Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Речка, реченька, река" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной
деятельности на тему:
“ Речка, реченька, река ”
для детей старшей
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цели:
-Расширять знания об окружающем мире, учить составлять рассказ о знакомых реках.
-Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках, учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды.
- Учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения.
-Продолжать развивать у детей познавательную активность в процессе экспериментирования, поощрять выдвижение детьми гипотез.
- Формировать навыки сравнения свойств различных материалов
- Расширять и активизировать словарь детей, развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.
-Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи
Тип: интегрированное занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
Ход образовательной деятельности:
1.Вводная часть
Организационный момент.
Дети рассаживаются на ковре по кругу.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним лето. Все вы отдыхали: кто на даче, кто в деревне, кто оставался в городе, и, конечно же, купались в речке, в озере. А вы знаете, откуда начинается река, где ее начало?
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит
(И.А. Бунин)
II. Основная часть.
1. Родник еще называют «ключом» (показать иллюстрацию). Река может начинаться и из болота, и из озера. Водичка, вытекающая из них, собирается в ручьи. А они, в свою очередь, соединяются, стекаются… и получается река
2.Воспитатель раздает рабочие листы.
- Сравните родник, реку, болото, озеро, ручей - с ключом, зеркалом, чашкой, змеей, шарфиком и кастрюлькой с тестом. Соедините линией, что на что похоже.
(Дети выполняют задание)
3.Составление рассказов о своих речках.
- Ребята, молодцы! А скажите, как еще можно сказать про реку, назвать ее ласково?
Дети. Речка, реченька, речушка.
- Ребята, речки и реки бывают равнинными. Они текут медленно, плавно, у них низкие берега.(иллюстрация или показ видео).
А есть реки горные, у которых течение быстрое, бурлящее и берега скалистые (видео).
-Скажите, чем отличаются равнинные реки от горных?
(- В горной реке вода бурлит. - Вода быстро течет. - Камни видны из- под воды. - Берега из камня, обрывистые)
- а попробуйте рассказать о такой реке, в которой вы купались, плескались летом. Какая в ней вода: чистая, грязная, мутная, прозрачная; какое у нее течение – быстрое, бурное, спокойное, плавное. Расскажите о ее размере, глубине, широкая она или узкая, какие у нее берега: крутые, высокие, низкие, и как можно о ней сказать это – река, реченька или речушка.
Дети рассказывают с небольшой помощью педагога.
Я был у бабушки в деревне и купался в речке Инсарке. Она мутная, течение быстрое, она узкая и мелкая, мы ее переходим. Берега низкие и заросшие камышом. Её можно назвать речушкой.)
Молодцы, ребята! Отлично рассказали о своих реках.
4. Проводиться игра «Времена года». Воспитатель называет времена года. Дети изображают, что делают в это время года листья. (Зима – присаживаются на пол. Весна – поднимаются, разводят руки в стороны. Лето – «качаются» на ветерке. Осень – «летают» по комнате.)
5.Дети получают письмо от почемучки, его приносит почтальон.
Дети читают письмо «Дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие по реке Дон на моем кораблике».
Ребята вместе с воспитателем рассматривают бумажный кораблик и высказывают предположения о том, что на нем нельзя путешествовать (выделяют проблему)
(- он маленький. – он быстро промокнет, - он утонет, - он ненадежный.)
6. - Ребята, а давайте докажем на опыте, что ваши предположения верны.
( дети должны поставить перед собой цель эксперимента, опросить как можно большее количество детей: (А твоя цель? А что ты хочешь узнать?)
Дети планируют деятельность, готовят необходимые материалы для эксперимента: берут бумажные кораблики, наливают в тазики воду, делятся на подгруппы.
Затем проверяют, тонет или не тонет бумажный кораблик. Они наблюдают как постепенно бумага намокает в воде, рвется, становится непрочной.
Выводы:
- у меня намок и стал мягкий.
- я бы не хотел на таком путешествовать – он быстро утонет
- мой упал на бок, его залила вода.
- Я поняла, что кораблик из бумаги делать нельзя. Но как же тогда отправиться в путешествие с Почемучкой?
Дети высказывают предположения, что можно изготовить новый кораблик.
Воспитатель подводит к мысли о том, как и из чего его можно сделать и какими свойствами он должен обладать.
Дети выдвигают предположения как и из чего можно сделать кораблик:
-из железа, из картона, из поролона , из пластмассы, он должен держаться на воде и не тонуть.
Воспитатель уточняет цели деятельности и подводит их к планированию эксперимента: Что мы будем делать и для чего? Что вам для этого потребуется?
Дети находят предметы из дерева, картона, поролона, железа, проводят эксперимент.
Индивидуальная работа с детьми по формулировке выводов:
- что получилось?
- Из чего ты посоветовал почемучке сделать кораблик?
-Какие выводы ты сделал?
Выводы:
- Я бы сделал кораблик из дерева – у меня деревяшка не утонула.
А у меня пластмассовый кубик не утонул – можно сделать и из пластмассы.
- А поролон сильно намокает – это плохо.
Воспитатель предлагает сделать дома с родителями кораблики из подходящего материала, и принести их в группу, чтобы здесь продолжить игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию старшей группы с применением сюжетно-ролевой ритмической гимнастики "Гуси-лебеди"
Одним из средств на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста является ритмическа ягимнастика. Ряд исследователей (Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина, Н.В. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по реализации образовательной области «Познание» тема «Весна. Перелетные птицы»
НОД - это продукт работы курсов повышения квалификации....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Сказочная птица» (логика образовательной деятельности).
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема "Сказочная птица" (логика образовательной деятельности)....
Конспект непосредственно-образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе группе «Чудесная клякса»
Цель: Развивать художественно-творческие способности....
Конспект непосредственно-образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе группе «Волшебное дерево»
Цель: Развивать художественно-творческие способности....
Конспект непосредственно-образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе группе «Живые облака»
Цель: Учить детей задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме и выдерживать это условие до конца....