Формирование экологических представлений дошкольников
статья по окружающему миру на тему
ФГОС определены основные стратегии экологического воспитания дошкольников. Наша задача учитывать индивидуальность каждого карапуза, найти правильный подход к малышу, чтобы показать, насколько важно жить в гармонии с природой. И если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем мире, если для них это станет естественным, то в будущем мы сможем говорить о мирном и добрососедском сосуществовании Человека и Природы как о реально существующем понятии, а не как о далёкой мечте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskih_predstavleniy_doshkolnikov.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологических представлений дошкольников
На сегодняшний день взаимодействие человека и природы выросли в глобальную экологическую проблему. Принятие мер по защите окружающей среды стало насущной задачей современности. Если люди не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Что бы этого не произошло необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать это нужно как можно раньше. Дошкольники начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующей ступени – школьников. И. Д. Зверев рассматривает экологическое образование как «непрерывный процесс обучения и воспитания и развития личности, направленный на формирование знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно – этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшения социоприроднойсреды».
Цель экологического образования – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
ФГОС определил основные стратегии экологического образования дошкольников. Содержание экологического образования включают в себя два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры, а отношения конечным продуктом. Нашей задачей является найти правильный подход к каждому малышу, учитывая его индивидуальные особенности и возможности, чтобы показать, как важно жить в гармонии с природой. Целевые ориентиры достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность. Задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания»
В ДОО созданы условия для целенаправленной, разносторонней деятельности педагога и детей. Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и воспитанников, объединенной достижением общей цели.
Совместная деятельность включает в себя разные направления: чтение художественной литературы, беседы на экологические темы, просмотр фильмов о природе, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций о природе, опытно – экспериментальная и поисковая деятельность, сюжетно – ролевые и дидактические игры, целевые прогулки на природу, работа с календарем природы, дневниками, экологические праздники досуги.
Экологическое образование детей реализуем через все виды деятельности ребенка: познавательно – исследовательскую, музыкальную, изобразительную, физическую.
Привлечь внимание дошкольников к тем или средствам и способам познания окружающего мира может любой сказочный герой. В гости к детям часто приходят: Лесовичок, Незнайка, Буратино, Почемучка, Мудрая сова, . Они помогают решать возникшие проблемы, проводить опыты, создают непринужденную, творческую и интересную атмосферу. Чтобы более широко раскрыть представления о природе, углубить знания детей, используем информационно – коммуникативные технологии, которые в силу своей наглядности и простоты позволяют более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.
Предметно – пространственная среда экологического направления дает возможность самостоятельно познавать окружающий мир, наблюдать за объектами живой и неживой природы. В группе созданы «Центр познавательной активности», «Центр экспериментирования», «Уголок природы», «Огород на окне», «Лаборатория природы». Растительный мир на территории детского сада разнообразен. Многочисленные деревья и кустарники, травянистые растения во всем своем разнообразии дают возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования, в том числе сезонным изменениям, они служат для малышей богатейшим познавательным материалом.
Одним из интересных видов деятельности является наблюдения, они формируют представления об объектах и явлениях окружающего мира. Дети и интересом участвуют в проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поход или экскурсия как метод формирования экологических представлений дошкольников
Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы....
Декор учебно-опытного участка как средство формирования экологических представлений дошкольников
Правильное оформительское решение учебно-опытного участка, заинтересованность, инициатива, творческий подход педагогов к данной проблеме является эффективным средством экологического воспи...
Формирование экологических представлений дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО.
В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. И уже давно всем понятно, почему именно эти...
Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность
Консультация для педагогов дошкольных организаций по теме "Формирование экологических представление дошкольников через проектную деятельность"...
Формирование экологических представлений дошкольников посредством экспериментирования
Дети – прирождённыехудожники, учёные,изобретатели – видят мир вовсей его свежести ипервозданности; каждыйдень они зановопридумывают свою жизнь....
Формирование экологических представление дошкольников о мире насекомых
Уважаемые гости! Вашему вниманию предлагается проект на тему «Формирование экологических представлений старших дошкольников о мире насекомых».Обращение к этой теме обусловлено ...
Экологическая сказка – метод формирования экологических представлений дошкольников
Экологическая сказка является важным звеном в цепи экологического воспитания и любимым познавательным занятием детей. Она учит детей любить окружающую красоту, помогает ответить на многие вопросы...