимый наш гарнир, покорил он целый мир. Поскорей берите ложку, ешьте вкусную……(картошку) Вот так овощ – озорник, спрятался от нас в парник! Вырос длинным, молодец! А зовусь я……(огурец) Пословицы и поговорки: Огород – для семьи доход. Повадился козѐл в огород ходить, как бы ему рогов не сломить. Что за порядок – огород без грядок! Своѐ огораживай, чужого не пригораживай. 6. Цветочная полянка. Это ограниченная территория (клумба, вазон), на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории нашего ДОУ. Цель: формировать эстетическое восприятие окружающего мира путѐм рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений. Развивать чувство восхищения красками природы и уважения к кропотливому труду людей. Обратить внимание на различные сроки цветения растений в клумбе и выявить их причины. Учить создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений. Рекомендации по организации работы с детьми: - труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян; - наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми; - сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники; - беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование); - проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой; - видеть красоту и неповторимость каждого цветка; - формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться. Цветы Если я сорву цветок, Если ты сорвѐшь цветок, Если все: и я, и ты То останутся пусты И деревья и кусты… И не будет красоты 7. Озеро. Искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности. Цель: познакомить, какие растения растут в озере, кто живѐт в нѐм. Какое значение имеет озеро в природе. Обратите внимание, кто устроился вокруг нашего озера. Рассмотреть красавца лебедя и замечательных лягушек. Чем питаются лягушки, как они размножаются, какое значение они имеют в природе. Прочитать стихотворения о лягушке и лебедях, загадать загадки. Рекомендации по организации работы с детьми: - наблюдение в разное время года за обитателями водоема: наблюдать за лягушками, водными растениями , насекомыми, за прилетающими к пруду птицами; - посмотреть, как ведут себя люди на пруду; - зачем нужны водоемы человеку и животным; - как растения приспособились к жизни в воде; - кто живет на берегу; - что произойдет, если вся вода исчезнет; - почему нельзя бросать в воду мусор, мыть машины, стирать белье; - стихи, загадки, пословицы, поговорки о воде; - игры: «Раз, два, три- рыб назови», «Создай водоем», «Летает, ползает, плавает». 8. «Рябина». Рябина красная - гордость нашего детского сада! Рябина - неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленѐнный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Для работы с детьми определили цели и задачи тематических экскурсий с учетом времени года. Детки исследуют листья и ягоды, выясняют какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью, сравнивают живые и опавшие листы. Рекомендации по организации работы с детьми: - сравнить деревья между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена; - провести исследование: с помощью дождемера определить, сколько осадков выпадает под разными деревьями, как на это влияет густота и расположение ветвей; - измерить и сравнить толщину разных деревьев, связать с возрастом дерева; - с помощью лупы рассмотреть строение и особенности коры разных деревьев; - наблюдать, как дерево связано с животными, птицами, кто может жить под деревом, на дереве, под корой; - как человек заботится о деревьях, почему; - работать над описанием дерева, подбирать прилагательные, сравнения, яркие эпитеты. 9. «Птичий городок» Мы разместили деревянные кормушки с крышами на невысокие специальные столбы для того, чтобы обеспечить удобный подход детям. Ребята с удовольствием приходят в птичью столовую приносят с собой хлебные крошки, оставшиеся с обеда, семечки, специально принесенные из дома. Провожу наблюдения за птицами, их повадками и одновременно прививаю детям нравственные качества, такие как доброта, заботливое отношение к окружающему миру. Скворечники сделали нам родители и разместили на отдельно стоящих деревьях. Цель: Познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Наблюдение за жизнью птиц в разное время года. Рекомендации по организации работы: - предназначение скворечника; - рассматривание домика для птиц; - наблюдение за птицами; -слушание писка птенцов; -слушание пения взрослых птиц; - слушание пения разных птиц в записи; - выработка правил поведений. Рук нет, а строить умеет? (Птица) Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе добро летом. Увидел скворца – весна у крыльца. Больше птиц – выше урожай 4. Формы работы с родителями. Очень тесно ведѐтся работа по экологическому воспитанию с семьѐй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему «Воспитание добрых чувств в процессе ознакомления с природой». Мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями был, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начали с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. (Для родителей, дети которых проявляли жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляли равнодушие, цель – заинтересовать). Для каждой подгруппы родителей целесообразно организовываю отдельную беседу, консультации на темы: «Малыш познает мир», «Потешки, стихи для детей по экологическому воспитанию. В течении года проводим акции «Помоги птицам» (изготовление кормушек); субботники по облагораживанию территории детского сада; фотовыставки; изготовление экологической газеты. Ещѐ одна форма работы с семьѐй – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чѐткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями: - «Осенняя фантазия»; -«Весенний бал»; -«Новогодний сувенир». Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребенка в детском саду. Также еще одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения на экологической тропе. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Таким образом, мы постоянно привлекаем детей и их родителей к тесному общению с природой, познанию окружающего мира. Только мы, в тесном сотрудничестве с родителями можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут основой, тогда мы можем быть спокойней за будущее природы и окружающего мира. Приложение. 1. Перспективный план работы на экологической тропе с детьми дошкольного возраста. Мес яц Задачи Формы организации педпроцесса Предметно- развивающая среда Методы и приемы Сент ябрь 1.Познакомить детей с хозяином тропы – Лесовичком. 2.Познакомить с объектами экологической тропы 3.Формировать умение пользоваться картой-схемой. 4.Обогащать словарь. 1.Ознакомительн ая экскурсия по экологической тропе . 2.Наблюдения 3.Труд в природе. 4.Экспериментал ьно- опытная деятельность. 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ . 2.Карта-схема экологической тропы . 3.Дидактическая игра «Найди дерево по образцу». 4.Оборудование для трудовых действий: грабли, лопаты, ведерки. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Введение игрового персонажа- Лесовичка. 4.Вопросы поискового характера. 5.Обследова ние объектов природы. Октя брь 1.Продолжать знакомство с объектами тропинки: деревьями, овощами, ягодами. 2.Формировать наблюдательность . 3.Воспитывать бережное отношение к природе родного края. 1.Целевая прогулка 2.Наблюдения 3.Труд в природе. 4.Дидактические игры. 5. Экологически й праздник «Осень золотая» 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ . 2.Карта-схема экологической тропы . 3.Дидактическая игра «Что сначала, что потом». 4.Оборудование для трудовых действий: грабли, лопаты, ведерки. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Вопросы поискового характера. 3.Исследова тельская деятельность . 4.Чтение стихов и загадок. Ноя брь 1.Продолжить знакомство с признаками осени. 2.Закрепить названия деревьев. 3.Формировать знания о птицах: воробьях, синицах, воронах, голубях. 4.Воспитывать желание помогать зимующим птицам. 1.Экскурсия по экологической тропе . 2.Наблюдения за птицами. 3.Труд в природе. 4.Экспериментал ьно - опытная деятельность «Свойства воды». 5.Дидактические игры. 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ . 2.Карта-схема экологической тропы . 3.Мнемотаблицы из серии «Птицы». 4.Коллаж «Снег» 5.Кормушки для птиц, корм. 6 Оборудование для трудовых действий: лопаты, ведерки, 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Составлен ие рассказов по видовым точкам. 5.Исследова тельские действия со снегом. метелочки.. Дека брь 1.Закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду. 2.Формировать общее представление о зимних явлениях природы. 3.Рассмотреть внешний вид березы в зимнем уборе, закреплять название, умение распознавать по цвету коры. 1. Целевая прогулка «Деревья зимой» 2.Наблюдения за зимними явлениями природы. 3.Труд в природе. 4.Дидактические игры. 5.Экспериментал ьно- опытная деятельность «Чья столовая?» 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ . 2.Карта-схема экологической тропы . 3.Модели «Птицы», «Дерево». 4. Кормушки для птиц, корм. 5 Оборудование для трудовых действий: 6 Оборудование для трудовых действий: лопаты, ведерки, метелочки.. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседа «Какой бывает снег». 3.Дидактиче ские игры «Кто это», «Назови правильно». 4.Чтение потешек о зиме и птицах. Янва рь 1.Упражнять в различении деревьев по окраске ствола. 2.Продолжать формировать наблюдательность . 1.Наблюдения и исследовательска я деятельность на видовых точках «Береза», «Уголок леса», «Ель». 2.Труд в 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ . 2.Карта-схема экологической тропы . 3.Формочки для опытов со льдом и 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Продуктив ная деятельность : 3.Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. природе: подкормка птиц, уборка снега, создание построек из снега. 3.Дидактические игры. снегом. 4.Лупа. 5.Оборудование для уборки снега: лопатки, совочки. изготовлени е построек из снега. 4.Кормление птиц. Фев раль 1.Продолжать учить детей видеть красоту заснеженных деревьев. 2.Закрепить знания о свойствах снега. 3.Подводить к установлению связи: на улице холодно – поэтому вода замерзла. 4.Воспитывать бережное отношение к птицам. 1.Экскурсия по экологической тропе «Здравствуй, солнце!». 2.Наблюдения и исследовательска я деятельность на видовых точках «Ель», «Береза». 3.Труд в природе на видовой точке «Тополь». 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ . 2.Карта-схема экологической тропы . 3.Таблицы из серии «Зима». 4.Оборудование для уборки снега: лопатки, совочки. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Дидактиче ские игры «Найди такую же птичку», «Назови дерево». Мар т 1.Закреплять умение различать деревья по стволу 1.Целевая прогулка в уголок леса. 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ . 1.Создание проблемных ситуаций. и называть их. 2.Продолжать формировать умение замечать изменения в природе (длиннее стал день, теплее греет солнце). 3.Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. 2.Наблюдения и исследовательска я деятельность со снегом, солнечными лучами. 3.Труд в природе: подкормка птиц, уборка снега, создание снежных фигур. 4. Дидактические игры. 2.Карта-схема экологической тропы . 3.Письма от Лесовичка. 4.Лупа или увеличительное стекло. 5.Оборудование для труда. 2.Беседы. 3.Разучиван ие стихов. 4.Дидактиче ские игры по закреплению названий деревьев. Апр ель 1.Формировать умение проводить длительные наблюдения за снегом, его состояниями. 2.Подводить к простейшим выводам. 3.Закреплять умения устанавливать причинно- следственные 1. Экологически й праздник «День земли». 2.Экскурсия по экологической тропе . 3.Наблюдения 4.Труд в природе. 5.Дидактические игры. 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ . 2.Карта-схема экологической тропы . 3.Зеркальце. 4.Таблицы «Весна», «Деревья». 5.Картотека потешек. 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Игры с солнечным зайчиком. 3.Чтение потешек. 4.Дидактиче ские игры «Опиши, мы отгадаем», «Найди и назови» связи. Май 1.Закреплять знания о признаках весны. 2.Формировать представления о природе, о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. 3.Продолжать воспитывать умение видеть красоту природных явлений родного края. 1. Целевая прогулка «Весна пришла». 2.Наблюдения за весенними изменениями в природе. 3.Труд в природе. 4.Экспериментал ьно - опытная деятельность. 5.Дидактические игры. 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ . 2.Карта-схема экологической тропы . 3. Картины «Посадка овощей», «Овощи», «Ягоды». 4.Оборудование для посадки семян овощей. 5.Картотека потешек. 1.Создание проблемных ситуаций с помощью игрового персонажа.. 2.Беседы. 3.Опыты с почвой и рассадой. 4.Трудовые действия. Июн ь- Авгу ст 1.Закреплять знания, полученные в течении учебного года. 2.Закреплять умение сравнивать, развивать 1. Экологически й праздник «Волшебница Вода». 2. Экскурсии по экологической тропе . 3.Целевые прогулки на 1. Экологическая тропинка на территории ДОУ . 2.Карта-схема экологической тропы . 3.Игрушка Лесовичок. 4.Таблицы. 1.Создание проблемных ситуаций с помощью игрового персонажа.. 2.Беседы. 3.Опыты. наблюдательность . 3.Формировать навыки и желание трудиться в природе. 4.Воспитывать бережное отношение к родной природе. учебно-опытный участок. 4. Наблюдения. 5.Труд в природе. 6.Экспериментал ьно - опытная деятельность. 7.Дидактические игры. 5.Материалы для продуктивной деятельности. 6.Картотека потешек. 7.Оборудование для трудовой деятельности. 1. Конспекты мероприятий на экологической тропе. «Путешествие по экологической тропинке осенью» Задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени; показать, что природа прекрасна во все времена года, и в ней ничего не происходит случайно, объясняя, почему важно, чтобы вокруг было много зелѐных насаждений; формировать навыки посадки деревьев; развивать умение ориентироваться по плану экологической тропинки. Воспитывать интерес к растениям, как к живым существам. Материал: лопатки, лейки, карточки, листочки, машина, кастрюля. В интеграции: образовательные области «Познание», «Труд», «Социализация», «Здоровье». Ход В группу приходит почтальон Печкин: Печкин: Здравствуйте, ребята! Я – почтальон весѐлый Я целый день спешу – Открытки, телеграммы, Посылки разношу. - Вам письмо! Получите и распишитесь. Воспитатель: Спасибо, Печкин – Почтальон. Ребята, давайте посмотрим, кто прислал нам письмо: «Здравствуйте, ребята! Это я – Лесовичок, я хочу пригласить вас погулять вместе со мной по моей тропинке. Вы не удивляйтесь, что я не сплю, хотя и на дворе осень. Я же хозяин тропинки, я должен в любое время года следить за еѐ состоянием, встречать гостей. Что бы найти меня, возьмите план моей тропинки. Жду вас». Воспитатель: Друзья, вы хотите в гости к Лесовичку? Тогда берѐм план тропинки и отправляемся в путь. Ребята, посмотрите, а вот и Лесовичок нас встречает. Здравствуй, Лесовичок! Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Очень рад вас видеть. Вы приходили ко мне в гости летом много раз. А сейчас к нам пришла осень, и я хочу прогуляться с вами по моей осенней тропинке. Хотите посмотреть и узнать что-то новое? Воспитатель: Посмотрите, как всѐ изменилось на тропинке. Ребята, что вы заметили? Правильно, здесь побывала осень и устроила листопад. Укрыла землю ковром, принесла с собой холод. Лесовичок: Ребята, вы знаете, почему листья желтеют и опадают? Воспитатель: Давайте вспомним, что нужно дереву, чтобы оно хорошо росло и зеленело? Да, правильно для этого нужно, что бы было тепло, что бы был свет, вода. А сейчас хватает света и тепла? Да, не хватает, потому что на улице прохладно и тучи все чаще закрывают солнышко. Вот поэтому деревья и сбрасывают свои листочки и готовятся к зиме, ведь зимой они расти не будут. Лесовичок: Ребята, как вы думаете, опавшие листья нужны растениям. Да, правильно, нужны. Воспитатель: Опавшие листья, как перина, будут защищать корни от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промѐрзнет, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают еѐ плодородной. Лесовичок: А весной опавшие листья, перегнив под дождѐм, удобряют почву и дадут деревьям питание, а также полезные вещества для роста. Воспитатель: Ребята, давайте пройдѐм по тропинке и послушаем, как шуршат листья. Интересно? Красиво? Что мы слышим? Да, мы слышим, как листья шуршат, шелестят. Воспитатель: Ребята, как называются деревья, которые растут на тропинке? На тропинке растут тополя, берѐзка, липки. Как вы их узнали? По листочкам. Лесовичок: Ребята, я хочу поиграть с вами в интересную игру «Такой листок лети ко мне». Воспитатель: Молодцы, все справились. Лесовичок: Ребята, я бы хотел, чтобы вы помогли мне посадить новое дерево на моей тропе. Это саженец дерева – клѐн. Воспитатель: Ребята, кто из вас видел, как сажают деревья? С чего нужно начать? Да, сначала нужно выкопать яму. Воспитатель: Выберите из предметов, которые здесь лежат, те, которые необходимы при посадке деревьев. (дети выбирают) Воспитатель: Почему вы не взяли машину? Почему не взяли кастрюлю с чашкой? Молодцы. Вы уже сказали, что сначала надо выкопать яму. Что будем делать дальше. Хорошо. Девочки, помогите придержать саженец аккуратно за ствол, что бы не сломать его и не повредить корни. Мальчики будут лопатками присыпать корни, а затем польют саженец из лейки, ведѐрка. Молодцы! Лесовичок: Спасибо вам ребята за помощь. Приходите ещѐ ко мне в гости. До свидания. Тема: «Путешествие по экологической тропинке зимой» Задачи: сформировать представление детей о состоянии трав и деревьев зимой, об их приспособленности к изменению условий зимней погоды; развивать умение различать деревья по стволу и кроне, расширить представления детей о почках и их предназначении в жизни деревьев, развивать умение находить почки, сравнивать почки разных деревьев, делать анализ и выводы; вызвать интерес к изменению жизни растений, развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к деревьям и эстетическое восприятие зимней природы. Материал: план экологической тропинки, лупы. В интеграции: образовательные области «Познание», «Социализация», «Труд», «Здоровье». Ход В гости к детям приходит Лесовичок. Лесовичок: Здравствуйте, ребята. На улице очень холодно. Вы знаете, какое наступило время года? Да, на улице зима. Я хочу пригласить вас в путешествие по тропинке. Посмотрим, как живѐтся там растениям. Только одевайтесь ,потеплее. (по плану ребята выходят на тропинку) Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на план вместе с Лесовичком, туда ли мы попали. Лесовичок: Правильно пришли. На моей тропинке красиво в любое время года. Давайте ещѐ раз вспомним, какое у нас сейчас время года? Лесовичок: Откуда вы знаете, что сейчас в природе зима? Какие приметы зимы вы видите здесь? Правильно. Небо серое, солнышко не греет, холодно, всѐ покрыто снегом, деревья стоят голые, не слышно пения птиц. Воспитатель: Всѐ покрыто снегом, и деревья стоят голые. Почему деревья стоят голые? Да, в это время деревья приспособились спать, но как только станет тепло, они опять оживут. Ребята , а как определить, как называются деревья, когда на них нет листьев? Правильно, по коре, по кроне. Давайте подойдѐм к этому дереву. Вы узнали его? Это рябина. Посмотрите на рябину. Что есть у неѐ? Да, как и у всех деревьев, есть ствол, ветки. Какая кора у этого дерева? Потрогайте. А ещѐ и плоды. Какого цвета они? А какое дерево по высоте? Ребята, возьмите лупы и посмотрите на кору. Что вы видите? (трещины) Правильно. И это потому, как вы уже сказали, что дерево – старое. Лесовичок: Друзья, давайте при помощи плана найдѐм и посмотрим, как ей живѐтся зимой. (дети по плану находят берѐзку) Мы уже пришли? Вы думаете это берѐзка? Как вы узнали? Да, это берѐзка. У неѐ белый ствол с чѐрными чѐрточками. А крона у неѐ не тянется вверх как у тополя. Молодцы! А сейчас я вам покажу что-то интересное. Вы что-нибудь заметили на ветках? А вы знаете, что это за бугорки? Это почки. Воспитатель: Давайте уточним, так ли это. Возьмите каждый по палочке, рассмотрите еѐ. И рассмотрите ветки на дереве. Скажите, чем они отличаются? Да, правильно, палочка ровная, без бугорков. А на ветках есть почки. Ребята, посмотрите внимательно на почки. Какие они по размеру, цвету, форме? Почки на деревьях маленькие, коричневые, круглые. Посмотрите, сверху почки покрыты коричневыми чешуйками. Как вы думаете, почему? Они защищают нежные листочки от дождя, снега и холода. Лесовичок: Теперь вы знаете, что за бугорки на ветках и чем покрыты почки. Друзья, мы рассмотрели с вами деревья, узнали что зимой они спят. Как вы думаете, а где сейчас трава? Да, она под снегом. Воспитатель: Вы думаете, что погибла? Давайте проверим. Лесовичок: У меня с собой есть лопатки. Давайте раскопаем снег до самой почвы. Воспитатель: Посмотрите, что вы видите? Трава под снегом не вымерзла. Она зелѐная. Лесовичок: Снег для неѐ, как одеяло, не пропускает к земле сильный холод. А теперь засыпьте раскопанное место опять снегом, чтобы трава не замѐрзла. Скажите, где лучше сохранится трава – где много снега, или там – где мало? Почему? Трава лучше сохранится там, где больше снега, там будет теплее. Воспитатель: Давайте полюбуемся красотой нашей тропинки. Посмотрите на деревья. Можно увидеть каждую веточку, как они прогнуты, переплетаются между собой. Посмотрите, как красиво зима укрывает деревья и кустарники. Как всѐ блестит и искрится на солнце. Как красиво вокруг! Эту красоту надо беречь. Зимой все ветки становятся хрупкими, с ними надо обращаться аккуратно, их нельзя ломать, весной и летом они будут радовать нас. (Лесовичок играет с детьми в игру «К названному дереву – беги») Тема: « Путешествие по экологической тропинке весной» Задачи: развивать умение детей различать и называть хвойные и лиственные растения, сравнивать их, находя общие признаки: крона, ветви, ствол, корни. Уточнить знания детей о состоянии растений весной; развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи. Воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережному отношению к ней, желание любоваться окружающим миром. Материал: план экологической тропинки, корзина для мусора. В интеграции: образовательные области «Познание», «Социализация», «Труд», «Здоровье». Ход Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года? Правильно. Наконец, пришла весна, Улыбнулась нам она. И согрела ясным днѐм Тѐплым солнечным лучом. Ребята, а как приходит весна? Она приходит шумно, плавно, незаметно, с ветром. Покажите, как она может нам улыбнуться ласково, весело, по-доброму. Чем весна нас согрела? Да, своим тѐплым солнечным лучом. А кого ещѐ весна, кроме нас, могла согреть? Весна согрела воздух, почву, растения, птиц, зверей. Давайте отправимся в гости к нашему другу Лесовичку. (ребята выходят из группы, а на встречу - им Лесовичок) Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Не хотите ли вы прогуляться по моей тропинке. Пойдѐмте, друзья по тропинке весной Ответы искать под зелѐным шатром. Просыпается природа. А вот и наша красавица. Не забыли, как называется это дерево? Не забыли – это берѐзка. Берѐзка – это дерево, или может быть куст? Это дерево, потому что у него один ствол, а у куста – несколько. Воспитатель: Ребята, посмотрите, как набухли у неѐ почки. Скоро они совсем проснутся, и берѐзка станет ещѐ красивее. У неѐ появятся не только листочки, но и серѐжки. Когда это произойдѐт, мы ещѐ придѐм в гости к берѐзке. (по плану дети подходят к пихте) Лесовичок: Друзья, вы знаете, как называется это дерево? Нет, ребята, это не ѐлка. Это дерево просто похоже на ель, а называется оно – пихта. Какое это дерево: лиственное или хвойное? И почему вы так думаете? Это дерево – хвойное, потому что у него есть вместо листочков хвоинки. Какие хвойные деревья вы ещѐ знаете? Да, ель, сосна. Молодцы, ребята! А вы знаете, что пихта – вечнозелѐное растение. Свои хвоинки она сбрасывает редко и незаметно. Пихта и другие хвойные растения очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни. Давайте медленно сделаем глубокий вдох через нос и почувствуем, как у нас прибавилось сил и здоровья. Воспитатель: Ребята, что вы почувствовали? Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть на тропинке? Да, на тропинке не должно быть мусора. Давайте поможем Лесовичку, соберѐм мусор в корзину, а потто отнесѐм в мусорный бак. Лесовичок: Посмотрите, как красиво стало на моей полянке! Спасибо вам, ребята. По такой тропинке не только приятно путешествовать , но и приятно играть. Давайте поиграем в игру «Лесные тропинки». По считалке выбираем водящего. Остальные строятся за ним. Водящий ведѐт колону по тропинкам, используя разные виды движений. Все остальные должны их повторять. Задача ведущего – разнообразить движения. Могут быть и шуточные задания. Воспитатель: Ребята, вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие. Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? А сейчас закройте глаза, и почувствуйте ,как ласковое солнышко гладит вас по лицу, как будто мама. (дети прощаются с Лесовичком и уходят) Тема: «Цветочная полянка». Задачи: обратить внимание детей на многообразие декоративных растений на клумбе, различные сроки их цветения; развивать умение детей восхищаться красками природы, формировать эстетическое восприятие окружающего мира путѐм рассматривания причудливых форм цветков, стеблей, листьев. Воспитывать бережное отношение к растениям, понимая их важность в экосистеме; развивать навыки экологически грамотного ухода за растениями. Материалы: бумажная бабочка, ведро для сбора мусора. В интеграции: образовательные области «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Труд». Ход На прогулке к детям приходит в гости хозяин экологической тропинки – ѐжик Лесовичок и предлагает рассмотреть бумажную бабочку. Лесовичок: Ребята, как вы думаете, куда полетит бабочка: на деревья, на цветы в клумбе? Давайте проверим! (имитирует полѐт бабочки). Вы правильно догадались: она летит на полянку! Как вы думаете, почему? Да, потому что там много растений! Там еѐ дом! Там очень красиво! Лесовичок: Друзья, как красиво у вас на полянке! Здесь столько цветов! Что вы делали, чтобы их было так много? Поливали! Не ломали! Не срывали! Какие вы молодцы! Вот поэтому бабочка и прилетела к вам, вы умеете ухаживать за растениями, беречь их! А вам нравится ваша полянка? Что красивого вы заметили? Да, на ней много цветущих растений. Воспитатель: Наша полянка разноцветная, приятно посмотреть. Динамическая пауза «Распускается цветок» Прямо к солнцу, на восток «растут», тянутся к солнышку Вылез маленький росток. Так прекрасны, так тонки Золотые лепестки, И дрожит, дрожит роса, стряхивают руки Как упавшая слеза. руки к глазам и в стороны Листик ярок и зелѐн, качают руками С ветерком играет он. Стебель крепок и упрям, руки вперѐд - назад Он согнѐтся тут и там. наклоны в стороны Даже буря не сломает, круговые вращения Лишь немного помогает. раскачиваются из стороны в сторону Всех приветствует головкой, ладошки под подбородком Улыбается, звенит, «фонарики» Свежесть дарит, наслажденье, повороты Береги его малыш! Лесовичок: Ваши растения радуют и вас и меня, но посмотрите, около петунии лежит мусор, он мешает корням впитывать влагу, расправить листья. Как же мы можем помочь этому растению? Хотите помочь? Ведь само оно этого сделать не сможет. (дети дружно собирают мусор, воспитатель контролирует соблюдение техники безопасности детьми). Молодцы, ребята! Была ваша полянка красивой, а теперь стала ещѐ краше. Вы хорошо потрудились! Давайте немножко отдохнѐм и поиграем в игру «Хорошо – плохо». (хорошо – хлопают в ладоши, плохо – топают ногами). - поливать цветы; - рвать цветы; - топтать цветы; - рыхлить землю; - любоваться цветами; - нюхать цветы Молодцы ребята! Всѐ-то вы знаете! Посмотрите, сколько бабочек прилетело на нашу полянку. Это гостья наша их сюда позвала. Они хотят, чтобы эта полянка стала для них домом на всѐ лето. Вы не против? Лесовичок: Хорошо, ну а мне пора. До свидания. Тема: «Сбор семян петунии» (видовая точка – Цветочная полянка) Задачи: систематизировать представления детей о частях растений; формировать умения грамотного сбора семян петунии и правильного ухода за растениями, углубляя представления детей об огромном значении семян в жизни растений; формировать практические действия с объектами наблюдения, сравнивать наблюдаемый натуральный предмет с изображѐнным на картинке. Воспитывать бережное отношение к растениям. Материал: «письмо», коробочки на каждого ребѐнка для семян, картинка с изображением цветка петунии, план экологической тропинки. В интеграции: образовательные области «Познание», «Труд», «Здоровье», «Социализация». Ход Дети выходят на прогулку и все вместе обращаются к объектам живой и неживой природы - Здравствуй небо высокое! Почему оно высокое? Потому что оно находится высоко над головой. - Здравствуй солнце доброе! Почему оно доброе? Потому что оно греет, а не обжигает как летом. Да, солнышко уже не такое жаркое, как летом. Почему? Правильно, потому что наступила осень. Ребята, посмотрите, нам опять пришло письмо от Лесовичка! «Здравствуйте, ребята! Как поживаете? Что нового узнали сегодня? У меня на тропинке по-прежнему. Правда, все растения готовятся к зиме: сбрасывают на землю листья, семена. Может, вы мне поможете? Очень мне нравится одно растение, высылаю вам его фото и семечко. Сможете найти такое? Только аккуратно, не затопчите другие растения. Жду от вас помощи. До свидания. Лесовичок». Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на картинку. Внимательно смотрите и вспоминайте: растѐт ли такое растение у нас. Посмотрите, у этого растения цветы похожи на воронку, на грамофончик и бывают разного цвета: белого, розового, лилового, сиреневого цвета. Пойдѐмте искать. Кто нашѐл? Что за растения, как называется. Да, это петуния. (если дети сразу по фотографии угадают растение, то, подойдя к нему, воспитатель сравнивает все части растения с фотографией; сравнение натурального объекта с картинкой необходимо произвести обязательно). Воспитатель: Посмотрите, все ли части растения изображены на картинке? Да, стебель, лист, цветок. Какой стебель? Стебель не высокий, хрупкий, не очень толстый. Какие листья? Листья петунии овальные, бархатистые, тѐмно - зелѐные. Я рада , что с одним заданием Лесовичка мы справились. Теперь надо узнать, есть ли на нашем растении семена. Но, сначала, давайте достанем семя из конверта.(достаѐт 2-3 семечка).Ой, какое оно маленькое! Осторожно, не потеряйте. Ребята, какое семечко по размеру? Какого оно цвета? Семечко чѐрного цвета. Покатайте его по своей ладошке и передайте другим ребятам. Догадались , какое оно по форме, если катается по ладошке? Воспитатель: Теперь давайте назовѐм всѐ сразу, какое семечко мы должны искать на растении. Да, правильно, маленькое круглое чѐрное семечко. Давайте посмотрим, есть ли такие семена на нашем растении. Ребята, как вы думаете, почему одно семечко зелѐного цвета, а другое – чѐрного? Кто догадался? Потому что чѐрное – это спелое семя, а зелѐное – недозревшее. А недозревшие семена можно собирать? Правильно! Только зрелые чѐрные семечки мы будем собирать для Лесовичка. Вы не забыли, о чѐм нас он просил? Будьте осторожны с растениями: не наступите на них, не гните стебель, не рвите цветы, семена складывайте аккуратно в свои коробочки. Потом все семена мы отдадим Лесовичку при встрече. Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня потрудились. «Маленькие огородники» (видовая точка «Огород») Задачи: заинтересовать детей интересной информацией об огурце и помидоре, закрепить знания детей об основных правилах ухода за овощными растениями, формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию. Ход - В гости к детям приходит «Лесовичок», приносит посылку и говорит, что там кто- то шепчется и чихает. Но чтобы узнать кто там такой, нужно поиграть. Игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус». - Овощи рассказывают о себе (овощи могут быть настоящими или игрушка, или поделка). Огурец: Вы все меня знаете. Из овощей я самый первый появляюсь на вашем столе. Расскажите, какой я? (ответы детей). Я очень люблю тепло, потому что я родом из теплых стран. В холодную погоду перестаю расти и начинаю болеть. Листья покрываются желтыми и коричневыми пятнами, сохнут и отмирают, а маленькие огурчики перестают расти, и остаются недоразвитыми (дети находят подтверждение слов). Когда холодно, мы, огурцы, выглядим очень несчастными, так и кажется, что начнем чихать и кашлять. Зато в теплые дни мы распрямляем свои листья, усиками крепко цепляемся за веревку и тянем стебель все выше и выше. А маленькие огурчики начинают расти с такой скоростью, что их можно собирать каждый день. А знаете ли вы, что я почти единственный овощ, который кушают только незрелым? Вы дивлены? Проверьте сами (дети сравнивают незрелый огурец с перезревшим). Дети совестно с воспитателем собирают огурцы в парнике ля приготовления салата на обед. Игра «На что похож этот огурец». Синьор Помидор тоже рассказывает о себе, дети рассматривают кусты помидоров, их цветы, маленькие помидорчики. - «Лесовичок» предлагает детям спросить у мам и бабушек о том, как они дома, на даче выращивают огурцы и помидоры. Организуется выставка «Огуречная страна». Дети дома вместе с родителями изготавливают любую поделку из огурцов. Экспериментирование с песком (видовая точка – Песочница) Задачи: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать отдельные детали общей картины; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости и делать простые выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Материалы для экспериментирования: емкость с песком, вода, трафареты, формочки, трубочки для коктейля, пластиковая прозрачная емкость (банка). Эксперимент 1. «Песочный домик» Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Это и будет наш домик. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы (песочные ручейки), движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: сухой песок сыпучий и может двигаться. Эксперимент 2. «Следы на мокром песке» Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки (работа с формочками), оставлять интересные отпечатки – следы (работа с трафаретами). Эксперимент 3. «Где вода?» Предложить детям выяснить свойства песка, пробуя его на ощупь (сыпучий, сухой). Дети наливают стаканчики с одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкости с песком, почему ушла вода (просочилась сквозь песок) где больше луж после дождя (на асфальте, в песочнице луж нет). Эксперимент 4. «Ветер» Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослыми создают ураган - дуют в трубочку на песок и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха) 3.Информация для воспитателя Точка«Рябина» Биологические особенности. Дерево высотой до 10 м. Ствол со светло-серой корой. Кора гладкая. Крона ажурная, развесистая, поэтому говорят «кудрявая рябина». Листья ажурные, крупные, с зубчатыми краями, вначале опушенные, затем голые. Листья появляются обычно одновременно с листьями березы. Осенью нередко становятся малиново-красными. Цветки мелкие, желтовато-белые, с сильным, горько-миндальным запахом, собраны в щитки. Цветет в мае. Плоды ярко-красные, похожие на маленькие яблочки, с сочной мякотью и тремя мелкими, похожими на серпик семенами. Плоды в начале горьковяжущие, после заморозков приобретают сладкий вкус и почти теряют горечь. Созревают в августе-сентябре, ягоды остаются висеть на ветках до зимы. Где растет рябина. Рябина растет в лесах в диком виде, но человек давно ввел ее в культуру. Это одна из самых зимостойких плодовых культур. Переносит морозы до –50оС. В России растет по всей Европейской части страны — от Хибинских гор на севере до Крыма и Кавказа на юге. К почве нетребовательна, но светолюбива, очень не любит тень. Предпочитает берега рек, вырубки, опушки леса, обочины дорог. Живет до 200 лет. Плоды появляются начиная с 8—10 лет ежегодно. Название дерева. Латинское название этого растения состоит из двух слов, одно из которых переводится как «терпкий», а второе — «ловящая птиц», так как был давний обычай заманивать птиц в силки ягодами рябины. Существуют и легенды о происхождении названия. Рябина и животные. Ягодами рябины питаются дрозды (дрозд-рябинник), синицы, скворцы, свиристели, а в городах — и вороны. Иногда в рябинники слетается такое количество птиц, что ветви не выдерживают живого груза, и спелые гроздья падают на землю, где становятся добычей лесных полевок, ежей и других животных. Любят ягоды рябины и лоси, медведи. Рябина в русском фольклоре. Рябина — любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября — время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Распространен он был не только в России, но и в Западной Европе. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. Она воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина — это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая. Использование растения Сбор плодов. Плоды собирают в сентябре-октябре, обрывают вместе со щитками. После заморозков в них уменьшается количество горечи. Категорически запрещается срубать и обламывать ветви! Сушат ягоды в тепловых сушилках или печах при темпера-туре 60—80оС. Сушеные ягоды сохраняют свои целебные свойства в течение 2 лет. Для пищевых целей. Рябина — очень урожайная культура (с одного дерева собирают до 10 ц плодов), ее ягоды давно использовались человеком. Особенно знаменита невежинская рябина, плоды которой не содержат горечи, а сахаров в ней накапливается до 9%. Рассказывают, что в начале ХIХ века в окрестностях села Невежино Владимирской области была найдена необычайно сладкая рябина, которую пересадили в усадьбу. Затем ее размножили и еще до революции стали сажать в большом количестве. Рябину используют для приготовления варенья, пастилы, конфет, настоек. Она входит в меню россиян с давних времен: хороша она с сахаром и залитая медом, квашеная и сушеная. Считалось, что «ягоды рябины, особенно тронутые морозом, замешанные с мукой и медом, испеченные в печи, имеют столь же приятный вкус, как и приготовленные из них в сахаре конфеты, коими украшаются даже столы богачей». Еще один вариант использования ягод: рябиновая паста (мороженые плоды давили деревянными ложками и смешивали с сахарной пудрой). В медицинских целях рябину использовали с глубокой древности. В Древнем Риме ее применяли для укрепления желудка. В русской народной медицине из плодов делали варенье как успокаивающее средство, настои из плодов — как мочегонное, желудочное и кровоостанавливающее. В качестве поливитаминов используют не только плоды, но и листья. Корой рябины лечили заболевания печени. Народные лекари считали рябину одним из главных растений-целителей. В современной медицине при витаминной недостаточности рекомендуют свежие и сухие плоды рябины. Сок из свежих ягод применяют при пониженной кислотности желудка, настойку из плодов — как средство, повышающее аппетит. Порошок из плодов рябины входит в состав диеты для больных сахарным диабетом и ожирением. Использование в косметике. Плоды рябины используют как дезинфицирующее средство. Из размятых свежих плодов со сливками или сметаной готовят питательные маски, отваром высушенных плодов можно полоскать волосы после мытья при себорее. Обеззараживающее действие. Листья рябины обладают сильным фитонцидным действием. На Севере больных летом выносили под рябину, так как верили, что «дух рябиновый отгоняет болезни». А сечку из листьев использовали для хранения овощей и фруктов. Еще греки и римляне подметили, что плоды рябины обладают дезинфицирующим свойством. Обнаружили это свойство и наши предки. Для того чтобы сохранить длительное время воду годной для питья, они бросали в нее ветку рябины, после чего вода приобретала приятный привкус и не портилась довольно долго. Точно так же в наше время рекомендуют с помощью листьев рябины обеззараживать воду в походах. Другие варианты использования. Древесина этого дерева ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов. Молодыми ветками и побегами кормили скот, а сырыми ягодами — скот и птицу. Хорошее медоносное растение. Как декоративное разводится в городах, вдоль дорог. Очень красива культурная плакучая рябина со свисающими до земли ветвями. Загадки о рябине. «Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом». Народные приметы, связанные с рябиной Рябина зацветает — пора сеять лен. Рябина цветет рясно — много овса будет. Хорошо рябина цветет — к урожаю льна. Поздний расцвет рябины — к долгой осени. Если уродится рябина — рожь будет хороша. В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухой. Стихи о рябине Я знал тебя, моя рябина... Ты на околице села Над серой крышею овина Под небом северным росла. Тебя трепала непогода, А ты — всем горестям назло — Росла и крепла год от года, Глядясь в озерное стекло. (В.Рождественский) Точка«Берѐза» Из всех деревьев для русского человека это дерево самое близкое, самое сердечное. Белокорая, чернобровая красавца береза - это эмблема российских лесов, это украшение пейзажа нашей Родины. Берѐза - светолюбивое дерево с белой корой. До десятилетнего возраста кора у березы темная, гладкая, блестящая, и лишь позднее развивается белый пробковый слой. Мелкие простые листья, треугольно-яйцевидной или ромбической формы, форма основания листовой пластинки - клиновидная или усеченная, форма верхушки листа длиннозаостренная, форма края листа у березы остропильчатая, жилкование – перистое. Лист березы с обеих сторон голый. Крона дерева сильно разветвленная, но не густая, ажурная и почти не дает тени. У молодой березы крона яйцевидная, позднее она становится продолговато-цилиндрической, с повислыми концами ветвей, что придает березе плачущий вид. Корневая система этого дерева неглубокая. Береза нетребовательна к условиям климата и почвы. Выносит очень холодные зимы. Она первая из древесных пород занимает освободившиеся участки – заброшенную пашню, луг. Березу в народе называют «лесной нянькой», потому что под ее пологом подрастают многие хвойные деревья. Цветет береза одновременно с распусканием листьев. Цветки у нее собраны в сережки. Мужские и женские цветки находятся на одном дереве. Мужские сережки – удлиненные и утолщенные, женские – маленькие, зеленые, выходят из боковых почек и направлены вверх. Плоды березы – плоские мелкие орешки с двумя крылышками. В конце лета или осенью женские сережки рассыпаются, и плоды, подхваченные ветром, разносятся на большие расстояния. Береза является одной из культур в полезащитном лесоразведении, в парках, придорожных посадках. Точка«Озеро» (Наблюдение за лебедем.) Лебеди — очень похожи на гусей. От гусей они отличаются красиво изогнутой длинной шеей и крупными размерами. В настоящее время насчитывается 7 видов лебедей, живущих в самых разных регионах земного шара. Лебеди — наиболее крупная водяная птица. Размах крыльев самого большого представителя рода — лебедя-шипуна нередко превышает два метра, а вес может быть более 13 кг. Лебедь-шипун очень длинный. У лебедей самые крупные среди летающих птиц яйца.. Лебеди могут быть не только белыми, но и серыми или черными. Так же в зависимости от вида различается окрас клюва и лап: у лебедя-кликуна клюв желтый или оранжевый (в зависимости от возраста) с черным окончанием, лапы черные у взрослых и желтого или красноватого цвета у молодых особей. Лебедя-шипуна можно отличить по черно-красному клюву и черным лапам. Черные лебеди, так же как и шипуны имеют красный клюв, но в отличие от клюва шипунов, у них в передней части клюва имеется белая поперечная полоса. Лебедь, как и большинство водоплавающих птиц, отлично приспособлен к перемещению по воде. Его сильные лапы снабжены перепонкой, которая позволяет развивать большую скорость плавания, а так же взлетать с воды и садиться на нее. Но эти птицы гораздо хуже адаптированы к перемещению по суше. Из- за небольшой для такой крупной птицы длины ног, по земле они ходят неспешно и вперевалку. Все это выглядит довольно комично и никак не ассоциируется с грациозным плаванием и полетом лебедей. С помощью длинной шеи лебеди могут доставать корм со дна на глубинах недоступных гусям. В отличие от уток, лебеди не ныряют за кормом, а подбирают его со дна, опуская голову в воду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....