Проект для детей подгоготовительной группы " У рябины именины"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Комарова Мария Алексеевна

Познавательно-творческий проект на тему : "У рябины именины" для подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_2.docx2.86 МБ
Файл prilozhenie.docx109.12 КБ
Файл nod_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx17.89 КБ
Файл dosug_ryabinnik.docx20.98 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_nablyudeniya.doc30 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Стихи о рябине.                                             рябина, ягоды, осень,

«Рябина».

                                       Ирина Токмакова.

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она - как хина*.

То ли это ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая,

Подшутить хотела?

*Хина – кора хинного дерева, горькая на вкус; употребляется в медицине.

Рябина.

                             Елена Благинина

На тропинке – тень,

Солнечная сетка.

Через тык, через плетень

Свесилась ветка.

Прибегу, прискачу,

На носках привстану,

Ветку за косы схвачу,

Ягоды достану.

У плетня посижу

 И на шелковинку

Осторожно нанижу

Ягоду  - рябинку.

Бусы горькие надень,

Веточка, ветка?

На тропинке тень,

Солнечная сетка.

                            В. Рождественский.

Я знаю тебя, моя рябина…
Ты на околице села
Над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода,
А ты – всем горестям назло-
Росла и крепла год от года,
Глядясь в озёрное стекло.

«Рябина»

                           Светлана Шишкина.

 Стройную рябину вижу во дворе,

 Изумруд на ветках утром на заре.

 Много ягод красных,

 Спелых и прекрасных

 Гроздьями висят,

 Их красив наряд.

 Собери на нитку ягод-для души,

 Из рябины бусы очень хороши!

 А зимой рябинки огоньком горят,

 Красны, как рубины, на ветвях блестят...

 Веточки рябины золотом сияют,

 Солнце их листвою весело играет.

 Около рябины осмотрюсь кругом.

 Вижу я росточек,

 Мал, но не цветочек,

 Он высоким, стройным вырастет потом...

 Просыпаюсь утром, но ещё темно.

 Стройная рябина спилена давно.

 Этого не знала,

 Грустно очень стало.

 Маленький росточек, ты расти быстрей!

 Солнышко лучами деревце пригрей.

 Помню про рябину, помню я всегда,

 В памяти моей она ещё жива.

 Стройную рябину вижу во дворе,

 Изумруд на ветках утром на заре.   

---

                         Н.Васильев.

 Наливная, спелая рябина,
Не грусти, краснея под окном.
Ты зимой холодною и длинной
Станешь птицам праздничным столом.


Загадки о рябине.

В мае грелась, зеленела,

Грозди осенью надела.

В алых ягодках  - горчинка.

Что за деревце?

(Рябинка.)

В том лесу, не в огороде,

Только осень на подходе,

Новый у неё наряд,

Бусы красные висят.

Дрозд, снегирь другая птица,

Могут ею угоститься,

Как усилится мороз,

Возрастёт на пищу спрос.

(Рябина.)

Увидал в лесу

Ягоду  - красу.

Тяжела корзина,

Хороша… (рябина).

 ***

 Висят на ветке подружки,

 Прижавшись тесно друг к дружке.

 ***

 Весною зеленела,

 Летом загорала,

 Осенью надела

 Красные кораллы.

 ***

 Ягоды не сладость,

 Зато глазу радость

 И садам украшенье,

 А друзьям угощенье.

 ***

 Осень в сад к нам пришла,

 Красный факел зажгла.

 Здесь дрозды, скворцы снуют.

 И, галдя, его клюют.

 ***

 В сенокос – горька,

 А в мороз – сладка,

 Что за ягодка?

 ***

 Цветки – пчёлам и шмелям,

 Плоды – сойкам и дроздам,

 А кудрявой ветке –

 Место у беседки.

Пословицы и поговорки о рябине.

Не твоему, черна-галка, носу красную рябину клевать!

Выйдем на долинку, сядем под рябинку – хорошо цветёт.

Какая ягода,такое и варенье.

Красна ягода,да на вкус горька.

Народные приметы, связанные с рябиной

Рябина зацветает – пора сеять лён.

Хорошо рябина цветёт – к урожаю льна.

В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – сухой.

Цветение рябины – признак устойчивого тепла, если она расцветает позднее обычного – к долгой, затяжной осени.

 В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.
Нет рябины – и осень не осень!

Зацвела рябина – наступит тепло.
Если алой рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима – морозная.
Рябина зацветёт – пора сеять лён.
Если уродится рябина – рожь будет хороша.

 Частушки:

Я рябинушку ломала,

Со рябины пала кисть,

Правой рученькой махала:

Приходи рябину есть.

                            Пойду в сад поотломаю

                            Красную рябинушку.

                            Завлеку – гулять не буду.

                            Пусть походит зимушку.

Пусть воробушки летают.

Пусть рябинушку клюют.

Отбивают ухожора,

Но едва ли отобьют.

 

Не от солнышка рябина

Кисти принавесила.

Не от радости девчонка

Голову повесила.

 

                              За деревней я гуляла,

                              Там Андрюшу видела.

                              Под рябиной сидел, плакал –

                              Курица обидела.

        Беседа “Как деревья к зиме готовятся?”

             Все животные и человек готовятся к холодной зиме. У животных вырастает тёплый подшерсток. Многие из них делают запасы на зиму, подготавливают жилище, а готовятся ли деревья к зиме?

На первый взгляд, кажется, нет. Может быть это им не нужно? Им морозы не страшны? Это не так, и в холодные малоснежные зимы погибает много деревьев, особенно молодых. Поэтому деревья, как животные, готовятся к зиме:

  • сбрасывают листья и тем самым экономят свою энергию и питание;
  • сброшенные листья “Оставляют” на земле, чтобы предохранить свои корни от замерзания;
  • перестают расти, погружаются в глубокий сон;
  • как у зверей вырастает подшерсток, так и на каждом дереве вырастает панцирь, который защищает дерево от мороза.

Панцирь – это пробка, которая находится в корне. Дело в том, что пробка не пропускает воду и холодный воздух. Чем старше дерево, тем толще на нём пробковый слой. Вот почему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые.

Но самая лучшая защита для деревьев – это пушистый снег.

Далее обсудите с ребёнком следующие вопросы: - Какие “хитрости”.

Использует дерево, чтобы не замёрзнуть зимой.

Какой панцирь защищает дерево?

Как можно помочь молоденьким деревцам не замёрзнуть зимой?

Беседа о традиции народного праздника

«Рябинник»

Этот праздник празднуется 23 сентября, это осенний народный праздник.

- А как вы думаете, в честь какого дерева празднуется этот праздник?

(в честь рябины)

- Рябина – символ счастья и мира в семье. Празднуется праздник 23 сентября, так как после первых заморозков, именно с этого дня рябина становится более вкусной, сладкой и с этого дня её начинали собирать для еды, то есть начинали сбор урожая.

Усыпанная красными ягодами рябина привлекала людей, и они ходили в лес по рябину, как в летнее время ходили по ягоды и грибы.

- Как вы думаете, что можно приготовить из рябины?

(Варенье, сироп, используют для лечения, так как в рябине много витаминов, из неё делали настои, отвары и лечили больных людей.)

- Что же даёт рябина людям в первую очередь? (Пища, лекарство.)

- Собирая ягоду, крестьяне оставляли на каждом дереве часть ягод на зимней прокорм птицам, так как птицы очень любят рябину. Если медведь, бродя по лесу, найдёт рябину, то ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится его плодами.

- Ребята, так что даёт рябина животным и птицам? (Корм.)

-Существовало мнение, что молодую рябинку необходимо посадить перед домом, чтобы уберечь его от дурного сглаза и злых духов.

 Во время свадебных обрядов на Руси, в обувь жениха и невесты клали листья рябины, а венки из листьев и ягод одевали им на головы. Считалось, что в таком наряде жених и невеста будут спрятаны от дурного сглаза.

На Руси никогда не топили печь рябиной, считалось, что тот, кто срубит рябину, сам заболеет или умрёт или  кто – то из близких может заболеть или умереть.

И ещё  существовало древнее поверье, что достаточно побыть под сенью рябины, чтобы её запах «отпугнул» болезни от человека.

- Рябину с давних времён люди очень любили и почитали, о ней слагали стихи, песни. Часто рябину сажали вдоль домов, для красоты, чтобы она радовала людей. Так же для росписи посуды использовали ягоды и листья рябины.

Посмотрите, как красиво мастер расписал посуду; подносы и ложки

(Хохломская роспись).

- Ребята, что же даёт рябина ещё людям? Если её сажали для красоты, украшали посуду? Для чего нужна ещё рябина? (Для украшения.)

- Ещё с давних времён у людей было поверье, что рябина, посаженная перед домом, оберегает его от недобрых людей. А украшения, сделанные из рябины, оберегали людей от болезней, невзгод, неудач.

- Посмотрите, какие красивые украшения можно сделать из рябины.

- Ребята, так какое поверье связано было с рябиной? Что делали украшения, сделанные из рябины? (Оберегали.)

- Посмотрите, какое большое значение имеет рябина для людей. Она оберегает, служит украшением, даёт пищу для людей, и корм для птиц и животных, из рябины изготавливается лекарство.

Сказки о рябине.

skazka_pro_ryabinu «Красавица-рябина»
Автор сказки: Ирис Ревю

Росла в лесу рябина. Кудрявая. Нарядная. Богатая на плоды.

На осеннем балу не было ей равных. Стройная, раскидистая, красивая. Одни бусы кумачового цвета чего стоят. Соседки — осина и берёза подобными украшениями не обладали, и на бал являлись в простых осенних нарядах.

Красивыми у рябины были не только бусы. Листочки её – зубчатые, окрашенные в золотистые и красные тона, — тоже выделялись на общем фоне.

С раскрасавицей-рябиной весело перешёптывались дуб и клён.

Осенний бал был в самом разгаре, когда случилось непредвиденное.

На бал пришёл ёж. Он неважно себя чувствовал. Среди приглашённых начали срочно искать врача. Кто бы вы думали, оказался врачевателем? Наша красавица-рябина!

Но, прежде всего, надобно сказать, что приключилось с ежом. Он гостил в соседнем лесу, и там начался пожар. Ёж надышался дымом. Поначалу он не обратил внимание на ухудшение самочувствия. Но потом ему срочно понадобилась помощь.

Раскрасавица-рябина протянула ежу несколько ягодок, и попросила его пожевать их. Рябина знала, что в народе давно используют её ягоды при отравлении угарными газами.

Ежу быстро полегчало. Все присутствующие были рады тому, что ёж повеселел.

А рябине сказали: «Большое спасибо».

Вопросы и задания .

Какие украшения имела рябина?

Какие деревья пришли на осенний бал?

Какие листочки у рябины?

Кто из животных плохо себя почувствовал на осеннем балу?

Какой врач вылечил ежа? А каким образом?

Что о рябине знаешь ты?

«Рябина-спасительница»

Учила мама Воробьиха сына Воробышка уму-разуму: как летать, как от кошек спастись, как у людей зерном поживиться, где червячков выискивать…

Под конец трудного дня разрешила сыну Воробьиха немного полетать, чтобы крылышки окрепли.

-
 Смотри, мама, как у меня здорово получается, я даже вон на то дерево смогу взлететь, 
можно? – прочирикал серый ученик.

-
 Это дерево называется РЯБИНА, она наша спасительница в холодные зимние дни! 
Лети к ней, я тебя подстрахую.

Запыхавшийся Воробышек внимательно рассматривал рябиновую листву: маленькие листики с остренькой каёмочкой крепились к тоненькой веточке с двух сторон, превращаясь в более крупный листик.

-
 Не пойму, - сказал он Воробьихе, - чем это нас рябина спасти может?

-
 А ты не на листья смотри, а на ягоды, в них наше спасение, - поучала мать сына, - 
Зимой рябиновые гроздья будут самым желанным блюдом.

Открыв клювик, Воробышек попытался проглотить зелёную ягоду:

-
 Тьфу! Она же горькая и твёрдая!

-
 Опять ты не дослушал меня, - сокрушалась птичка, - рябиновые грозди созревают 
поздней осенью. Именно после первых морозов они становятся мягкими и вполне съедобными. Красные сочные грозди, опав на землю, выручают наше птичье братство.

-
 Так вот ты какая, рябина спасительница, - пропищал Воробьишка, нежно поглаживая 
клювиком пока ещё твёрдыё ягодки, - зрей хорошенько, не буду тебе мешать. А зимой ты угостишь меня своими сочными красными гроздями.

«Рябинка»

М. Скребцова.

Родилась Рябинка весной из ягодки, которая упала на землю со старой рябины. Ребята приходили в лес осенью по первому морозу собирать рябиновые дары. Самого маленького на пенек усадили и сорвали ему большую и красную кисть, чтобы он с ней играл и ягоды собирать не мешал. Малышу новая игрушка так понравилась, что он засмеялся и в ладоши захлопал. Мороз в горькие рябиновые ягодки сладости добавил. Мальчик ягодку за ягодкой всю кисточку съел и не заметил, как одна переспелая ягодка оторвалась и в траву укатилась.

Всю зиму пролежала ягодка под снежным одеялом, а семечко в ней силы копило, чтобы весной прорасти.

Весна и лето быстро пролетели. Рябинка подросла, окрепла и друзей заимела, особенно среди птиц. Каждый день они ее своими звонкими песенками будили, спать не давали. Да и не хотелось Рябинке спать: в лесу летом спать неинтересно.

Пришла осень. Ветра да дожди нагрянули, злые и колючие, и давай Рябинку сгибать да толкать во все стороны. Но недолго это продолжалось: успокоилось все на время, будто замерло. Разогнулась Рябинка и ахнула. Вокруг нее весь лес разноцветный, никого она не узнала, даже свою маму — рябину старую. Осень-кудесница в тот год красивый сарафан рябине сшила, с красными пуговками-гроздьями. "Неужели и я такая же нарядная да пестрая?" — всполошилась Рябинка и себя оглядывать принялась, но платьице ее выглядело скромным — Рябинка ведь маленькой была, только пять перистых листиков ее слегка подрумянились.

Большие деревья, кто в пурпурном, кто в багровом, кто в серебряном, а кто и в золотом, засмеялись:

— Мала ты еще, Рябинка. Осень по старшинству одаривает.

Расстроилась Рябинка, обиделась на осень.

Жалко ветерку осеннему деревце стало, прошелестел он Рябинке:

— Не плачь, быстро время пролетит, а как исполнится тебе десять годочков, будут тебе подарки большие. Весна белые цветы тебе подарит, лето ягодками с ног до головы осыплет, осень придет, ягодки твои в красный цвет раскрасит, а зима в них сладости прибавит. На ягодки птицы прилетят — целые стаи крылатые. Будет у тебя наряд ягодноптичий, а главное — щедрый!

Не поняла тогда Рябинка слов ветерка, грустила до самой зимы. А зимой уснула она крепко и во сне видела, как ягодки ее красным соком наливаются— птиц встречать готовятся.

Так и шел год за годом. Рябинка с нетерпением ждала, когда же исполнятся слова осеннего ветерка. Каждую зиму Рябинка видела один и тот же сон, как стоит она с ног до головы ягодами красными украшена и всех угощает.

Вот и десятое лето наступило. Когда весной Рябинка проснулась, мама рябина ее первой поздравила:

— Ты, дочка, уже большая выросла, жди даров новых. Ветерок весенний ее ласково обнял, и раскрылись на ней белые душистые кисти цветов. Лето лучами теплыми кисти грело, дождями чистыми их обмывало, и выросли ягоды на них на диво крупные да красные.

Когда первый морозец ягоды подсластил, пришел в лес мальчик с большой корзиной. Это был как раз тот самый малыш, который когда-то ягодку рябиновую в траву обронил. Он стал уже большим мальчиком, но когда увидел молодую Рябинку, с ног до головы усыпанную красными ягодами, закричал от радости и захлопал в ладоши, как маленький. Первым делом он сорвал самую большую и красную кисть, сел на пенек и ягодку за ягодкой съел ее всю, только не заметил, как одна переспелая ягодка оторвалась и в траву укатилась.

• Как вы думаете, в каких местах рябиновые ягодки лучше всего прорастают и почему?

• Как вы думаете, какое время года рябинке больше всего нравится и почему?

• Когда рябинка цвести начинает?

• Нарисуйте рябинку в подарках времен года. Всегда ли осень "по старшинству одаривает"?

• Напишите сказку об одной волшебнице-осени, которая молоденькие деревья в лесу красивее взрослых наряжала.

• Напишите сказку о том, как все деревья в лесу рябинкин день рождения праздновали.

• Когда рябина самая сладкая?

• Как вы думаете, с какими деревьями рябинка дружит и почему?

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Подвижная игра «Птицы и ягоды».

Цель: развивать умение действовать в команде, упражнять в беге, развивать быстроту движений, ловкость. Правила игры: дети делятся на две команды: одна команда – это ягоды рябины, а другая команда  - птицы.

Дети  - «ягоды рябины» держат в руках картонный круг красного цвета или к картонному красному кругу крепится верёвочка, и круг с верёвочкой вешается на шею, как медаль.

Команды детей выстраиваются в две шеренги и становятся напротив друг друга в разных частях комнаты или площадки для игры.

Команда птиц говорит такие слова:

«Ветер вдруг сильней подул,

Ягоды с рябины сдул.

Ветер ягоды гоняет,

Будто с мячиком играет.»

Команда рябиновых ягод отвечает:

« Эти ягодки летят,

К птичкам в клювик не хотят.

Ягодки скорей, скорей,

Птичкам будет веселей.»

После этих слов команда птиц ловит команду ягод рябины. «Ягоды рябины» стараются убежать от «птиц» и достигнуть того места, где находились «птицы». В этом месте «ягоды рябины» находятся в безопасности и «птицы» не могут их поймать.

Ловля «ягод рябины» продолжается по времени, например, 1 или 2 минуты, а потом вся игра повторяется снова.

П/и малой подвижности «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку; развивать наблюдательность.

Ход игры: Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

Подвижная игра «К дереву беги!».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

Ход игры: выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

Физминутки.

            Рябинка.

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.)

Ей не просто жить на свете —

Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)

Но рябинка только гнётся,

Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)

       Рябинка.

У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх).
А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (приседы).
Эта рыба – рыбий царь (прыжки).
Называется – пескарь (ходьба на месте).

Деревья.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

***

Руки подняли  и покачали –
Это деревья в лесу.  (плавное покачивание  поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.  (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.  (горизонтальные, одновременные движения руками  вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад   (2 раза)

Пальчиковая гимнастика.

Рябиновые бусы.
Кисти рябины
(Кисти рук расслабить и держать их кончиками пальцев вниз.)
Сияют на солнце.
Ветки, качаясь,
(Изобразить деревья обеими руками и слегка ими покачивать )
Стучатся в оконце.
(Изобразить окошко: сложить ладони домиком, кончики больших пальцев соединить, заглянуть в «окошко».)
Ягодки бережно
(Попросите ребенка изобразить, как он собирает ягоды с кустика )
С кисти снимаю,
Крепкую нитку
(Поднять вверх левый указательный палец – это «иголка», а правый указательный палец будет имитировать нитку, вдеваемую в иголку.)
В иголку вдеваю.
Ягодку к ягодке я нанижу,
(Левой рукой делать «колечки», поочередно соединяя указательный палец со всеми остальными, а правым указательным пальцем «нанизывать» колечки на «нитку».)
Яркие бусы друзьям покажу.

Психологический тренинг «Дерево добра»

Цель: научить ребенка проявлять позитивные проявления по отношению к себе и к другим людям,

-научить ребенка выражать свою благодарность речью,

-воспитывать доброту и душевность,

-создать условия для позитивных эмоциональных переживаний.

Ход. Педагог ставит в центре круга дерево или цветок и просит детей вспомнить те хорошие поступки его друзей, которые тронули его душу .Педагог раздает листочки, на которые заранее привязана ниточка, и просит подарить его и сказать слова благодарности тому ребенку, которому они адресованы.Например: «Я благодарю тебя Аня за то,……..».А ребенок,получивший листок,вешает его на дерево.

Исследовательская деятельность .

             Предложите  провести опыт: попробовать оторвать с ветки зелёный лист и желтый. Какой лист легче отрывается (жёлтый). Далее посмотрите через лупу на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точечками. Что же это такое? Оказывается, что листья – это” форточки” деревьев. Чтобы расти и жить, рябине нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает в листья. Солнце нагревает листья, “форточки” раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и “форточки” становятся ненужными.

         Проведите с ребёнком тактильные опыты: с закрытыми глазами обследуйте кору рябины, листья.

По такому же принципу предложите задания с использованием обоняния: “Как пахнет кора рябины”

Выложите из подручного материала (палочек, камешков и т.д.) модели листа рябины, у многих деревьев листья единичные, а у рябины маленькие листики попарно расположены. Сосчитайте сколько их форму: овально-заострённые, с явно выраженными зубчиками по краям листьев.

Консультация для родителей: «Лечебные  свойства рябины».

          В плодах рябина огромное количество витаминов С, В1, Е. Но кроме витаминов в рябине находится сорбит, сахароза, фруктоза, органические вещества, дубильные. Но и это не весь список положительных свойств. В рябине находится и другие соединительные вещества, которые входят в арсенал природных лечебных средств. Они находятся в провитамине А, Р и аскорбиновой кислоты.

Находится в рябине и пектин. Он уменьшает брожение углеводов, что в свою очередь уменьшает образование газа в кишечнике. Сорбит хорошо сжигает жир в печени и холестерин в крови. Хорошо выводит токсины из организма рябина, за счет желеобразного свойства. Органические кислоты и горькие вещества усиливают функцию желудочного сока – переваривать пищу и повышают секрецию.

             При дефиците в организме витаминов, который чаще всего бывает в зимнюю пору, хорошо употреблять поливитаминный чай. Для этого необходимо приготовить смесь рябины и шиповника. Затем залить половину столовой ложки этой смеси двумя стаканами кипятка и настаивать 5-6 часов. Очень уважительно к рябине относится народная медицина. Ее используют как мочегонное, потогонное, желчегонное, кровоостанавливающее средство. А так же при ревматических проявлениях, при болях в груди и как слабительное.

               Не оставляет без внимания рябина и больных, страдающих заболеванием почек и гипертоников. Им рекомендуется пить свежий рябиновый сок, в осе6нний и зимники периоды. Сок снижает количество холестерина в крови. Нормализует обмен веществ, укрепляет стенки сосудов. Имеет сок и воздействие при пониженной кислотности. Поэтому его необходимо пить по столовой ложке три-четыре раза в день до еды. А вот сироп из рябины употребляют при авитаминозе, ревматических болях, камнях в почках.

               Не менее полезными являются и листья с дерева рябины. Их тоже применяют как противомикробное и противогрибковое средство. Мало кому известно, что листья помогают сохранить овощи зимой, если овощи листьями переложить. Из коры рябины готовят отвар, который используют для профилактики атеросклероза.

Применяется рябина, ее настой и наружно от ран, ссадин, порезов.

Косметология тоже всегда приветствовала эту красную ягоду. Из рябины получаются отличные маски, особенно если к ней добавить смородину или клубнику, или лимон. Такая маска подходит для всех типов кожи.

              Ветеринары тоже с большим удовольствием используют рябину для лечения домашнего скота. Применяя отвар из рябины при простудных заболеваниях, а из листьев и коры при грибковых болезнях и ранах.

Анкета для родителей .

Уважаемые родители!

Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации познавательного проекта «Вспыхнули гроздья рябины» проводит анкетирование родителей.

1. Имеете ли вы представление  о проектной деятельности в детском саду

•Да

•Нет

• Не знаю

2. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

• Да

• Нет

• Не знаю

3. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?

• Беседы с ребенком о природе

• Подкормка птиц

• Отдых на природе

• Наблюдение за природными объектами

• Чтение художественной литературы природоведческого содержания

• Другие формы___

4 Как вы оцениваете уровень  знаний о природе Вашего ребенка?

• Высокий

• Средний

• Низкий

5. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

• Да

• Нет

6.Как вы относитесь к совместной деятельности со своим ребенком по заданию воспитателя,например,таких,как создание поделок,рисунков,фотографий.

•нравится

•не считаю нужным

•незнаю

7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников___

___



Предварительный просмотр:

НОД по рисованию в подготовительной группе детского сада.

на тему : «Пылает рябина».

Цель: выполнение рисунка в смешанной технике рисования: примакивание, тычок, рисование кончиком кисти, рисование пальцем.

Задачи:

1. Учить изображать акварельными красками на листе бумаги ветку рябины, используя разные техники рисования: примакивание, тычок, рисование кончиком кисти, рисование пальцем.

2. Развивать умение смешивать краски на листе бумаги, на палитре.

3. Воспитывать умение замечать и отражать в рисунке красоту природы.

4. Создать обстановку комфортного психологического климата.

Материалы и оборудование: белый плотный лист бумаги (лучше акварельной); акварель, гуашь, две кисточки: № 1 и № 2; баночка для воды,картины с изображением рябины.

Ход занятия.        

1.Дети стоят полукругом. Воспитатель читает детям стихотворение:

У рябинушки ладошки

Зацелованы дождями.

Ягод пламенная крошка

На ветвях и под ногами.

У рябинушки дорожка.

Кто пройдет – спасибо скажет.

За тепло и нрав хороший.

Нет её сегодня краше.

Воспитатель показывает изображение рябины.

-Рябина — великолепное украшение лесов. Это изящное деревце, сказочно красиво в любое время года.

Ранней весной рябина надевает наряд из нежно-зеленых кружевных листочков, а в конце весны, в мае, зацветает пышными белыми гроздьями.

Летoм рябина дарит нам прохладу, защищая от жаркого солнца.

А в осенние дни это деревце становится волшебно красивым. Солнышко, прощаясь с рябинкой до весны, дарит ей свои самые красивые краски. Словно сказочная принцесса в кружевном желтом сарафане с ярко-красными сережками-гроздьями красуется рябина. Но это убранство недолговечно. Холодный безжалостный ветер вскоре сорвет чудесный наряд, и только красные гроздья ягод будут таить нежные воспоминания о лете и тепле.

 (Воспитатель показывает детям картины с изображением рябины  осенью.)

-А теперь  рассмотрим с  ветку рябины-образец.

(Воспитатель объясняет порядок работы и показывает поэтапно.)

-Набираем на тонкую кисть акварель коричневого цвета и по диагонали наносим рисунок ветки рябины.

Этой же краской и кистью рисуем маленькие веточки на конце для первой кисти рябины и для второй.

Зелёной краской рисуем основу для листьев

Рисуем ягоды:

Чтобы нарисовать ягоды рябины, будем использовать технику « рисование пальцем». Подушечку одного пальца опускаем в красную гуашь ( как бы набираем краску на палец).

Делаем отпечаток пальцем в том месте, где наметили рисовать ягодки.

Таким образом, формируем кисти рябины.

Начинаем рисовать листья.

Листья будем рисовать «примакиванием», т.е. кисть с краской прикладываем к тому месту, где наметили рисовать листья. Надо обратить внимание детей на сложную форму листа. Маленькие части листа, которые мы рисуем примакиванием кисти, находятся друг против друга.

Для смешивания красок, на кисточку можно сначала набрать жёлтую краску, потом на кончик ещё набрать зелёную. Листья получатся разноцветные, настоящие осенние.

Использовать можно разные оттенки коричневого, жёлтого, красного.

Не дожидаясь, пока листочки высохнут, начинаем рисовать прожилки на листьях тёмной краской (коричневой, тёмно-зелёной)

Дорисовываем ягоды:

Чтобы ягодки совсем были похожи на настоящие, нарисуем кончиком маленькой кисточки по одной чёрной точке на каждой ягодке.

-А теперь приступим к работе. Проходите за столы.Работу будем начинать с  тонирования листа бумаги. Для этого нам понадобятся акварельные краски, поролоновый тампон, вода.

-Пропитываем тампон водой, лишнюю воду отжимаем.

-Набираем нужный оттенок акварели, наносим ровным слоем на лист бумаги. Тонировать лист можно одним цветом, или смешивая постепенно на листе бумаги, плавно переходя от одного цвета к другому.

(Дети выполняют)

-А пока лист сохнет,выходите на коврик.

ФИЗМИНУТКА.

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.)

Ей не просто жить на свете —

Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)

Но рябинка только гнётся,

Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)

-Молодцы,присаживайтесь за столы.

-Приступаем к изображению  рябины.

3.Заключительная часть.

-Посмотрите,какие красивые рисунки у вас получились!

-Давайте выберем самый аккуратный рисунок, рисунок,где изображена самая большая гроздь…..

-На этом наше занятие закончилось.Спасибо.



Предварительный просмотр:

 

Развлечение «Рябинник»

для детей подготовительной к школе группы.

Задачи: Познакомить детей с земледельческим календарным праздником   « Рябинник»,используя народные приметы, обычаи.

Воспитывать интерес к народной культуре.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края, развивать экологическое сознание.

Активизировать в речи детей запас народных примет, пословиц, поговорок, загадок, частушек, песен, игр.

Развивать эстетический вкус детей .

Формировать уважительное отношение друг к другу, создать ситуацию благодарности и внимания к близким людям.

Развивать мышление, творческое воображение, эмпативность в проблемных ситуациях, играх.

Совершенствовать связную речь.

Материалы и оборудование. Самовар, рябиновое варенье, костюм русский-народный, листья,

Магнитофон, р.н. мелодия «Калинка», голоса птиц.

Ход развлечения

1.Вводная часть.Звучит русская народная мелодия.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! На осенние посиделки приглашаю вас!  Кланяется: «Хорошему гостю хозяин рад!». А кто знает, откуда пошло такое приветствие – поклон?

Ребёнок: Входя в избу, каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить – дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высоким был, чтоб меньше дуло по полу.

2.Основная часть.

Воспитатель: У русского народа много разных традиций. Одна из них – проведение посиделок.

Беседа «Что такое посиделки?

- Это время проведения досуга.

- Себя показать да других посмотреть.

- На посиделки собиралась молодёжь попеть да поплясать.

- Девушки и парни хвалились здесь новыми нарядами.

- На посиделках рассказывали сказки, обменивались пословицами, поговорками, загадывали загадки, соревновались в уме, находчивости.

- Ткали пряжу, вышивали, украшали узорами головные уборы и рубахи, вязали кружева, посуду расписывали, плели лапти, корзины и многое другое делали, что в хозяйстве пригодится.

Воспитатель: Верно, добавлю, что посиделки проходили поочерёдно, в каждой избе, обычно, большой, просторной. Еду, угощение несли сюда в складчину. Руководила посиделками хозяйка избы – сегодня ею буду я. «Хозяюшка в дому, что оладушек в меду»

Прошли сельскохозяйственные работы: пахота, посев, косьба, собран весь урожай, перекопаны огороды – теперь можно и повеселиться. «Кончил дело – гуляй смело».

И мы с вами сейчас поводим хоровод.

Хороводная игра «Хороводная – огородная»

Мы пришли на огород,

Там капустка растет

Вот такой ширины,

Вот такой вышины.

Мы корзиночки возьмем,

Урожай наш соберем!

Воспитатель: Сегодня мы будем отмечать праздник русской рябинки, в народе его называют Пётр и Павел - рябинники. Рябина на Руси считается оберегом, её сажали у дома, вешали ветки над дверью в дом.

-Что такое Оберег? Как вы думаете? (от слова «беречь», «оберегать», бережно охранять, защищать; это предмет, в нашем случае - дерево рябины, которое нас защищает, оберегает).

- Давайте-ка, и мы тоже повесим веточку рябины над дверью нашей группы,но сначала поиграем с ней.

- Игра с веточкой «Золотые ворота».

-Ребята, а у меня есть рябиновые бусы, я предлагаю поиграть с ними. Встанем в круг. Мы будем передавать бусы, и друг другу говорить пожелание.

-Хорошо,вот как много хороших пожеланий.

Воспитатель: Русский народ берёг родную землю, с нежностью обращался к кудрявой рябинушке в песнях и стихах. Прочтите ваши любимые стихи о рябине.

Дети читают:

«Рябина».

                                       Ирина Токмакова.

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она - как хина*.

То ли это ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая,

Подшутить хотела?

                         Н.Васильев.

 Наливная, спелая рябина,
Не грусти, краснея под окном.
Ты зимой холодною и длинной
Станешь птицам праздничным столом.

Воспитатель: На Руси после первых заморозков ягоды рябины становились более сладкими. Крестьянский праздник «Пётр и Павел – рябинники» - это День сбора рябины.

А какие приметы, связанные с рябиной вы знаете?

 «Если рябины в лесу много – осень дождливая, если же мало – сухая».

«Много ягод на рябине предвещает строгую зиму»……..

Воспитатель: А вы знаете, что, собирая ягоды рябины, на каждом дереве оставляли часть ягод. Почему? Для кого? (для птиц, чтобы в морозы они питались ягодами). Давайте, отправимся в лес, где послушаем, как поют лесные птицы и шепчутся деревья.

Закрыли глаза, представьте, вы в лесу. (Запись «Голоса леса, птиц»)

Рябинушка кудрявая

Стоит в лесу густом,

Красивая и стройная

В уборе золотом.

Рябинушка-красавица,

Ты очень хороша.

Украсила рябинушку

Осенняя пора.

 Воспитатель: «Представьте себя каким-либо деревом. Вы не дети, а деревья. Кем ты видишь себя в воображении? Кто из девочек похож на тонкую рябинушку, берёзку кудрявую, ивушку плакучую, липу цветущую, черёмуху душистую? А кто из мальчиков похож на могучий дуб, стройный тополь, раскидистый клён?

Воспитатель: Хорошо у нас на посиделках, весело! Но ни одни посиделки не обходились без игр, да считалок.

Игра «Охотник»

Дети стоят в кругу, водящий говорит считалку, показывая по порядку на каждого. На слова «Ты – охотник. Ой, беда!», Охотник кричит: «Разбегайся кто куда!»

- А я вам принёсла вкусную загадку о рябине и других лесных ягодах.

Проводится игра «Узнай ягоду- рябину ».

Воспитатель:: Лекарственные, целительные свойства рябины люди знали всегда, посему и заготавливают рябиновый квас, варили варенье.

-У меня для вас угощение- рябиновое варенье! Пойдем пить чай с вареньем!




Предварительный просмотр:

Конспект занятия-наблюдения .

Тема: «Рябина».

Программное содержание:

Расширить и уточнить знания детей о рябине.

Развивать любознательность, интерес к природе.

Воспитывать умение видеть красоту природы.

Оборудование: картинки с изображением рябины в разное время года (при отсутствии возможности наблюдения в природе)

Ход занятия:

Сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. Вот оно. (Показ). Знакомо ли вам его название? (Ответы детей). Это рябина. Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что по-вашему красиво в этом дереве? (Ответы детей).

Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши.

 Ягоды не сладость,

 Зато глазу радость

 И садам украшенье,

 А друзьям угощенье.

Каждый год появляются на рябине плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Недаром про ягоды рябины загадка есть: «Висят на ветке подружки, прижавшись тесно друг к дружке». Ягоды у рябины бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, есть ярко-красные, есть коричневые в крапинку, а греческая рябина желто-оранжевыми ягодами обзавелась.

И не спроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.

Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.

Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими.

Люди тоже едят и используют рябину. Из  ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. А еще в старину дети делали    бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку. Давайте соберем немного ягод и попробуем самми сделать такие бусы. (Сбор ягод рябины).

Дополнительный материал:

Легенда о рябине

Купеческая дочка влюбилась в простого парня, но ее отец и слышать не хотел о бедном женихе. Избавить семью от позора он решил при помощи колдуна. Чтобы спасти свою любовь, девушка придумала убежать из дома. Темной дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи с любимым. В ту же безлунную ночь вышел из дома колдун. Но парень заметили колдуна. Уводя опасность от любимой, юноша бросился в воду. Колдун дождался пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей подготовительной группы (по методу проектов Д.Дьюи) по теме "Тольятти - город будущего".

Метод проектов Джона Дьюи и его ученика Килпатрика самый трудный, но интересный в работе. Данная технология направлена на развитие у детей познавательного интереса и способностей детей в процессе разр...

Выставочный проект «Русь ремесленная» Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»

Выставочный проект «Русь ремесленная»  Тематический проект для детей подготовительной группы  «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»...

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы «Осенины – осени именины!»

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы «Осенины – осени именины!»Вика: Здравствуйте гости дорогие,Веселья вам и радости!За околицей села веселы были дела,Вышли...

Краткосрочный проект для детей старшей группы «Матрёшка» Проект "Белоствольная красавица"

Мотив:Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как вз...

Конспект итогового интегрированного занятия по аппликации для детей средней группы «Ягоды рябины для птичек – невеличек»

Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, все компоненты устной речи, приобщать к словесному искусству, формировать эмоциональную отзывчивость....