Любовь к родному краю!
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данный материал посвященн проблеме формирования любви к малой Родине и приобщению детей к культурно-историческому наследию своей страны, посредством музейной педагогики. Данная стать предназначена для воспитателей дошкольных учреждений и родителей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov_k_rodnomu_krayu.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого - любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к родной стране, к её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
(Д.С. Лихачёв)
Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны - средство формирования у них патриотических чувств и духовно-нравственного развития.
«Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомысленен» - писал Н.М. Карамзин.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. Наша задача и задача родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
В этой связи музейная педагогика может оказать огромное воздействие. Ведь в музее всё необычно: интерьер залов, экспонаты, экскурсоводы, царит особая атмосфера.
Однако часто ли наши дети посещают музей? Когда провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, родители постоянно работают, им некогда. Во-вторых, некоторые родители думают, что дошкольникам ещё рано посещать музей: «Малы и ничего не поймут, что зря время тратить». В-третьих, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей? Прямая агитация вряд ли поможет. Поэтому в детских садах стали создавать мини - музеи.
Музей в ДОУ, обращенный к детской аудитории и семье, должен строить свою деятельность на основе интерактивных методик. Последнее подразумевает непосредственное взаимодействие с предметом, создание фондов материалов, доступных для тактильного восприятия, использование своеобразных путеводителей (игровых занятий, театрализации, мини - спектаклей, бесед) заменяющих экскурсию.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природу и мир животных (дома, детского сада, родного края), труд людей, традиции, общественные события и т.д.
Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог сам должен его хорошо знать, продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное, так как любой город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.
В формировании культуры и творческих способностей немаловажную роль должна играть предметно - развивающая среда, назначение которой - вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Программа, которую выбирает для себя педагог, должна раскрывать и развивать потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребёнке с рождения; создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала; преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием детей, предполагать нетрадиционные формы работы, с элементами игры, поиска и совершенствования. Благодаря этому появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, формируется богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.
Вот каким принципам стараюсь придерживаться я в своей работе с детьми:
- Принцип систематичности, и последовательности, который предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе; доступность и привлекательность предлагаемой информации;
- Принцип культуросообранности - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры;
- Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывая ведущую деятельность-игру;
- Принцип интеграции - определяющий глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусств и разнообразной деятельности детей;
- Принцип природосообразности - учитывающий возрастные и индивидуальные особенности, задатки;
- Принцип наглядности, который является «золотым правилом».
Любая программа предполагает выбор форм работы с детьми:
1. Интерактивных занятий. Это «игры - путешествия». В прошлом году мы с детьми отправились в путешествие в прошлое и настоящее таких предметов, как кресла, посуды, одежды, мяча и т.д. и настолько незабываемые эти впечатления, глаза детей, желание потрогать, посидеть, именно на этом предмете, а потом огромное желание детей придумать и нарисовать свои изобретения. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ними перспективу: как ещё можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Темы для таких путешествий могут быть самыми разнообразными. Выбор зависит от непосредственного окружения, в котором живут дети, от возраста, возможности показать те или иные предметы, и обусловлен значимостью предметов для дошкольников, интересам к прошлому, настоящему, будущему.
- Творческой продуктивности и игровой деятельности детей. Из глины, пластилина, бумаги, картона они изготавливают понравившиеся предметы.
- Оформление мини - музея и выставок. Содержание выставки и музея может быть разнообразным. Это вышивки, кружева, дорожки, полотенца и т.д.
- Праздников. Праздник - это день, который наполнен радостью, весельем. Но праздники связаны не только с ритмом жизни, но и традицией, обычаями, обрядами.
- Работа с родителями. Оформление папки - передвижки, привлекаются в подготовке праздничных мероприятий и т.д.
Всё это - приобщает детей к национальной традиционной культуре. И позволит ребёнку познакомиться с окружающим миром, осознать своё место в нём, развить интеллект, сформировать наглядно - образное мышление, развить творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
В.А. Сухомлинский писал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к своей Родине».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"
Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию"С любовью по родному краю"
В 2009г. я участвовала в районном конкурсе "Растим патриотов России". В номинации "Разработка занятия" я заняла 3 место. Может кому пригодиться!...
Из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю"
Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Мы живем в очень красивом и непохо...
Формирование любви к Родине через любовь к родному краю.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любв...
Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».
« Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...
Презентация "Любовь к родному краю, родной культуре начинается с малого"
laquo;Слышишь песенку ручья?Это — Родина твоя.Слышишь голос соловья?Это — Родина твоя.Руки матери твоей,Звон дождей, и шум ветвей,И в лесу смородина —Это тоже Родина»...