Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с социальным миром, рисованию и аппликации "Природная стихия - огонь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Огонь может быть другом, но может стать врагом. Правила поведения при возникновении пожара. Работа пожарных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogon.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный»
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающем миром, рисованию и аппликации (подготовительная группа)
Тема: «Природная стихия – огонь»
Подготовила воспитатель
подготовительной группы № 11
Ершова О.В.
Москва 2018 г.
Цель: углубить представления детей о роли огня в жизни человека.
Образовательные задачи: закрепить знание правил пожарной безопасности.
Развивающие задачи: развивать речь детей, воображение, наблюдательность.
Воспитательные задачи: формировать образные представления, нравственные понятия, уважительное отношение к труду пожарных.
Предварительная работа: отгадывание загадок об огне; чтение мифа о Прометее; инсценировка сказки «Кошкин дом»; чтение сказки «Как огонь с человеком подружился».
Материалы: музыкальная запись: венгерский танец «Чардаш» Чайковского или «Танец с саблями»; Хачатуряна; листы белой, красной, желтой, оранжевой бумаги, клей, кисти; грамзапись «Кошкин дом», цветные карандаши.
Словарная работа: стихия, бедствие.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям отгадать тему занятия, дав ответ на загадки.
Загадывание загадок, связанных с огнем
Дрожит свинка – золотая щетинка.
Жевать не жую, а все пожираю.
На привале нам помог: суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош, да с собой не понесешь.
Красный петушок по жердочки бежит.
Беседа «Огонь – спутник и помощник человека»
Рассказ воспитателя об огне – давнем друге человека. Во все времена люди стремились использовать огонь для своего блага. Еще древний человек научился использовать огонь для обогрева своего жилища, и человек стал меньше болеть простудными заболеваниями, увеличилась продолжительность его жизни; с помощью огня люди стали готовить себе пищу, что способствовало ее лучшему усвоению и более быстрому развитию мозга человека. Огонь помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и жилья. Наши древние предки знали немало хитростей, секретов добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» огонь, поселяя его в своих пещерах. И это не случайно. Ведь огонь действительно стал для человека другом, помогая людям бороться за жизнь.
Да, огонь может быть другом для всех нас, но он может быть и врагом. Как же так? Давайте разберемся: когда огонь бывает другом и почему становится врагом.
Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь все лучше и лучше. Многие его загадки перестали быть загадками. Но другом и помощником огонь быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает людям готовить еду – и в квартире на газовой плите, и в деревенской печке, и в туристическом походе или на рыбалке у реки.
А есть еще огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб.
На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах при помощи огня варят сталь. Из нее делают трубы и станки, автомобили и самолеты. Сила у друга огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумело и не осторожно, то огонь может стать страшным, коварным, злым врагом.
«Пожар – стихийное бедствие»
Огонь может натворить много бед. Это пожары! Горят магазины, больницы, школы, леса, хлебные поля. В результате колоссальные убытки, потери. А главное – погибают люди и, конечно, дети. Чтобы этого не случилось, все мы должны всегда осторожно обращаться с огнем, газом, электричеством, внимательно присматривать за младшими братишками и сестренками, за всеми малышами. Ведь очень большое количество пожаров связанно с шалостью, игрой со спичками. Чиркнул спичкой без нужды, бросил на пол – вот уже и пожар. Пожар может возникнуть и от телевизора, утюга, других электроприборов, включенных в сеть и оставленных без присмотра. Несчастье может случится у новогодней елки, если вместо электрогирлянды используют свечи или бенгальские огни, в праздник устраивают в квартире фейерверки.
Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Поэтому надо стараться, чтобы огонь был нам только другом!
Но если случилась беда – пожар, ивы остались дома одни, то при первом появлении дыма или огня необходимо позвонить по телефону 01 и вызвать пожарную команду, дождаться ответа и сообщить свой адрес или обратиться к соседям по квартире, по лестничной площадке. Нельзя прятаться под кровать, убегать в другую комнату – лучше совсем убежать из квартиры.
Ребята, давайте запомним правила. Чтобы не было пожара:
- Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.
- Самостоятельно не разжигайте газовую плиту, а в сельской местности или на даче не пытайтесь растапливать печь.
- Не оставляйте без присмотра включенный утюг и другие электроприборы.
- В лесу не разжигайте костер без взрослых.
- Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
Давайте, и мы с вами, ребята, будем беречь себя, своих близких, свой дом, нашу природу – одним словом, все беречь от огня.
Ребята!
Помните о том,
Что нельзя шутить с огнем.
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен!
Запомните, дети,
Правила эти:
Та о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал.
Пусть помнит каждый гражданин:
Пожарный номер – ноль один!
На пожар
Все как один
По тревоге ноль один!
Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек целый дом может сжечь.
Если имущество хочешь сберечь –
Не уходи, когда топится печь.
Костер вы бросили в лесу –
И вот несчастье на носу.
Костер в лесу опасен –
Запомни это каждый.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Воспитатель побуждает детей объяснить, как используется огонь для различных целей. В каких случаях он приносит пользу, а в каких – непоправимый вред.
Игра «Хорошо – плохо»
Детям раздают карточки, изображающие различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Дети с карточками «хорошего» применения огня должны встать справа от воспитателя, а с «плохим» - слева.
Итог игры: применение огня может быть, как полезным, так и вредным.
Разминка для пальчиков
В гости к пальчику большому, Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний – Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики – друзья, Друг без друга им нельзя. | Выставляются вверх большие пальчики обеих рук. Поочередно называемые пальчики соединяются с большими на обеих руках одновременно. Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы. Кулачки стучат друг о друга. Ритмичное сжимание пальцев в кулаки. |
Рисование
Воспитатель обращается к детям:
- Какое полезное изобретение, связанное с огнем, вы хотели бы нарисовать? (Дети рисуют свои изобретения. По окончанию рисования идет обсуждение детских рисунков.)
Воспитатель подводит итог: «Помни, что любое изобретение оставляет на Земле свой след. Сделай так, чтобы твое изобретение оставило «полезный след».
Пословицы об огне
От искры сыр-бор загорается.
От искры Москва загорелась.
Берегись, не ожгись.
Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит.
Не шути с огнем, обожжешься.
Огонь, не вода – охватит, не выплывешь.
Огонь, не вода – пожитки не всплывают.
Физкультминутка под музыку Чайковского «Чардаш» венгерский танец или Хачатуряна «Танец с саблями».
Дети танцуют под музыку, изображая языки пламени, огонь.
Воспитатель обращается к детям.
- Ребята, в каких произведениях мы встречаем описания пожара. Давайте вспомним эти произведения.
В произведении С.Я. Маршака «Кошкин дом» описывается страшный пожар. (Воспитатель включает отрывок грамзаписи «Кошкин дом «или читает отрывок сам.)
Хозяйка и Василий, усатый старый кот,
Не скоро проводили соседей до ворот.
Словечко за словечко – и снова разговор,
А дома перед печкой огонь прожег ковер.
Еще одно мгновенье – и легкий огонек
Сосновые поленья окутал, обволок.
Взобрался по обоям, вскарабкался на стол
И разлетелся роем золотокрылых пчел…
- Ребята, как вы думаете, отчего возник пожар? (Дети отвечают.)
- Кто же помог потушить пожар? (дети отвечают.)
- Да, действительно, пожарные. А как мы можем вызвать пожарных, если вдруг увидим, что что-то горит?
Правильно. 01 – вот телефон, который надо запомнить. При этом нужно сказать свой адрес. И главное – позвать на помощь взрослых.
- Представим, ребята, что вдруг случится пожар. Что же делать? (Дети отвечают.)
Да, правильно. Надо покинуть помещение, а не прятаться под кровать, под одеяло или в другую комнату. Вызвать пожарных.
Некоторые люди, спасаясь от огня, выбегают из горящего помещения, оставляя двери открытыми. Распространяясь через дверные проемы, пламя охватывает помещения. Кое-кто, ничем себя не защитив, пытается уйти через помещения, охваченные огнем. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу.
Вопросы к детям
Дети, давайте подведем итог нашей беседе.
- От чего происходят пожары? (От неосторожного обращения с огнем.)
- Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками? (Потому, что это опасно.)
- Какие беды приносит пожар? (Гибнут люди, сгорают жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города.)
- О чем надо знать, помнить, чтобы не допустить пожара? (Правильно обращаться с огнем.
- Можно ли оставлять включенным телевизор? (Нет.)
- Как вызвать пожарную машину, если случится пожар? (01)
- В какую одежду одеты пожарники? (Каски, брезентовые костюмы.)
- Чем пожарные тушат огонь? (Огонь тушат водой из длинных шлангов.)
- Какие правила поведения при возникновении пожара вы знаете? (Позвонить 01, сообщить, что случилось и назвать свой адрес; сообщить соседям о пожаре; покинуть квартиру; в задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться, пригнувшись или ползком.)
Физкультминутка
«Салют»
Вокруг все было тихо. И вдруг – салют! Салют! Ракеты в небе вспыхнули И там, и тут! Над площадью, над крышами, Над праздничной Москвой Взвивается все выше Огней фонтан живой. На улицу, на улицу Все радостно бегут, Кричат: «Ура», Любуются На праздничный салют! (О. Высотская) | Встать прямо, руки опустить. Поднять руки вверх. Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево-вправо. Присесть, встать, руки с раскрытыми пальчиками поднять вверх (2 – 3 раза) Легкий бег на месте. Поднять руки вверх, крикнуть «Ура!». Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево-вправо. |
Аппликация «Костер»
Цветная бумага рвется руками, без помощи ножниц.
Итог занятия
Человеку природа дала все – воду, огонь, тепло, свет и т.д. Он может пользоваться всем. Но нельзя делать это бездумно. Почему? За все придется отвечать. Поэтому нужно заботиться о том, чтобы в природе сохранились равновесие и гармония, мир между ее обитателями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).
На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в старшей группе "Необыкновенные птицы - пингвины"
конспект занятия...
конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию "Караван пустыни"
Цель нашего занятия - научить детей отражать в рисунке представление о пустыне и ее обитателях .Достигали цели путем решения следующих задач:вызвать интерес к рисованию каравана верблюдов на бумаге; у...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе. Тема: «Рыжая сестрица - хитрая лисица"
( Образовательные области : ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РИСОВАНИЮ ТЕМА « РАЗ В КРЕЩЕНСКИЕ ВЕЧЕРА»
quot;Раз в крещенские вечера"...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе «Насекомые»...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию. «Дымковская лошадка».
дымковские игрушки (для демонстрации);бумажные силуэты лошадки;гуашь, ватные палочки.Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, цветосочетании рассматривание изделий д...