Я познаю мир
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему

Сисейкина Елена Федоровна

Программа описывает подготовку по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста 3-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_poznayu_mir.docx56.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

Владимирской области

«Гороховецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья»

                                                                                                                      «Утверждаю»

                                                                                Директор ГКУСО ВО «Гороховецкий

                                                                                  социально-реабилитационный центр

                                                                                      для несовершеннолетних «Семья»

                                                                                     ____________________О.Г.Рябовол

                                                                                     «___»_________________20___года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально – педагогической направленности

 для детей 3-7 лет

                                                                                                       Сроки реализации программы:

  2018 год

Разработчик программы:

Е.Ф. Сисейкина

воспитатель стационарного отделения

г. Гороховец

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений

жизни и является источником первых конкретных знаний и тех радостных

переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития.

Знакомство с окружающим миром - это средство образования в сознании ребенка реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему, расширение кругозора, активизации их познавательной деятельности, что является одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания.

Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей попавших в трудную жизненную ситуацию и направлена на создание

благоприятных условий для их  самореализации. Программа способствует воспитанию мировоззрения, формированию правильных представлений о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.

Данная образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, на социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе; позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей  его действительностью.

Новизна программы состоит в том, что она дает возможность расширить

кругозор  дошкольников,  их представления о предметном мире  (продолжать формирование целостной картины мира); строить работу по принципу интеграции образовательных областей, с учетом индивидуальных особенностей детей.

   Отличительной особенностью программы является то, что все полученные знания и умения  имеют практическое значение для ребенка  и  могут быть использованы в повседневной жизни.

Программа описывает подготовку по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста 3-7 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Программа предполагает проведения двух занятий в месяц. Продолжительность занятий: 20 минут, общее количество учебных занятий в год – 20 занятий.

В процессе обучения используются различные формы организации занятий: индивидуальные, подгрупповые, групповые. Выбор формы проведения занятия зависит от вида и содержания занятия, и возраста детей.

Особенности организации образовательного процесса состоит в том, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений.

ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Формирование у детей  знаний об окружающем их

мире, в осознании себя и своих взаимоотношений с окружающей

действительностью.

ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

• Уточнить, расширить представления детей о себе, окружающем предметном и социальном мире, природных явлениях.

• Формировать умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать обобщения, простые выводы, применять полученные знания в повседневной жизни.

• Формировать обобщенные представления о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;

• Формировать основы экологических знаний в процессе ознакомления  с

окружающей действительностью.

• Уточнить и обогатить словарный запас в процессе ознакомления   с

окружающей действительностью.

• Развивать индивидуальные качества и возможности каждого ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание  программы «Я познаю мир!»» предполагает,  знакомство детей с животным и растительным миром, природными явлениями, рукотворным миром.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Я познаю мир!» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления окружающей жизни, мир природы. Каждая составляющая программы имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями окружающей  жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.

В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы, у детей формируются образы  –представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи объектов и явлений природы, а также о жизни и деятельности человека.

Темы,  предлагаемые в программе, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, наиболее распространенными в данной местности, сезонными изменениями в природе), ближайшим окружением (с явлениями окружающей жизни и трудом людей, предметным окружением).

При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).

Программа включает следующие разделы:

1. Родная природа

• Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

2. Растения

• Учить отличать и назвать по внешнему виду:  овощи (огурец, помидор, морковь, капуста, лук, репа), фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан), ягоды (малина, черника), грибы (мухомор, лисички, белый гриб), деревья (ель, береза).

3. Животные

• Знакомить с домашними животными (собака, корова, коза, лошадь, свинья) и их детенышами, особенностями их поведения и питания,

• Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, волк, заяц.), различать особенности внешнего вида и образа раза жизни диких животных.

• Расширять представления детей о насекомых  (бабочка, божья коровка,

стрекоза).

4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

• Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

• Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

• Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

• Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям.

• Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

• Развивать образные представления.

5. Знакомство с ближайшим окружением

• Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.

• Знакомить с трудом сотрудников Центра (медицинская сестра, повар, воспитатель).

• В жизни и на картинках узнавать и называть процессы умывания, одевания,

еды, ухода за своим внешним видом и поддержанием порядка.

6. Развитие связной речи

• Учить ребенка понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее;

• Учить реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы.

• Знать имена и отчества сотрудников Центра. Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними.

• Учить отражать полученные впечатления в речи.

Учебный (тематический ) план по ознакомлению с окружающим миром

Месяц

Тема занятия

Количество

Январь

1 «Зимующие птицы»

2 «Как звери зимуют?»

1

1

Февраль

3 «Чудесный мешочек»

4 «Помогите Незнайке»

1

1

Апрель

5 «Домашние животные их детёныши»

6 «Дикие животные и их детёныши»

1

1

Май

7 «Одежда»

8 «Шестиногие малыши»

1

1

Июль

9   «Папа, мама, я – семья»

10 «Лес: грибы, ягоды»

1

1

Август

11 «Безопасность на природе»

12 «Магазин овощей и фруктов»

1

1

Сентябрь

13 «Цветочный хоровод»

14 «Деревья и кустарники на нашем участке»

1

1

Октябрь

15 «Листопад, листопад!»

16 «Игрушки в нашей группе»

1

1

Ноябрь

17 «Транспорт»

18 «Мебель»

1

1

Декабрь

19 «Идёт волшебница зима!»

20 «Кто о нас заботится?»

1

1

Всего занятий

 

20

Перспективно – календарное планирование по ознакомлению с окружающим миром

Месяц

Занятие

Тема

Программное содержание

Формы работы

Январь

1

«Зимующие птицы»

Цель: Закреплять знания о зимних явлениях природы. Показать кормушку для птиц. Формировать желание подкормить птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.

1. Игровая мотивация «Буратино пришел в гости»

2. Педагог предлагает детям посмотреть в окно и определить погоду

3. Дидактические игры «Назовём, что видим»

4. Рассказ педагога о том, как птицы готовятся к зиме.

5.Беседа о зимующих птицах, о том, как им помочь перезимовать

Январь

2

«Как звери зимуют?»

Цель: Формировать у детей представления о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу. Устанавливать, как влияет смена времени года на жизнь зверей в лесу. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

1.Игровая мотивация «Поедем в зимний лес»

2. Беседа «Как животные  готовятся к зиме?»

3. Дидактическая игра «Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме»

Февраль

1

«Чудесный мешочек»

Цель: дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой

1.Игровая мотивация «Зайчик прислал мешок»

2.Дидактическая игра «Группируем предметы»

3.Развивающая игра «Чудесный мешочек»

Февраль

2

«Помогите Незнайке»

Цель: побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.

1.Игровая мотивация «Помочь Незнайке разделить предметы рукотворного и природного мира по конвертам»

2.Дидактическя игра

«Найди картинки»

Апрель

1

«Домашние животные и их детёныши»

Цель: Познакомить детей с домашними животными их детёнышами с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных и их детёнышей по описанию. Воспитывать любовь к домашним животным и желание проявлять о них заботу.

 

1.Рассматривание картины «Скотный двор»

2. Дидактические игры

«Где ,чей домик», «Кто, что ест?», «Помоги найти маму!», «Кто как кричит»

Апрель

2

«Дикие животные и их детёныши»

 Цель: Побуждать детей узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных  и их детёнышей ,развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольную память. Формировать интонационную выразительность речи и звукоподражания голосу диких животных. Воспитывать любовь к животному миру, обитателям леса. Воспитывать дружеские отношения заботу о ближних и желание оказать им помощь.

1.Ситуативный разговор

2. Дидактическая игра «Кто написал письмо?»

3. Беседа о диких животных.

4. Дидактическая игра «Выложи фигуру дикого животного»

Май

1

«Одежда»

Цель: упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам.

1.Развивающая игру «Путаница»

2.Рассматривание картинок с изображением цветов, предметов одежды

3.Дидактическая игра «Предметы природного и рукотворного мира»

Май

2

«Шестиногие малыши»

Цель: Знакомить детей с насекомыми. Учить устанавливать отличия бабочки от жука. Развивать зрительное внимание и любознательность. Воспитывать доброе отношение к представителям живой природы.

1.Беседа «Что бывает весной?»

2. Дидактическая игра  «Какие насекомые назови?»

3. Рассматривание иллюстраций с изображение насекомых.

4. Подвижная игра «Бабочки и жучки»

5. Чтение «Муха – цокотуха» К.Чуковский

Июль

1

«Папа, мама, я – семья»

Цель: Формировать у детей представление о семье и своём месте в ней. Побуждать детей называть членов семьи, род их занятий. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать любовь к близким и родным, желание проявлять о них заботу.

1.Рассматривание альбома семей.

2. Рассказ детей по фотоальбому.

3. Пальчиковая игра «Семья»

4. Сюжетно ролевая игра «Семья Незнайки»

5. Беседа «С кем я живу?»

Июль

2

«Лес: грибы, ягоды»

Цель: дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.

1.Игровая мотивация «В гости к ребятам приходит Старичок-Лесовичок»

2. Игра «Грибная электричка»

3. Игра «Отгадайте-ка загадки!»

Игра «Собери грибы в корзину»

4.Беседа «Лесные ягоды»

Август

1

«Безопасность на природе»

Цель: Знакомство с правилами безопасного поведения на природе во время гроз, во время пожара. Воспитывать бережное отношение к природе. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

1.Беседа «Опасности в природе»

2.Д/игра «Угадай насекомое по описанию»

3. Д/игра «Как защищаться от насекомых»

4. Д/игра «Правила поведения в природе»

Август

2

«Магазин овощей и фруктов»

Цель: Формировать понятия овощи и фрукты. Дифференцировать овощи и фрукты по основным признакам: цвету, форме, назначению, вкусовым качествам. Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, помощь во время совместной игры.

1.Беседа об овощах и фруктах, рассматривание иллюстраций.

2.Дид.игра «Собери картинку», «Узнай по вкусу». Рассказ о том, как человек ухаживает за растениями, чтобы получить хороший урожай.

3. Беседа о том, как мама заготавливает овощи и фрукты на зиму.

Сентябрь

1

«Цветочный хоровод»

Цель: учить детей замечать красоту в природе, любоваться и радоваться встрече с прекрасным.

Целевая прогулка к цветочной клумбе.

Предложить детям  полюбоваться цветущей клумбой, отметить яркость и разнообразие окраски цветов. Показать детям, что у цветов есть стебель, листочки и цветы.

Сентябрь

2

«Деревья и кустарники  на нашем участке»

Учить детей узнавать и называть деревья на нашем участке. Побуждать  детей различать у дерева ствол, ветки, листья. Развивать зрительное восприятие живой природы. Воспитывать чувство красоты и заботы о природе.

Целевая прогулка в природу.

Предложить детям побродить по участку,  послушать как шуршат листочки, отыскать берёзовые, тополиные, липовые листья. Игра «Найди такой лист»

Игра «Раз, два, три к берёзе (клёну, липе, ели) беги»

Октябрь

1

«Листопад, листопад»

Цель: Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев, воспитывать любовь к природе.

1.Беседа об изменения в погоде.

2.Рассматривание иллюстрации «Золотая осень».

3.Д/игра «Солнышко и дождик»

4.Беседа об осенней одежде человека

Октябрь

2

«Игрушки в нашей группе»

Цель: Познакомить детей с названиями игрушек групповой комнаты, побуждать детей проводить элементарную классификацию игрушек по назначению, цвету, форме. Развивать любознательность. Воспитывать партнерские отношения во время коллективной игры, аккуратность.

1. Игровая мотивация «Игрушки плакали ночью»

2. Педагог приносит несколько игрушке и предлагает детей взять по одной

3. Беседа об игрушках (дети называют свои игрушки, и те которые есть дома).

4. Д/и «Игрушка - твой друг и товарищ»

Ноябрь

1

«Транспорт»

Цель: учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение).

1.Рассматривание иллюстраций транспорта.

2.Рассказ о наземном, воздушном, водном транспорте.

3.Дать названия, рассказать о назначении, признаках транспорта.

Ноябрь

2

«Мебель»

Цель: учить определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции); группировать предметы по признакам.

1.Игровая мотивация. У куклы Кати день рождения, ей прислали посылку.

2.Д/игра «Группируем предметы по признакам.

3.Рассказ о предмете мебели.

4.Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Декабрь

1

«Идёт волшебница зима»

Цель: Формировать у детей представление о временах года: зиме. Побуждать детей называть основные приметы зимнего периода: идёт снег, стало холодно, дети и взрослые надели тёплые вещи. Устанавливать простейшие связи между временами года и погодой. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе.

1.Чтение загадки (снег).

2. Беседа «Какой снег?».

3. Рассматривание настоящего снега.

4. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Декабрь

2

«Кто о нас заботится?»

Цель: Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях  учреждения.

Познакомить с трудом работников учреждения.

Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к сотрудникам.

1.Игровая мотивация «Катание на поезде».

2.Пение песни «Поезд».

3. И/у «Загадки-движения»

 Д\и «Покажем и расскажем Мишке, где мы раздеваемся, спим, гуляем»

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

   Предполагается, что к концу 1 года обучения дети могут:

• Знать и называть изученные растения; домашних и диких животных и их

  детенышей.

• Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

• Называть знакомые предметы, выделять признаки и называть их (цвет,          форма, величина).

• Познакомятся с трудом близких взрослых, с трудом работников      учреждения (медицинская сестра, воспитатель, повар, музыкальный руководитель).

• Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.

• Называть диких животных, где живут, как добывают пищу

• Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.

• Называть времена года.

• Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.

• Называть разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ.

• Занятия по реализации данной программы проводятся в группе или на участке учреждения в форме целевых прогулок в природу. Группа оснащена учебной литературой, методическими пособиями для занятий с детьми, учебно-дидактическим материалом. Учебная зона группы укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу и возрасту детей.

• Компьютер.

• Интернет – ресурсы.

• Дидактический материал из серии «Окружающий мир» по темам: «Садовые ягоды», «Лесные ягоды», «Весна», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Съедобные грибы».

• Тематический словарь в картинках по темам: «Одежда. Обувь. Головные

уборы», «Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы», «Профессии»,

«Фрукты, овощи», «Дикие звери и птицы жарких и холодных стран»,

«Животные и их детеныши», «Город, улица, дом. Квартира, мебель».

• Наглядно-дидактические пособия по темам: «Транспорт автомобильный»,

«Профессии», «Инструменты домашнего мастера», «Посуда».

• Развивающая игра «О времени».

• Набор «Овощи», «Фрукты».

• Трафареты по темам «Транспорт», «Птицы», «Овощи».

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

 Диагностическое обследование проводится 2 раза

• Первичная диагностика – проводится в первые 2 недели после зачисления

ребенка для определения образовательного маршрута;

• Итоговая диагностика – проводится после окончания сроков реализации

программы, с целью определения степени усвоения данной программы.

• Оценочный лист:

Индивидуальный профиль ребенка

по ознакомлению с окружающим миром

 Фамилия, имя ребенка ________________________________ Возраст_____

Диагностика первичная (итоговая)                                       Условное обозначение

Знает названия времен года, определяет их признаки

Не знает названия времен года, не определяет их признаки

Знает представителей домашних животных и их детенышей

Не знает представителей домашних животных и их детенышей

Знает представителей диких животных и их детенышей

Не знает представителей диких животных и их детенышей

Знает  название цветов и определяет их признаки

Не знает название цветов и не определяет их признаки

Знает представителей зимующих птиц

Не знает представителей зимующих птиц

Различает деревья и кустарники

Не различает деревья и кустарники

Знает названия овощей, определяет их признаки

Не знает названия овощей, не определяет их признаки

Знает названия фруктов, определяет их признаки

Не знает названия фруктов, не определяет их признаки

Знает названия ягод, определяет их признаки

Не знает названия ягод, не определяет их признаки

Знает названия грибов, определяет их признаки

Не знает названия грибов, не определяет их признаки

Знает названия предметов мебели

Не знает названия предметов мебели

Знает названия профессий, различает

Не знает названия профессий, не различает

Условное обозначение:

• -  высокий уровень развития;

• - средний уровень развития;

•  - низкий уровень развития.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

Программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром предполагает использование различных средств и методов. Прежде всего, это наблюдение (рассматривание, исследование, выявление свойств). Занятия включают в себя систему  дидактических  заданий, игр и игровых  упражнений, теоретическую часть,  тематические физкультминутки будут способствовать развитию мелкой моторики, глазомера, основных движений, расширению словарного запаса ребенка. Программа включает работу по    группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.

Цели и задачи курса окружающего мира определяют и методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов,  сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При таком подходе преподавателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это нам важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит творчеством ребёнка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Однако к концу обучения старшей группы игровых сюжетов становиться меньше, их заменяет прослушивание аудиозаписей и отрывков из художественных произведений, рассматривание репродукций и иллюстраций, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольного возраста.

Характерные для  курса «Я познаю мир» формы организации деятельности учащихся:

Принципы организации деятельности:

личностно – ориентированный,  

деятельностный,  

социокультурный.

 Формы и методы организации деятельности детей:

фронтальный и индивидуальный, в группах и парах ;

«открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги; целевые прогулки  в  природу

проведение экспериментов;

творческие работы; просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования;

 Методы обучения:

метод проблемного изложения;

частично-поисковый метод;

деятельностный  метод;

техника развития критического мышления;

обучающие диалоги.

Материал программы развивает следующие умения:

умение анализировать;

умение сопоставлять;

умение классифицировать;

умение обобщать.

       Прогнозируемые результаты по курсу «Я познаю мир»:

- Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения;

- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка;

- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;

- Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.О.В.Дыбина . Ребенок и окружающий мир . Методическое пособие. Москва Издательство Мозаика - Синтез -2009 г.

2.О.В.Дыбина .Из чего сделаны предметы .Игры -занятия для дошкольников .

Москва .Творческий центр СФЕРА -2010 г.

3.А.А.Плешаков. Зеленая тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Москва. Просвещение-2010.

4. А.А. Плешаков и М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Москва. Просвещение-2011.

5.В.Н.Волчкова ,Н.В. Степанова .Конспекты занятий .Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие .Воронеж -2008 г.

6.А.А.Вахрушев ,Е.Е. Кочемасова «Здравствуй ,мир» Окружающий мир для дошкольников .Москва . ООО  Баласс -2008 г.

7.Т.А.Шорыгина .Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет .Москва .Творческий центр СФЕРА -2010 г.

8.А.И.Иванова.Человек.Естественно-научные наблюдения  и эксперименты в детском саду. Москва . Творческий центр СФЕРА -2010 г.

9.И.Ф.Яценко.  Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. Москва. «ВАКО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В игре ребенок развивается, познает мир, общается

Творческие игры. Игровые умения младшего дошкольника....

Конспект занятия на тему: "Познай себя".

Познакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Формировать у детей  интерес к познанию своего тела.  Учить избегать ситуаций, приносящих  вред...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Проект «познай себя» в подготовительной группе группе № 1 МДОУ №7 «Журавушка»

цели, задачи проекта, схема проекта,реализация проекта...

Программа "Познаешь себя - познаешь других"

России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка ег...

Тренинг для воспитателей «Познай себя - познаешь другого»

Формирование у педагогического коллектива толерантного отношения к окружающим....