Игрушки
статья по окружающему миру на тему
Интерес к игрушкам в социальных науках связан с двумя исследовательскими мотивами: психологическим и культурологическим. Для психолога-марксиста игрушка — это «орудие освоения социального опыта» и «инструмент социализации», их интересует то, чему учат ребенка те или иные игрушки и какие игрушки стоит давать детям, а какие — нет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игрушки | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игрушки
Интерес к игрушкам в социальных науках связан с двумя исследовательскими мотивами: психологическим и культурологическим. Для психолога-марксиста игрушка — это «орудие освоения социального опыта» и «инструмент социализации», их интересует то, чему учат ребенка те или иные игрушки и какие игрушки стоит давать детям, а какие — нет. Для культуролога это проекция смысловых кодов и социальных отношений, «символ эпохи» и «объективация представлений о детстве»: их больше занимает, почему те или иные вещи становятся предметом для игр, как в них воплощается социальное неравенство, а заодно ожидания, нормы, ценности и тому подобное.
Исследователей культуры интересуют смыслы, приписанные объектам: фигурка космонавта с надписью «СССР» на скафандре может являться и символом ушедшей эпохи, и символом былого величия исчезнувшей страны, и символом неудержимого научного прогресса. Ребенок может прочитывать совершенно иные значения. Микросоциологов же интересуют inscriptions — вписанные в материальный объект сценарии его использования. На курок игрушечного пистолета (по сценарию) нужно нажимать, руль — крутить. В один и тот же объект может быть вписано несколько сценариев. Это смыслы имплицитные, материализованные, встроенные. В отличие от значений, они не нуждаются в интерпретации. Любой используемый в коммуникации материальный объект можно анализировать в терминах предлагаемых им сценариев. На игрушки часто проецируются действия, связанные с реальными объектами. Но любую игрушку можно использовать не по сценарию: игрушечная лопатка может стать трамплином для игрушечного автомобиля, а не только использоваться в песочнице. Наибольший интерес для микросоциолога представляет игра со сломанной игрушкой, так как поломка — яркий пример пересмотра границы между сценарными и физически допустимыми действиями. Ребенок переписывает сценарий, создавая новый набор сценариев на базе новых возможностей, появившихся после физической поломки объекта: сломанная машинка становится лодочкой, а арбалет — луком. Социология игрушек помогает увидеть перформативную, игровую природу нашего взаимодействия с вещами.
Социолог Виктор Вахштайн о социологии игрушек и отношении социального и материального
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг в подготовительной группе « Раз игрушка, два игрушка»
Совместный досуг с тифлопедагогом....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...
Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...