Формирование экологических представлений дошкольников
статья по окружающему миру на тему
ФГОС определены основные стратегии экологического воспитания дошкольников. Наша задача учитывать индивидуальность каждого карапуза, найти правильный подход к малышу, чтобы показать, насколько важно жить в гармонии с природой. И если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем мире, если для них это станет естественным, то в будущем мы сможем говорить о мирном и добрососедском сосуществовании Человека и Природы как о реально существующем понятии, а не как о далёкой мечте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологических представлений дошкольников
На сегодняшний день взаимодействие человека и природы выросли в глобальную экологическую проблему. Принятие мер по защите окружающей среды стало насущной задачей современности. Если люди не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Что бы этого не произошло необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать это нужно как можно раньше. Дошкольники начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующей ступени – школьников. И. Д. Зверев рассматривает экологическое образование как «непрерывный процесс обучения и воспитания и развития личности, направленный на формирование знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно – этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшения социоприроднойсреды».
Цель экологического образования – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
ФГОС определил основные стратегии экологического образования дошкольников. Содержание экологического образования включают в себя два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры, а отношения конечным продуктом. Нашей задачей является найти правильный подход к каждому малышу, учитывая его индивидуальные особенности и возможности, чтобы показать, как важно жить в гармонии с природой. Целевые ориентиры достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность. Задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания»
В ДОО созданы условия для целенаправленной, разносторонней деятельности педагога и детей. Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и воспитанников, объединенной достижением общей цели.
Совместная деятельность включает в себя разные направления: чтение художественной литературы, беседы на экологические темы, просмотр фильмов о природе, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций о природе, опытно – экспериментальная и поисковая деятельность, сюжетно – ролевые и дидактические игры, целевые прогулки на природу, работа с календарем природы, дневниками, экологические праздники досуги.
Экологическое образование детей реализуем через все виды деятельности ребенка: познавательно – исследовательскую, музыкальную, изобразительную, физическую.
Привлечь внимание дошкольников к тем или средствам и способам познания окружающего мира может любой сказочный герой. В гости к детям часто приходят: Лесовичок, Незнайка, Буратино, Почемучка, Мудрая сова, . Они помогают решать возникшие проблемы, проводить опыты, создают непринужденную, творческую и интересную атмосферу. Чтобы более широко раскрыть представления о природе, углубить знания детей, используем информационно – коммуникативные технологии, которые в силу своей наглядности и простоты позволяют более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.
Предметно – пространственная среда экологического направления дает возможность самостоятельно познавать окружающий мир, наблюдать за объектами живой и неживой природы. В группе созданы «Центр познавательной активности», «Центр экспериментирования», «Уголок природы», «Огород на окне», «Лаборатория природы». Растительный мир на территории детского сада разнообразен. Многочисленные деревья и кустарники, травянистые растения во всем своем разнообразии дают возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования, в том числе сезонным изменениям, они служат для малышей богатейшим познавательным материалом.
Одним из интересных видов деятельности является наблюдения, они формируют представления об объектах и явлениях окружающего мира. Дети и интересом участвуют в проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/21/picture-184920-1358779623.jpg)
Поход или экскурсия как метод формирования экологических представлений дошкольников
Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/10/picture-384703-1591788701.jpg)
Декор учебно-опытного участка как средство формирования экологических представлений дошкольников
Правильное оформительское решение учебно-опытного участка, заинтересованность, инициатива, творческий подход педагогов к данной проблеме является эффективным средством экологического воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/08/picture-732795-1452234369.jpg)
Формирование экологических представлений дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО.
В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. И уже давно всем понятно, почему именно эти...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/10/picture-841858-1728587755.jpg)
Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность
Консультация для педагогов дошкольных организаций по теме "Формирование экологических представление дошкольников через проектную деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/18/picture-879818-1484762733.jpg)
Формирование экологических представлений дошкольников посредством экспериментирования
Дети – прирождённыехудожники, учёные,изобретатели – видят мир вовсей его свежести ипервозданности; каждыйдень они зановопридумывают свою жизнь....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/19/picture-949296-1505824629.jpg)
Формирование экологических представление дошкольников о мире насекомых
Уважаемые гости! Вашему вниманию предлагается проект на тему «Формирование экологических представлений старших дошкольников о мире насекомых».Обращение к этой теме обусловлено ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-683056-1444586979.jpg)
Экологическая сказка – метод формирования экологических представлений дошкольников
Экологическая сказка является важным звеном в цепи экологического воспитания и любимым познавательным занятием детей. Она учит детей любить окружающую красоту, помогает ответить на многие вопросы...