Конспект занятия " Путешествие в зимний лес"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ляхненко Юлия Валентиновна

Конспект НОД в средней группе

«Путешествие в зимний лес»

Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях.

Образовательная: познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой; упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_zimniy_les.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе

«Путешествие в зимний лес»

Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях.
Образовательная: познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой; упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
Развивающая: развивать внимание, мышление, память, 
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Методические приемы:

  • игровой;
  • словесный;
  • наглядный.

Предварительная работа:

  • рассматривание энциклопедий
  • беседы
  • чтение художественной литературы

          картинки с изображением следов животных

Ход НОД:

(Дети сидят полукругом на стульчиках)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Снег на полях,

лед на реках,

вьюга гуляет,

когда это бывает?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Как люди готовятся к зиме? Как одеваются? (Ответы детей)

Воспитатель: Что происходит с животными? Как они готовятся к зиме?

(Ответы детей: некоторые животные меняют цвет шубки, вырастает теплая, зимняя шубка, некоторые животные ложатся в спячку)

Воспитатель: А давайте мы с вами оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.  А на чем мы будем добираться до леса? (ответы детей) Мы с вами отправимся в путешествие на лыжах (Дети имитируют одевание и ходьбу на лыжах.)

Физкультминутка «Лыжники»

Воспитатель: Пока идем на лыжах вспоминаем, как нужно вести себя в лесу? (ответы детей)

Лес для зверей - это родной и любимый дом, а мы пришли в гости,  поэтому должны соблюдать определенные правила.

- Вот и очутились мы с вами в лесу. (Слайд №1).

Весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро.

Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух. (Упражнение на дыхание «Подуем на снежинку»)

Воспитатель:  Ребята, а почему в лесу так тихо? Может, с приходом зимы исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал? (Слайд № 2).

Дети: Заяц.

Воспитатель: На что похожи следы зайца? (На капельки.)

Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете,  от кого он прячется?

Дети: Сова, волк, лиса

 Воспитатель: Что помогает зайцу  заметить опасность?

Дети: Большие чуткие уши.

Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?

Дети: Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.

Воспитатель: Почему зимой заяц белый?

Дети:  Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.

Воспитатель:  Как заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время.

Дети: Он имеет белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться.

Воспитатель: Чем питается зимой заяц? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему, какой гостинец оставим  ему? (Морковку, капусту, сено) (Слайд № 3).

Воспитатель: Ребята, смотрите, падает снег с пушистой ветки, кто-то здесь хозяйничает?

Дети: Белка. (Слайд №4).

Воспитатель: Чем питается зимой белка?

Дети: Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.

Воспитатель: Как нужно вести себя в лесу, чтобы не испугать белочку?

Дети:  Не кричать, не шуметь.

Воспитатель: Какого цвета шубка у  белочки  зимой? (Серая.)

Воспитатель: Как вы думаете почему, белка меняет шубку?

Дети: Серый цвет шубки делает ее неприметной  среди веток деревьев.

Воспитатель:  Где устраивает своё жилище белочка?

Дети:  В дупле, гнезде. (Слайд №5).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда очень холодно, белка не выходит из дупла.

Дети:  В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.

Воспитатель: Как белка от врагов спасается?

Дети:  Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева.

Воспитатель: Расскажите, как белка приспособилась жить зимой в лесу.

Дети: Живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, может легко лазить по деревьям.

Воспитатель: Давайте и  белочку угостим,  что мы оставим полакомиться ей?

Дети:  Орехи, грибы. (Слайд № 6)

                                             Физкультминутка.

   Физзарядкой белочке не лень

   Заниматься целый день.

   С одной ветки, прыгнув влево,

   На сучке она присела.

   Вправо прыгнула потом,

   Покружилась над дуплом.

   Влево - вправо целый день

   Прыгать белочке не лень.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете? (Слайд №7)

Дети: Лисья. (Слайд №8)

Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору.  Ребята, меняет ли окраску шерсти на зиму лиса?

Дети: Окраску лисы не меняют. (Слайд № 9).

Воспитатель: Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?

Дети: Согревает, следы заметает.

Воспитатель:  Кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает? (Слайд № 10).

Дети: Мышей. 

Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?

Дети: Хороший слух и нюх.

Воспитатель: Чем ещё питается лиса?

Дети: Мелкими зверями, птицами.

Воспитатель: Какой гостинец оставим лисичке (Рыбку.) (Слайд №11)

Воспитатель:  Посмотрите, ходят, рыщут, что-то ищут серые… (Волки). (Слайд № 12).

Воспитатель:  Что согревает волка зимой? 

Дети:  Густая, плотная, тёплая шерсть.

Воспитатель: Цвет шерсти волк на зиму  не меняет, она остаётся серебристо-серой. На кого охотятся волки?

Дети:  Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей.

Воспитатель: Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

Дети: Длинные сильные ноги, они долго могут бежать за добычей.

Воспитатель: Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи это следы на полянке? (Слайд №13)

Дети: Это следы лося.

Воспитатель: Чуть копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Слайд №14).

Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Чем питается лось?

Дети: Лось питается ветками деревьев.

Воспитатель:  Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники.

Воспитатель: Как лесники помогают лосям? (Слайд № 15).

Дети: Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают веники берёзовые и осиновые, сено, делают кормушки. Давайте и мы поможем лосю, что оставим ему? (Сено) (Слайд № 16).

Воспитатель: Долго мы с вами по лесу бродили, но почему-то не встретили следов медведя?

Дети:  Потому что медведь зимой спит в берлоге. (Слайд №17)

Воспитатель:  Почему медведь зимой спит?

Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.

Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

Воспитатель:  Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Следопыт».

По следу зверя я иду,

В снегу остался отпечаток.

Я всё равно его найду,

Хоть он со мной играет в прятки.

- Узнайте, какие звери оставили свои следы на снегу. (Слайд №18)

Воспитатель: Пришла пора нам  возвращаться в детский сад, одеваем лыжи .

Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес? (Ответы детей)

Воспитатель:  Кого сегодня встретили в лесу? (Ответы детей)

Воспитатель:  Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? (Ответы детей)

Воспитатель:  Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями. Понравилась вам прогулка в зимний лес? Что особенно вам запомнилось? (Ответы детей).

Следующую прогулку мы с вами совершим в весенний лес, посмотрим, какие изменения произойдут в жизни зверей с приходом весны.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в зимний лес"

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста....

конспект занятия "Путешествие в зимний лес" для подготовительной группы

конспект позволяет расширять, углублять и систематизировать знания детей о зимовке диких животных, птиц, рыб. Учить устанавливать причинно-следственные связи  между изменениями в жизни животных и...

Конспект занятия «Путешествие в зимний лес»

Образовательные задачи:-способствовать  углублению и обобщению знаний детей о диких животных...

Конспект занятия "Путешествие в зимний сказочный лес"

Комбинированное занятие по математике + рисование....

Конспект занятия «Путешествие в зимний лес»

Обогащать знания детей о диких животных; о зиме, как о времени года;Пополнять и активизировать словарь (названия животных: заяц, медведь, белка; глаголы: сидит, прыгает, ходит, спит; предлоги: в, на, ...