Формирование экологических представление дошкольников о мире насекомых
проект по окружающему миру на тему
Уважаемые гости!
Вашему вниманию предлагается проект на тему «Формирование экологических представлений старших дошкольников о мире насекомых».
Обращение к этой теме обусловлено ее актуальностью так как, дети чаще всего общаются с миром насекомых и несмотря на это, меньше всего о них знают. Насекомые полезны для природы, а многие из них полезны для человека. Через воспитание у детей положительного отношения к насекомым можно решать задачу их экологического воспитания. Данная тема отражена в Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие».
Исходя из этого объектом исследования проекта явилось экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: миру насекомых.
Гипотеза исследования: решение задач формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста, возможно через ознакомление их с миром насекомых и воспитания к ним положительного отношения.
Цель исследования: разработать и внедрить в воспитательный процесс ДОУ, систему знаний по формированию у детей положительного отношения к миру насекомых.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности ознакомления детей с миром насекомых в разных возрастных группах.
3. Раскрыть содержание форм и методов при ознакомлении с
миром насекомых.
4. Показать роль примера взрослого в формировании у
положительного отношения к насекомым.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы. Изучение и анализ теоретической литературы по проблемам исследования.
2. Экспериментальные методы. Наблюдения за деятельностью детей, беседа с детьми, изучение опыта работы воспитателя.
3. Педагогический эксперимент.
Экологического воспитание, его роль в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, изучив которые мы пришли к следующим выводам:
Самыми первыми представителями дикой природы, с которыми впервые сталкивается малыш, это - насекомые. Они обладают наибольшим разнообразием среди всех остальных животных на планете. Среди различных сведений есть такие, которые в наибольшей степени способствуют формированию гуманных чувств. Это, как уже отмечалось, представление о том, что насекомое - живое существо: оно дышит, передвигается, питается, защищается, имеет потомство, приносит пользу,
именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, а детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования.
Традиционными методами дошкольного экологического воспитания считаются наблюдение, беседа, игра, моделирование.
Используя разные формы общения с детьми, педагог даёт им примеры положительного отношения человека к природе; воспитывает у ребят ответственность, доброту; учит проявлять заботу о растениях и животных; рассказывает о необходимости защиты и охраны природы, о труде людей в заповедниках, заказниках. Наличие у дошкольников правильных реалистических представлений о природе - залог доброго отношения к живым существам.
Выявление уровня экологических знаний о насекомых у детей старшего дошкольного возраста: 3 последующих этапов эксперимента:
а) кон-статирующий этап эксперимента
б) формирующий этап эксперимента
в) контрольный этап эксперимента
Анализ выявления уровня сформированности экологических знаний о мире насекомых, позволил сгруппировать детей на три группы.
В ходе этого эксперимента нами было выявлено, что большинство детей находится на низком уровне экологического воспитания.
Формирующий эксперимент – где проводилась экспериментальная работа по апробации и внедрению элементов экологического воспитания.
Контрольный этап опытно-практической части работы мы провели с целью проверки усвоения детьми программы знаний о мире насекомых и влияния этих знаний на положительное отношение детей к живым объектам природы.
Беседа с детьми велась по составленным вопросам, целью которых было выявить объем и качество имеющихся у детей представлений о насекомых, а также умение самостоятельно выделить характерные признаки отдельного насекомого,
Таким образом, по результатам кон-статирующего эксперимента мы получили следующие результаты: 50 % - детей имеют низкий уровень, 20% - имеют высокий уровень и 30% - средний уровень знаний о мире насекомых.
В формирующей части практической работы мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Разработать и провести ряд бесед о насекомых.
2.Прочитать детям произведения о насекомых.
3.Рассмотреть иллюстрации.
4.Включать материал о насекомых в непосредственно организованную деятельность.
В ходе формирующего эксперимента значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой мы стремились показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, Проведенная нами работа была системной, последовательной и дала свои результаты.
Результаты формирующего этапа отражены в контрольном этапе эксперимента. Целью данного этапа было: выявить уровень развития экологического воспитания, а так же после формирующего этапа эксперимента, доказать или опровергнуть гипотезу выдвинутую ранее.
Контрольный этап опытно-практической части работы мы провели с целью проверки усвоения детьми программы знаний о мире насекомых.
Опрос проводили по тем же вопросам, что и на констатирующем этапе работы.
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапа опытно-практической работы показал, что большинство детей имеют средний уровень представлений о мире насекомых, о положительном отношении к ним .
Данные работы подтвердили выдвинутую гипотезу и показали, что детям старшего дошкольного возраста доступна система знаний о насекомых. У детей сложились обобщенные представления о насекомых в результате освоения разработанной нами программы.
Осуществлять формирование экологических знаний о мире насекомых у детей старшего дошкольного возраста возможно в процессе эколого-педагогической работы, используя, разнообразные формы и методы:
v чаще проводить экологические праздники и экологические игры,
v проводить занятия,
v наблюдения,
v разнообразные игры,
v беседы, повышающие речевую активность воспитанников,
v организовать целевые прогулки, что способствует лучшему усвоению знаний о живой природе,
v систематически организовывать досуги и экологические праздники с участием детей и их родителей.
Использовать фиксацию проделанной работы и полученных знаний: оформлять экологические стенды, фото материалы. Закреплять полученные знания в индивидуальных формах работы. Таким образом выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Спасибо за внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskih_predstavleniy.ppt | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Теоретические методы. Экспериментальные методы. Педагогический эксперимент.
Экологическое воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества
Для познания интересно все живое!
Многие растения не могут жить без насекомых, а без насекомых, а насекомые - без растений.
Беседа с детьми о насекомых Наблюдение за насекомыми
Окружающий мир является важной составляющей здорового развития ребенка
Самые интересные открытия происходили около муравейника.
Углубления интереса детей к миру насекомых использовала любые моменты
Насекомое - живое существо: оно дышит, передвигается, питается, защищается, имеет потомство, приносит пользу.
Помощь способствует формированию гуманных чувств.
Наиболее интересные сведения о жизни насекомого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поход или экскурсия как метод формирования экологических представлений дошкольников
Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы....
Декор учебно-опытного участка как средство формирования экологических представлений дошкольников
Правильное оформительское решение учебно-опытного участка, заинтересованность, инициатива, творческий подход педагогов к данной проблеме является эффективным средством экологического воспи...
Формирование экологических представлений дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО.
В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. И уже давно всем понятно, почему именно эти...
Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность
Консультация для педагогов дошкольных организаций по теме "Формирование экологических представление дошкольников через проектную деятельность"...
Формирование экологических представлений дошкольников посредством экспериментирования
Дети – прирождённыехудожники, учёные,изобретатели – видят мир вовсей его свежести ипервозданности; каждыйдень они зановопридумывают свою жизнь....
Формирование экологических представлений дошкольников
ФГОС определены основные стратегии экологического воспитания дошкольников. Наша задача учитывать индивидуальность каждого карапуза, найти правильный подход к малышу, чтобы показать, насколько ва...
Экологическая сказка – метод формирования экологических представлений дошкольников
Экологическая сказка является важным звеном в цепи экологического воспитания и любимым познавательным занятием детей. Она учит детей любить окружающую красоту, помогает ответить на многие вопросы...