"Жилища человека"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Формировать представление детей об истории развития окружающего предметного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zhilishche_cheloveka.docx | 99.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»
Образовательные области: «Познание, социализация, коммуникация, Физическая культура»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности
на тему: «Жилища человека»
(старшая группа)
Подготовили воспитатели:
Никонорова Нина Васильевна,
Кувикова ИринаАлексеевна
г. Москва, г. о. Троицк ноябрь 2016г
Цель: Формировать представление детей об истории развития окружающего предметного мира.
Педагогические задачи:
1. Образовательная: Продолжить систематизировать и углублять знания детей об истории жилища; познакомить детей с эволюцией жилья на территории России; формировать опыт деятельности ориентирования в видах жилых строений
2. Развивающая: Развивать любознательность и познавательный интерес через моделирование, и продуктивную деятельность (конструирование)
3. Воспитательная: Воспитывать умение работать подгруппами.
Демонстрационный материал: набор картинок «Жилище человека»; фланелеграф «Три поросенка»; карточки с изображением инструментов, техники, последовательности строительства;
Методические приемы: Игровая ситуация, проблемная ситуация, рассматривание иллюстраций, беседа, физминутка,
Ход занятия:
Сказка на фланелеграфе «Три поросенка» - Вспомните сказку про трех поросят и скажите, как звали их? (дети: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф)
-Кто скажет, из какого материала построил свой домик первый поросенок? (дети: Ниф-Ниф построил свой домик из соломы)
- Что произошло с домиком Ниф-Нифа после прихода волка? Из чего построил свой домик второй поросенок? (дети: Нуф-Нуф построил свой домик из прутьев и веточек)
-Дом Нуф-Нуфа оказался прочнее, однако, что случилось с его домиком с приходом волка? Как вы думаете, почему так произошло, что оба домика были разрушены? (дети: домики оказались не прочными)
-Какие дома им нужно было построить? (дети: из кирпичей или камня, как у Наф-Нафа) А вы бы себе из чего построили? Почему?
- Так что же, получается, оказывается не все равно из чего и как строить дома. Для этого нужно подобрать строительные материалы, овладеть строительными профессиями и приложить много сил и умений. Много тысяч лет назад человек не умел строить дома. Его окружали леса, горы, пустыни. Но как использовать деревья, камни, глину и песок он тогда еще не знал.
- Что было бы с человеком, если бы он не научился строить себе жилище? (дети: человеку негде было бы укрыться от палящего солнца, сильного ветра, жгучего мороза,
Дети садятся на стульчики и играют в игру «Какой дом?».
Дети передают мяч, пока играет музыка. Как только музыка остановилась, тот ребёнок, у которого в руках оказался мяч отвечает на вопрос:
Дом из кирпича (какой дом) – кирпичный дом.
из бетона – из пластмассы - из бумаги -
из камня – из металла - изо льда -
из глины — из стекла - из дерева –
- Ребята, а вы в каких домах живёте?
(Ответы детей)
Педагог предлагает детям отправиться в далёкое прошлое.
- Ни один народ на Земле не может обойтись без жилища. Когда же возникло и что представляло оно собой первоначально? Осмотримся кругом: перед нами — густой лес, горы, слышится рёв диких зверей. Из дома выходит древний человек в одежде из шкур.
• Как вы думаете, где жили первобытные люди? (В пещерах).
• Что такое пещера? (Углубление в горе или в скале.)
• Почему? (Раньше люди жили в пещерах, потому что не умели делать кирпичи. У них не было машин, которые помогли бы им строить большие дома).
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением пещеры.
• Потом люди начали делать жилища из костей мамонтов. Крупные кости вкапывались кольцом, сверху связывались. Сверху все сооружение покрывалось шкурами мамонтов, или других животных.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию жилищ древних людей.
В тех местах, где не было таких крупных животных, дома строили из камней. В ход шли ветки, бревна.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Жилища древних людей».
Но в таких домах, наверное, тоже было неудобно жить? Почему?
(Там было жарко и дверей не было, земляные полы, ходить надо было согнувшись, попадал дождь, ветер мог его снести, зимой было холодно).
И люди стали думать, из чего бы им построить крепкие, теплые дома.
Там, где было много лесов, люди делали деревянные дома. Угадайте, как называются такие дома (изба). А как вы думаете, чем были удобны эти дома? (Дождь не попадает и ветер не дует, в них тепло, потому что есть печка; светло, потому что окна; есть дверь, которую можно запереть).
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию деревянной избушки.
Постепенно менялся облик домов.
Богатые люди имели дома в два, три и даже четыре этажа.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Изба Екимовой».
Строятся дворянские усадьбы. Просторные, красивые и теплые.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Подмосковная усадьба Мураново».
Дети выполняют физминутку.
Воспитатель предлагает поиграть в игрушечную стройку.
Получили мы подарки: Дети изображают, как выкладывают
Кирпичи, бруски и арки. предметы из коробки.
Из коробки мы берем,
Строим мы красивый дом.
Строим быстро, строим скоро, Дети садятся на корточки,
Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,
Дом растет все выше, выше, а потом встают на носки.
Есть карниз, труба и крыша.
• Появляются каменные дома.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Палаты Пушникова в Нижнем Новгороде».
• В Москве начинают появляться первые высотные дома.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию высотных зданий.
• а вот так, выглядят современные здания, построенные в Москве.
Дети думают, легко ли построить дом?
В строительстве дома принимают участие люди разных профессий.
Дети играют в игру «Для какой профессии нужен предмет». Каждому ребёнку предлагается вытянуть любую карточку, на которой изображен или элемент спецодежды, или атрибут необходимый для какой-то профессии. Воспитатель раскладывает иллюстрации строительных профессий. Дети самостоятельно думают и кладут свою карточку к нужной картинке.
Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить строительные профессии.
Дети встают в круг и играют с мячом в игру «Назови профессию».
- Кто кладет кирпичи, строит стены домов? (каменщик)
- Кто делает из дерева двери, окна, пороги, деревянные лестницы? (Плотник)
- Кто придумывает вид дома и делает его чертежи? (Архитектор)
- Кто поднимает на стройке грузы наверх дома? (Крановщик)
- Кто красит стены и белит потолки? (Маляр)
- Кто прокладывает провода, чинит электрические приборы? (Электрик).
- Кто прокладывает и чинит водопровод и канализацию? (Слесарь- водопроводчик)
- Кто кладет керамическую плитку на стены? (Плиточник).
Дети садятся на стулья и выполняют пальчиковую гимнастику «Теремок».
Кисти рук подняты на уровень шеи, концы пальцев соединены, изображают крышу.
Стоит в поле теремок, (Пальцы раздвинуты в стороны.)
На двери висит замок. (Пальцы переплетены в замок.)
Открывает его волк Движения сомкнутыми кистями влево - вправо.)
Пришел Петя-Петушок (Пальцы размыкаются, руки занимают исходное
И ключом открыл замок. положение.)
Воспитатель предлагает детям тоже стать строителями и построить дома.
Дети делятся на команды: каждый ребёнок берёт фрагмент рисунка. Дети объединяются по группам и собирают свой рисунок.
Каждая команда строит свой дом по теме того рисунка, который они собрали: жилище древнего человека, деревянный дом и дом из кирпичей конструктора. Жилище можно украсить, используя цветную бумагу, раскрасить его, сделать фон, детали окружающей обстановки.
Дети по подгруппам выполняют работу. Звучит тихая, спокойная музыка.
Дети презентуют свои работы: каждая команда рассказывают, что именно они построили, кто живёт в их доме, из чего и как они строили.
Дети анализируют все представленные работы, отмечают необычные, оригинальные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История жилища человека чудесные превращения
Первое жилище человека. Когда-то очень давно на земле не было ни одного дома. Что бы укрыться от жары и холода, ветра и дождя люди стали искать себе жилища в пещерах. ...
«Как менялось жилище человека». Воспитатель: Корелякова О.Е
Цель: Углубить знание детей об истории жилища человека, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище. Задачи: • Обобщить и конкретизировать знан...
Форма работы "Путешествие по "реке времени". Конструкт "История жилища человека"
"Путешествие по "реке времени" - новая и интересная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе занятия дети знакомятся с историей жилища человека с древних времен и до настоящего врем...
Конспект НОД по познавательному развитию Тема: История жилища человека
Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Основной разв...
«Жилище человека в разные эпохи» (река времени)
Технологическая карта «Жилище человека в разные эпохи» ...
Презентация «Жилище человека в разные эпохи»
«Жилище человека в разные эпохи» презентация ...
«Жилище человека в разные эпохи» конспект
«Жилище человека в разные эпохи» конспект ...