Формирование экологических представление дошкольников о мире насекомых
проект по окружающему миру на тему
Уважаемые гости!
Вашему вниманию предлагается проект на тему «Формирование экологических представлений старших дошкольников о мире насекомых».
Обращение к этой теме обусловлено ее актуальностью так как, дети чаще всего общаются с миром насекомых и несмотря на это, меньше всего о них знают. Насекомые полезны для природы, а многие из них полезны для человека. Через воспитание у детей положительного отношения к насекомым можно решать задачу их экологического воспитания. Данная тема отражена в Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие».
Исходя из этого объектом исследования проекта явилось экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: миру насекомых.
Гипотеза исследования: решение задач формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста, возможно через ознакомление их с миром насекомых и воспитания к ним положительного отношения.
Цель исследования: разработать и внедрить в воспитательный процесс ДОУ, систему знаний по формированию у детей положительного отношения к миру насекомых.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности ознакомления детей с миром насекомых в разных возрастных группах.
3. Раскрыть содержание форм и методов при ознакомлении с
миром насекомых.
4. Показать роль примера взрослого в формировании у
положительного отношения к насекомым.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы. Изучение и анализ теоретической литературы по проблемам исследования.
2. Экспериментальные методы. Наблюдения за деятельностью детей, беседа с детьми, изучение опыта работы воспитателя.
3. Педагогический эксперимент.
Экологического воспитание, его роль в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, изучив которые мы пришли к следующим выводам:
Самыми первыми представителями дикой природы, с которыми впервые сталкивается малыш, это - насекомые. Они обладают наибольшим разнообразием среди всех остальных животных на планете. Среди различных сведений есть такие, которые в наибольшей степени способствуют формированию гуманных чувств. Это, как уже отмечалось, представление о том, что насекомое - живое существо: оно дышит, передвигается, питается, защищается, имеет потомство, приносит пользу,
именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, а детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования.
Традиционными методами дошкольного экологического воспитания считаются наблюдение, беседа, игра, моделирование.
Используя разные формы общения с детьми, педагог даёт им примеры положительного отношения человека к природе; воспитывает у ребят ответственность, доброту; учит проявлять заботу о растениях и животных; рассказывает о необходимости защиты и охраны природы, о труде людей в заповедниках, заказниках. Наличие у дошкольников правильных реалистических представлений о природе - залог доброго отношения к живым существам.
Выявление уровня экологических знаний о насекомых у детей старшего дошкольного возраста: 3 последующих этапов эксперимента:
а) кон-статирующий этап эксперимента
б) формирующий этап эксперимента
в) контрольный этап эксперимента
Анализ выявления уровня сформированности экологических знаний о мире насекомых, позволил сгруппировать детей на три группы.
В ходе этого эксперимента нами было выявлено, что большинство детей находится на низком уровне экологического воспитания.
Формирующий эксперимент – где проводилась экспериментальная работа по апробации и внедрению элементов экологического воспитания.
Контрольный этап опытно-практической части работы мы провели с целью проверки усвоения детьми программы знаний о мире насекомых и влияния этих знаний на положительное отношение детей к живым объектам природы.
Беседа с детьми велась по составленным вопросам, целью которых было выявить объем и качество имеющихся у детей представлений о насекомых, а также умение самостоятельно выделить характерные признаки отдельного насекомого,
Таким образом, по результатам кон-статирующего эксперимента мы получили следующие результаты: 50 % - детей имеют низкий уровень, 20% - имеют высокий уровень и 30% - средний уровень знаний о мире насекомых.
В формирующей части практической работы мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Разработать и провести ряд бесед о насекомых.
2.Прочитать детям произведения о насекомых.
3.Рассмотреть иллюстрации.
4.Включать материал о насекомых в непосредственно организованную деятельность.
В ходе формирующего эксперимента значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой мы стремились показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, Проведенная нами работа была системной, последовательной и дала свои результаты.
Результаты формирующего этапа отражены в контрольном этапе эксперимента. Целью данного этапа было: выявить уровень развития экологического воспитания, а так же после формирующего этапа эксперимента, доказать или опровергнуть гипотезу выдвинутую ранее.
Контрольный этап опытно-практической части работы мы провели с целью проверки усвоения детьми программы знаний о мире насекомых.
Опрос проводили по тем же вопросам, что и на констатирующем этапе работы.
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапа опытно-практической работы показал, что большинство детей имеют средний уровень представлений о мире насекомых, о положительном отношении к ним .
Данные работы подтвердили выдвинутую гипотезу и показали, что детям старшего дошкольного возраста доступна система знаний о насекомых. У детей сложились обобщенные представления о насекомых в результате освоения разработанной нами программы.
Осуществлять формирование экологических знаний о мире насекомых у детей старшего дошкольного возраста возможно в процессе эколого-педагогической работы, используя, разнообразные формы и методы:
v чаще проводить экологические праздники и экологические игры,
v проводить занятия,
v наблюдения,
v разнообразные игры,
v беседы, повышающие речевую активность воспитанников,
v организовать целевые прогулки, что способствует лучшему усвоению знаний о живой природе,
v систематически организовывать досуги и экологические праздники с участием детей и их родителей.
Использовать фиксацию проделанной работы и полученных знаний: оформлять экологические стенды, фото материалы. Закреплять полученные знания в индивидуальных формах работы. Таким образом выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Спасибо за внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Теоретические методы. Экспериментальные методы. Педагогический эксперимент.
Экологическое воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества
Для познания интересно все живое!
Многие растения не могут жить без насекомых, а без насекомых, а насекомые - без растений.
Беседа с детьми о насекомых Наблюдение за насекомыми
Окружающий мир является важной составляющей здорового развития ребенка
Самые интересные открытия происходили около муравейника.
Углубления интереса детей к миру насекомых использовала любые моменты
Насекомое - живое существо: оно дышит, передвигается, питается, защищается, имеет потомство, приносит пользу.
Помощь способствует формированию гуманных чувств.
Наиболее интересные сведения о жизни насекомого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/21/picture-184920-1358779623.jpg)
Поход или экскурсия как метод формирования экологических представлений дошкольников
Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/10/picture-384703-1591788701.jpg)
Декор учебно-опытного участка как средство формирования экологических представлений дошкольников
Правильное оформительское решение учебно-опытного участка, заинтересованность, инициатива, творческий подход педагогов к данной проблеме является эффективным средством экологического воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/08/picture-732795-1452234369.jpg)
Формирование экологических представлений дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО.
В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. И уже давно всем понятно, почему именно эти...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/10/picture-841858-1728587755.jpg)
Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность
Консультация для педагогов дошкольных организаций по теме "Формирование экологических представление дошкольников через проектную деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/18/picture-879818-1484762733.jpg)
Формирование экологических представлений дошкольников посредством экспериментирования
Дети – прирождённыехудожники, учёные,изобретатели – видят мир вовсей его свежести ипервозданности; каждыйдень они зановопридумывают свою жизнь....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-214050-1362072827.jpg)
Формирование экологических представлений дошкольников
ФГОС определены основные стратегии экологического воспитания дошкольников. Наша задача учитывать индивидуальность каждого карапуза, найти правильный подход к малышу, чтобы показать, насколько ва...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-683056-1444586979.jpg)
Экологическая сказка – метод формирования экологических представлений дошкольников
Экологическая сказка является важным звеном в цепи экологического воспитания и любимым познавательным занятием детей. Она учит детей любить окружающую красоту, помогает ответить на многие вопросы...