"С любовью к родному краю"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №66 «Забавушка»
Занятия на тему:
«С любовью к родному краю»
(«По экологической тропе»)
Составила: Федоренкова И.В.
Программное содержание:
Раскрыть значение растительного мира в культуре кореных народов Севера, показать с каким почтением они относились ко всему живому (деревьям, птицам, животным).
Помочь детям увидеть мир, как экологическую систему, дать понятие о взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
Повторить и обобщить представления детей о деревьях, таежных животных, птицах. Расширить знания детей о жизни и быте коренных жителей Севера.
Развивать познавательные способности, мышление, воображение, память, внимание ориентироваться на местности по плану. Развивать монологическую речь, отвечать распространенными предложениями.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, интерес к жизни коренных жителей. Закрепить знания запрещающих знаков в природе.
Материал: Письмо от бабушки Анны, карта, хантыйская одежда, жилищные постройки: чум, лобаз, грамзапись - голоса птиц; демонстрационный материал: деревья лиственные и хвойные, плоды хвойных деревьев (шишки сосны, ели, кедра), лесные звери, птицы; запрещающие знаки в природе.
Ход занятия:
К детям приходит внучка бабушки Анны, приносит письмо и карту. Дети читают письмо, вспоминают кто такая бабушка Анна:
Это хантыйская писательница.
Она писала сказки детям.
Ее полное имя - Анна Конькова.
Далее дети рассматривают карту, которая поможет дойти до ее жилища.
-Нам нужно пройти по дороге, которая проходит по тайге, перейти болото и выти к реке, где находится дом бабушки Анны.
-Ребята, а что такое тайга? (смешанный лес).
-Смешанный лес, это какой лес?
Какие деревья растут в смешанном лесу? (лиственные и хвойные).
-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (у лиственных деревьев на ветках растут листья, а у хвойных иголочки, хвоинки).
А теперь, ребята, в путь.
Чтобы в дороге было веселее, давайте вспомним, какие мы знаем загадки и стихи про деревья.
Загадка про березу.
"Русская красавица стоит на поляне
В зеленой кофточке, белом сарафане."
Стихотворение " Береза" С.Есенин.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
Загадка про рябину.
"Ягодка - не сладость, зато глазу радость,
Осенью - лесам украшенье,
Зимой - снегирям угощенье."
Стихотворение " Алые бусы" И.Кузьмин.
Там, где белая долина
Во снегах стоит рябина
Бусы - ягоды на ней
Зорьки утренней алей.
Загадка про осину.
"Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит."
Стихотворение про осину. И.Токмакова.
Зябнет осинка, дрожит на ветру,
Стынет на солнышке, зябнет в жару.
Дайте осинке пальто и ботинки
Надо согреться бедной осинке.
-Ребята, про какие деревья вы сейчас прочитали стихи и загадки.
-Правильно, лиственные.
-А вы сказали, что в тайге растут еще другие деревья.
-Послушайте загадку:
"Зимой и летом одним цветом".
-Назовите, какие вы, знаете хвойные деревья? (сосна, ель, кедр).
-Сейчас мы с вами поиграем в игру "С какого дерева детка" (детям раздаются шишки).
Ответы детей:
С кедра - кедровая шишка, с сосны - сосновая, с ели - еловая.
-Какие звери и птицы питаются кедровыми шишками? (белка, бурундук, клест, кедровка).
-А как вы думаете, что случится, если не будет деревьев?
-Почему нельзя загрязнять лес? Ответы детей.
-Ребята, посмотрите, здесь какие-то следы? Как вы думаете, чьи это следы?
(лося).
-А почему у лося следы, как копыта? (чтобы не провалиться в снегу и на болоте).
-Чем питаются лоси? (болотными травами, побегами деревьев, листьями).
Загадывание загадки о лисе.
"Кто бежит в лесу густом, заметая след хвостом?"
-А для чего она это делает?
-На кого лиса охотится? (на полевых мышей, когда голодна, может на зайцев, глухарей).
Появляется лиса - диалог с лисой. (Убегает).
А это чьи следы? (заячьи).
Наверное, здесь пробегал зайчик. А вот и он.
Забегает зайчонок, весь дрожит - диалог с зайцем (Убегает).
-Посмотрите, какие маленькие следы. Кто это оставил их на снегу. Как вы думаете, кто же это? (белка).
-А где белка устраивает себе дом (на дереве, в дупле или гнезде).
-А чем питаются белки? Почему о белке говорят, как о хорошей хозяйке (летом готовят запасы на зиму).
Включается музыка, пение птиц.
Много птиц еще живет в тайге. А как птицы помогают лесу? Что будет, если исчезнут все птицы?
Как мы можем помочь птицам?
Стихи о птицах
Люблю птиц. Г. Ладонщиков.
Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю.
Ни ловушками, ни в сети,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни, скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.
Лети. Ю. Могутин.
Хорошо в непроглядную вьюгу
Приютить чуть живую печугу,
А весной, переждав непогоду,
Отпустить ее в лес на свободу.
Физминутка. "10 птичек-стайка”.
Пой-ка, подпевай-ка
Десять птичек стайка.
Эта птичка-воробей,
Эта птичка-соловей,
Эта птичка-совушка, сонная головушка
Эта птичка-свиристель,
Эта птичка-коростель,
Эта птичка-скворушка, серенькое перышко,
Это - зяблик, это - стриж,
Эта - развеселый чиж,
Ну а это - злой орлан,
Птички, птички по домам.
Ребята, а каких вы еще знаете птиц, которые зимуют в наших краях (синица, ворона, дятел, сорока, голубь). Дети вспоминают, как они видели на участке во время прогулки - дятла, наблюдали, что он делал.
Видите, ребята, все в природе взаимосвязано, никто и ничто не может существовать друг без друга.
Как же сохранить эту красоту? (Нужно беречь лес, деревья, все живое, что нас окружает).
Как не навредить природе? Дети говорят правила поведения в природе, лесу.
Проводится дидактическая игра "Чего не должно быть в природе?"
1) Нельзя рубить деревья, резать их ножом и писать на них.
2) Разрушать птичьи гнезда.
3) Разжигать костры в лесу и оставлять не потушенными.
4) Вырывать с корнем ягоды, грибы, лекарственные растения и т.д. Воспитатель предлагает детям расставить правильно знаки по правилам поведения.
Ребята, давайте посмотрим на карту и определим, куда же нам идти дальше.
Дети говорят,- Мы должны идти через болото.
Вспомните, а что растет на болоте (ягоды - клюква, морошка).
А какие вы еще знаете лесные ягоды (брусника, черника, голубика, малина, смородина, рябина).
У меня для вас есть интересная игра "Вкусное варенье",
Я буду называть ягоду, а вы должны сказать, какое варенье из нее получится (например: из брусники - брусничное, из черники - черничное (ответы детей) и т.д.).
Молодцы, идем дальше.
Дети по кочкам перепрыгивают через болото. Влетает Сорока (диалог с Сорокой), затем она показывает дорогу к реке и улетает. Дети выходят на берег реки к чуму, вспоминают, как называется река, возле которой находится жилище бабушки Анны (Обь).
Зовут бабушку Анну. Появляется бабушка, встречает детей.
Здравствуйте, мои дорогие, а я как раз жду вас. Вот мой дом, знаете, как он называется (чум). Правильно. А чем отличается мое жилище от ваших домов? Посмотрите, из чего сделан мой чум? (нужны жерди, шесты, береста, оленья шкура).
А из чего сделаны ваши дома? (из кирпича, бетона, панельных плит и т.д.). Скажите, ребята, а в деревни из чего строят дома (из дерева), как называются дома из дерева (деревянные). А знаете, что мы не живем на одном месте, все время нам приходится переезжать с места на место.
Когда мы переезжаем, то жерди и бересту от чума берем с собой, чтобы не рубить деревья снова.
Бабушка Анна показывает свое жилище детям. Спрашивает у детей что это, показывая на хозяйственную постройку (лобаз). Правильно.
А для чего он служит? (чтобы хранить в нем вещи и продукты).
Посмотрите, какие у нас есть куклы, они у нас без лица, шьем мы их для своих детей.
Дети рассматривают все, что находится в жилище.
Бабушка Анна, дети наши долго шли по тайге, устали. Мы сейчас сядем, а ты нам еще расскажешь что-нибудь интересное.
Дети садятся на ковер. Бабушка приглашает внучку сесть рядом. Спрашивает у детей:
А вы знаете, как называется хантыйская одежда? Посмотрите ребята, как красиво украшены наши костюмы.
А чем их украшают? (бисером, пуговицами, тесьмой)
Какие узоры вы в идете на костюмах, на что они похожи? (на "щучьи зубы", "заячьи уши", "оленьи рога" и т.д.).
А вы бы хотели научиться вышивать бисером?
Для кого бы вы сделали подарки, если бы научились вышивать? (ответы детей).
Ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного.
Послушайте стихотворение о природе:
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на пруду и клюкву на болоте.
У меня для вас угощения приготовлены. Посмотрите, что это? (ягоды).
Дети говорят: -морошка, брусника, клюква.
А это называется "таежное снадобье". Когда придете в детский сад, попьете чай с этой вкуснятиной.
Ребята, что надо сказать бабушке Анне.
Спасибо.
Пожалуйста.
Дети угощают гостей ягодой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"
Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию"С любовью по родному краю"
В 2009г. я участвовала в районном конкурсе "Растим патриотов России". В номинации "Разработка занятия" я заняла 3 место. Может кому пригодиться!...
Из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю"
Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Мы живем в очень красивом и непохо...
Любовь к родному краю!
Данный материал посвященн проблеме формирования любви к малой Родине и приобщению детей к культурно-историческому наследию своей страны, посредством музейной педагогики. Данная стать предназначена для...
Формирование любви к Родине через любовь к родному краю.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любв...
Консультация для родителей :" Любовь к родному краю".
....Мечты уходят в бесконечностьСледы запутаны в тениПрирода открывает вечность,Для тех, кто в мыслях чист своих. ...
Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».
« Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...