Этнография башкирского народа
план-конспект урока (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Конспект ОД для старших дошкольников «Этнография башкирского народа»
Конспект ОД для старших дошкольников «Этнография башкирского народа»
Реализуемые образовательные области: Познавательно развитие (Формирование целостной картины мира). Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.
Тема: Этнография древних башкир. Жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир. "Украсим ковёр" (аппликация).
Цель: приобщение детей к общечеловеческой культуре, развитие воображения, нравственных начал, исторического и национального самосознания, познание своих корней, уважение и бережное отношение к материальной и духовной культуре разных народов.
Задачи: 1. Познакомить детей с бытом древних башкир (жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_dlya_starshih_doshkolnikov.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД для старших дошкольников «Этнография башкирского народа»
Конспект ОД для старших дошкольников «Этнография башкирского народа»
Реализуемые образовательные области: Познавательно развитие (Формирование целостной картины мира). Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.
Тема: Этнография древних башкир. Жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир. "Украсим ковёр" (аппликация).
Цель: приобщение детей к общечеловеческой культуре, развитие воображения, нравственных начал, исторического и национального самосознания, познание своих корней, уважение и бережное отношение к материальной и духовной культуре разных народов.
Задачи: 1. Познакомить детей с бытом древних башкир (жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир).
2. Дать понятие народного декоративно-прикладного искусства. Научить детей выразительному созданию образов башкирского искусства.
3. Продолжать воспитывать любовь к родному краю - Башкортостану, прививать уважение к мастерам-умельцам, развивать эстетическое чувство и вкус.
4. Продолжать знакомство с башкирским народным промыслом - ковроделием, его композиционным построением, учить силуэтному вырезыванию элементов орнамента, прививать интерес к народному творчетву, воспитывать уважение к труду ткачих, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.
Материалы и оборудование:
1. Иллюстрации отражающие жизнь, быт, труд и культуру башкир;
2. Образцы предметов народного быта;
3. Образцы повседневной и праздничной одежды древних башкир;
4. Цветная бумага, клей, ножницы.
Предварительная работа: беседы о том, где мы живем (Республика Башкортостан, город Уфа, какие народы населяют нашу республику (башкиры, татары, русские) - их языки; экскурсия в детсадовский мини-музей "Жилище башкир", настольно-печатные игры: "Сотки ковёр", "Найди свой элемент", "Собери башкирскую посуду", "Башкирское лото".
Выступление вокально-инструментального ансамбля "Мирас" с программой посвященной башкирской культуре.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Скажите, в какой республике мы живем?
Дети: Башкортостан.
Воспитатель: Правильно. А знаете почему она так называется? Потому что, Башкортостан - означает страна башкир. Давным-давно, на этой земле жили только племена башкир. Сегодня мы с вами перенесемся в прошлое и посмотрим как жили древние башкиры, чем занимались.
Для того, чтобы выжить наши предки занимались охотой, рыболовством. Тогда еще, ребята, они не могли выращивать хлеб, сеять пшеницу, овощи - этим они будут заниматься позже. Главным их занятием стало разведение лошадей и овец. Было их много-много, целые табуны лошадей и отары овец. Башкиры ели мясо этих животных, пили их молоко, делали из лошадиного молока кумыс.
Ребята, кто-нибудь из вас пил кумыс, какой он?
Дети: кисленький, полезный.
Воспитатель: А послушайте загадку про кумыс:
Сначала бьют, бьют,
Потом наливают и пьют,
У жеребят отнимаем
Да сами выпиваем.
Почему в загадке сказано: "В рот попадет, в нос шибанёт"? (ответы детей).
Воспитатель: А из шкур этих животных изготавливали разные кожанные предметы: обувь, пояса, сумки, конскую упряжь и даже кожаную посуду для хранения кумыса! Из шерсти овец делали войлок (объяснение, показ, ткали ткани, ковры.
Для того, чтобы лошадки и овцы всегда могли есть свежую траву, приходилось башкирам часто переезжать с одного пастбища на другое. (объяснение слова "пастбище"). И конечно же, они не могли свои деревянные дома перевозить с одного меcта на другое. Ребята, они жили вот в таких круглых жилищах, которое называется "юрта", её легко можно разобрать и перевезти. (Показ, объяснение состава юрты: деревянный каркас, снаружи теплый войлок из шерсти). Внутри юрты было очень красиво. Везде на стенах и на полу развешаны и расстелены ковры. Стояли сундуки с одеждой. Спали прямо на полу.
Физминутка: Как цокают лошадки? (громко цокаем).
Как скачет джигит на коне? (скачем, изображаем джигита).
Как башкир стреляет из лука? (натягиваем тетиву).
Как люди ловили рыбу (тянем сеть).
Смотрите, как башкиры танцевали (башкирские притопы, руки на поясе).
Воспитатель: А посмотрите, ребята, какую красивую одежду надевали башкиры по праздникам. На голове и на груди женщин - украшения из серебрянных монет, кораллов, бисера, Когда женщины ходили, монетки красиво звенели. На голову повязывали платок. Снизу обязательно длинную рубаху, сверху башкирский халат "зилян".
Мужчины большую часть времени проводили верхом на коне. Поэтому посмотрите, какие интересные мужские штаны "сальвар" - они были очень удобны для скакания на лошади.
Рубашка "кульмяк" была обязательно длинная, до колен, под рукавами вставки из ткани красного цвета. Застежек не было, ворот завязывался на шнурках. Сверху надевали длинный кафтан. И красивый кожаный пояс с пряжкой. На голову тюбетейку или зимнюю меховую шапку - "колаксын".
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый ковер я принесла. Что это за ковер, как его еще можно назвать? (Палас). Для чего предназначались паласы? Верно, ими был застлан пол в юрте, нары. На коврах башкиры спали, отдыхали, ими украшали свои жилища.
Ребята, расскажите мне о ковре, какой он? Да, ковер имеет фон черного цвета, на нем яркие цвета, геометрический орнамент состоит из многоугольников, квадратов, лесенок по краям. Чередование цветов контрастное, например, красивое сочетание желтого с черным, красного с зеленым.
Сегодня вся наша группа - ткацкий цех. Мы будем с вами ткачами и "выткем" ковры, которыми украсим нашу группу. Смотрите внимательно, как я вырезаю многоугольник. Квадрат бумаги сгибаем пополам, еще раз пополам. Получившийся маленький квадрат сгибаем по диагонали. Получился треугольник. У этого треугольника одним взмахом ножниц отрезаем треугольник с любой стороны линии сгиба. После этого, держа острый угол линии сгиба от середины разрезанной стороны, вырезаем лесенку, поднимаясь вверх до середины другой стороны. Получился узорный многоугольник.
Желтая ступенчатая канва вырезается так: сгибаем полоску вчетверо, держим пальчиками линию сгиба. Отступая от края противоположной стороны начинаем вырезать лесенку, состоящую из четырех ступенек.
Оставшиеся свободные места можете украсить по-своему, чтобы ковер получился у вас красивый по композиции и цветосочетанию. Работать будете коллективно по три человека.
Во время изготовления аппликации звучит музыка - башкирские напевы.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас в музыкальный зал, где мы с девочками нашей группы исполним народный танец "Башкирские узоры" под музыку "Ете кыз" ("Семь девушек").
Сюжетно-ролевая игра "Башкирское чаепитие".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема "Ознакомление с бытом башкирского народа". Аппликация "Башкирский палас".
Программное содержание:-расширять представление детей о быте башкирского народа;-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницам...
Конспект занятия по ознакомлению детей II младшей группы с национальной культурой башкирского народа «В гости к Няняйке».
Конспект занятия по региональному компоненту...
Презентация на тему: Культура и традиции башкирского народа".
Цель данной презентации: познакомить детей с особенностями и красотой природы Южного Урала, а так же с культурой и традициями башкирского народа....
Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»
Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...
Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»
Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...
Самообразование по теме «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредством башкирских народных сказок с различными видов театра».
Анализ проделанной работы по самообразованию на 2020-2021 учебный годФ.И.О. Беглова Танзиля РашидовнаДолжность: воспитатель.Тема: «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредств...
Конспект занятия по ознакомлению детей с искусством башкирского народа. Тема: Башкирская национальная одежда
Дети, у каждого народа своя национальная одежда, которая выражает характер людей, их настроение. Старшее поколение берегут такие вещи, т. к. у каждой вещи своя история....