Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Зелёная аптека»
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Вячистая Екатерина Витальевна

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Зелёная аптека»

 

Задачи НОД:

1. Познакомить детей с понятием «лекарственные растения» и пользе, приносимой людям;

2. Закрепить знания детей о растениях и их значении в нашей жизни;

3. Способствовать развитию операций мышления: анализа, сравнения, памяти, внимания;

4. Воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.

 

Индивидуальная работа:

- дифференцирование сложности вопросов от уровня развития детей;

- привлечение к чтению стихотворений малоактивных, застенчивых детей.

 

Материал:

- наглядный материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, деревьев;

- раздаточный материал: листочки деревьев;

- модели деревьев без листьев (дуб, клён, берёза, осина); травы – подорожника;

- аудиозапись «Звуки леса»;

- лекарственная трава – мята;

- магнитная доска.

 

Методические приёмы:

- сюрпризный момент (письмо, встреча с лисой);

- художественное слово (стихотворение, загадка);

- игра « 1,2,3 – дереву листочек подари!»;

- рассказ воспитателя и объяснение;

- вопросы к детям;

- роль лисички исполняет ребёнок;

- обращение к личному опыту детей;

- рассматривание иллюстраций;

- решение проблемных ситуаций.

 

Словарная работа:

Лекарственные растения, мята, отвар.

Предварительная работа:

- беседа «Значение растений в природе»;

- дидактическая игра «Больничка для растений», «Живая и неживая природа», «Наряди деревце»;

- разучивание стихов, загадок про растения (деревья, цветы, травы);

- пластитечкий этюд «Маленькое зёрнышко», «Наши алые цветы»;

- чтение художественной литературы про растения;

- наблюдения за растениями на прогулке и в группе.

 

Ход  НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром сорока принесла нам письмо! Хотите узнать, кто нам его прислал? (да)

Послушайте загадку. Если вы её разгадаете, то поймёте от кого оно:

Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие.

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят,

Земли они творенья

Зовём мы их… (растения)

 

Воспитатель: - Ребята, а что такое растения? (травы, кусты, деревья, цветы) – располагаем иллюстрации на магнитной доске.

- Почему травы, цветы, кусты, деревья – всё это растения? (у растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды)

- Ребята, как вы думаете, растения живые или неживые? (живые)

- А почему вы так думаете? (они растут, дышат, питаются)

- Где мы можем встретить много различных растений? (в лесу, парке)

- А какие растения в лесу самые высокие? (деревья)

- Назовите деревья, которые вы знаете (ель, сосна, дуб, берёза, тополь, рябина, клён, осина)

- Ребята, а для чего нам нужны деревья? (дарят чистый воздух – кислород)

- А ещё для чего нам нужны растения? (для красоты)

- Да, верно, говорят: «Рощи да леса – всему свету краса».

- Ребята, а вы хотели бы прогуляться по лесу? (да). – Тогда, я приглашаю вас отправиться на прогулку в лес. Но прежде, вспомним, как мы будем вести себя в лесу. (не будем шуметь, обижать лесных жителей, рвать и ломать растения). В путешествии всякое может случиться, поэтому захватим с собой аптечку.

Приходят в лес.

Воспитатель: посмотрите, как много разных деревьев. Какой здесь чистый воздух. (глубокий вдох, выдох)

- Ребята, в конверте, который принесла сорока что-то ещё лежит. Заглянем в него? – Да это же листочки. (выкладывают все листочки). Только с каких деревьев они я не знаю. Помогите мне, пожалуйста, разобраться.

Воспитатель: Есть такое могучее дерево, его сравнивают с богатырём.  Кто догадался, что это за дерево? (дуб)

- здесь есть дубовые листочки? Возьмите по одному (дети берут)

- предлагаю вам поиграть: «1,2,3 – дубу листик подари!» (дети подбегают к дубу и «дарят» ему листочки)

- Кто знает стихотворение о дубе? (чтение стихотворения ребёнком)

- А вот этот листочек,  с какого дерева оторвался? (с берёзы)

- «1,2,3 – берёзе листик подари!»

- Из всех деревьев русскому народу милее белоствольная берёза. Её сравнивают с девицей.

-  Ребята, а у какого дерева листочки резные, похожие на раскрытую ладошку? Осенью они очень яркие: красные, жёлтые, оранжевые, как расписной терем красуется это дерево. (клён)

 

- А про это  дерево говорят, что оно беззащитное. Когда дует ветерок, оно дрожит. Что это за дерево? (осина)

 

-  ребята, я предлагаю мальчикам найти листочки клёна, а девочкам – осиновые листочки и подарить их клёну и осинке.

 

- «1, 2,3 – клёну и осинке листик подари!»

 

- Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание. А теперь немножко отдохнём. Предлагаю вам посидеть в лесочке, полюбоваться красотой, подышать свежим воздухом и послушать пение птиц.

 

( Звучит аудиозапись; слышится плач – появляется лисичка (ребёнок), держится за колено),

 

Воспитатель: Здравствуй, лисонька, что случилось?

 

Лиса: Я играла с зайчишкой в догонялки, упала и поранила коленку. Ой-ой-ой, больно!

 

Воспитатель: Ребята, что делать? (нужно помочь лисичке).  – Что мы будем делать, как лечить ранку? (помазать йодом)

 

- Молодцы, ребята! Сейчас найдём йод в нашей аптечке и полечим лисичку.

 

Лиса: Нет! Я боюсь йода, он жжется! Моя мама-лиса мои ранки лечит травкой   лечебной.

 

Воспитатель: Это что же за травка такая?

 

Лиса: А вы попробуйте, догадайтесь!

 

Вдоль дорожек его встретишь,

 

Ранки, ссадины излечишь.

 

Сорвёшь листочек осторожно,

 

Кто нас лечит? (подорожник) – показ картинки

 

Воспитатель: Ребята, кто из вас пользовался подорожником? (ответы детей)

 

- Сейчас мы сорвём подорожник (обращается с просьбой к ребёнку) и полечим твоё колено лисонька (прикладывает подорожник)

 

- Подорожник люди использовали с давних времён для заживления ран (воспитатель гладит лисичку).

 

- Лисонька, какая у тебя шёрстка мягкая и блестящая.

 

Лиса: Хотите узнать, что помогает моей шёрстке быть такой красивой? (да). – Угадайте:

 

Растёт зелёною стеной,

 

Её обходят стороной.

 

Колючая и злая дива,

 

А зовут траву?…  Крапива (Показ картинки)

 

Воспитатель: Да, людям есть, за что благодарить лекарственное растение – крапиву. В ней есть вещества, убивающие микробов, а отвар крапивы укрепляет волосы.

 

Лиса: Кто угадает моё любимое лекарственное растение? Оно такого же золотистого цвета, как моя шубка.

 

Воспитатель: Мне кажется, лисонька, я догадалась. А вы, ребята, знаете это растение? (одуванчик)

 

- Лисонька, наши ребята знают стихотворение про этот цветок. (чтение стихотворения ребёнком)- показ картинки

 

Лиса: когда у меня плохой аппетит, мама-лиса делает мне салат из листиков одуванчика.

 

Воспитатель: Значит, одуванчик тоже лекарственное растение. Он помогает улучшить аппетит.

 

Лиса: Послушайте загадку о другом лекарственном растении

 

Стоят в поле сестрички:

 

Желтый глазок, белые реснички. (ромашки) – показ картинки

 

Воспитатель: Отваром ромашки полощут горло, когда оно болит. Кому мама уже делала такой отвар? (ответы детей)

 

Лиса: моя мама таким отваром меня тоже поила.

 

Воспитатель: Да, природа подарила нам много лечебных трав. Многие из них мы видели каждый день, но не знали, что они – лекарства от разных болезней.

 

Спасибо, лисонька, за интересный рассказ. Теперь мы не только знаем лекарственные травы, но и умеем ими пользоваться.

 

Лиса: Мне пора к мамочке. На прощание хочу подарить вам  лекарственную травку – мяту. (даёт листья мяты). Мама всегда на ночь заваривает мне ароматный, успокаивающий чай. Попробуйте, вам понравится. До свидания.

 

(Дети благодарят лисичку за угощение и прощаются).

 

Воспитатель: Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось в лесу? (ответы детей). Что нового и интересного вы узнали? (растения не только помогают дышать, но и лечат нас от болезней).

 

- Предлагаю вам вернуться поскорее в группу, заварить чай с мятой и угостить им всех ребят и взрослых. (Заваривание чая, чаепитие).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenaya_apteka.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Зелёная аптека»

Задачи НОД:

1. Познакомить детей с понятием «лекарственные растения» и пользе, приносимой людям;

2. Закрепить знания детей о растениях и их значении в нашей жизни;

3. Способствовать развитию операций мышления: анализа, сравнения, памяти, внимания;

4. Воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.

Индивидуальная работа:

- дифференцирование сложности вопросов от уровня развития детей;

- привлечение к чтению стихотворений малоактивных, застенчивых детей.

Материал:

- наглядный материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, деревьев;

- раздаточный материал: листочки деревьев;

- модели деревьев без листьев (дуб, клён, берёза, осина); травы – подорожника;

- аудиозапись «Звуки леса»;

- лекарственная трава – мята;

- магнитная доска.

Методические приёмы:

- сюрпризный момент (письмо, встреча с лисой);

- художественное слово (стихотворение, загадка);

- игра « 1,2,3 – дереву листочек подари!»;

- рассказ воспитателя и объяснение;

- вопросы к детям;

- роль лисички исполняет ребёнок;

- обращение к личному опыту детей;

- рассматривание иллюстраций;

- решение проблемных ситуаций.

Словарная работа:

Лекарственные растения, мята, отвар.

Предварительная работа:

- беседа «Значение растений в природе»;

- дидактическая игра «Больничка для растений», «Живая и неживая природа», «Наряди деревце»;

- разучивание стихов, загадок про растения (деревья, цветы, травы);

- пластитечкий этюд «Маленькое зёрнышко», «Наши алые цветы»;

- чтение художественной литературы про растения;

- наблюдения за растениями на прогулке и в группе.

Ход  НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром сорока принесла нам письмо! Хотите узнать, кто нам его прислал? (да)

Послушайте загадку. Если вы её разгадаете, то поймёте от кого оно:

Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие.

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят,

Земли они творенья

Зовём мы их… (растения)

Воспитатель: - Ребята, а что такое растения? (травы, кусты, деревья, цветы) – располагаем иллюстрации на магнитной доске.

- Почему травы, цветы, кусты, деревья – всё это растения? (у растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды)

- Ребята, как вы думаете, растения живые или неживые? (живые)

- А почему вы так думаете? (они растут, дышат, питаются)

- Где мы можем встретить много различных растений? (в лесу, парке)

- А какие растения в лесу самые высокие? (деревья)

- Назовите деревья, которые вы знаете (ель, сосна, дуб, берёза, тополь, рябина, клён, осина)

- Ребята, а для чего нам нужны деревья? (дарят чистый воздух – кислород)

- А ещё для чего нам нужны растения? (для красоты)

- Да, верно, говорят: «Рощи да леса – всему свету краса».

- Ребята, а вы хотели бы прогуляться по лесу? (да). – Тогда, я приглашаю вас отправиться на прогулку в лес. Но прежде, вспомним, как мы будем вести себя в лесу. (не будем шуметь, обижать лесных жителей, рвать и ломать растения). В путешествии всякое может случиться, поэтому захватим с собой аптечку.

Приходят в лес.

Воспитатель: посмотрите, как много разных деревьев. Какой здесь чистый воздух. (глубокий вдох, выдох)

- Ребята, в конверте, который принесла сорока что-то ещё лежит. Заглянем в него? – Да это же листочки. (выкладывают все листочки). Только с каких деревьев они я не знаю. Помогите мне, пожалуйста, разобраться.

Воспитатель: Есть такое могучее дерево, его сравнивают с богатырём.  Кто догадался, что это за дерево? (дуб)

- здесь есть дубовые листочки? Возьмите по одному (дети берут)

- предлагаю вам поиграть: «1,2,3 – дубу листик подари!» (дети подбегают к дубу и «дарят» ему листочки)

- Кто знает стихотворение о дубе? (чтение стихотворения ребёнком)

- А вот этот листочек,  с какого дерева оторвался? (с берёзы)

- «1,2,3 – берёзе листик подари!»

- Из всех деревьев русскому народу милее белоствольная берёза. Её сравнивают с девицей.

-  Ребята, а у какого дерева листочки резные, похожие на раскрытую ладошку? Осенью они очень яркие: красные, жёлтые, оранжевые, как расписной терем красуется это дерево. (клён)

- А про это  дерево говорят, что оно беззащитное. Когда дует ветерок, оно дрожит. Что это за дерево? (осина)

-  ребята, я предлагаю мальчикам найти листочки клёна, а девочкам – осиновые листочки и подарить их клёну и осинке.

- «1, 2,3 – клёну и осинке листик подари!»

- Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание. А теперь немножко отдохнём. Предлагаю вам посидеть в лесочке, полюбоваться красотой, подышать свежим воздухом и послушать пение птиц.

( Звучит аудиозапись; слышится плач – появляется лисичка (ребёнок), держится за колено),

Воспитатель: Здравствуй, лисонька, что случилось?

Лиса: Я играла с зайчишкой в догонялки, упала и поранила коленку. Ой-ой-ой, больно!

Воспитатель: Ребята, что делать? (нужно помочь лисичке).  – Что мы будем делать, как лечить ранку? (помазать йодом)

- Молодцы, ребята! Сейчас найдём йод в нашей аптечке и полечим лисичку.

Лиса: Нет! Я боюсь йода, он жжется! Моя мама-лиса мои ранки лечит травкой   лечебной.

Воспитатель: Это что же за травка такая?

Лиса: А вы попробуйте, догадайтесь!

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь.

Сорвёшь листочек осторожно,

Кто нас лечит? (подорожник) – показ картинки

Воспитатель: Ребята, кто из вас пользовался подорожником? (ответы детей)

- Сейчас мы сорвём подорожник (обращается с просьбой к ребёнку) и полечим твоё колено лисонька (прикладывает подорожник)

- Подорожник люди использовали с давних времён для заживления ран (воспитатель гладит лисичку).

- Лисонька, какая у тебя шёрстка мягкая и блестящая.

Лиса: Хотите узнать, что помогает моей шёрстке быть такой красивой? (да). – Угадайте:

Растёт зелёною стеной,

Её обходят стороной.

Колючая и злая дива,

А зовут траву?…  Крапива (Показ картинки)

Воспитатель: Да, людям есть, за что благодарить лекарственное растение – крапиву. В ней есть вещества, убивающие микробов, а отвар крапивы укрепляет волосы.

Лиса: Кто угадает моё любимое лекарственное растение? Оно такого же золотистого цвета, как моя шубка.

Воспитатель: Мне кажется, лисонька, я догадалась. А вы, ребята, знаете это растение? (одуванчик)

- Лисонька, наши ребята знают стихотворение про этот цветок. (чтение стихотворения ребёнком)- показ картинки

Лиса: когда у меня плохой аппетит, мама-лиса делает мне салат из листиков одуванчика.

Воспитатель: Значит, одуванчик тоже лекарственное растение. Он помогает улучшить аппетит.

Лиса: Послушайте загадку о другом лекарственном растении

Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички. (ромашки) – показ картинки

Воспитатель: Отваром ромашки полощут горло, когда оно болит. Кому мама уже делала такой отвар? (ответы детей)

Лиса: моя мама таким отваром меня тоже поила.

Воспитатель: Да, природа подарила нам много лечебных трав. Многие из них мы видели каждый день, но не знали, что они – лекарства от разных болезней.

Спасибо, лисонька, за интересный рассказ. Теперь мы не только знаем лекарственные травы, но и умеем ими пользоваться.

Лиса: Мне пора к мамочке. На прощание хочу подарить вам  лекарственную травку – мяту. (даёт листья мяты). Мама всегда на ночь заваривает мне ароматный, успокаивающий чай. Попробуйте, вам понравится. До свидания.

(Дети благодарят лисичку за угощение и прощаются).

Воспитатель: Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось в лесу? (ответы детей). Что нового и интересного вы узнали? (растения не только помогают дышать, но и лечат нас от болезней).

- Предлагаю вам вернуться поскорее в группу, заварить чай с мятой и угостить им всех ребят и взрослых. (Заваривание чая, чаепитие).

Автор: Волкова Ирина Васильевна, воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №464 «Лукоморье»,

г. Нижний Новгород, Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Достопримечательности Санкт-Петербурга» (с использованием ИКТ).

Цель - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Знаменитые дворцы Санкт-Петербурга» (с использованием ИКТ).

Цель - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма....

Конспект НОД По познавательному развитию для детей средней группы «Казачий курень»

Конспект НОДПо познавательному развитию для детей средней группы «Казачий курень»Цель: формировать представление детей об истории и жизни казаковЗадачи: продолжать закреплять знания детей о ...

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» для детей средней группы «Кузя в гостях у ребят»

В игровой форме дети знакомятся с особенностями родного края...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы Скоро Зима

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью.Задачи:Закрепить знания о характерных признаках осени; знакомить с названиями животных, местом их обитания, подготов...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы "День защитника Отечества"

Конспект НОД по познавательному и художественно – эстетическому развитию для средней группы «День защитника Отечества» с показом презентации «23 Февраля»...