Экспериментально - исследовательская деятельность "Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Вода»
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 218»
Подготовила воспитатель:
Санникова Н.Н.
Програмное содержание:
1. Учить детей определять и называть свойства воды: пресная, соленая, прозрачная жидкая, твердая, вкусная.
2. Упражнять детей в умении различать воду от других жидкостей по цвету, по вкусовым качествам.
3. Закрепить у детей умение рисовать воду в жидком и твердом состоянии:снег, снежинки, лед, сосульки , река.
4.Упражнять детей в умении отгадывать загадки.
5. Воспитывать у детей умение делать выводы.
Задачи:
1. Показать на опытах свойства воды.
2.Подвести детей к пониманию того, что воду нужно беречь.
3.Развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы.
Оборудование: стаканчики с водой, с соком, чайные ложки, (по количеству детей), стакан с молоком, салфетки, фартуки, запись «шум воды», глобус, бумага для рисования (формат А5), голубые карандаши.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, льдом, водой; чтение рассказов, стихов и загадок о воде; подвижные и развивающие игры.
Словарная работа: активизировать словарь детей: опыт , лаборатория , брас, кроль.
ХОД ОД:
Воспитатель в костюме Капельки входит в группу.
В. Здравствуйте ребята . Вы меня узнали?
Ответы детей.
В. Я, Капелька спустилась с неба на землю и хочу с вами поиграть.
Послушайте стихотворение , которое я вам прочитаю:
Чтение стихотворения Н. Рыжовой. «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель. Ребята, скажите, где и какую воду вы видели сегодня? (Ответы детей.) А для чего нужна вода, как мы её используем (ответы детей – пьём, моем руки, стираем и т.д.). Сегодня мы с вами отправимся в нашу лабораторию и узнаем, что же такое вода, какая она?
Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой, она умеет превращаться и быть разной. Вот отгадайте мои загадки.
Скатерть бела
Всю землю одела. (снег.)
Меня ждут – не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (Дождь.)
Растет она вниз головою
Не летом растет – а зимою
Чуть солнце ее припечет –
Растает она и умрет. (Сосулька.)
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед.)
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка.)
В. Вот видите, ребята, вода бывает разной. А какая она, давайте рассмотрим ее на опытах. Итак, отправляемся в нашу лабораторию.
Физминутка:
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брас.
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой…
Вот мы и оказались в нашей лаборатории.
Опыт № 1. Вода прозрачная
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положить чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком – нет? Почему?
Д. Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке – нет, потому что оно непрозрачное.
В. Итак вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт № 2. Рассмотреть воду на текучесть
В. Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан. Что делает вода?
Д. Льется, течет, переливается.
В. Почему?
Д. Потому что она жидкая.
В. Итак, вывод: вода переливается, потому что она жидкая.
В. А еще вода может быть и в твердом состоянии. Подумайте, когда вода может быть твердая? (снежинки, снег, лед, сосулька).
В. А еще вода умеет шуметь, вот послушайте. (Слушаем «Шум воды».)
Опыт № 3. У воды нет запаха.
В. Когда мама печет пирожки, аппетитный запах вы почувствуете даже стоя за дверью. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду. Она пахнет?
Д. Нет
К. Итак вывод, вода не имеет запаха.
Опыт № 4. У воды нет вкуса.
В. Ребята я предлагаю вам попробовать воду. Есть ли у нее вкус? (дети пробуют)
Д. Нет.
Из другого стакана попробовать апельсиновый сок. Есть ли у него вкус?
Д. Да есть, сок сладкий, вкусный.
В. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
В. Ребята, подумайте, откуда берется вода в кране?
Д. Ответы детей.
В. Правильно, из реки. Мы каждый день пользуемся этой водой. А можно ли пить эту воду?
Д. Нет.
В. Вот видите, как много голубого цвета – это все вода. (Рассматриваем глобус). Но вода бывает пресной и соленой. А пресной воды, которую используют люди не так уж и много. И чтобы она не закончилась, ее надо беречь. Всегда закрывать краны, чтобы зря вода не текла.
В. Сегодня в нашей лаборатории мы с вами ответили на вопрос, какая вода? (Ответы детей.)
В. Правильно, из опытов мы узнали, что вода прозрачная, может быть в жидком и твердом состоянии, не имеет вкуса и запаха. Без воды жить нельзя, ее нужно беречь, всегда закрывать краны после использования.
В. Ну а теперь, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Капельки дождя».
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.
В. А теперь нарисуйте для меня на память воду в жидком или твердом состоянии. В твердом состоянии как выглядит вода? (Снег, снежинка, лед, сосулька.) А в жидком состоянии? (река, море, дождик).
Пальчиковая гимнастика:
«Мы белье стирали»
Мы белье стирали,
В речке полоскали,
Выжали , развесили,
То-то стало весело.
Дети выполняют задание. После того, как все справились, дети подходят к Капельке и рассказывают, в каком состоянии они нарисовали воду.
В. Спасибо большое за такие подарки. Я очень рада, что вы поняли, что вода бывает в жидком и твердом состоянии. Ребята, а еще вода может быть в виде пара, но об этом мы узнаем в следующий раз. До свидания.
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Волшебница вода»
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 218»
Подготовила воспитатель: АстафьеваИ.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду совместно с родителями.
Цель проекта - формирование начало экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхожде...
Экспериментально-исследовательская деятельность: «Голос мой –волшебник».
Пояснительная записка: Главная задача педагога: бережно относиться к словам ребёнка ,потому что слово воспринимается и зрением, и слухом .В голосе отражаются мысли ,эмоции ,действия , желан...
Экспериментально-исследовательская деятельность с инновационно- развивающей, здоровьесберегающей технологией опережающего обучения с использованием опорных схем: «Голос мой –волшебник».
Гипотеза:Поможет ли ребёнку участие в экспериментально-исследовательской деятельности сформировать психологическую установку на сохранение и укрепление собственного здоровья(голоса, голосовых св...
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ " ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ" (Детский сад №22 "Звёздочка" Балашихинский район)...
Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...
Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...